Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 30.08.2016. Последняя правка: 25.09.2016.

Функциональная роль исследований в развитии систем управления

Силина Алена Николаевна

Студент

Уральский государственный университет путей сообщений

Управление персоналом и социология

Научный руководитель: Сухова О.В., канд. эконом наук, доцент кафедры «Управление персоналом и социология», Уральский государственный университет путей сообщений, г. Екатеринбург, Россия.


Аннотация:
Сегодня исследовательская функция становится частью текущей деятельности каждого руководителя организации. В статье аргументирована необходимость систематических исследований организационных систем управления, представлена структура системы управления, концептуальная модель параметрических исследований системы управления а также классификация патологий системы управления.


Abstract:
Today, the research function becomes part of the current activities of any Manager of the organization. The article argued the necessity of systematic research of organizational control systems, the structure of the control system, the conceptual model, a parametric study of the control system and the classification of abnormalities of the control system.


Ключевые слова:
функции менеджмента; патологии системы управления; управляющая подсистема; управляемая подсистема; структура организации; организационная эффективность.

Keywords:
functions of management; pathology management system; the managing subsystem; the managed subsystem; organization structure; organizational effectiveness.


УДК 65

Ранее исследованиями систем управления в различных организациях занимались эпизодически, обращаясь к ним в сложных, критических для организации ситуациях или же проводили их по указанию руководства. Со временем пришло понимание того, что систематическое проведение исследовательских работ важно и руководители все большее внимание стали уделять  изучению систем управления, их совершенствованию и развитию. Значение и разнообразие функциональной роли, которую играют системы управления, обуславливают это. 

При изучении системы управления в качестве объекта исследования выделяются факторы, определяющие степень организованности системы. Этими факторами являются детерминированность ее элементов (она видна в ходе организации взаимодействия подразделений органов управления, деятельность одного элемента системы отражается на деятельности других), динамичность системы, наличие в системе управляющего (за счет него осуществляется управление деятельностью организации) и контролирующего параметров, а также каналов обратной связи.

Соблюдение выше перечисленных факторов обеспечивает эффективное функционирование органов управления. При этом каждый из руководителей и исполнителей несет личную ответственность за ход исследования. 

В зависимости от цели исследования подразделяются на практические исследования, предназначенные для принятия быстрого эффективного решения и получения нужного результата, и научно-практические исследования, нацеленные на перспективу  и глубокое познание тенденций развития организации. Что касается методологии проведения исследования, то здесь в первую очередь выделяются эмпирические исследования и исследования, опирающиеся на научные знания.

Исследование способствует глубокому пониманию ситуации а, следовательно, нахождению наиболее эффективного решения. В современном управлении, исследование становится характерной чертой профессионализма. Для современного менеджера приобретение и освоение навыков исследовательской деятельности является необходимым.

Эффективность проводимого исследования требует того, чтобы затраты на ее проведение и полученные конечные результаты были соизмеримы. Формы представления результатов исследования различны. Так, например, результаты могут быть представлены в виде новой модели системы управления, новых регламентирующих документов, видоизмененной корпоративной культуры или же, в частности, в виде скорректированных расчетных формул.

В общих чертах организация проведения исследования представляет собой подготовку исследования (разработку программы, выбор методов наблюдения. проведение пилотажного исследования), сбор необходимой информации, ее подготовку к обработке, обработку и анализ информации,и в конечном итоге подготовку результатов исследования. Основной из всех перечисленных этапов - это сбор данных, наиболее эффективными для которого являются следующие методы: проведение беседы с представителями аппарата управления, изучение опыта родственной организации и изучение статистических сведений о развитии в рассматриваемой организации.

С точки зрения практики методику проведения исследования можно разделить на три раздела. Первый из них - теоретический раздел, где определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования. Второй раздел - методический, где исследователь объясняет выбор метода проведения, сбора и обработки полученных данных, анализирует результаты, а также описывает способы их оформления. Третий раздел - организационный представляется в виде плана проведений исследования, формирования команды исполнителей и распределения между ними обязанностей, а также финансовых ресурсов. Этот же раздел содержит организационную форму проведения исследования (например, оно будет индивидуальным или коллективным).

Что касается организации проведения исследования, то она может осуществляться в форме индивидуального или коллективного исследования, в форме исследования, проводимого внутринним или внешним специалистом, в форме централизованной и децентрализованной организации, служб управления изменениями и целевыми проектными подразделениями, а также в форме привлечения специализированной консалтинговой организации. 

В ходе изучения категорийного аппарата авторы отметили, что исследование – это всестороннее изучение какого-то определенного объекта, явления или процесса. Также оно представляет собой изучение их структуры и тенденций развития, в основе которых лежат разработанные принципы и методы познания для поиска  пути наиболее эффективного развития [1]. Основные характеристики исследования включают в себя цель, предмет и объект, составленную программу исследования, организацию ее проведения и конечные результаты.

Понятие «функциональная» отражает зависимость чего-либо от осуществления конкретной деятельности [2].

Сущность функционального подхода состоит в рассмотрении потребности в качестве совокупности функций, которые требуют выполнения для достижения ее удовлетворения.

Роль определяется как набор определенных поведенческих правил, характерных для определенной организации или же должности, а также характер и степень участия в какой-либо деятельности [2].

Отталкиваясь от этого, понятие «функциональная роль исследования систем управления» будет рассмотрена как мера результата, достигаемого путем реализации исследовательских функций в процессе изучения систем управления, этот результат будет зависеть от цели их научного и практического использования.

Функциональная роль исследования систем управления проявляется в том, чтобы обеспечить эффективное формирование организационной структуры и оптимизировать протекающие в ней процессы, создать благоприятный климат в коллективе, определить количественные и качественные характеристики и показатели в системе управления, разработать поведенческую стратегию организации в условиях конкуренции на рынке, оптимально распределить все информационные потоки внутри организации и наладить коммуникации с ее внешней средой, делать прогноз поведения системы управления в критической ситуации и условиях риска, а также создать положительную динамику развития организации.

Системами управления определяются те системы, в которых реализуются все процессы управления. В процессе функционирования системы управления происходит деление ее на две подсистемы: управляющую и управляемую. При наличии цели у определенной деятельности обязательно осуществляется управление достижением данной цели и, безусловно, сама деятельность по ее достижению. Это показывает четкое разделение функций управляющей и управляемой подсистем. [3] Данное разделение обуславливается сложностью протекающих процессов деятельности в каждой ее области, постоянно растущим общественным характером деятельности и усилением взаимосвязи протекающих процессов.

В теории менеджмента система управления определяется как управляющая подсистема, характеризующаяся целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления. Она есть реальное воплощение  управленческих взаимосвязей и играет роль якобы существующей субстанции, за счет которой управление приобретает определенное содержание и имеет конкретное проявление, а функция управления реализуется на практике. Система управления действует в соответствии с функциями управления, а также с условиями формирования системы управления. Действия системы управления направлены на достижение наиболее оптимальной связи экономических целей организации, ее внутренней среды, характеризующейся реальными возможностями системы, с внешней средой (производственные, материальные, финансовые  и интеллектуальные цели).

Как систему управления в менеджменте, управляющую систему можно разделить на подсистемы. Первая из них - совокупность управленческих органов, подразделений или конкретных исполнителей, реализующих конкретные функции, а также совокупность методов, на основе которых происходит управленческое воздействие. Эта подсистема рассматривается в качестве совокупности организации, технологии и методов управления и называется структурно-функциональной подсистемой. Именно эта подсистема подвергается глубокому анализу и описанию в процессе рассмотрения вопросов построения и функционирования систем управления организациями. От уровня развития организации зависит степень значимости этой подсистемы, то есть чем выше уровень развития организации, тем выше будет значимость подсистемы. Информационно-поведенческая подсистема – это, как бы, «душа» системы управления. Основные ее части и реальные формы проявления несут в себе управленческие теории, ценностную ориентацию управления, информационное обеспечение коммуникаций в управлении (подразумеваются носители информации, методы ее распространения), формальные и неформальные отношения управленческих представителей и представителей внешнего окружения, а также уровень развития организации в целом и каждого ее работника в отдельности.

Информационно-поведенческая подсистема объединяет в единое целое, основываясь на развитии информационных каналов, цели организации, которые в последствии воплощаются в критериях ее функционирования, идеологии управления, нормативную базу и интересы работников, а также организацию и реализацию управленческой деятельности. 

Третьей подсистемой управляющей системы является подсистема саморазвития системы управления. Ее появление отражено в возникновении в системе управления таких качеств как стремление к самосовершенствованию, гибкости и адаптивности к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей, а также ускоренное введение их в процесс функционирования системы управления.

Подсистема саморазвития отражает перечисленные выше качества, выступает как генератор этих качеств. Она содержит в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и реализации.

Подсистема саморазвития подразделяется на две части. Первая ее часть направляет систему управления к непрерывному совершенствованию и развитию, также она решает следующие задачи и выполняет определенные функции. Она разрабатывает, вводит в систему управления и поддерживает необходимый уровень стимуляторов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию, непрерывно анализирует уровень функционирования системы управления, ее реальных и потенциальных возможностей, анализирует динамику задач, которые встают перед системой управления. Также первая часть подсистемы саморазвития выявляет новые тенденции и направления развития систем управления, возникающие в мировой практике менеджмента, анализирует используемые формы и методы обновления систем управления.

Необходимо отметить, что первая часть подсистемы саморазвития пересекается с информационно-поведенческой подсистемой в системе управления. Уровень развития информационно-поведенческой подсистемы определяет ее функциональные возможности. Это обусловлено тем, что готовность к изменениям, гибкость, адаптивность и заинтересованность в высоких конечных результатах функционирования системы управления в основном задаются состоянием информационно-поведенческой системы.

Вторая часть подсистемы саморазвития направлена на развитие системы управления. Она решает основные задачи. Среди этих задач присутствуют выработка траектории саморазвития системы управления. Эта выработка содержит в себе поиск возможностей совершенствования, описание нового состояния системы управления, а также разработку процедуры и содержания перехода в новое состояние; организация перехода системы управления в новое состояние. Организация включает составление программы перехода, распределение заданий и позиций между субъектами перехода, распределение функций координации и корректировку их деятельности в процессе перехода и др. Также в эти задачи входят анализ результатов перехода,  обобщение опыта работы по переводу системы управления в новое состояние, получение выводов, касаемых развития подсистемы саморазвития системы управления.

Организация функционирует успешно, если  система управления - это отлаженный механизм, способный к быстрому решению проблем, противостоянию конфликтов, созданию внутренней и внешней сред организации на основе эффекта синергии. 

Исследование является процессом выработки новых  знаний, одним из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. Важный аспект исследования связан с фиксированием условий, в которых  изучаемая система функционирует, а конкретно с размером и стадией жизненного цикла организации. Согласно таким закономерностям, как эффект масштаба производства и жизненный цикл организации, выше перечисленные условия  определяют как возможности, так и ограничения в достижении каких-либо свойств и показателей функционирования организации. От стадии жизненного цикла организации зависят значения параметров, поэтому при построении концептуальной модели исследований жизненный цикл  выступает в качестве базиса оценки ее параметров (системные параметры управления, общие параметры организации, параметры организации управления).

Под общими параметрами организации понимаются консервативные величины, дискретно изменяющиеся в зависимости от стадии  жизненного цикла организации (производственная мощность. величина товарооборота, численность персонала и др.) [6]

Состав системных параметров определяется в соответствии с целями организации, ориентированными на достижение конкретных результатов (коммерческая эффективность,  финансовая состоятельность, деловая активность, результативность, обеспеченность  ресурсами, инвестиционная привлекательность, рыночная ситуация и др.).

Сделать заключение о состоянии организации, ее положении во внешней среде можно за счет проведения анализа результатов управления.  Так осуществляется оценка системной эффективности  управления.

Параметры организации управления являются характеристиками системы управления. Их определяют ее конфигурация, структура, механизм и процессы управления, а также регламентация поведения элементов. Эти характеристики дают возможность оценить эффективность организации управления. Параметры организации управления можно определить, опираясь на следующий  принцип: система управления распределена на функциональные подсистемы и элементы, для каждой ее части  обосновываются параметры. Основу определения состава параметров организации управления составляют характеристики системы управления, включающие в себя:

  • уровень знаний и умений, необходимых для построения системы управления;
  • рациональность организационной структуры;
  • результативность процессов управления;
  • эффективность использования человеческих ресурсов;
  • издержки на содержание системы управления;
  • уровень информатизации и компьютеризации. [6]

Любое отклонение (другим словом, патология),  измеряемого параметра от нормы приведет к потере устойчивости, гибкости, адаптивности, в целом - к нарушению гомеостаза.

Существуют отклонения, усиливающие положительные и отрицательные тенденции, и уравновешивающие отклонения, представляющие из себя чередование положительных и отрицательных отклонений, не превышающих крайние значения (критерии), при которых  система организации сохраняет устойчивое равновесие, или гомеостаз.

«Организационные патологии» можно расформировать в следующие группы:

  • Первая группа есть структурные патологии: наблюдаются господство структуры над функцией, стагнация структуры и нарушение соответствия между структурой, политической системой, а также ступенями карьеры;
  • Второй группой являются патологии управленческих решений: наблюдаются противоречивость гипотез стратегии, краткосрочная эффективность и перспективная несбалансированность с внутренними возможностями организации, «маятниковые решения», отказ от радикальных решений, размытие  целей;
  • Третья группа состоит из патологий организационного поведения: происходят дублирование организационного порядка со стороны руководства, размытие стандартов и норм, наличие конфликтов.

Параметризация системы управления может быть представлена как внешняя и внутренняя. Для осуществления внешней параметризации применяются системные параметры управления, внутренняя параметризация осуществляется с применением параметров организации управления. Одной из сложно решаемых проблем  исследования систем управления является определение степени зависимости внутренних и внешних параметров или степени влияния внутренних параметров на рост эффективности деятельности организации.[4]

Предварительно определить конкретную функциональную роль, в итоге оказывающую влияние, как на внутреннюю, так и на внешнюю среду считается необходимым с целью повысить эффективность исследований систем управления. От этого зависит состав целей и направленность исследования системы.

Долгосрочная выживаемость системы управления в целом и организационная эффективность характеризуются ее параметрами. Множественностью параметров определяется многопараметрический подход к оценке системы. Все будет зависеть от цели оценки и опыта исследователей. Исследование систем управления начинается с анализа результатов управления. Определение недостигнутой части конечных целей организации и учет образа организации достижения этих целей необходимы. В процессе исследования все внимание необходимо сконцентрировать на установленных функциональных подсистемах. Предлагаются следующие направления оценки:

  •  оценка организации общесистемного состояния (целенаправленность, надежность, системность, самоуправляемость и адаптивность);
  • оценка организации производственной  подсистемы (уровни ее элементов и компонентов);
  • оценка организации управляющей подсистемы (уровни ее элементов и компонентов);
  • оценка организации обеспечивающих подсистем системы управления;
  • оценка организации линейной подсистемы системы управления.

С целью получить дополнительную информацию исследование ориентируют на изучение законов и тенденций развития природы и общества. Это помогает реализовать преобразование окружающей действительности. исследование управления необходимо проводить с целью повышения качества управленческих решений, разработки стратегии управления и повышения квалификации менеджеров, эффективного совершенствования управления, а также получения дополнительной информации о системах управления и внешней среде. Преимущественно важную функциональную роль исследования систем управления играют в развитии автоматизации управленческих процессов. Это считается необходимым для того, чтобы повысить уровень эффективности и управляющей, и управляемой подсистем. Одно из направлений развития современных систем управления - это создание интегрированных систем. Они обеспечивают комплексную автоматизацию работ по управлению.

Изучение системы управления - это непрерывный процесс, потому что система, как живой организм, она живет и постоянно развивается. Но говоря о системе следует отметить, что этот "жизненный" процесс протекает в одно время с изучением и по завершении этого изучения отличается от своего исходного состояния. Это говорит о важности фиксирования подходящего момента для завершения изучения системы управления в частности и организации в целом.

Органы различных уровней управления  в какой-то мере стремятся к финансированию научной деятельности. Этот факт усиливает функциональную роль исследований в целом и исследований систем управления в частности.

В современном менеджменте проблематика исследований  состоит из процессов управления, организации управления, компьютерных технологий, стратегий и инноваций, экономики и ресурсов управления, экономии времени, социологии управления, авторитета руководителя, методов контроля деятельности, формального и неформального управления, механизмов мотивации и др.

В заключение можно сказать о том, что исследования систем управления, использование и реализация их конечных результатов в практической деятельности приведут к глобальным, оптимистичным последствиям (геополитическим, социально-экономическим, морально-этическим, др.). Обострение конкуренции, развитие науки, повышение образовательного уровня менеджеров, повышение уровня сложности решаемых проблем,  расширение возможностей исследователя за счет использования технических средств - все это позволило констатировать тот факт, что исследования в целом и исследования систем управления в частности стали обязательными и необходимыми элементами современного менеджмента.

Библиографический список:

1. Глухенькая Н.М. Исследование систем управления персоналом организации: монография. - Прага: Vedecko vvydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. - 96 с.
2. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления; Юнити-Дана - Москва, 2011. - 158 c.
3. Исследование систем управления: Учебное пособие. Жуков Б.М., Ткачева Е.Н. - Дашков и К, 2014. - 207 с.
4. Мельников В. П. Исследование систем управления: учебник для академического бакалавриата / В. П. Мельников, А. Г. Схиртладзе. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 447 с.
5. Сухова О.В. Махнева А.С. Особенности нормирования труда руководителей в современных условиях. // Высшая школа. 2016 г. № 6. С. 28-29.
6. Фрейдина Е. В. Исследование систем управления; Омега-Л - Москва, 2013. - 368 c.




Рецензии:

31.08.2016, 17:51 Хасанов Баходир Акрамович
Рецензия: Рецензия на статью Силиной Алены Николаевны «Функциональная роль исследований в развитии систем управления» 1. Спасибо Вам за то, что постарались! Неплохая статья получилось! 2. Для улучшения ее уровня на наш взгляд, нужно еще поработать над ней. 3. Следует редактировать текст, имеются грамматические ошибки! 4. В статье отсутствуют статистические цифровые данные, таблицы, диаграммы, формулы, которые существенно повышают вид и смысл статьи. 5. На странице №6 Вы пишите: «Органы различных уровней управления в какой-то мере стремятся к финансированию научной деятельности. Этот факт усиливает функциональную роль исследований в целом и исследований систем управления в частности». Разговор начали сразу про финансировании, а мысль не доведена до логического завершения и тут же закончилось). 6. В статье превалирует мнения других авторов, много ссылок, в результате исследований желательно подавать свое, личное! 7. Классификации внутри опять делятся, раздел имеет подраздел, еще внутренняя классификация идет и.т.д. т.е. в результате запутаешься. 8. Заключение написано в общих чертах и поверхностно, не конкретно. Учитывая вышеизложенное прошу Вас доработать статью. Хасанов Баходир Акрамович-д.э.н., профессор

2.09.2016, 2:43 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Сегодня исследовательская функция становится частью текущей деятельности каждого руководителя организации С точки зрения практики методику проведения исследования можно разделить на три раздела. Первый из них - теоретический раздел, где определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования. Второй раздел - методический, где исследователь объясняет выбор метода проведения, сбора и обработки полученных данных, анализирует результаты, а также описывает способы их оформления. Третий раздел - организационный представляется в виде плана проведений исследования, формирования команды исполнителей и распределения между ними обязанностей, а также финансовых ресурсов. Этот же раздел содержит организационную форму проведения исследования (например, оно будет индивидуальным или коллективным). приведите пример такого руководителя из реальной жизни



Комментарии пользователей:

31.08.2016, 17:51 Хасанов Баходир Акрамович
Отзыв: Рецензия на статью Силиной Алены Николаевны «Функциональная роль исследований в развитии систем управления» 1. Спасибо Вам за то, что постарались! Неплохая статья получилось! 2. Для улучшения ее уровня на наш взгляд, нужно еще поработать над ней. 3. Следует редактировать текст, имеются грамматические ошибки! 4. В статье отсутствуют статистические цифровые данные, таблицы, диаграммы, формулы, которые существенно повышают вид и смысл статьи. 5. На странице №6 Вы пишите: «Органы различных уровней управления в какой-то мере стремятся к финансированию научной деятельности. Этот факт усиливает функциональную роль исследований в целом и исследований систем управления в частности». Разговор начали сразу про финансировании, а мысль не доведена до логического завершения и тут же закончилось). 6. В статье превалирует мнения других авторов, много ссылок, в результате исследований желательно подавать свое, личное! 7. Классификации внутри опять делятся, раздел имеет подраздел, еще внутренняя классификация идет и.т.д. т.е. в результате запутаешься. 8. Заключение написано в общих чертах и поверхностно, не конкретно. Учитывая вышеизложенное прошу Вас доработать статью. Хасанов Баходир Акрамович-д.э.н., профессор


Оставить комментарий


 
 

Вверх