Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Лингвистика
Размещена 15.06.2016.

Методические требования к выполнению части «С» в ЕГЭ по русскому языку

Ерофеева Ирина Алексеевна

магистр психологии

МБОУ "СОШ № 2 г. Суздаля"

учитель русского языка и литературы

Аннотация:
В статье анализируются требования к выполнению части «С» ЕГЭ по русскому языку.


Abstract:
The article analyzes the requirements for implementation of part "C" of the exam on the Russian language.


Ключевые слова:
ЕГЭ; компетенции; грамотность; сочинение-рассуждение; аргументы; проблема.

Keywords:
Exam; of competence; literacy; essay-argument; arguments; problem


УДК 81

Введение

Современное общество сегодня находится в динамичном состоянии, подвергаясь различным изменениям. Изменения не обходят стороной и сферу образования. Так в последни годы наблюдается процесс системных преобразований в школах России. Вот почему такое пристальное внимание обращает на себя ЕГЭ.

Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) — единый экзамен для всех школ проводимый в Российской Федерации.

Актуальность статьи обусловлена тем, что выпускники школ недостаточно готовы к написанию Единого Государственного Экзамена, а также слабой теоретической разработанности данной проблемы и методических рекомендаций, направленных на оптимизацию результатов выполнения заданий ЕГЭ. Мы предприняли попытку проанализировать методические требования к части «С» ЕГЭ по русскому языку.  

Цель статьи: изучить уровень готовности учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к сдаче ЕГЭ, анализ требований к сочинениям части «С» ЕГЭ, рекомендации для устранения трудностей при написании сочинеений-рассуждений.

Конкретными исследовательскими задачами выступают следующие:

  1. изучить методические требования к написанию сочинения части «С».
  2. изучить теоретические основы ЕГЭ, компоненты готовности к данного вида контролю знаний выпускников.
  3. определить основные направления работы по оптимизации процедуры экзамена и его результатов.

Изучение представленных вопросов позволит сформировать собственное мнение, выбрать определенные методы работы на уроках русского языка, сформировать свой взгляд к затронутой проблеме в связи с реформой образования.

Научная новизна данного исследования заключается в систематизации накопленных знаний по изучаемому вопросу, сбору и созданию классификации материала.

На сегодняшний день преподавание русского языка осуществляется в сложных условиях: замечается резкое снижение уровня культуры населения, повсеместно наблюдается сознательное и бессознательное нарушение норм русского литературного языка, в речи все больше и больше встречаются заимствованные слова, профессионализмы и жаргонизмы, ненормативная лексика. Педагоги, филологи, методисты обращают свое внимание на то, что в преподавании русского языка сегодня не все так гладко и благополучно, как это может показаться на первый взгляд. Свидетельством этого факта являются выпускные и вступительные экзамены выпускников школ и использование языка как средство общения. Особо следует обратить внимание на Единый Государственный Экзамен, так как он является единой формой сдачи выпускного экзамена в школе. Кимы по русскому языку прежде всего проверяют реальный уровень сформированности у современного выпускника средней школы трех основных компетенций:

- языковой;

- лингвистической;

- коммуникативной [5: 27].

По итогам прошедших лет наблюдается тенденция того, что для многих выпускников школ наибольшую сложность и затруднительность вызывают задания части «С».  Задания этого уровня ориентированы на проверку сформированности коммуникативной компетенции учащихся, которая направлена на правильность понимания прочитанных текстов, на умение формулировать проблему (-ы), затронутую автором, на умение выражать свое собственное мнение, а также приводить аргументацию с опорой на жизненный и литературный опыт абитуриента. Работа, связанная с выполнением части «С», не подразумевает никакого выбора ответа и носит творческий характер.  [3:39]. Замети, что выполняя эту часть экзаменационной работы, учащийся открыто демонстрируется реальное состояние своих практических речевых умений, что в дальнейшем позволяет сделать качественный анализ сформированности навыков монологической письменной речи, умение выражать и аргументировать свою точку зрения, а также помогает составить речевой портрет современного выпускника. Такие наблюдения позволяют проследить динамику роста/спада речевых умений школьников, разработать методические рекомендации по ликвидации проблемных зон и усовершенствования программ по работе преподавания русского языка в основной школе. Проанализировав творческие работы учащихся, можно дать наглядное представление общего развития социума, нравственного состояния и социальной зрелости не только какого-то конкретного ребенка, но и показать уровень культуры современной молодежи.

Часть «С» Единого Государственного Экзамена по предмету русский язык представляет собой написание небольшого (не менее 150 слов) сочинения-рассуждения, которое проверяет уровень сформированности следующих компетенций у учащихся:  

  • коммуникативную компетенцию:

     задача коммуникативной компетенции определяется умением воспринимать прочитанный текст, грамотно и четко строить его анализ, давать собственное обоснование текста, выбирая для этого необходимый стиль и тип речи с соблюдением норм и правил русского языка;

  • уровень общей социальной культуры современных выпускников школ, наличие/отсутствие личностной позиции [3:52].

Формулировка заданий к части «С» ЕГЭ по русскому языку может иметь различные варианты, например:

  1. По прочитанному тексту напишите небольшое сочинение-рассуждение. В работе учащегося должна отражаться основная мысль текста, позиция автора + собственное мнение пишущего с точной аргументацией.
  2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Найдите проблему (-ы) в данном тексте, выразите свое отношение к любой из проблем. Проведите анализ средств языковой выразительности, укажите их роль.
  3. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Выделите проблему (-ы), дайте развернутый комментарий одной из проблем, охарактеризуйте позицию автора, выскажите свое собственное мнение.  Согласны ли вы с мнением автора? В чем? И почему? Актуальны ли данные вопросы по сей день?

Объем творческой работы должен представлять не менее 150 слов.

Для достижения хорошего результата при выполнении задания части «С» - написание сочинения-рассуждения, необходимо детально проработать предложенный текст, производя его анализ на всех языковых уровнях. Следует заметить, что многоаспектному анализу по предложенному тексту предшествуют отдельные элементы из тестовой части [1:105].

Предлагаем ознакомиться с основными требованиями к экзаменационному сочинению-рассуждению:

  1. Понимание текста, его правильная интерпретация, определение темы, проблемы, идеи, позиции автора.  

Высокая оценка по этому критерию ставится, если:  

а) учащийся правильно понимает основное содержание теста, выявляет проблему (-ы), дает верный комментарий, избегая при этом фактических ошибок;

б) учащийся верно и четко сформулировал позицию автора, выявил одну или несколько проблем, дал оценку и комментарий хотя бы одной из затронутых проблем.

2. В сочинении-рассуждении присутствует собственное отношение пишущего к поднятым в тексте проблемам или проблеме, сформулирована позиция выпускника, которая может категорически не совпадать с авторской, дается ее обоснование и приводятся соответствующие аргументы. Текст сочинения построен в соответствии с логикой изложения материала.

     Положительная оценка по этому критерию может быть поставлена, если позиция пишущего:

а) сформулирована четко, логически выстроена, с соблюдением всех этических норм;

б) позиция выпускника аргументирована с привлечением нескольких аргументов, используя литературные примеры и примеры из жизни.

3. В работе выпускника дается анализ языковых средств выразительности, указана их роль и значение в данном тексте. Учащийся может рассчитывать на высокий балл по этому критерию, если в его сочинении четко отражены языковые особенности исходного текста, дается их точное объяснение, приведены соответствующие примеры.

4. Смысловая цельность текста не нарушена, речь связана и последовательна. Такое требование подразумевает:

а) логичность, последовательность, выделение смысловых частей создаваемого текста, законченность мысли;

б) композиционные части текста.

     Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если:

- текст выстроен связно и имеет все основные компоненты;

- присутствует деление на композиционные части;

- связность;

- абзацное членение текста. [3:56].

5. Точность, богатство словаря учащегося, использование средств языковой выразительности в соответствии с выбранным стилем повествования, отсутствие грубых ошибок.

Положительная оценка за сочинение может быть поставлена, если в работе учащегося присутствуют разнообразные грамматические формы, проявлен богатый словарный запас учащегося, использованы средства выразительности.

Задание части «С» помогают экспертам проверить не только умения и знания за курс русского языка основной школы, но и показывают наглядную картину уровня развития общей культуры молодежи. Таким образом, итоговая оценка за сочинение-рассуждение формируется за счет того, насколько глубоко и полно в тексте учащегося отражена основная мысль исходного текста, а также корректность, самостоятельность и оригинальность в изложении своих собственных суждений.

Требования, предъявляемые к выполнению части «С» ЕГЭ, можно условно определить с помощью 3 составляющих:

  1. интерпретация содержания текста;  
  2. наличие личностной позиции выпускника с соответствующей аргументацией;  
  3. грамотное композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Сегодня перед школой становятся огромные задачи, связанные с качественной подготовкой выпускников для сдачи ЕГЭ по русскому языку и в частности выполнения задания части «С».  Прежде всего, одним из ключевых вопросов остается вопрос с необходимостью выполнения многоаспектного анализа текста, его информационная переработка, а также создание новой системы подготовки к написанию сочинения-рассуждения с опорой на жизненные ценности и приоритеты молодежи, не опуская важность многовековой литературной культуры.

Заключение

В данной статье мы проанализировали методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования. Анализ показал, что проблема выполнения части «С» ЕГЭ по русскому языку актуальна на сегодняшний день.

Изучение сочинений-рассуждений, а так же определения психологической готовности учащихся к сдаче ЕГЭ востребовано практикой школы, остро нуждающейся в конкретных данных по подготовке всех участников ЕГЭ.

ЕГЭ – как один из новых методов контроля выпускников средних школ, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Реальная картина такова, что ЕГЭ прочно вошел в систему образования, а значит, важно не столько оценивать его целесообразность, сколько искать возможные пути поддержки выпускников для успешного преодоления таких трудностей.

Успешность сдачи экзаменов зависит от системы обучения в целом. Подготовка к ЕГЭ должна быть направлена на сформированность тех навыков и функций, которые необходимы выпускнику при сдаче именно такой формы экзамена, а также на сформированность основных видов компетенций, необходимых для жизненно успешной личности. 

Библиографический список:

1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В.Н. Александров. – Челябинск: Взгляд, 2005 г.
2. Болотов В.А. (редактор) Единый государственный экзамен. Сборник статей. - М.: Логос, 2002 г.
3. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. РЯШ. 1996г., №1
4. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом. М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, В.П. Канакина – М.: Просвещение, 1988г.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.




Рецензии:

15.07.2016, 14:33 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Статья нуждается в доработке. Во-первых, необходима правка текста. Во-вторых, на мой взгляд, отсутствует новизна исследования (заявленная автором новизна не соответствует содержанию материала). Автор перечисляет всем известные требования к части «С» ЕГЭ и не предлагает собственных методических разработок по подготовке школьников к подобным заданиям. В данном виде статья не рекомендуется к публикации. С уважением, Закирова О.В.



Комментарии пользователей:

20.06.2016, 15:47 Козин Сергей Владимирович
Отзыв: Интересная работа, которая затрагивает ЕГЭ в нашей стране, а именно её часть (С). К структурным моментам и авторским высказываниям претензий не имею. Сделано достаточно всё логично по делу (выделены основные моменты в работе читается легко). Но есть небольшие замечания 1-е в ссылках в тексте нужно указывать стр (см.пример. [4, с. 151]), 2-е библиографический список нуждается в полной поправке (см.пример. оформления на сайте журнала или научных статьях авторов) В данном случае нужно стр указать и др. 3-е неужели по данной тематике нету работ более новых авторов??? (самый новый источник датируется тут 2005 годом) на дворе уже 2016 год дискуссия по поводу ЕГЭ последние лет так 5 не перестаёт умолкать. Нужно обновить частично или дополнить новыми. Было бы не лишним видеть монографические работы, диссертации по данной тематике. С уважением КОЗИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МЕНЕДЖМЕНТ (СПЕЦИАЛИСТ) ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.


Оставить комментарий


 
 

Вверх