Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 29.08.2016. Последняя правка: 03.09.2016.

Основные категории коммуникативного сознания музыканта

Нестерова Марина Александровна

---------------------------

РГК им.С.В.Рахманинова

магистрантка 2 курса

Научный руководитель:Бжиская Юлия Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова


Аннотация:
В данной статье речь идет о коммуникативном сознании музыканта, актуальность которой обуславливается социальной и профессиональной деятельностью специалиста. Авторами рассматриваются такие категории как общение, вежливость, коммуникабельность и коммуникативная грамотность музыканта и коммуникативная оценочность, которые являются составляющими коммуникативного сознания специалиста музыкальной сферы.


Abstract:
The article is devoted to the important aspect such as communitive consciousness of a musician, including communication, politeness, literacy. They are considered as the main parts of this process. Each of them plays its own role, being alone and a part at the same time.


Ключевые слова:
коммуникативное сознание; коммуникация; вежливость; грамотность; оценочность

Keywords:
communitive consciousness; communication; politeness; literacy.


УДК 37

Беспорно, что музыка по своей природе коммуникативна. Известно, что посредством музыкальных звуков музыканты-композиторы передают свои жизненные впечатления, идеи, манифесты. Музыканты-исполнители общаются непосредственно с публикой, с залом, передавая замысел автора музыкального произведения сквозь призму собственной индивидуальности, думая как донести до слушателя основную идею. Таким образом, музыкант, исполняя то или иное произведение,  работает осознанно. В этой связи мы и рассмотрим такое понятие как коммуникативное сознание музыканта.

 Прежде всего остановимся на определении такого понятия как сознание, под которым исследователи понимают  свойство мозга [9; 11]. Под коммуникативным же сознанием понимают совокупность механизмов сознания человека, которые обеспечивают его коммуникативную деятельность, включающую коммуникативные установки сознания, совокупность ментальных коммуникативных категорий, определяющих принятые в обществе нормы и правила коммуникации [9; 11]. Под коммуникативными категориями понимаются самые общие коммуникативные понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления.Остановимся на некоторых коммуникативных категориях, наиболее значимых, с нашей точки зрения, для раскрытия такого понятия как коммуникативное сознание музыканта.

Первая из них – это категория общения. В данном случае под общением можно понимать несколько составляющих, таких как диалог, монолог, официальная, неофициальная, публичная речь. Все они являются сложным и многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми  и группами. Они порождаются потребностями совместной деятельности и включают в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнёра) [7].

Действительно, в деятельности музыканта-исполнителя  такие навыки очень важны. У музыканта-исполнителя такое общение осуществляется через его интерпретацию музыкального произведения, таким образом он может донести свои мысли и чувства до слушателей. Задача же музыканта-исследователя (музыковеда) установить на концертной эстраде диалог с зрительным залом, подготовить к прослушиванию музыки (или лекции), заинтересовать своей личностью и заинтересовать  фактами из истории музыки.

Последнее невозможно без коммуникативных способностей музыканта, которые просто необходимы при общении с публикой посредством музыкального произведения. Приведем пример  -  симфонический концерт. Исполнителей в составе симфонического оркестра на сцене много, но среди них, самый главный, руководящий – это дирижер. Именно он должен обладать развитыми коммуникативными способностями. Во-первых, потому что он передает замысел композитора, во-вторых, он всегда лидер, к мнению которого будут прислушиваться, уважать все музыканты, согласившиеся быть под его руководством.
В данном контексте дирижер как и любой другой музыкант должен быть профессионалом своего дела, что предполагает не просто хорошее исполнение, но и умение общаться с партнерами по цеху. Любое общение предполагает определенные нормы этикета. Иными словами мы говорим о вежливости музыканта, которая отражает нравственную и поведенческую категорию, черту характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета [5].
Проникнувшись особенностями культуры и этикета прошлых столетий, настроениями той эпохи, в которую создавалось то или иное музыкальное произведение, музыкант просто не имеет права вести себя совершенно иначе, поскольку такое поведение не будет соответствовать его благородной профессии и слушатель в зрительном зале ему попросту не поверит. Поскольку сам музыкант является носителем культуры, поэтому должен быть вежливым, должен служить образцом для слушательской аудитории.

Но быть вежливым еще недостаточно для плодотворного общения. Важным является умение налаживать контакты. В данном случае речь идет о такой способности к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми как коммуникабельность. Она является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Умение строить диалог с другими людьми – одна из важных компетенций музыканта, которая позволит ему суметь установить профессиональные связи с культурно-просветительскими организациями, интерпретировать различные музыкальные произведения для широкой аудитории.Коммуникабельность как проявление коммуникативного мышления очень ярко отражается, например, в джазовой музыке, где главным творческим актом является импровизация. В данном случае музыканту просто необходимо уметь понимать и чувствовать другого человека, чтобы активно с ним взаимодействовать посредством музыкального общения.

Для плодотворного сотрудничества музыкантов важным является музыкальные знания, позволяющие специалистам сферы музыки говорить на одном языке. Нам представляется важным остановиться на такой категории как грамотность. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке [8]. В музыке в это понятие входит громадное количество единиц, таких, например, как возможность правильно, культурно выражать свою речь, умение ориентироваться в музыкальном контексте, для того чтобы верно передать, интерпретировать музыкальное произведение. Кроме того, это способность распознавать и воплощать нотный текст. Из истории музыки известно, что композиторы XVI века сознательно зашифровывали знаки в музыкальном произведении для того, чтобы прочесть его мог только истинный знаток, гуру музыки. Это был своего рода фильтр и знание доставалось лишь избранным, к музыкальному кругу относилось ограниченное количество специально подготовленных, просвещенных людей.

Многие проблемы исполнительской интерпретации нотного текста требуют исключительного решения музыканта-исполнителя. Работа над нотным текстом – это всегда интеллектуальный процесс, включающий осознание того или иного музыкального произведения через личное "я" музыканта. Таким образом, интерпретация музыкального текста исполнителем не может отталкиваться только от его природной музыкальности и следовать интуиции. В этом случае особую ценность имеет проявление личной творческой «позиции» музыканта, предполагающей непростой выбор стилевой модели в создании интерпретаторской концепции [3]. Безусловно, интерпретация композиторского текста (нотного текста) разнообразна, поскольку напрямую зависит от личностных качеств исполнителя, например эмоций, проявление которых всегда неразделимо в процессе игры на музыкальном инструменте.

 Хотя, как считают исследователи, эмоции отличаются от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений [6], именно они отражают субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

С первых классов музыкальных школ музыкантов учат слушать, чувствовать музыку, эмоционально на нее откликаясь. Для этого создано безумное количество методик, включающих в себя помимо специальности, творческие формы работы на уроках сольфеджио, ритмики и даже отдельный предмет в начальных классах – слушание музыки. Но, вполне естественно, что в школе и даже в музыкальном колледже, когда педагог по специальности дает своему ученику технически сложное, взрослое произведение с весомым внутренним содержанием, у ученика еще недостаточно эмоционального багажа для того, чтобы выразить чувства. Для того, чтоб передать печаль, тоску, любовь, потрясение страсть в музыке – все эти чувства музыкант должен пережить сам. И пережить осознанно.И как вердикт, возможно, дать свою оценку тому или иному музыкальному произведению.

Именно поэтому мы и остановимся на коммуникативной оценочности как одной из категорий коммуникативного сознания музыканта, являющуюся ключевой чертой стилистики речи специалиста.  Являясь необходимой частью формирования познавательно-ценностной конструкции действительности, оценочность выступает средством реализации творческого замысла [6] или же: оценочная коммуникативная стратегия, в основе которой̆ лежит оценочное высказывание, может пониматься как «пережитая, т.е. прошедшая через когнитивные структуры, значимость (“мысль для себя”)» [1, с. 24; 2, с. 26]. Например, употребление музыкантом-лектором в своей речи соответствующих словесных синтагм, формирует доброжелательное отношение к нему зрительного зала («рады приветствовать вас», «дорогие друзья»), формирует возникновение интереса слушателей и удержание внимания («спешу вам сообщить», «хочу поделиться с вами любопытным фактом»). Метафорические высказывания «очень экспрессивны и не только передают негативное отношение субъектов оценки, но и способствуют формированию соответствующего отношения» [10] у слушателей («его творчество явилось вершиной…», «неиссякаемый творческий потенциал»).

Таким образом, рассмотрев ряд аспектов , таких как общение, коммуникабельность, коммуникативная грамотность, эмоциональность и коммуникативная оценочность, мы пришли к выводу о том, что все эти категории взаимосвязаны между собой и не могут рассматриваться отдельно друг от друга, представляя собой  коммуникативные категории сознания музыканта.

Библиографический список:

1. Дашинимаева П. П. Теория значения как значимости: «осветим чертог теней»? // Вестник ТВГУ. Серия «Филология». 2011. № 4. Вып. 2. С. 21-29.
2. Дашинимаева П.П. Теория значимости как основа психонейролингвистической концепции непереводимости: автореф. дисс. ... д. филол. н. Иркутск, 2010. 35 с.
3. Драч Н. Г. Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02: защищена 27.06.06 / Н. Г. Драч; CГК им. Л. В. Собинова. – Саратов, 2006. – 25 с.
4. Дускаев Л. Р. Выражение оценочных коммуникативных действий в журналистском культурно-просветительском дискурсе // Вестник Пермского университета 2014 Российская и зарубежная филология. Вып. 4 (28), с. 35
5. Макеев Л. А. О Политкорректности // Журнал «Самиздат», 2013, №9, с. 5
6. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – Москва, 1971, с. 97
7. Психология общения. Энциклопедический словарь под общ. Ред. А. А. Бодалёва. – М. Издательство «Когито-Центр», 2011 г., с, 56
8. Рубакин Н. Грамотность. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т.9А. СПб., 1893, с. 89
9. Стернин И. А. О национальном коммуникативном сознании / И. А. Стернин // Лингвистический вестник. – Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2002. – Вып. 4,э. – с. 44-47 http://www.vsu.ru/sch-sem/publication/docs/sternin01.html
10. Цыбикова Н. С. Оценочные коммуникативные стратегии сетевого новостного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2014, № 12 (42), часть 1, с. 196-19
11. Rebecca Mitchell and Stephen Nicholas (2006). «Knowledge Creation in Groups: The Value of Cognitive Diversity, Transactive Memory and Open-mindedness Norms». Electronic Journal of Knowledge Management (University of Sydney, Australia).




Рецензии:

29.08.2016, 15:41 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема актуальна, много интересных суждений и тезисов. Однако, считаю, что тема очень (может слишком) сложна для исследования уровня магистерской работы. Определение сущности и структуры требует исследований методологического уровня, ссылки на фундаментальные работы не позволили автору выйти на понятную концепцию конкретного исследования. Довольно поверхностная работа с категориями: речевое мышление, коммуникативное сознание, коммуникативные способности, коммуникабельность – как они соотносятся между собой? Очень много вопросов относительно обоснованности подходов автора к определению структуры, характеристик его составляющих. Например, почему вы исследуете речевое мышление, если есть понятие «коммуникативное мышление? Мне видится рациональным или сужение темы, или расширение текста за счет более системной аргументации подхода. После доработки статья может быть рекомендована к публикации.

29.08.2016 16:16 Ответ на рецензию автора Нестерова Марина Александровна:
Уважаемая Татьяна Иосифовна! Благодарим Вас за детальный анализ нашей работы. Постараемся учесть все Ваши рекомендации и доработать материал.

29.08.2016, 17:21 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Я уже писал что сознание не алгоритм. В работе много ляпов или доработать или бросить. Так публиковать нельзя.

2.09.2016, 23:08 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Текст один и тот же, а фамилия автора и название меняется уже трижды. Это- дело хозяйское. Но вот словосочетание "...категории... сознания.." - это полная ерунда, т.к. "сознание" - само является категорией и не может включать в себя другие категории, поскольку не является наукой. Нельзя жанглировать словами по своему усмотрению. Можно рекомендовать к публикации только после исправлений.
03.09.2016 13:13 Ответ на рецензию автора Нестерова Марина Александровна:
Уважаемая Валентина Александровна! Фамилии одни и те же, только поменяли местами как и должно быть: автор и научный руководитель. Названия статьи меняется по рекомендации рецензентов и изменения ряда моментов в статье.

8.09.2016, 19:51 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Проблема заявленной статьи чрезвычайно интересна. Хочется отметить широкий профессиональный кругозор автора. Однако статья требует теоретической доработки. 1. Хотя бы наметить методологические основы исследования. 2. Определить теоретические или исследовательские основания понятий, используемых в работе. После доработки статья может быть опубликована.



Комментарии пользователей:

30.08.2016, 12:20 Бжиская Юлия Вячеславовна
Отзыв: Уважаемая Татьяна Иосифовна! Мы постарались внести все Ваши рекомендации относительно доработки статьи. Хотелось бы услышать Вашу точку зрения. С уважением, авторы.


5.09.2016, 20:16 Тюрина Валентина Александровна
Отзыв: Можно менять фамилии авторов и название статьи, но нельзя писать антинаучную ерунду, повторяю, в науке не может быть "категорий сознания", поскольку "сознание" - это не наука, а само является категорией психологии. Как говорил В.Маяковский в таких случаях: "Надо иметь умных товарищей" - это по поводу вашей ссылки на рецензентов. Все остальное - это Ваш выбор. А я ЕРУНДУ К ПУБЛИКАЦИИ НЕ РЕКОМЕНДУЮ - это мой выбор. Удачи.


Оставить комментарий


 
 

Вверх