Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Методика преподавания
Размещена 17.06.2016. Последняя правка: 17.06.2016.

Технология разработки мониторинга для контроля навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе

Несытова Юлия Евгеньевна

бакалавр

Мордовский педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

студентка

Давыдова Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева


Аннотация:
Данная работа посвящена одной из актуальных тем современной методики преподавания английскому языку – мониторингу навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. Объектом исследования является процесс мониторинга навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. Цель работы – разработка мониторинга навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. В результате исследования рассматривает определение роли и значения практической реализации мониторинга навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.


Abstract:
This work is devoted to one of the topical issues of modern methods of teaching English language – Monitoring writing skills at the secondary level English language teaching in the secondary school. The object of research is the process of monitoring writing skills at the secondary level teaching English at secondary school. The purpose of work is the development of monitoring writing skills at the secondary level English language teaching in the secondary school. The study examines the definition of the role and importance of practical implementation of monitoring writing skills at the secondary level teaching English at secondary school.


Ключевые слова:
мониторинг; контроль; проверка; письменная речь; технология разработки мониторинга; контроль навыков письменной речи; ОГЭ; ЕГЭ.

Keywords:
monitoring; control; check; written language


УДК 811.111(045)

Основная цель изучения иностранного языка как предметной области школьного обучения – овладение учащимися умением общаться на иностранном языке в письменной и устной форме. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, к которой относят способность и готовность осуществлять и непосредственное общение (говорение, понимание на слух), и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать тот факт, что роль письменной коммуникации в современном мире чрезвычайно велика. 

В своей книге «Беседы об уроке иностранного языка» Е. И. Пассов назвал письмо, вернее обучение письму и отношение к нему методистов, "золушкой методики" [8]. Как правило, методисты различали три стороны письма: чистописание, орфография и умение излагать свои мысли. Однако основной целью было овладение техникой письма на раннем этапе обучения и орфографией на более продвинутом этапе. Письменные по форме задания носили репродуктивный характер и не были направлены на формирование умений письма как вида речевой коммуникации. 

Актуальность темы данной работы обусловлена недостаточной разработанностью системы мониторинга навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.

Научная новизна исследования заключается в дальнейшей разработке усовершенствовании системы мониторинга навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.

Цель работы – разработка мониторинга навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.

В соответствии с данной цельюпоставлены следующие задачи:

1) рассмотрение теоретических основ мониторинга навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе;

2) практическая реализация мониторинга навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школ.

Объект работы – процесс мониторинга навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.

Предмет работы– разработка мониторинга навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.

Правильно выбранная образовательная технология влияет на достижение поставленной цели и реализацию задач, т.е. способствует эффективности образовательного процесса [6].

В педагогике образовательная технология рассматривается в широком смысле как часть дидактики, а в узком – как конкретный инструмент учителя, объект его исследований и разработок. В своей работе мы будем рассматривать термин «технология» в узком смысле, а именно, как набор методов и приемов мониторинга для контроля навыков письменной речи, а также сюда относятся средства диагностики обучаемых.

Технология разработки мониторинга для контроля навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе состоит из пяти этапов.

На первом этапе, нормативно-установочном, выполняются следующие действия:

- определяются цель и задачи мониторинга, они должны быть актуальными, выполнимыми и педагогически корректными,

- выбирается метод диагностики: тесты, анкеты, опросники, контрольные работы, диктанты, сочинение или изложение;

- устанавливаются критерии оценки задания.

Методы второго, аналитико-диагностического, этапа весьма разнообразны. К ним относятся наблюдения, беседы, проверка домашнего задания, контрольные работы, тесты и т.д. По результатам проверенных работ следует провестиколичественную и качественную обработку данных, сравнить полученные результаты, установив педагогический диагноз и проанализировав причинно-следственные зависимости.

Третий, прогностический, этап предполагает выполнение следующих основных действий:

спрогнозировать дальнейшие тенденции и возможности развития;

- скорректировать дальнейший план занятий и коррекционно-развивающей работы.

На четвертом, деятельностно-технологическом, этапе определяютсяпричины пробелов в знаниях учащихся и ведутся поиски их устранения.

На пятом, итоговом, этапе определяется эффективность проведенной работы на основе логического анализа.

Все элементы педагогического мониторинга:

его этапы и действия –структурно и функционально связаны между собой, и выпадение любого из компонентов из системы мониторинг некачественным.

Прежде чем приступить к описанию цели и задач нашего мониторинга, необходимо, в первую очередь, определить, что собой представляют собой письменная речь как вид речевой деятельности и какие требования предъявляются к ученикам средней ступени школы в области письменной речи.

В лингвистике письмо рассматривается как графическая система и как одна из форм плана выражения. В методике иностранного языка под письмом понимается овладение графической и орфографической системами неродного языка в качестве помощника в овладении устной речью и чтением [7].

И в лингвистике письменная речь определяется как процесс письменного выражения мыслей. В методике обучение письменной речи – это формирование умения пользоваться графической и орфографической системами языка для записи отдельных слов, словосочетаний, предложений, фиксировать устную речь с помощью графических знаков. Целью обучения письменной речи на уроках английского языка является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает в себя владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- формирование необходимых графических умений, речемыслительных навыков, способности формулировать мысль в соответствии с письменным стилем;

-  овладение культурой письменной речи другого народа;

- формирование аутентичных представлений о содержании, стиле и графической форме письменного текста на изучаемом языке.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у детей практической способности пользоваться иноязычным письмом как средством общения, познания и творчеств.

Естественно, на разных этапах обучения в школе содержание обучения письму и мониторинг навыков письменной речи будет различным, однако оно должно быть последовательным и логичным, от простого к сложному.

Если говорить об этапах обучения, то следует рассмотреть следующие:

- обучение графики;

- обучение орфографии;

- обучение формам записи: выписывание ключевых предложений и опорных слов, составление плана и/или тезисов);

- обучение написанию письменных текстов на иностранном языке.

В связи с заявленной темой подробнее остановимся на обучение написанию письменных текстов на средней ступени изучения английского языка в общеобразовательной школе.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по английскому языку дает описание элементов содержания, проверяемых в ходе ОГЭ-2016.

По окончании основного курса учащиеся в рамках наиболее типичных ситуаций письменного общения должны уметь выражать свои мысли в ряде форм письменной речи, а именно уметь:

- заполнять анкеты и формуляры с указанием имени, фамилии, пола, возраста, гражданства, адреса;

- писать коротко поздравления (с днем рождения, с другим праздником) с соответствующими пожеланиями;

- писать личные письма по образцу, соблюдая при этом нормы письменной речи и употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

Написанию личных писем и открыток в современной школе стали уделять больше внимания при обучении письменной речи в связи с форматом ОГЭ и ЕГЭ.

Исходя из вышеизложенного и опираясь на рабочие программы серии Rainbow English О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой, можно составить примерный план мониторинга для контроля навыков письменной речи на средней степени обучения английскому языку [9].

Общая цель мониторинга навыков письменной речи на уроках английского языка – контроль сформированности у учащихся письменной коммуникативной компетенции. Для каждого этапа проверки того или иного умения письменной речи ставится более узкая цель. Именно она позволяет уточнить результаты, планируемые в процессе обучения, показать специфические изменения в поведении учащихся, их знаниях, навыках и умениях. Постановка целей есть необходимое условие для разработки контрольных заданий.

Примерные задачи мониторинга в 5-6 классах – определить уровень сформированности умения делать выписки из текста, составлять план текста, писать открытки c опорой на образец (объемом до 30 слов, включая адрес); правильно писать дату, свой возраст, имя, фамилию, гражданство, адрес [1,2].

Примерные задачи мониторинга в 7-8 классах такие же. К ним добавляется еще одна задача - проверка умения писать краткие сообщения, письма личного характера, в том числе электронные, повествующие о конкретных событиях [3,4].

В 5-8 классах большое внимание уделяется дальнейшему формированию орфографических навыков. Письменный диктант является обязательным заданием, входящим в мониторинг навыков письменной речи после каждого тематического блока.

В зависимости от тематического блока выбирается метод диагностики: письменные ответы на вопросы, написание открытки или личного письма, диктанты, написание продолжения рассказа.

При установлении критериев оценки задания можно обратиться к критериям оценки письма, предложенных Федеральным институтом педагогических измерений. Работа оценивается по четырем критериям:

- успешность решения коммуникативной задачи;

- организация текста и качество его содержания;

- качество языковой стороны текста;

- степень самостоятельности в выполнении задания.

Работы оцениваются по 3-бальной системе: 3 балла максимальный, 0 баллов минимальный.

Успешность письменного сообщения зависит, в первую очередь, от способности выбирать языковые средства. Качество содержания определяется уровнем языковой трудности, разнообразием предложений и объемом текста.

Качество языковой стороны письменного текста отражает умение правильно выбирать языковые средства, чтобы полно ответить на поставленные вопросы. Качество языковой стороны текста также определяется отсутствием лексико-грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Степень самостоятельности ученика определяется его уверенностью при составлении письменного текста и отсутствием необходимости в помощи.

Применяя комплексную оценку, учитель имеет возможность содержательно оценить различные качества навыков и умений ученика. Такая оценка полнее раскрывает достоинства его ответа, не только отрицательные стороны. Все это, в свою очередь, помогает повысить интерес к изучению иностранного языка и стимулирует работу всех учащихся.

Проблема проверки и оценки умений является одной из необходимых частей учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Поскольку мониторинг навыков выполняет обучающую, прогнозирующую, диагностирующую, развивающую и воспитательную функции, то от качества его организации зависит желание ученика учиться и, соответственно, результат обучения.

Библиографический список:

1. Афанасьева, О. В. Английский язык. 5 кл. В 2 ч. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Е. А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2014. – (Rainbow English).
2. Афанасьева, О. В. Английский язык. 6 кл. В 2 ч. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Е. А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2015. – (Rainbow English).
3. Афанасьева, О. В. Английский язык. 7 кл. В 2 ч. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Е. А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2014. – (Rainbow English).
4. Афанасьева, О. В. Английский язык. 8 кл. В 2 ч. / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Е. А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2015. – (Rainbow English).
5. Афанасьева, О. В. Рабочая программа. Английский язык. 5-9 классы / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – М.: Дрофа, 2013. – 112 с. – (Rainbow English).
6. Беспалько, В. П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием / В. П. Беспалько // Мир образования. – 1996. – № 2. – С. 31-38.
7. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. – Москва: Высш. школа, 1982 – 373 с.
8. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. – Москва: Просвещение, 1988. – 223 с.




Рецензии:

3.09.2016, 6:55 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Штука тут вот какая, название не соответствует цели статьи. У Вас нет технологии разработки, в целом текст не плохой. Вот что я предложил бы Вам сделать. Напишите название так: "О мониторинге контроля навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку ". Понятно, что раз средняя ступень то школа общеобразовательная, зачем это повторять два раза? А цель: Рассмотрение вопросов мониторинга контроля навыков письменной речи на средней ступени обучения английскому языку".Так делать быть может не совсем правильно, но в данном случае по-моему допустимо. Думаю и достаточно, после этого статью можно спокойно публиковать здесь.

3.09.2016, 11:00 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Система мониторинга не раскрыта. Она отсутсвует. Сам текст статьи не плохой. Скоррекрировав название и несколько изложив в другом контексте текст, может быть рекомендована к публикации. Д.г.н. Яковенко Н.В.

3.09.2016, 16:45 Бжиская Юлия Вячеславовна
Рецензия: Не могу не согласиться с предыдущими рецензентами. Считаю, что с научной точки зрения, текст хороший. Логически выстроен, тема актуальна, но не раскрыта. Поддержу мнение рецензентов по поводу изменения названия статьи, чтобы не менять текст. если авторы посчитают оставить название, то необходимо внести практический материал в статью. Выбор за авторами.После поправок можно статью можно рекомендовать к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх