Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №37 (сентябрь) 2016
Разделы: Искусствоведение
Размещена 05.08.2016. Последняя правка: 05.08.2016.

ЗВУКОРЕЖИССУРА РАДИОСПЕКТАКЛЯ. ТЕХНОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО.

Кучекеева Людмила Александровна

специалист

Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки

Выпускница

Рахманова Н.Н., старший преподаватель, Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки


Аннотация:
Данная статья посвящена работе звукорежиссера над созданием радиоспектакля. Автор рассматривает роль звукорежиссера в создании радиопостановки с двух сторон – с технологической части и с творческой.


Abstract:
This article is devoted to the work of the sound designer on the creation of radio drama. The author examines the role of sound designer in creating a radio show with two sides – technological part and the creative.


Ключевые слова:
звукорежиссура; звукозапись; радиоспектакль.

Keywords:
sound design; sound recording; radio drama.


УДК 7

После того, как в 1895 г. Попов А.С. изобрел новый способ передачи информации с помощью радиоволн, мир значительно изменился. В повседневную жизнь вошло радио, которое, в свою очередь, дало толчок развитию новых направлений науки и техники. Распространение радио повлекло за собой создание нового вида культурного досуга – радиоспектакля. Расцвет этого жанра приходится на середину XX века. Лучшие актеры принимали участие в записи радиоспектаклей, люди собирались вместе, чтобы послушать и обсудить ту или иную постановку.

На первый взгляд может показаться, что радиоспектакль в настоящие дни постепенно уходит в историю, также как и само радио, заменяемое различными аудиовизуальными жанрами. Но при ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем, что это совсем не так: с появлением телевидения радио действительно отошло на второй план, но по-прежнему существуют радиостанции, в эфире которых радиоспектакль занимает весомое место, например, «Детское радио».

И это не единственный пример – радиоспектакль также пользуется популярностью и на других радиостанциях. На «Радио России» идут такие программы как: «Звездные сказки» – это сказки, прочитанные известными людьми нашей страны (Михаил Швыдкой, Илья Авербух, Николай Сванидзе и другие); с 2008 года и по сей день два раза в месяц выходит радиоспектакль «Как курица лапой»; регулярно выходят выпуски программы «Театр радио России». А также в последнее время большой популярностью пользуются аудиокниги. Главное отличие радиоспектакля от аудиокниги заключается в работе с литературным источником, но с точки зрения звукорежиссуры, они практически одинаковы, поэтому, говоря о радиоспектакле, мы будем иметь в виду и аудиокниги.

Несмотря на то, что радиоспектакль успешно продолжает существовать в наши дни, в современной литературе нет объемных трудов, представляющих целостный взгляд на этот жанр с точки зрения творческой звукозаписи. Есть лишь заметки, посвященные отдельным аспектам технологии создания радиоспектакля (например, статьи А.В. Чернышова «Звуковые заметки о радиоспектакле» [1], «Аудиоискусство на радио» [2]) и упоминания об этом жанре в учебных пособиях, например, «Звук в эфире» Н.Н. Ефимовой [3]. Хотя, на наш взгляд, подобная работа, могла бы оказаться весьма полезной для звукорежиссеров радиостанций, а также раскрыть широкие горизонты для дальнейших исследований творческой составляющей в работе звукорежиссера.

Что же представляет собой радиоспектакль? В большинстве случаев –это звукозапись специальной постановки с участием профессиональных актеров, добавлением различных звуковых эффектов и музыкальным оформлением, – аудио продукт, являющийся результатом работы целой команды профессионалов, роль звукорежиссера в которой неоспоримо велика. К специалисту, выполняющему подобные задачи предоставляются высокие требования: он должен обладать не только техническими знаниями, но также иметь хороший музыкальный, и даже шире – художественный вкус, а также уметь творчески подходить к поставленной задаче.

Создание радиоспектакля состоит из нескольких этапов: экспликация; запись голоса (в том числе выбор микрофона для записи, его постановка, выбор помещения) и музыкально-шумовое оформление. Каждый из которых, с одной стороны, обладает конкретными требованиями к техническому качеству выполняемой работы, а с другой – открывает широкий простор для творчества.

Рассмотрим эти этапы несколько подробнее с технологической и творческой стороны.

1. Экспликация.

Создание радиоспектакля начинается с экспликации – адаптации текста для слушателей. В процессе экспликации режиссер расставляет смысловые акценты в предполагаемой речи, музыке и шумах; описания места, времени и действия опускаются, поскольку обычно их воплощают звуками. Поэтому для радиоспектаклей хорошо подходят произведения, где много прямой речи.

2. Запись голоса.

После того, как получен текст или сценарий, следует определиться, какой тембр подойдет для той или иной роли. При выборе диктора надо учитывать потенциальную аудиторию слушателей и жанр произведения. Человеческий голос – уникальный, мощный, выразительный инструмент. Хорошо поставленный, уверенный, красивый голос может привлечь внимание слушателей, убедить, завоевать доверие. Наиболее необычные голоса талантливых исполнителей навсегда становятся частью мировой культуры и искусства. Поэтому запись голоса является одним из самых важных этапов работы над созданием радиоспектакля.

Звукорежиссер еще до записи должен ясно представлять все тембры: важно чтобы они отличались друг от друга и обладали яркими особенностями, подчеркивающими характер персонажа. Тембр записанного голоса довольно сильно зависит от характеристик микрофона (его амплитудно-частотной характеристики – АЧХ, чувствительности, соотношения сигнал-шум) и способа его постановки. С этой точки зрения крайне важно расстояние между микрофоном и исполнителем, и положение микрофона по вертикальной и горизонтальной оси. На качество записи речи также влияют акустические характеристики помещения, качество звукового тракта и мониторинга. Вопросам технического качества записи голоса посвящено немало литературы, например, «Звукозапись с микрофона» [4], нам же хотелось бы сделать акцент на том, что любой технический аспект можно использовать для реализации творческого замысла. Порой даже недостатки оборудования становятся средством художественной выразительности, например, если по сценарию необходимо смоделировать звук голоса из телефонной трубки, можно записать диктора на бытовой микрофон, обладающий специфической АЧХ, что обеспечит необходимый тембр.

После того, как запись актера выполнена, наступает этап  редактирования. Человеческий голос чрезвычайно выразителен сам по себе, однако при помощи различных приборов обработки звука можно получить еще более интересные и яркие голосовые эффекты. В такой работе может быть использован весь спектр существующих способов обработки: динамическая, частотная, пространственная и специальные эффекты.

Таким образом, имея багаж знаний об устройствах обработки звука и свободно владея различными микрофонными техниками, звукорежиссер может с легкостью реализовать творческий замысел.

3. Музыкально-шумовое оформление.

Музыкально-шумовое оформление радиоспектакля должно гармонично сочетаться с записанным голосом: по темпу, эмоциям, форме.

Музыка в радиоспектакле играет огромную роль, поскольку вызывает у слушателей определенные чувства и эмоции. При помощи музыки можно передать любое психологическое состояние героя, оттенки его настроения; неожиданно появившаяся музыка или необычные изменения в музыкальном сопровождении могут привлечь внимание к какой-либо части произведения.

Для радиоспектакля музыка подбирается таким образом, чтобы она не только передавала эмоциональное состояние героя, но и не мешала разборчивости речи. С этой точки зрения, наиболее подходящей является инструментальная музыка, без вокала. Но инструментальные композиции, как правило, обладают АЧХ с ярко выраженным средним диапазоном, совпадающим с регистрами мужского или женского голоса. В таком случае для достижения необходимой разборчивости можно воспользоваться эквалайзером и ослабить средние частоты.

Зачастую выбранное произведение превышает нужный хронометраж, тогда необходим монтаж, в процессе которого звукорежиссер при помощи различных средств должен обеспечить плавные переходы от одного музыкального отрывка к другому. В этой работе крайне важно соотнесение темпов и тональностей используемых музыкальных фрагментов, их жанровой и стилевой направленности. В процессе создания музыкального оформления радиоспектакля звукорежиссер применяет все свои знания истории и теории музыки и, в некотором смысле, выступает даже в роли композитора.

Роль музыки в радиоспектакле невозможно переоценить, но есть еще одна не менее значимая часть – шумовое оформление. С помощью шумов реализуется описание места, времени и действия, создается определенная атмосфера, расставляются акценты.

Звуковой дизайн шумовой картины является отдельным пластом работы звукорежиссера, поскольку не все звуки, слышимые в реальной жизни, подходят к действию радиоспектакля. Например, для создания смеха, слышимого во сне, обычный смех не подойдет. В этом случае звук может обрабатываться различными приборами реверберации для создания нужного эффекта.

Обычно, озвучивание радиоспектакля состоит из трех этапов:

Первый – наложение атмосферы. В «пустых» сценах, то есть таких, где действия почти не происходит, необходимо заполнить звуковую картину. Например, герои сидят на кухне и ведут беседу; в такой, казалось бы, простой мизансцене можно придумать достаточно много звуковых эффектов, которые помогут слушателю погрузиться в атмосферу диалога: подложить шум города «за окном»; если это день – пение птиц, смех детей во дворе, звуки проезжающих машин; если ночь – треск сверчков или вой автомобильных сирен; также можно добавить шумы чаепития или тиканье часов и т.д. Все это оживит сцену без активного действия, сделает ее интересной, привлечет внимание слушателя.

Атмосфера же в общественных местах (кафе, ресторан, рынок и т.д.) требует не только звона бокалов, лязганья вилок и других соответствующих шумов, но еще и гула множества одновременно разговаривающих людей. Запись подобных шумов – одна из наиболее сложных задач, стоящих перед звукорежиссером в создании радиоспектакля.

После того как атмосфера «подложена», начинается работа с импульсными шумами – теми, что сопровождают действия героев. Самое главное в этой работе обеспечить синхронность шумов с действием.

Последний этап – «проложить» шаги. Нужные шаги подбираются в библиотеке шумов (в зависимости от типа обуви и поверхности, по которой ходят персонажи), либо записываются самостоятельно. Технологии шумового озвучивания посвящено несколько работ, например, «Шумовое оформление фильмов и телесериалов» [5].

Таким образом, мы видим, что за счёт подбора дикторских голосов и музыкально-шумового оформления, из одного литературного источника могут получиться абсолютно не похожие друг на друга радиоспектакли, с разными тематическими акцентами, тембрами, настроениями и даже смыслом.

Создание радиоспектакля – сложная масштабная работа, требующая от звукорежиссера не только наличия технических навыков, но и хорошего музыкального вкуса. На каждом этапе создания радиоспектакля звукорежиссер использует практические и теоретические навыки для воплощения творческого замысла. Это еще раз доказывает тот факт, что звукорежиссура, несмотря на свою «техническую» природу – профессия творческая.

Библиографический список:

1. Чернышов, А.В. Аудиоискусство на радио // Телемир. 2009. №1. С.32-35.
2. Чернышов, А.В. Звуковые заметки о радиоспектакле // «Звукорежиссер». – 2008. – №6/08. С. 70-73.
3. Ефимова, Н.Н. Звук в эфире: Учеб. Пособие. М., 2005.
4. Козюренко, Ю.И. Звукозапись с микрофона. – М.: Радио и связь, 1988. – 112 с.
5. Тимофеева, А. Шумовое оформление фильмов и телесериалов // «Звукорежиссер». – 2011. – №6/11.




Рецензии:

2.10.2016, 17:40 Свечников Владимир Серафимович
Рецензия: Статья рассматривает важнейшие аспекты создания эмоционального радиоспектакля: техническое и творческое звуковое сопровождение спектакля. Автор совершенно справедливо показывает, что звуковое оформление речи исполнителей спектаклей требует не только абсолютно уверенного владения современными аудио технологиями, но предполагает творческий подход к созданию всей звуковой картины произведения. Если все это сделано с пониманием комплексной задачи, то радиоспектакль сможет оказать на слушателя значительно большее эмоциональное впечатление, чем предлагаемый ему видео вариант такого же спектакля. Это происходит потому, что слушая радиоспектакль, человек самостоятельно домысливает облик и действия героев, а такой, созданный воображением слушателя образ и декорации действа, значительно ближе ему, чем предлагаемый готовый видео образ. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх