Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №38 (октябрь) 2016
Разделы: Физическая культура
Размещена 08.10.2016. Последняя правка: 10.10.2016.

Определение критерия качества броска баскетбольного мяча в корзину

Власов Андрей Алексеевич

нет

ГБОУ СОШ 401

тренер, педагог дополнительного образования, магистрант ФФК ЛГУ им.Пушкина

Солодянников В.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры ЛГУ им.Пушкина


Аннотация:
В данной статье предлагается критерий качества броска в баскетболе. Предложенный критерий рассчитывается для серий бросков опытного баскетболиста и начинающего баскетболиста до и после годового учебного цикла.


Abstract:
In the given article the criterion of the quality of the shoot in basketball. The proposed criterion is calculated for a series of shoots, the experienced player and novice basketball players before and after the annual training cycle.


Ключевые слова:
физическая культура; обучение; бросок; мяч; баскетбол.

Keywords:
physical culture; training; shooting; ball; basketball.


УДК 796.323.2

За более чем столетнюю историю существования баскетбол приобрел значительное число поклонников, чьи ряды постоянно пополняются. Для обучения начинающих баскетболистов разрабатываются новые методики, создаются технические средства, внедряются интерактивные методы. Одним из основных приемов игры в баскетбол является бросок мяча в кольцо.

В качестве критерия, показывающего результат применения той или иной методики обучения броску, применяют обычно процент попаданий мяча в кольцо. Данный критерий также служит статистическим показателем в игре. В тренировочной деятельности применяются такие критерии, как среднее время выполнения броска с каждой дистанции, среднее число попадания с каждой дистанции, коэффициент результативности («Пути совершенствования бросков в баскетболе у начинающихся баскетболистов», Черных А. В.), процент ошибок («Разработка методики обучения технике броска одной рукой от плеча с места в баскетболе у девочек 9-10 лет», Рознатовская В.Г.)

Актуальность. В игре не имеет значения, каким образом мяч попал в кольцо, или каким именно образом был выполнен бросок. Попадание оценивается одним, двумя или тремя очками в зависимости от вида броска: штрафной, с игры, из-за дуги. Однако попадание мяча точно в центр кольца является более эффектным, чем броски, при которых мяч задевает дужку или щит, крутится по кольцу. Можно сказать, что такой бросок является качественным, но каким критерием он характеризуется не ясно. Дополнительно в процессе тренировки на основе многократных повторов важно выработать бросок, для оценки стабильности которого также необходим некоторый критерий.

Задача исследования. Разработать критерий качества броска баскетбольного мяча в корзину, применяемый в процессе обучения игре в баскетбол.

Гипотеза. Для оценки качества броска предлагается использовать значения угла и скорости вылета мяча при броске в корзину. Будем рассматривать значение параметра R, описанного уравнением:

(x- xcp)2+(y-ycp)2=R2 (1)

Где x – значение угла, – значение скорости, xcp, и ycp – соответствующие средние.

Данный параметр показывает, насколько угол и скорость броска приближены к средним значениям в конкретной серии. В качестве критерия качества предлагается использовать равенство дисперсий параметра всех бросков в серии и дисперсии выборки успешных бросков. Равенство дисперсий будет означать, что все броски выполнялись стабильно и одинаково, а промахи вызваны случайными факторами, не поддающимися анализу в проведенном исследовании.

Для проверки гипотезы была проведена в разных условиях видеосъемка серий бросков опытного баскетболиста – студента факультета физической культуры, члена сборной команды университета, серий бросков начинающего баскетболиста – ученика пятого класса. Видеосъемка серий бросков начинающего баскетболиста была повторена через год занятий в секции баскетбола.

Видео бросков было разложено на кадры. Для каждого броска определялись угол и скорость вылета. Для определения скорости мяча кадр, соответствующий моменту отрыва от ладони, совмещался со следующим кадром (фото 1). На изображении получалось два мяча, между центрами которых измерялось расстояние. Зная реальный и измеренный размер мяча, измеренное расстояние пропорционально пересчитывалось в реальное. Расчет скорости производился как отношение реального расстояния к времени между кадрами — 1/25 секунды. Угол вылета определялся как угол между центрами мячей и линией горизонта.


Фото 1

 

Для каждого броска были таким образом определены угол и скорость вылета мяча, рассчитано значение параметра по формуле (1). Для каждой серии была проведена проверка на соответствие данного параметра нормальному закону распределения с помощью критерия Шапиро-Уилки.

 

Для каждой серии распределение параметра оказалось нормальным. Равенство дисперсий параметра всех бросков в серии и дисперсии выборки успешных бросков было проверено с помощью критерия Фишера.

 

В сериях бросков опытного игрока дисперсии всех бросков оказались равны дисперсиям точных бросков. Таким образом, показано, что опытный игрок выполняет броски стабильно и одинаково, т. е. качественно, а промахи являются случайными. У начинающего игрока сравнение дисперсии серий собственных бросков из-за низкой результативности (20-30%) не проводилось, поэтому сравнивались дисперсии соответствующих серий начинающего и опытного игроков. Дисперсии отличались, что показывает отсутствие стабильности или, другими словами, низкое качество броска.

 

Через год тренировок начинающего баскетболиста видеосъемка была повторена. Обработка результатов проводилась аналогично: определялись угол и скорость вылета мяча при каждом броске. Рассчитан параметр, характеризующий качество броска и произведено сравнение дисперсий серий. Процент попаданий стал сопоставим с результатом опытного баскетболиста, дисперсии точных бросок и всех бросков собственных серий стали равны, дисперсии бросков с места и броска в прыжке стали равна дисперсиям соответствующих бросков опытного игрока: таблица 1.

 

Таблица 1.Результаты измерений до и после мероприятий
 

 

% точных бросков

равенство дисперсий показателя качества

опытный баскетболист

начинающий баскетболист

начинающий баскетболист

до мероприятий

после мероприятий

до мероприятий

после мероприятий

бросок с места

70

30

70

нет

да

бросок в прыжке

60

20

60

нет

да

бросок в прыжке после ведения

60

30

40

нет

нет

 
Вывод: Предложенный показатель: равенство дисперсий выборки из полученных значений успешных бросков и выборки из всех бросков серии, можно использовать для оценки качества броска. Анализ результатов начинающего игрока после года применения описанных в работе упражнений показывает улучшение качества броска.

Библиографический список:

1. Рознатовская, В.Г. Разработка методики обучения технике броска одной рукой от плеча с места в баскетболе у девочек 9-10 лет. Педагогический проект / Рознатовская В. Г. – Сургут, 2014г. - 17 с.
2. Черных, А. В. Пути совершенствования бросков в баскетболе у начинающихся баскетболистов. Статья / А.В. Черных - с. Бехтеевка, 2013. - 28 с.
3. Червякова, Е.Э. Теория измерений и статистический анализ результатов контроля в физической культуре и спорте: учеб. пособие / Е.Э.Червякова , В.В. Прохоренко. — СПб.: ЛГУ им.Пушкина, 2006 .— 83 с.




Рецензии:

10.10.2016, 8:46 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Тема статьи актуальна и написана научным языком. Автор доступно и логично раскрывает критерии оценки качества броска баскетболиста. Фото хорошо воспринимаются. Рекомендуется в статье добавить задачи исследования. По структуре соответствует требованиям и рекомендуется к публикации.

10.10.2016 10:10 Ответ на рецензию автора Власов Андрей Алексеевич:
Задача исследования добавлена.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх