Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №34 (июнь) 2016
Разделы: Лингвистика
Размещена 27.06.2016. Последняя правка: 28.06.2016.
Просмотров - 2719

Использование блогов в развитии умений иноязычной письменной речи учащихся

Дулуба Екатерина Станиславовна

магистрант

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Институт образования

Н. В. Петрова, ассистент кафедры информационнных и коммуникационных технологий в образовании


Аннотация:
В статье рассматриваются возможности современных сервисов веб 2.0, используемые для развития умений иноязычной письменной речи учащихся. Рассмотрены возможности блогов для подготовки письменных работ на иностранных языках в ходе подготовки к единому государственному экзамену.


Abstract:
The article deals with the possibilities of modern Web 2.0 services which can be used for the development of foreign language skills of writing for students. The possibilities of blogging for the preparation of written work in a foreign language in preparation for the unified state exam are showed too.


Ключевые слова:
веб 2.0; блог; письмо; английский; интернет; интерактивность; мультимедийность; эссе.

Keywords:
web 2.0; a blog; writing; English; web; interactive; multimedia; lang-8; essay.


УДК 81

На сегодняшний день одним из условий успешности современного образования является использование технологий электронного обучения, к которым относятся сервисы веб 2.0. Особенность сервисов веб 2.0. заключается в организации коллективной деятельности: совместный поиск и хранение информации, совместное использование фотоматериалов, медиа-материалов, совместное создание и редактирование гипертекстов, совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, карт и схем. Рассматривая возможности блог-технологии, можно отметить, что блог раскрывает свой методический потенциал преимущественно при обучении иноязычной письменной речи.

Актуальность темы определяется тем, что блог-технология имеет уникальные особенности, которые могут быть использованы при обучении письменной речи, которая является довольно сложной задачей для учащихся. Несмотря на интерес ученых к теме развития умений иноязычной письменной речи с помощью сервиса «блог» (П. В. Сысоев, C. B. Титова, Л. K. Раицкая, A. B. Филатова и др.), можно выявить ряд недостаточно изученных проблем, требующих дополнительного изучения. В большинсте своем они связаны с внедрением социального сервиса блог в учебно-воспитательный процесс. Нами были выделены следующие проблемы:

1) слабая адаптация учебного блога для образовательных целей в рамках школьного обучения;
2) недостаточная информированность учащихся и учителей о возможностях эффективного использование функций учебного блога для развития различного вида умений;
3) отсутствие у учеников необходимых навыков использования блогов с образовательной целью, с целью развития учебных умений.

Цель данного исследования заключается в анализе дидактических возможностей использования блогов для формирования умений иноязычной письменной речи учащихся. Задачи данного исследования: выделить свойства блогов, которые можно использовать при написании письменных работ учащимися; рассмотреть возможности различных видов блогов для их использования в рамках технологии веб 2.0; показать возможности технологий 2.0 для развития умений иноязычной письменной речи учащихся на примере сервиса по созданию блогов Lang-8.

Научной новизной исследования является рассмотрение социального сервиса блогов в рамках технологии веб 2.0, которая позволяет учащимся выйти на совершенно новый уровень обучения, неразрывно связанного с межличностным общением и взаимодействием с носителями языка, в тоже время позволяющего им развивать умения иноязычной письменной речи.

Термин «блог» происходит от английского слова, обозначающего действие – web-logging – вход во всемирную паутину, в которой человек ведет свою коллекцию записей. Как правило, это личные записи, напоминающие дневник [1, 63]. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к записи или своих блогах) [2, 17]. В данной работе мы придерживаемся мнения П. В. Сысоева, который считает, что блог-технология – это одна из технологий Веб 2.0, позволяющая любому пользователю сети Интернет создать личную страничку, блог (от англ. blog или weblog), в виде дневника или журнала [3, 3].

Согласно исследованию П. В. Сысоева блоги обладают следующими свойствами: публичность, интерактивность, линейность и мультимедийность [3, 2]. Публичность для формирования навыков иноязычной письменной речи может быть использована для участия в письменной Интернет-дискуссии (обсуждение просмотренного фильма, прочитанной книги, проблемных вопросов) и подготовки письменных работ на английском языке. Особую значимость имеет подготовка личных писем и эссе, которые включены в государственную итоговую аттестацию и единый государственный экзамен.

Интерактивность проявляется в возможности для учителя оставлять комментарии, а для учащихся - анализировать ошибки друг друга. Свойство линейности заключается в размещении информации в хронологической последовательности, что позволяет просматривать письменные работы за весь период их подготовки и отслеживать прогресс формирования навыков иноязычной письменной речи.

Свойство мультимедийности позволяет добавлять на страницы блога аудио и видеозаписи, аутентичные тексты и составлять краткое содержание прослушанного, просмотренного или прочитанного материала. Таким образом, учитель может отслеживать развитие навыков аудирования и чтения посредством блогов.

С. Лоу рекомендует использовать блоги как внеклассное веб-пространство, при этом выделяют блог учителя, блог класса и личный блог учащегося. Учитель может создать свой блог, где будут содержаться образцы и правила составления письменных работ на английском языке. Блог класса (в нашем случае группа блога) предназначен для организации совместной дискуссии и позволяют излагать содержание прочитанного, прослушанного иноязычного материала, аргументировать свою точку зрения. Личный блог учащегося позволяет сформировать навыки письма личного характера, навыки подготовки эссе, рецензий к фильмам и книгам. Работа в блогах не требует специальных навыков учащихся и является интуитивно понятной.

Для проведения практической части исследования, мы выбрали сервис по созданию блогов Lang-8, специально предназначенный для изучения иностранных языков (в нашем исследовании рассмотрены возможности для английского и китайского языков). Выбор данного сервиса обоснован следующими возможностями: редактирование письменных работ носителями языка, возможность исправлять работы на родном языке, находить новых друзей и общаться с ними на иностранном языке, детально разработанные критерии по оцениванию активности ведения и редактирования работ, в соответствии с которыми пользователям начисляются L-поинты. От их количества зависит расположение сообщений пользователя в общей ленте новостей. 

Нами выялено, что L-поинты начисляются за следующие виды письменных работ, в ходе написания которых всесторонне развиваются умения иноязычной письменной речи учащихся, в то же время развивая навыки межличностного общения и коммуникативные навыки:

– использование необходимых языковых средств для представления в письменной форме личной информации о себе (автор блога) способствует развитию умений письменной иноязычной монологической речи;

– использование необходимых языковых средств, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, школу) и культуру в иноязычной среде (автор блога) способствует развитию умений письменной иноязычной монологической речи;

– использование необходимых языковых средств для выражения мнения, проявления согласия, несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме (при комментировании блога одноклассника или мнений других учеников и студентов) способствует развитию умений письменной иноязычной монологической и диалогической речи;

– аргументирование своей точки зрения с использованием различных языковых средств (при комментировании блога одноклассника или одногруппника) способствует развитию умений письменной иноязычной монологической и диалогической речи;

– подготовка писем личного характера (способствует развитию умений письменной иноязычной монологической речи, готовит учащихся к выполнению

задания С1 в структуре единого государственного экзамена);

– подготовка эссе различного типа (готовит учащихся к выполнению задания С2 в структуре единого государственного экзамена);

– подготовка рецензий к фильмам и книгам (готовит учащихся к выполнению задания С2 в структуре единого государственного экзамена).

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что использование блогов для подготовки письменных работ на иностранном языке способствует развитию умений иноязычной письменной речи учащихся и позволяет организовать интерактивное взаимодействие по обсуждению содержания письменных работ, проводить рефлексию собственного прогресса в формировании умений иноязычной письменной речи, формировать навыки критического мышления, что повышает качество данной подготовки. Установлено, что в ходе ведения блога ученик не только развивает навыки межличностного и межкультурного обещния, но и приобретает знания лингвострановедческого характера, которые усваиваются им в ходе взаимодействия с носителями языка. Написание письменных работ проходит в интерактивной форме, что дает возможность личностного самовыражения и высказывания своей позиции по тому или иному вопросу. 

Библиографический список:

1. Лингводидактический аспект обучения иностранным языкам с применением современных Интернет технологий – М.: МЭСИ, 2013. – 119 с.
2. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006, - 46 с.
3. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку// Язык и культура. – 2012. – № 4.




Рецензии:

27.06.2016, 21:33 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнений. Название статьи соответствует содержанию. Соблюдены структура статьи, чёткость и логичность в изложении. Нужно ещё раз внимательно прочитать, потому что попадаются незначительные ошибки типа "В ходи исследования". Рекомендуется к публикации.

28.06.2016 10:10 Ответ на рецензию автора Дулуба Екатерина Станиславовна:
Благодарю Вас за положительную рецензию, обязательно прислушаюсь к вашим советам.

28.06.2016, 17:06 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Использование блогов в развитии умений иноязычной письменной речи учащихся" НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации в разделе "Образование": 1) УДК автора НЕ СООТВЕТСТВУЕТ заявленному разделу "Образование" - см. УДК: Раздел 81 - Лингвистика. Языкознание. Языки. 2) В статье ОТСУТСТВУЕТ четкое единство всех элементов заявленному разделу "Образование": (а) "Актуальность" - "условий успешности современного образования (???)…использование технологий электронного обучения (???); (б) "Научной новизной исследования является рассмотрение социального сервиса блогов в рамках технологии веб 2.0, которая позволяет учащимся выйти на совершенно новый уровень обучения (???); (в) в Заключении - "Таким образом, в ходе исследования было установлено, что использование блогов для подготовки письменных работ на иностранном языке способствует развитию умений(???). Автору настоятельно рекомендуется (1) пересмотреть статью на предмет размещения в разделе "Педагогика" (общем, включающем Обучение); (2) аккуратно вычитать статью и привести в единство все разделы; (3) пересмотреть применение термина "развитие" на предмет замены на термин "совершенствование", "рост" и т.п., поскольку в сущности "блог" - всего лишь ОДИН ИЗ многочисленных электронных сервисов, входящих в "электронные методы и методики обучения". Обращаю внимание автора, что на рецензию необходимо ответить ПОСЛЕ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ АВТОРА или иного АРГУМЕНТИРОВАННОГО ОТВЕТА.
28.06.2016 18:18 Ответ на рецензию автора Дулуба Екатерина Станиславовна:
Спасибо за Ваш отзыв, все пересмотрим и учтем.

15.07.2016, 14:49 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Автор учел замечания рецензентов. Рекомендуется к публикации в качестве студенческой работы. С уважением, Закирова О.В.



Комментарии пользователей:

17.07.2016, 18:12 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Отзыв: Если руководитель и студент имеют в виду термин в дистанционном обучении "БЛОГ", используемый в качестве одного из вариантов принципа дидактики системно-деятельностного характера, включающего интерактивность, но в то же время распределённую по времени, то рецензент не возражает против публикации. Если же это не так (а похоже, что они претендуют на какую-то универсальность, большую даже, чем выразил рецензент), то другие, уже действующие методы использования электронных средств учебного назначения, включая мультимедийные инструменты, скайп-обмен, электронные микро-словари справляются и без интерпретации их как некий "блог", который привязан исключительно к Интернет-общению. Хотя имеющиеся программные средства типа Lang-8 надо осваивать для ведения собственной "истории" освоения языка. И всё же главное - это вербальное качество освоения иностранных языков. Как-то поскромней бы, поменьше "винегрета". С замечаниями Г.В. Поповой согласен, что технологии электронного обучения и блог-технологии не одно и то же.


Оставить комментарий


 
 

Вверх