Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №38 (октябрь) 2016
Разделы: Филология
Размещена 25.10.2016. Последняя правка: 25.10.2016.

Есенин – историк: к вопросу о трансформации исторических персонажей и событий в творчестве поэта

Гайсина (Юдушкина) Олеся Васильевна

кандидат филологических наук

ФГБНУ "ИХОиК РАО"

старший научный сотрудник

Аннотация:
В статье делается попытка проанализировать поэтическое содержание поэм С.А. Есенина. За основу берется поэма "Марфа Посадница", историческая составляющая сюжета которой представляет собой глубокое лиричное повествование, насыщенное многочисленными тропами.


Abstract:
The article tries to analyze the poetic content of poems SA Esenina. The basis is the poem "Martha Posadnitsa", the historical component of the plot which is deeply lyrical narrative, full of numerous trails.


Ключевые слова:
Есенин; история; интерпретация; поэмы.

Keywords:
Yesenin; history; interpretation; poems.


УДК 821.161.1

Для гения сложность существующего или уже отступившего в прошлое мира –  данность его философии. Для поэтического гения все это наполнено эмоцией, без которой мир становится мертвой схемой, теряет живую плоть, а мы теряем к нему интерес. Именно поэт учит нас воспринимать мир современный сквозь призму прошедшего времени, обостряет наше ощущение реальности эпохи, а содержание его поэзии – это, прежде всего, истолкование фактов, дошедших до нас в гениальном художественном переложении.

Русский поэт невозможен без исторического сознания своей родины. Он «стремится увидеть Русь в живой плоти – страдающей или по-простому радующейся, борющейся, материально-конкретной, часто грубой, чувственной, но неизменно жизнелюбивой» [8]. Язык поэзии живой, современный, а темы поднимаются древнейшие: обращение к истокам поэтического мышления, вечно сопутствующим истории русского народа. В основе – летописные образы, герои былин и литературных произведений, характеры их преобразованы: для героев созданы новые жизненные ситуации, смелые биографические подробности. И сделано все это богато и поэтически убедительно.

Вопрос об интерпретации исторического события в художественном произведении один из значимых в литературе. К истории обращаются писатели, поэты, драматурги, и связано это, прежде всего, с попыткой понять свою современность, осознать исторический процесс в целом. Н.А. Бердяев писал: «Понять смысл истории мира – значит понять провиденциальный план творения, оправдать Бога в существовании того зла, с которого началась история, найти место в мироздании для каждого страдающего и погибающего» [2]. Эти слова можно отнести к одному из гениальнейших творцов поэтического слова – С. Есенину,  неравнодушному свидетелю современных ему событий, передавшего в символических образах их подлинное содержание.

В феврале 1918 года вышел в свет сборник «Красный звон», который, наряду с произведениями других авторов, включает в себя и цикл стихотворений Есенина «Стихослов», состоящий исключительно из «маленьких» поэм. В этот сборник поэт включает стихотворения «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «Отчарь», а также яркую, «стильную, величественную и ударяющую по сердцам с неведомою силой…» [4; 2, 281] поэму «Марфа Посадница», объединяя поэмы в цикл исключительно по жанровому принципу. Сам поэт так охарактеризовал свое произведение: «Я эту вещь чуть ли не шестнадцати лет задумал, а написал в первые месяцы после начала войны. Теперь так бы не написал, другой стал. Хоть и раннее сочинение, а мне дорого» [2, 278].

Поэт развивает исторический сюжет, положенный в основу маленькой поэмы, реалистично и детально  пересказывая эпизод о Марфе Борецкой (вошедшей в русскую историю и литературу под именем Марфа Посадница), вдове новгородского посадника И.А. Борецкого, возглавившей антимосковскую партию новгородского боярства, и  после присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 взятой под стражу. Наряду с историческими событиями, Есенин рисует идеализированный образ русской женщины – смелой,  неподвластной  и  глубоко верующей, совершенно противоположный  фигуре московского царя Ивана III.

Поэма «Марфа Посадница» написана былинным языком: чувство духовной свободы, вольности проходит через все произведение. Музыкальность стиха подтверждают конструкции причитания, обращения, сравнения, а также лексика лирических героев, полностью построенная на диалектных словах («выпячили», «загозно» и др.), историзмах («дулейка», «поставник» и др.), старославянизмах («глас»),  поэт вводит в речь героев и окказиональные слова («выцветням росяновым»), междометия, частицы, выражающие различные смысловые оттенки отдельных слов:

 Ой, как выходила Марфа за ворота [2, 7].

«Ой ли, внуки Васькины, правнуки Микулы!» [2,7]

«Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,

 Новгород мне вольный ног не лобызает!» [2, 8]

 «А и будет пир на красной браге!» [2, 9]

 «Уж ты, счастье ль мое загубленное!» [2, 10]

Поэма насыщена многочисленными тропами: метафоры – «бумага – облака клок», «перо – молнии стрела», олицетворения – «Не сестра месяца из темного болота / В жемчуге кокошник в небо запрокинула…» [2, 7] говорят о патетичности содержания поэмы, а фонические средства, многосторонне передающие речевые характеристики и пейзажные зарисовки в стихотворении, представляют  характеры и  чувства героев:

Возговорит Марфа голосом серебряно [2, 7].

Зарычит антихрист земным гудом [2, 8].

На соборах Кремля колокола заплакали [2, 9].

Значимым в поэме является противопоставление центральных образов Марфы и Ивана III: сильный характер героини противостоит слабости царя, продавшего свою душу антихристу. Глубоко верующая Марфа, сопереживающая за судьбу родного края, обращается к Господу за помощью, но силы небесные не могут одолеть злого начала в человеке:

И писал господь своей верной рабе:

"Не гони метлой тучу вихристу;

Как московский царь на кровавой гульбе

Продал душу свою антихристу..." [2, 10]

 Таким образом, можно рассматривать сюжет поэмы как параллель, отражающую современные Есенину события: сквозь все стихотворение проходит мотив вольной Руси, борющейся за свою свободу и выступающую на историческую арену мировой войны. Именно с таких позиций Иванов – Разумник дает оценку поэме: «На войну он (Есенин) отозвался «Марфой Посадницей» – первой революционной поэмой о внутренней силе народной, написанной еще в те дни (сентября 1914 года), когда почти все наши большие поэты (…) восторженно воспевали внешнюю силу государственную» [2, 280].

 «Марфа Посадница» представляет собой сочетание исторического повествования с необыкновенной лиричностью, воссоздающей выдающиеся события, выпавшие на долю русского народа. Это произведение является одним из первых опытов Есенина, расширяющих форму лирического стихотворения, приблизивших его к поэме и тем самым ставших началом формирования в творчестве поэта лироэпического жанра, являющегося ведущим в 1917 – 1919 годы.

В период Февральских и Октябрьских событий  Есенин создает «маленькие» революционные поэмы, настолько связанные общей идеей преображения и переустройства мира, что в научной литературе их называют циклом или книгой, в которую чаще всего включают одиннадцать поэм: «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик» и «Пантократор».  В отличие от реалистичного изображения русской деревни, ее быта и обычаев, есенинская поэзия революционного периода видоизменяется, поэт выступает в ней как романтик, вдохновленный   идеей обновления российского государства.

«1917 год открывает зеленую дорогу «маленькой поэме», способной ставить и разрешать более масштабные проблемы, волнующие автора и его современников. И уже не внешность героя, не эмпирическая реальность становятся объектом пристального внимания поэта, а его душевное состояние, в котором как в микрокосме бушует макрокосм» [3].

Меняется стиль стихотворений Есенина, оставляя за собой уникальную емкую форму «маленькой» поэмы. Народная революция требовала от поэта совершенно другого содержания его произведений: именно в поэмах 1917 года, явившихся своеобразным откликом на государственные перевороты в стране, поэт отображает романтические мечты русского народа, что еще раз подтверждает его приверженность к духовному миру  крестьянства. Это и позволяет Есенину обратиться к Библии и отразить в своих поэмах идеи единения, братства, явившиеся основными в революционно – романтическом цикле поэта.  Поэт, интерпретируя революционные события с христианской точки зрения, первым из литературных деятелей  приближает к русской революции Иисуса Христа. Важным становится то, что многие новозаветные эпизоды Есенин использует как яркое толкование современных ему событий, словно пересказывая Священную историю, параллели с которой проводит в революционное время. Именно яркая религиозная символика поэм позволяет рассматривать их с точки зрения православных традиций. Насыщенные евангельскими образами и эпизодами, эти произведения занимают в творчестве Есенина важное место, наряду с такими реалистическими поэмами, как «Пугачев», «Страна Негодяев», «Анна Снегина», написанными уже в 20 – е годы.

Библиографический список:

1. Белинский В. // «Отечественные записки», 1841, т. XIV, отд. V. С. 53 – 62.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы // Философия Серебряного века. СПб., 2009. С. 35.
3. Занковская Л.В. Творчество Сергея Есенина в контексте русской литературы двадцатых годов ХХ века. М., 2002. С. 121.
4. Есенин С. Полн. собр. соч. / Ин-т мировой лит. РАН / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев. Т. 2. С. 218 / Подгот. текстов и коммент. – С. И. Субботин. М.: Наука; Голос. 1997. Далее это издание цитируется в тексте, том и страница указываются в угловых скобках.
5. Коробка Н.И. Личность в русском обществе и литературе в начале XIX века. Пушкин — Лермонтов, СПб., 1903. С. 79 – 80.
6. Лелевич Г. Лермонтов // Литературная энциклопедия. Т. VI, 1932. С. 293 – 294.
7. Лихачев Д.С. Поэт и история // Вступительная статья к сборнику В. Сосноры "Всадники". Л., 1969.
8. Цветаева М.И. Поэты с историей и поэты без истории //Собрание сочинений в 7-х тт., М., 1994.
10. Шевырев С. // Московитянин, 1841, № 4. С. 527 – 528.




Рецензии:

20.11.2016, 14:35 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Весьма добротная и интересная статья: предложен новый ракурс во взглядах на Есенина как поэта, прикасающегося к исторической теме. Интересны выводы автора статьи, отражающие наблюдения за динамикой поэтического стиля и метода Сергея Есенина, любопытны анализируемый примеры. Данная статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным статьям, и рекомендуется для публикации в данном журнале. С уважением, к.ф.н. Середа Е.В.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх