Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент, Экономика
Размещена 15.10.2016. Последняя правка: 17.10.2016.
Просмотров - 2650

Развитие корпорации в условиях экономики знаний

Петушков Алексей Викторович

Минский инновационный университет

магистрант

Донцова Валентина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Минский инновационный университет, Республика Беларусь, г.Минск


Аннотация:
В данной статье рассматривается формирование системы управления знаниями в корпорациях, а также необходимость определения наиболее сильных преимуществ корпораций и использование их для формирования инновационного климата в компании.


Abstract:
This article discusses the formation of a knowledge management system in the enterprise, as well as the need to identify the most powerful advantages of corporations and their use to generate an innovative environment in the company.


Ключевые слова:
аутсорсинг; база знаний; система управления знаниями; стержневые компетенции

Keywords:
autsorsing; knowledge base; Knowledge Management System; core competence


УДК 334.7.021

Введение 

В современных условиях меняются основополагающие принципы и методы управления корпорациями. Важнейшие особенности управления современной корпорацией, связанные с переходом к развитию на основе знаний и инноваций, заключаются в следующем. Во-первых, возникает задача формирования внутренней системы управления знаниями в корпорации. Вторая задача состоит в определении наиболее сильных преимуществ корпорации («стержневых компетенций») и передачи функций, в которых она не имеет особых преимуществ, на сторону («аутсерсинг»). В-третьих, успешную деятельность корпорации обеспечивает гибкость, преобладание горизонтальных связей, а это предопределяет особую важность формирования особого психологического, инновационного климата в компании.

Актуальность 

Актуальность темы заключается в том, что развитие на основе знаний требует новых подходов в управлении и регулировании экономических процессов. Это справедливо как для экономики в целом, так и для отдельной корпорации и организации.

Цель 

Целью исследования является изучение опыта крупных корпораций в вопросах управления базами знаний.

Задачи

1. Изучение вопроса формирования системы управления знаниями.
2. Анализ сформированнных в крупных корпорациях баз знаний, а также их стержневых компетенций.

Материалы и методы 

Исследования и последующие выводы были построены на основании изученного материала, законодательных актов, учебников и научных статей отечественных и зарубежных ученых по соответствующей проблематике.

Основная часть

Для формирования корпоративной системы управления знаниями (СУЗ) необходимо обеспечить, во-первых, создание базы знаний;
во-вторых, распространение и обмен знаниями внутри организации;
в-третьих, развитие базы знаний как за счет внутренних, так и внешних источников.

База знаний (БЗ) организации несводима к «информационной базе». Хотя понятия «знания» и «информация» часто употребляются в весьма близком смысле, особенностью БЗ является то, что она включает «скрытые знания», или «знания о знаниях». Сказанное лучше всего проиллюстрировать на примере.

В компании Microsoft была сформирована БЗ, которая была структурирована по 4 группам, 2 типам и 3 уровням. Группы знаний включают: «базовые», т.е. знания в определенной области; «уникальные», например, о методах диагностики дефектов продуктов; «общие», т.е. знания, которые имеют все сотрудники определенного подразделения или специальности; «универсальные», относящиеся к компании, ее продуктам и услугам. Типы знаний – это «явные» знания о стандартных инструментах и продуктах, и «скрытые» знания о понятиях, процессах, качествах продуктов. Уровни знаний включают «базовый», «рабочий», «превосходный», «экспертный». Такая, на первый взгляд, сложная структура позволяет не только быстро находить необходимую информацию или сотрудников, владеющих соответствующими знаниями, но и формировать команды, для решения конкретных задач (например, нужна группа из 3 сотрудников, владеющих знаниями в областях А, Б и В на, соответственно, базовом, рабочем и превосходным уровнях).

В настоящее время многие компании создали свои базы знаний, некоторые из которых включают информацию о неудачных идеях, нереализованных проектах.

Следующая составляющая системы управления знаниями в корпорации – это обмен, распространение и развитие знаний. Причем последнее часто является продолжением предыдущего: сам по себе обмен информацией, идеями часто порождает новое знание.

Здесь интересен опыт British Petroleum, которая действует более чем в 100 странах мира и численность персонала которой составляет свыше 100 тыс. человек.

В компании создано 2 типа сетей для обмена знаниями и идеями: «сеть возможностей», которая объединяет сотрудников «по интересам», по профессиональному признаку, и «сеть открытий», куда входят коллективы различных специалистов, работающих над решением конкретных задач. Всего в ВР существует более 200 групп обоих видов, некоторые из них насчитывают до 1000 человек, работающих по всему миру.

В корпорации «Уол-марче» существует линия видеосвязи, соединяющая все магазины сети со штаб-квартирой и друг с другом: на видеоконференциях управляющие супермаркетов обсуждают все текущие проблемы и обмениваются идеями (какие товары продаются и какие рекламные акции пользуются успехом). В «Ксероксе» инженеры снимают свои доклады об успехах в решении сложных проблем на видео, а затем распространяют по всему миру точно так же, как ученые распространяют материалы своих исследований. В «Форде» действует собственная телевизионная сеть, информирующая рабочих обо всем, начиная с биржевых котировок акций мировых автомобильных корпораций и заканчивая результатами автогонок. Интересно отметить, что формирование подобных сетей делает ненужным существование некоторых привилегированных бюрократических структур.

Формирование системы управления знаниями в корпорации является важнейшим условием достижения ее высокой конкурентоспособности в настоящее время. Тем не менее, это «необходимое», но «недостаточное» условие для успеха. Еще одним важнейшим фактором успешной деятельности корпорации в современном мире является определение и развитие своих «стержневых компетенций».

Стержневые компетенции – это официально декларируемые или недекларируемые навыки и потенциальные возможности, придающие корпорации уникальную особенность, которая не может быть легко перенята конкурентами. Это та самая совокупность знаний, которая является основой долгосрочной конкурентоспособности фирмы и составляет фундамент ее интеллектуального капитала (или ее интеллектуальных «специфических активов» в терминологии Р. Уильямсона). Например, стержневые компетенции корпорации «Сони» заключаются в миниатюризации. Именно они позволили компании выпускать широкий спектр товаров (плееры, видеокамеры, ноутбуки и т.д.). Стержневая компетенция «Кэнон» заключаются в оптике, т.е. воспроизводстве изображений и микропроцессорном управлении. Это позволило компании выйти на такие, казалось бы, разные рынки, как производство копировальной техники, лазерных принтеров, фотоаппаратов и сканеров.

Как правило, выбор стержневых компетенций сопровождается отказом корпорации от выполнения производственных процессов, в которых она не сильна. Так, фирма «Кэнон» осуществляет производство фотокопировальной техники, но около 75% комплектующих она закупает на стороне. Корпорация «Найк» разрабатывает и продает спортивную обувь, но сама ничего не производит. В производстве полупроводников есть компании, вообще не имеющие собственных производственных мощностей, которые занимаются только проектированием (например, американская «Циррус лоджик»). И наоборот, корпорация «Тайвань семикондактор мэньюфэкчуринг» играет роль чистого производителя – выполняет заказы первых. Все зависит от их стержневых компетенций (СК).

СК не неизменны. В большинстве случаев ответственность за их определение и обновление, так же как и за «перетряску» компании, лежит на председателе правления. Можно сказать, что изменение СК является «рутиной» самого высокого уровня.

СК дополняются передачей многих функций на сторону. Это называется «аутсорсингом» (от англ. outsourcing, outside resource using). Он заключается в том, что корпорация передает выполнение многих деловых функций внешним организациям. Как правило, аутсорсинг сопровождается заключением долгосрочных соглашений. Он используется для решения финансовых (в т.ч. налоговых), юридических, технологических, маркетинговых задач, а также связанных с кадровой политикой, контролем качества, техническим обслуживанием оборудования и т.д.

Стержневые компетенции, гибкость организационных структур, демократичность в управлении – все это основа горизонтальной интеграции. У такой компании жесткая структура, основанная на иерархии, практически отсутствует. Ее части «держит вместе» корпоративная культура – та неосязаемая субстанция, которая делает корпорацию единым целым. 

Вывод

Важнейшие особенности управления современной корпорацией, связанные с переходом к развитию на основе знаний и инноваций, заключаются в следующем. Во-первых, возникает задача формирования внутренней системы управления знаниями в корпорации. Вторая задача состоит в определении наиболее сильных преимуществ корпорации («стержневых компетенций») и передачей функций, в которых она не имеет особых преимуществ на сторону («аутсорсинг»). В-третьих, гибкость, преобладание горизонтальных связей предопределяет особую важность формирования особого психологического, инновационного климата в компании, т.е. корпоративной культуры.

Библиографический список:

1. Корнейчук Б.В. Информационная экономика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.
2. Крыштафович А. Управление знаниями в организации – теория и практика // Банковский вестник. – 2005. – № 9.
3. Ясинский Ю.М., Тихонов А.О. Развитие социально-экономических систем. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.
4. Об использовании в России опыта новых индустриальных стран в формировании «институтов развития» и стимулирования инновационного экономического роста // Вопросы экономики. – 2004. – №. 10. – С. 32–54.
5. Ясинский, Ю.М. Основы теории экономического развития: курс лекций / Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 252 с.




Рецензии:

15.10.2016, 10:39 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую к публикации, если: 1. замените термин "аутсерсинг" на "аутсорсинг" - уже состоявшийся термин. Не плодите сущностей без надобности, тем более что Ваша интерпретация, что устоявшаяся охватывают один объем явлений. Если есть отличия аутсерсинга от аутсорсинга - поясните в чем разница; 2. впишете ссылки на библиографические источники в "тело" статьи. Когда отсутствуют ссылки в тексте - априори получается, что это автор придумал, в итоге может вылиться в обвинения в плагиате.

15.10.2016, 11:36 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Статья ненаучна. В ней нет гипотезы исследования,самого исследование.Более того целью научной статьи не может быть изучение.Вообще статья похожа на газетную заметку.К сожалению все нужно переделать.В таком виде статья категорически не может быть принята к публикации



Комментарии пользователей:

15.10.2016, 10:25 Орлова Дазмира Васильевна
Отзыв: тема интересная и актуальная. в качестве совета - необходимо обновить экономическую литературу.


15.10.2016, 19:18 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: А научный руководитель все это видел? Я совершенно согласен с Владимиром Анатольевичем Федоровым. Но, раз магистранту некому объяснить почему плохо, сделаю это сам. Смотрите, человек пишет "Целью исследования является изучение опыта крупных корпораций в вопросах управления базами знаний". Во-первых, сама цель безграмотна - каких конкретно корпораций, в какой отрасли? . Но пусть так, разве здесь описан опыт крупных корпораций? Разве тут рассказано как управлять базами знаний? Или как кто-либо ими управляет. Здесь есть два примера- Майкрософта и Бритиш Петролиум. А затем не понятные рассуждения о стержневых компетенциях. А это вообще зачем? Какая связь между ними и базами знаний? Выводы совершенно не связаны с содержанием статьи. Интересно тот кто на такие тексты дает положительные рецензии. Они вообще как себе представляют научную статью? Будет очень большой ошибкой редакции, если этот текст будет опубликован, фактически это дискредитация этой площадки. А как справедливо заметил в другом месте сама по себе идея такого журнала очень хорошая. В общем, я прошу прощения за эмоциональность, но этот текст и правда ну совсем уж ни какой.


Оставить комментарий


 
 

Вверх