Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №37 (сентябрь) 2016
Разделы: Культурология
Размещена 02.09.2016. Последняя правка: 30.10.2016.

Термины ремесленничества Узбекистана. Резьба по ганчу

Кадырова Наргиза Арифовна

Бухарский Государственный Университет

преподаватель

Аннотация:
Статья посвящена общему описанию ремесел распространенных на территории Узбекистана и детальному описаню ряда специфических, профессиональных терминов используемых в резьбе по ганчу. Статья является начальным этапом подготовки к созданию словаря терминов узбекского ремесленничества, который должен облегчить работу специалистов начинающих изучать данную тему.


Abstract:
Article is dedicated to general description of crafts at the territory of Uzbekistan and to detailed description of some specific professional terms used in ganch carving. This article is the first step in creation of uzbek cratsmanship terms dictionary which is supposed to help specialists who begin working in this field.


Ключевые слова:
ганч; ремесленничество; Узбекистан.

Keywords:
ganch; craftsmanship; Uzbekistan.


УДК 81-26

Работая над материалом для фирмы организующей поездки по достопримечательностям Узбекистана, я заметила что, большинство терминов, имеющих отношение к узбекскому национальному ремесленничеству, в разных источниках переводятся по-разному. Некоторые авторы в русскоязычных и англоязычных текстах используют термины в оригинальном, «узбекском» написании, некоторые слегка адаптируют слова, заменяя звуки которых нет в русском и английском буквами максимально приближенными по звучанию, и наконец, есть авторы, которые применяют русские (либо английские) термины, приближенные по значению к специфическим терминам узбекского ремесленничества.

Подобное «разнообразие» в применении терминов имеющих единое смысловое наполнение, может приводить к путанице и осложнять поиск и анализ материала по заданной теме.

В этой связи, для унификации, систематизации и категоризации материала, в целях последующего облегчения работы специалистов в этой области (да и просто лиц, интересующихся богатым культурным наследием Узбекистана), я решила проанализировать и описать профессиональные термины узбекского национального ремесленничества, в разбивке по видам ремесел.

В связи с обширностью задачи, работа будет разбита на несколько статей, каждая из которых будет посвящена одному определенному виду ремесленничества. Данная статья является начальным этапом моей работы над диссертацией, и ляжет в основу создания специализированного словаря терминов узбекского ремесленничества, который планируется издать, в том числе, на английском языке.

На протяжении многих веков Узбекистан был центром культуры и просвещения. Находясь на середине Великого шелкового пути, регион вбирал в себя всё самое лучшее с Востока и Запада. Правители всячески поддерживали развитие науки и ремесел, ученные и мастера привозились в Древнюю Бухару, Самарканд, Хиву и Коканд со всего света. Для них создавались крайне благоприятные условия и как результат наука и ремесленничество в регионе процветали.

Ремесленническое искусство Средней Азии делиться на девять основных больших групп. Каждая, в свою очередь, делиться на подгруппы.

И так, первая группа – узбекская керамика. На протяжении многих веков регион славился высокоразвитым мастерством в обработке глины и гипса. Из этих материалов изготавливались посуда и утварь, декор для помещений, некоторые элементы мебели. Готовые изделия покрывались глазурью с орнаментами и оригинальными рисунками.

Вторая группа – резьба по дереву. Признанными центрами резьбы по дереву были и остаются Бухара, Самарканд, Хива, Ташкент и Фергана. У каждой школы резьбы своя, неповторимая техника. Примеры изумительного мастерства древних специалистов сегодня можно встретить в виде украшения деревянных колонн и потолочных балок средневековых строений, а также на шкатулках, амулетах и резной мебели сохранившихся до наших дней.

Третья группа – медная чеканка. Это один из самых древних видов прикладного искусства Узбекистана. Тисненные и гравированные изделия из меди высоко ценились в регионе за декоративные качества, и отражали статус их обладателя. Чеканка, зачастую, наносилась на медные кухонные принадлежности (блюда, подносы, чайники и пр.). Школы художественной чеканки разных городов, существенно различались по стилю орнамента. Наиболее знаменитыми были школы Коканда, Бухары и Хивы.

Ювелирное искусство. Эта группа в Узбекистане имеет историю более двух тысяч лет. Найденные в регионе уникальные изделия были старше таких древних городов как Самарканд и Бухара. Богатство и традиции жителей способствовали процветанию этого вида ремесла. Изделия из золота, серебра и драгоценных металлов выполненные в своеобразном, восточном стиле, пользуются популярностью далеко за пределами Узбекистана.

Золотое шитье. Древний вид рукоделия, в основе которого лежит вышивка на ткани серебреными и золочеными нитями. Найденные образцы доказывают, что золотошвейная культура была развита в городах Узбекистана еще в раннем средневековье. Сложная техника изготовления таких изделий и своеобразие орнамента делает их уникальными. На изготовление одного изделия может уходить год времени. Того рода товары высоко ценятся на рынке.

Ковроткачество. Древние традиции этого вида искусства сегодня вновь возрождаются во многих городах Узбекистана. Неповторимые, затейливые узоры, необычность и яркость красок, а главное ручная работа и натуральность материалов позволили завоевать Узбекским коврам известность во всем мире. На изготовление шерстяных и шелковых ковров ручной работы может уходить до нескольких лет.

Лаковая роспись. По средневековой технологии для украшения предметов лаковой росписью из золотого или бронзового порошка готовился грунт с добавлением вишневого или абрикосового клея, на который кисточками наносился рисунок. Лак и краски изготавливались по сложной, утерянной рецептуре. лишь с середины 70-х годов прошлого века в Узбекистане началось возрождение этого вида ремесла. Сегодня на туристических рынках Узбекистана можно встретить множество сувениров с лаковой росписью изготовленных по древним технологиям.

Узбекские куклы. В старые времена, представления с куклами собирали сотни людей на рынках Бухары, Самарканда, Хивы и Ташкента. В советский период эта культурная традиция была позабыта. Сегодня изготовление миниатюрных кукол в национальных одеждах вновь набирает популярность. Большой интерес к таким сувенирам проявляют многочисленные туристы посещающие Узбекистан.

Декоративная вышивка. Это наиболее распространенный вид рукоделия среди узбекских женщин. В средние века вышивка использовалась в традиционном обиходе повсеместно. Своеобразные, характерные только для этого региона красивые орнаменты и узоры наносились на одежду, молельные коврики, сюзане и большие панно, заменявшие настенные ковры жителям древних городов Узбекистана. Существует огромное количество видов узбекской национальной вышивки.

Каждая из этих групп индивидуальна и формировалась на протяжении столетий, под влиянием культурных, исторических, социальных и религиозных факторов. В процессе формирования уникальных особенностей того или иного вида народного декоративно-прикладного искусства в обиходе появлялось определенное количество терминов, свойственных только этому виду искусства. Первую часть своей работы я бы хотела посвятить терминам, относящимся к резьбе по ганчу, одной из подгрупп Узбекской керамики.

Как и в любом другом виде народного прикладного искусства, лексикографическая база терминов относящихся к резьбе по ганчу тесно связана с историей региона и языками, доминировавшими на заданной территории в разные периоды развития ремесла.

В ходе работы, в качестве объектов исследования были отобраны 17 наиболее распространенных профессиональных терминов используемых среднеазиатскими специалистами резьбы по ганчу.

Предметом исследования будет смысловое значение терминов относящихся к данной области, в современном их звучании. Следует отметить что, почти все отобранные термины имеют персидское происхождение, что свидетельствует о том, что начало зарождение культуры резьбы по ганчу было заложено в эпоху доминирования персидского языка на рассматриваемой территории.

В целях более простого восприятия материала, описание значений и этимологии терминов будет приведено в неформальной форме. Каждый из терминов будет подчеркнут.

Полагаю некоторые из Вас не раз видели на картинках, фотографиях или в фильмах на Восточную тематику, величественные и необычайно красивые минареты или дворцы Бухары, Самарканда или Хивы. Что делало эти строения столь уникальными и притягивающими взоры, помимо самой архитектурной формы? Это орнамент и декор, порывающие здания как снаружи, так и внутри. Одним из видов декорирования зданий, было использование узорных панелей из ганча. Ганч – это смесь из гипса, лесса и воды, в пропорциях позволяющих сформировать декоративный элемент до затвердевания массы в результате сушки. Более правильным и полным названием материала является термин ганчхок, где «ганч» означает гипс, а «хок» - песок. Аналогичный материал использовался в средние века в государствах Кавказа, где он назывался «гажа», а в Иране – «гач». Считается что, этимология термина «ганч» происходит именно от иранского «гач». Ганч наиболее тонкого помола, без добавок и примесей назывался гульганч, где «гуль» означает цветок. А, используемый для особо сложных и длительных по исполнению узоров, долго-схватывающийся ганч назывался ховонда.

Для вырезания красивого узора, мастера художественной резьбы по ганчу – ганчкоры (в персидских и тюркских языках приставка –кор используется и по сей день, отдельно слово «кор» на фарси означает «работа», а в привязке с видом деятельности означает мастер или специалист по этому виду деятельности), использовали улги (ахта) – шаблон, в виде рисунка на бумаге с проколами, припорох, который позволял точно и идентично формировать орнамент даже на больших поверхностях.

Особенностью орнаментального искусства мастеров региона является применение элементов декора разработанных в этом регионе и впоследствии распространенных по всей территории Центральной Азии и Ближнего Востока. Например, такой элемент, применяемый в резьбе по ганчу, как занжира пардоз (фарси. цепной узор) – резьба с использованием орнамента из цепочек, узких полосок с геометрическим узором, состоящим из трехгранных врезок – присутствует в оформлении некоторых строений позднего средневековья Ирана и Ирака. Еще одним распространившимся по странам Востока элементов резьбы по ганчу является гирих. Гирих – это орнаментальный узел, сплетение линий из геометрических фигур. Декорации с использованием этого элемента часто встречаются во дворцах древних городов Узбекистана, и прекрасно сохранились, по сей день. Для нанесения филигранного рисунка, мастера использовали сумба калам – инструмент чаще используемый для резьбы по меди, но применимый и для особо тонких работ по ганчу. Термин «калам» имеет тюркские корни и означает карандаш.

Мукарнас – так называемые «сталактиты», пространственная форма, из ступенчатых комбинаций арочных ячеек - является визитной карточкой входных арок многих медресе Бухары и Самарканда. При строительстве комплексов, также применяли такие элементы как кубба – выпуклость, или куполок, в основе которого кирпичная кладка, и форма придаваемая ганчем; гулдаста (фарси. букет) – угловая башня выстраиваемая для придания завершенности комплексу, иногда так называли сталактитовый карниз. Окна древних строений почти всегда были заставлены панжара – сквозной резьбой из ганчевых решеток. До наших дней дошили десятки сложных разновидностей узора панжара, которые сотни лет назад защищали жилища жителей региона от горячего Восточного солнца и создавали неповторимый колорит как внутри, так и снаружи помещений.

Неповторимый колорит и очарование внутреннему убранству помещений жителей древних городов Узбекистана придавали такие элементы как Токча – декоративные ниши, обычно в стенах, на уровне выше панели. Зачастую токча по периметру украшался узором из ганча, а внутри размещались предметы обихода (обычно праздничная посуда и утварь). Таким образом, токча, помимо декоративного, имел и практическое применение, являясь своего рода прародителем современной горки или серванта.

Жилища также украшали элементом, называемым ойнаванд уйма (фарси. зеркальная резьба) – художественные узоры и геометрические формы, вырезанные в ганче, нанесенном тонким слоем на зеркальную поверхность. Таким образом, формировался красивый орнамент, сквозь пустоты которого было видно отражение помещения. Это придавало объем, и обеспечивало игру света в жилищах того периода.

Декор под названием кирма часто можно было встреть в домах зажиточных жителей. По своей сути это филигранный орнамент, выполненный из ганча с цветными вставками. В качестве красителя использовались исключительно природные, натуральные компоненты. В сохранившихся до наших дней помещениях с кирмой можно увидеть что, даже спустя шесть столетий краска полностью сохранила свою яркость. К сожалению, сегодня рецептура изготовления красителей, которыми пользовались мастера того периода, утеряна.

Еще один элемент, применявшийся как для внутреннего декора так и для оформления входных групп, называется шарафа. Шарафа – это объемный орнамент из одного или нескольких уровней треугольных или многоугольных призм, которые переплетаются между собой миниатюрными арками и сводами. Элемент является крайне сложным в исполнении, т.к. нарушение сложных геометрических пропорций нескольких деталей может привести к визуальной непривлекательности всего декоративного комплекса, и потребует исполнения работ с самого начала. Сложность еще в том, что мастера того периода не имели точных измерительных приборов, компьютерных программ и современного разнообразия инструментов. Все работы выполнялись вручную. При этом, многое из того, что было создано тогда, прекрасно сохранилось до наших дней, и скорее всего будет завораживать своей красотой туристов и гостей еще не одно столетие.

Это основные термины, относящиеся к резьбе по ганчу в древних городах Узбекистана. Конечно же, список далеко не полный, и существует еще огромное количество терминов и понятий, определяющих наименования декоративных элементов, методик, инструментов и материалов, применяемых в этой сложной и красивой древней науке. В статье я постаралась отразить лишь наиболее распространенные и всё еще встречающиеся в обиходе слова.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что большинство приведенных в статье терминов имеют персидские корни, и тем самым подтверждается тот факт, что формирование культуры резьбы по ганчу в регионе происходило в период расцвета персидского царства.

Более полный перечень терминов имеющих отношение к резьбе по ганчу и их этимология, будут приведены в словаре терминов узбекского ремесленничества, который планируется завершить к лету будущего года.

Библиографический список:

1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. М. Наука, 1973
2. Баситханов З. Искусство резьбы по ганчу. Т. Издательство литературы и искусства им.Г.Гуляма, 1978
3. Булатов М. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв. М. Наука, 1978
4. Ноткин И.И. Бухарская резьба по ганчу. Т. Государственное издательство художественной литературы, 1961




Рецензии:

4.09.2016, 14:55 Гутникова Алла Владимировна
Рецензия: Статья, безусловно, актуальна, и имеет практическую цель - составление терминологического словаря.Но в данном варианте она имеет, скорее, научно-популярный характер и отличается от научной статьи, так как отсутствуют важнейшие составляющие: введение, методологическая база лексикографического описания, предмет и объект исследования, корпус исследуемых единиц и т.д. Автору необходимо внести коррективы м четко обозначить цели исследования, чтобы сделать соответствующие выводы.

21.10.2016 17:17 Ответ на рецензию автора Кадырова Наргиза Арифовна:
Большое спасибо, Алла Владимировна, за конструктивную рецензию. Постаралась всё исправить. С уважением Н.К.

12.09.2016, 19:51 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Согласна с уважаемой Аллой Владимировной. Статью необходимо доработать. Подправить стиль, внести недостающие структурные элементы, систематизировать анализируемый материал и добавить сам анализ языковых единиц. С уважением, Закирова О.В.
21.10.2016 17:17 Ответ на рецензию автора Кадырова Наргиза Арифовна:
Большое спасибо за рецензию, Оксана Вячеславовна. Полностью согласна с замечаниями. Статью доработала. С уважением, Н.К.

29.10.2016, 22:04 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Материал очень интересный. Но, к сожалению, для статьи, помещенной в рубрике "Лингвистика", не хватает языкового анализа. Может быть, статью оставить в рубрике "Культурология"?
30.10.2016 13:13 Ответ на рецензию автора Кадырова Наргиза Арифовна:
Спасибо за рецензию, Оксана Вячеславовна. Внесла изменения. с уважением, Н.К.



Комментарии пользователей:

26.10.2016, 8:31 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Мне очень понравилось. Редко встретишь такое живое изложение. Все четко, очень интересно, научно, но не наукообразно.


Оставить комментарий


 
 

Вверх