Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №36 (август) 2016
Разделы: История
Размещена 23.07.2016. Последняя правка: 16.09.2016.

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ МОГИЛЁВСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Галынский Антон Дмитриевич

студент

Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет"

студент

Гресь С.М., кандидат исторических наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных наук, УО «Гродненский государственный медицинский университет»


Аннотация:
История торговых отношений в Беларуси насчитывает тысячи лет. Однако в истории первой половины XIX в. торговля занимает особое место. В это время территория Беларуси была включена в общероссийский рынок, что помогло ликвидировать таможенные барьеры, и сделало возможным успешно вести свой бизнес. Цель работы – проанализировать развитие торговли в Могилёвской губернии. Ключевые слова. Могилёвская губерния, торговля, пристани, торговые пути, реки, товар, местечко, купцы.


Abstract:
The history of trade relations in Belarus goes back thousands of years. However, in the history of the first half of the nineteenth century trade occupies a special place. At this time the territory of Belarus was included in the national market, which helped to eliminate customs barriers and made it possible to successfully run your business. The aim of this work is to analyze the development of trade in Mogilev province Keywords. Mogilev province, trade, marina, trade routes, rivers, goods, place, merchants.


Ключевые слова:
Могилёвская губерния; торговля; пристани; торговые пути; реки; товар; местечко; купцы.

Keywords:
Mogilev province; trade; marina; trade routes; rivers; goods; place; merchants.


УДК 339.1(091)(476.4) «19»

 

Торговля на территории Беларуси издавна играла заметную роль в экономическом развитии данной территории. Этому способствовало удачное географическое положение, а так же стабильная внутриполитическая ситуация. К началу рассматриваемого периода в Могилёвской губернии, торговля осуществлялась либо ремесленниками и связанными с ними евреями, либо самими крестьянами. Очевидно, что развитие торговли послужило наиважнейшим условием роста не только промышленного производства, но и сельского хозяйства. Вместе с тем роль и значимость торговли в историческом прошлом зависела от многих факторов. Основные из них будут рассмотрены в данном исследовании.

Основы торговли в Могилёвской губернии закладывались вместе с формированием судостроительных верфей. Необходимость использовать речные суда для перевозки большого количества грузов становилась всё более очевидной. Губерния была богата судоходными реками, а плата за использование речного транспорта была намного меньшей, чем за использование сухопутного.

В начале 80-х гг. XVIII в. в Кричеве была основана верфь для постройки речных судов различного водоизмещения (байдаков, яхт, лодок). Тут же начала  функционировать парусная мануфактура и несколько крупных канатных предприятий. В 1786 г. на верфи было построено 13 яхт, 12 грузовых лодок, которые изготовлялись для сопровождения Екатерины II в ее поездке по Днепру [3, с.452]. В 1789 г. в Херсон из Кричева было отправлено парусины, канатов, пакли и мачтового дерева на сумму свыше 260000 руб. серебром.[5, с. 64, 69]. Многие из их работали не только на нужды местного речного флота, но и черноморского.

В развитии торговли Могилевской губернии с XIX века заметны перемены как в составе товаров, так и в направлении торговых связей. Постепенно торговля с Западной Европой сокращалась из-за начала наполеоновских войн и включения белорусских земель в состав Российской империи. Одновременно шло активное увеличение товарооборота с внутренними регионами России и Украины.

В составе вывозимых товаров значительное место занимал лес и товары из него. Имела место повальная скупка леса купцами у помещиков на корню. Затем они нанимали лесорубов-крестьян и сплавляли его на Украину. Отчеты могилевского губернатора первой четверти XIX в. Федора Ивановича Мелле-Закомельского подтверждают эти сведения: «Одной из главных отраслей торговли местного купечества составляет красный лес, который по Днепру сплавляется в Киев и Николаев. Из других товаров торг производится водкой, пенькой, смолой, которые вывозятся в разные губернии» [3, ст. 41]. На протяжении всей первой половины XIX в. соотношение торгового баланса в Могилёвской губернии не менялось. Вот что приводится в отчёте могилевского губернатора Михаила Михайловича Гамалея: «Главная торговля по-прежнему производится лесными изделиями, горячим вином и пенькой». Этих товаров ежегодно продавалось на сумму от 700 до 1500 тыс. рублей.

Что касается торговли в местечках Беларуси, то она заключалась, в лавочной продаже некоторых промышленных товаров – галантереи, тканей, посуды, железных изделий, соли, сахара – местными купцами, а так же и купцами из других городов. Развитие торговли зависело от ряда факторов: в первую очередь от наличия крупных водных артерий способных принимать достаточно крупные суда, так как отсутствовали железные дороги, и недостаточно было удобных сухопутных путей. Поэтому в первой половине XIX века ведущую роль во внешней торговле Беларуси играли города, расположенные на крупных водных артериях.

Могилевская губерния богата водными артериями. Так по территории её территории протекают реки Сож, Днепр, Березина, Друть, что давало возможность переправлять по этим рекам достаточно большое количество грузов. Основным перевалочным местом служили пристани, коих насчитывалось около 20. Одними из самых значительных являлись пристани в местечках Шклов, Ветка и Кричев. В 1824 г. по реке Сож начал ходить первый пароход. Произошло это благодаря поддержке графом М. Румянцевым предложения механика гомельской экономии англичанина А. Смита о строительстве паровой лесопилки и парохода. Всего в дореформенный период по рекам Беларуси ходило 20 пароходов [2, с.123, 127].

Значительную роль в торговле Могилёвской губернии с другими регионами играла Столбцовская пристань на реке Неман. Это был своеобразный логистический центр, где имелись большие склады и специальные магазины для хранения товаров. По реке груз шел в местечко Юрбург Виленской губернии, а затем в Крулевец (Кёнигсберг). Например, в 1813 г. с пристани в Столбцах с товаром из Могилёвской губернии было отправлено в Крулевец 12 витин, 2 барка, 13 лодок, 61 плот; в 1823 г. – 22 судна и 248 плотов [2].

По Западной Двине в Ригу вывозились пенька, лен, мед и воск. На Украине закупались пшеница и соль и распродавались в Могилевской, а также Минской и Витебской губерниях.

Дальнейшее расширение экономических связей Могилёвской губернии связано с усовершенствованием шоссейных дорог. Так через губернию проходило шоссе Орша – Витебск, Могилёвское шоссе (Орша – Могилёв, не доходя Могилёва шоссе разделяется на две ветви, одна из которых идёт к селу Гадиловичи и соединяется с Брест-Литовским шоссе возле деревни Довек, а вторая через Могилёв идёт к Бобруйску), Московско – Варшавское шоссе [1, с. 38-47]. Почтовые дороги связывали прочными торгово-экономическими связями Могилёвскую губернию с Черниговской губернией, в данном направлении проходили: шоссе Могилёв – Чернигов, Могилёв – станица Якимоской (Житомирский тракт). Достаточно хорошее развитие получила и дорожная сеть местного значения. Через губернию проходили дороги Орша – Бабиновичи, Орша – Горки, Шклов – Горки, Могилёв – Рославль, Кричев – Мстиславль, Кричев – Климовичи, Коханово – Сенно, Старый Быхов – Бобруйск. Наиболее развитые местечки так же были включены в дорожную систему: Мглин – Климовичи, Струж – Кричев, Новозыбков – Краснополья, Неголюбка – Рогачёв, Чуровичи – Жлобин. Так же через Могилёвскую губернию проходили почтовые дороги из Смоленской губернии: Хиславичи – Могилёв, Рославль – местечко Горы; из Витебской губернии: Витебск – Любавичи, Витебск – Шклов, Витебск – Сенно [1, с. 38-47].

В местечках, через которые прошли почтовые дороги, возникли почтовые станции. В некоторых местечках были не только почтовые станции, но и конторы. Так, в губернии в 1788 г. почтовые конторы были открыты в Шклове, Дубровне, Чечерске. Однако последние две скоро закрылись, ведь денежные сборы, которые собирались на их удержание, не покрывали расходов [1, с. 269-270].

Жители местечек занимались изготовлением транспортных средств и кожевенного инвентаря к ним. Ряд местечек были довольно значительными центрами такого производства. Экипажи изготавливали в Кричеве, Синевце. Основой такого производства были заказы местных помещиков, чиновников, а также купцов. На экспорт такая продукция не производилась.

Выделить основные центры развития торговли по видам и количеству проданного в 1846г.

Название

ярмарки

Где и когда проводилась

На какую сумму было привезено товаров(руб. сер.)

На какую сумму было продано(руб.сер)

Местечковые  и городские ярмарки

 

Крещенкая

Ильинская

проводились в Могилёв

10 – 18 января

15-24 июля

Не было привезено

товаров

 

 

Георгиевская

проводилась в Чаусах

23 апреля

26 ноября

 

1200

600

 

500

250

 

Зборица

Красный торг

проводилась в Быхове

15 февраля

18 декабря

 

500

450

 

400

300

 

Иоанна Предтечинская

проводилась в Климовичах

24 июня

 

1530

 

1120

 

Зборная

Троицкая

Покровская

Красная

проводилась в Черикове

8 марта

8 июня

1 октября

27 декабря

 

220

196

235

255

 

200

180

220

240

Чериковский уезд

В 10-ю пятницу по пасхе

Афонасьевская

 

Духовская

Успенская

Николаевская

проводилась в Кричеве

 

проводилась в Краснополье 16 января

В день сошествия Св. Духа

15 августа

6 декабря

8000

 

15000

 

3000

5000

4000

6200

 

13000

 

2500

3500

3500

Оршанского уезда

Крещенская

 

 

Петровская

проводилась в местечке Любавичи с 6 января по 6 февраля

проводилась там же 29 июня

 

 

340277

1630

 

 

114650

1270

Быховского уезда

Сырная

 

 

Девятницкая

Ильинская

Просковиевская

проводилась на сырной неделе в местечке Жмуровичи

проводились там же

 

 

4320

2515

3615

4540

 

 

3700

2000

3000

2050

Копысский уезд

Николаевская

 

Ильинская

 

Успенская

 

Николаевская

 

Воздвиженская

 

Спасская

проводилась в местечке  Толочин 9 мая

проводилась там же 20 июля

проводилась там же 8 сентября

проводилась в Бобре 6 декабря

проводилась там же 14 сентября

проводилась в Смолянах 6 августа

 

450

 

340

 

315

 

280

 

400

 

520

 

330

 

250

 

225

 

210

 

350

 

450

Мстиславский уезд

Глебо-Борисовская

проводилась в Хиславичах 24 июля

187000

76310

Могилёвский уезд

Зборницкая

 

 

Девятницкая

проводилась в местечке  Шклов 26 февраля – 6 марта.

проводилась в местечке  Шклов 6-13 июня.

5410

 

 

 

6550

2280

 

 

 

2900

Климовичский уезд

Георгиевская

 

 

Николаевская

проводилась местечке Шумячи 23 апреля и 26 ноября.

проводилась в местечке Костюковичи 9 мая и 6 декабря.

2673

 

 

5000

1594

 

 

3985

В общей сумме на всех ярмарках было доставлено товаров на сумму 1117046 рублей серебром, а продано на сумму 560599 рублей. [1, с. 71-74].

Исходя из представленных в исследовании данных, можно сделать некоторые выводы:

  1. Могилёвская губерния занимала значительное место в торговых отношениях белорусских земель с соседними украинскими и российскими губерниями.
  2. Благодаря своему географическому положению и наличию естественных путей сообщения торговля в губернии шла круглогодично.
  3. Создание сети шоссейных дорог разного назначения ещё больше усилило торговые позиции Могилёвской губернии.

Библиографический список:

1. Без-Корнилович М.О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии: с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся. – Санкт-Петербург: типография III Отд. собств. е. и. в. канцелярии, 1855. – 355 с.
2. Военно-статическое обозрение Российской империи. Том 8. Часть 3. Могилёвская губерния. – Санкт-Петербург: типография департамента генерального штаба, 1848. – 154 с.
3. Гресь С.М. История торговли на территории Волковысского уезда Гродненской губернии в 1800-1850 гг.// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2014. № 1. Режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria1/1-2014/Gresi.pdf
4. Жучкевич В.А. Дороги и водные пути Белоруссии / В.А. Жучкевич. Минск, 1977. - 573.
5. Кіштымаў А. Прамысловасць. Шляхі зносін. Гандаль. Гісторыя Беларусі: у 6 т. Т. 4. Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII – пачатак ХХ ст.). Мінск., 2005. – 348 с.
6. Лютый А.М. Социально-экономическое развитие городов Белоруссии в конце XVIII – первой половине XIX века. – Мн.: Наука и техника, 1987. – 179 с.
7. Шаўчэня, М.М. Развіццё гандлю ў Беларусі (канец XVIII – першая трэць XIX ст.): Дыс. … канд. гіст. навук / М.М. Шаўчэня. Гродна, 2003. 92 с.
8. Швед В.В. Торговля в Беларуси в период феодализма (1830-1850 годы). – Гродно: ПФК "Орбикс", 1995. – 195 с.




Рецензии:

23.07.2016, 11:57 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Галынского Антона Дмитриевича исторического содержания, описывает развитие взаимовыгодных торговых отношений с сопредельными землями на этапе позднего феодализма. Работа интересна не только преподавателям истории, но и всем, кто интересуется историей своей малой Родины. Автором изучена обширная регионоведческая литература, поставлена цель исследования, которая достигнута. Сделаны выводы. Однако в выводах №2 и №3 необходимо начинать предложения с заглавной буквы. В целом статья достойна публикации.

04.08.2016 8:08 Ответ на рецензию автора Галынский Антон Дмитриевич:
Спасибо за рецензию. Замечания принял во внимание и исправил.

15.08.2016, 11:18 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Содержание статьи Галынского Антона Дмитриевича соответствует теме и раскрывает ее. Вместе с тем представляется необходимым внести изменения в формулировку цели. Цель работы – анализ развития торговли в Могилевской губернии в первой половине ХIX в. Исследование материалов – это средство достижения цели. Хочется обратить внимание также на то, что в тексте не совсем обосновано, какое отношение к торговле в Могилевской губернии имела пристань Столбцы на Немане. Статья рекомендуется к публикации при условии внесения соответствующих корректировок. С уважением С.А. Сильванович
16.09.2016 14:14 Ответ на рецензию автора Галынский Антон Дмитриевич:
Здравствуйте уважаемый Станислав Алёйзович. Большое спасибо за внимание к моей статье. Ваши замечаниям учтены, в статью внесены изменения. В частности уточнена роль Столбцовской пристани.

16.09.2016, 21:57 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия: Автор внёс правки в работу, поэтому полагаю её можно публиковать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх