Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №39 (ноябрь) 2016
Разделы: Методика преподавания
Размещена 27.10.2016. Последняя правка: 04.12.2016.
Просмотров - 6430

Потенциал самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов высших учебных заведений

Фомина Светлана Борисовна

кандидат филологических наук

Донбасский государственный технический университет

доцент кафедры теории и практики перевода и общего языкознания

Аннотация:
Статья посвящена роли самостоятельной работы в процессе саморазвития и самообразования студентов при обучении иностранному языку. Исследован потенциал самостоятельной работы при обучении студентов высших учебных заведений иностранному языку, предложен ряд методических рекомендаций с целью повышения качества знаний иностранного языка в вузах разного профиля.


Abstract:
The article focuses on the role of individual work in the process of self-development and self-education of students in learning a foreign language. The potential of individual work in teaching university students a foreign language is explored. A number of guidelines to improve the quality standard of knowledge of a foreign language in universities are suggested.


Ключевые слова:
иностранный язык; мотивация; коммуникативная компетентность; эффективное обучение; методические рекомендации.

Keywords:
foreign language; motivation; communicative competence; effective education; methodical guidelines.


УДК 378.096

         Одна из главных целей современного профессионального образования заключается в совершенствовании студенчества на основе саморазвития, самообразования, что невозможно без самостоятельного активного участия в работе над учебным материалом. Самостоятельная работа студента (СРС) – это форма организации учебного процесса, при которой запланированные задачи выполняются студентом самостоятельно под методическим руководством преподавателя. Изучение иностранных языков в современном обществе становится неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки специалистов в вузах разного профиля, а от степени языковой подготовки студента может зависеть его дальнейший карьерный рост.
Целью самостоятельной работы является усвоение в полном объеме учебной программы и формирование у студентов общих и профессиональных компетентностей, которые играют существенную роль в становлении будущего специалиста высшего уровня квалификации, а также формирование самостоятельности студента, что осуществляется опосредованно через содержание и методические приемы всех видов учебной деятельности.

         Для освоения материала по иностранному языку в вузах разного профиля, кроме практических занятий, то есть аудиторной работы, значительное внимание необходимо уделять самостоятельной работе, что является постоянным закреплением изученного материала во время выполнения домашних заданий и индивидуальной работы, подготовки к презентациям. В ходе самостоятельной работы студент должен превратиться в активного участника учебного процесса, научиться сознательно относиться к овладению теоретическими и практическими знаниями, свободно ориентироваться в информационном пространстве, нести индивидуальную ответственность за качество своей профессиональной подготовки.
         Таким образом, выпускник вуза должен овладеть необходимыми навыками и умениями, однако, не следует забывать, что успех обучения во многом зависит от методики работы преподавателя иностранного языка в контексте решения конкретных образовательных задач. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетентности, формирует способность студента использовать его как инструмент в коммуникации.
         Предметом статьи является исследование потенциала самостоятельной работы при обучении студентов высших учебных заведений.
         Целью статьи является обоснование и моделирование системы заданий в процессе обучения иностранному языку.
         Цели исследования обусловили решение следующих задач:
          – раскрыть структурные и логико-эмоциональные возможности, способствующие процессу самостоятельного изучения иностранного языка.
         – разработать модель для успешного развития и активизации языковых навыков студентов посредством самостоятельной работы в процессе изучении иностранного языка.
        В статье представлены как теоретическое, так и практическое обоснование необходимости и важности самостоятельной работы студента в развитии коммуникативной компетентности посредством изучения иностранного языка в процессе самообразования.

         Научно-теоретические основы для изучения роли самостоятельной работы, саморазвития личности были заложены в работах отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготского, П Я. Гальперина, А. Маслоу, К. Роджерса), основы для коммуникативного подхода в изучении языка были проанализированы в студиях А. Н. Леонтьева, Ю. И. Пассова, H. Douglas, Jack C. Richards и др.).

Основная цель изучения иностранного языка – развитие коммуникативной компетентности студентов, что является основой для языковых навыков и основано, как правило, на личностном контакте преподаватель-студент во время практических занятий, однако при изучении иностранного языка возникает ряд трудностей, обусловленных следующими факторами:
1. В процессе изучении иностранного языка у студентов зачастую присутствует лишь внешняя мотивация;
2. Студенты с разным языковым уровнем обучаются в одной группе, и теряют интерес к языку в процессе обучения;
3. Строго регламентированное количество часов снижает мотивацию как внешнюю, так и внутреннюю.
Таким образом, не следует пренебрегать значительностью роли самостоятельной работы в изучении языка, а правильно построенная работа может повысить как интерес к языку, так и качество знаний. Эффективность СРС может зависеть от ряда факторов:
1. Правильный коэффициент аудиторной и самостоятельной работы.
2. Методически верная организация работы студента во время занятий и вне аудитории.
3. Наличие необходимых методических инструкций, подсказок, ссылок с целью коррекции работы студента.
4. Контроль за выполнением самостоятельной работы и критерии оценивания.
Способность студента к самостоятельной подготовке, саморазвитию и творчеству связана с психологическими особенностями индивида, с чем в результате может быть связана способность студента к выполнению СРС.
К. Роджерс под творческим процессом понимал создание в ходе деятельности нового продукта, связанного как с уникальностью индивида, так и с его социальным окружением. Главным побудительным мотивом творчества он считал стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Таким образом, креативность выражается в поиске тенденций к удовлетворению потребностей [2, p.115].

Теоретическая литература позволяет выделить пять уровней саморазвития студентов в процессе обучения [3], а именно: низкий; начальный; средний; достаточный; высокий.
Высокий уровень саморазвития личности присущ студентам с положительным отношением к саморазвитию личности, с высокой жизненной активностью, с глубоким осознанием значения процессов саморазвития для его профессионального, интеллектуального роста в современном социокультурном пространстве. Эти студенты активно включаются в познавательные процессы, принимают активное участие в написании творческих работ, проектов, в научных исследованиях, мероприятиях творческого характера, создают собственные проекты.
Достаточный уровень можно определить у студентов с положительной ориентацией на творческое саморазвитие личности, сознательным отношением к личностной деятельности, желанием качественных изменений в себе. Эти студенты активно включаются в творческие процессы, но им не всегда хватает самостоятельности в процессе изучения иностранного языка, и они все-таки потребует в некоторой степени организационного руководства со стороны преподавателя.
Средний уровень саморазвития личности характеризуется тем, что студенты частично заинтересованы в саморазвитии своей личности, но не до конца осознали значение процессов саморазвития. Они получают удовольствие от участия в учебном и творческом процессах, но стремления к самосовершенствованию и напряженной деятельности в этом плане у них не наблюдается. Преподаватель иностранного языка должен заинтересовать и мотивировать такого студента, указать ориентировочные направления самодвижения.
Начальный уровень саморазвития личности может быть у студентов, которые четко не определились в своем отношении к творческому саморазвитию личности. Низкий уровень мотивации и рефлексивной мыслительной деятельности вызывают у студентов данной группы нестабильное отношение к качественным изменениям в личностном самостановлении. У этих студентов преобладает негативное отношение к постоянной напряженной деятельности по самосовершенствованию и редко возникает желание решать проблемы самостоятельно. Студенты данной группы не используют потенциал для личностного самосовершенствования, часто удовлетворяются низкими по качеству знаниями. Они не обладают системой самоконтроля и самооценки своего развития, но способны выполнять элементарные задачи по иностранному языку под руководством преподавателя. Таким студентам решение проблем поддается лишь при опосредованном руководстве преподавателя.

Анализ теоретических работ ученых и интроспективный подход к обучению студентов позволяет определить механизмы самосовершенствования личности студента в процессе изучения иностранного языка:
– Трансформация внешней мотивации во внутреннюю (переход количества в качество, т.е необходимость в качестве знаний выше желания любыми способами получить высокий бал);
– Степень реализации возможностей (совершенствуется при регулярной работе над собой);
– Владение формами самообразования, самосовершенствования и способами самореализации;
– Способность к самоконтролю;
– Овладение информационным интеллектуальным пространством.
В свою очередь овладение информационным интеллектуальным пространством, с нашей точки зрения, происходит на основе взаимодействия следующих показателей:
– Умение работать с различными источниками информации, осуществлять информационный поиск;
– Использование инновационных познавательных средств в ходе самостоятельной работы;
– Уровень энциклопедических знаний;
– Овладение информационным интеллектуальным пространством дает возможность студенту самореализовать внутренний потенциал и характеризуется следующими показателями:
– развитие познавательных возможностей;
– самостоятельность;
– личностная творческая деятельность;
– личностная активность в деятельности.
Следовательно, одна из основных задач решаемая преподавателем – научить учиться. Занятия должны строиться так, чтобы они учили студентов творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков самостоятельной работы [1].
Однако следует обратить пристальное внимание на правильную организацию самостоятельной работы студента в процессе изучения иностранного языка во время учебного процесса, что, в первую очередь, зависит от преподавателя. Самостоятельная работа студента может условно рассматриваться как вид деятельности, который начинается с доаудиторной работы, связанной с интересом студента к языку и внешней мотивацией, что способствует получению качественных знаний в аудиторном учебном процессе. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью трансформации СРС в творческий процесс является залогом успешности в самостоятельном изучении языка.

Таким образом можно выделить такие этапы в организации работы студента:
– структурирование, моделирование технологий, способствующих повышению уровня знаний студента при выполнении заданий самостоятельно;
– побуждение студента к выполнению заданий самостоятельно, переводя учебный процесс в поисково-творческий, посредством привлечения новых информационных технологий;
         – обеспечение студента соответствующими учебными материалами, нацеленными на повышение языковой компетентности студента.
            Задания для самостоятельной работы должны соответствовать уровню знаний студента, отражать содержание каждого вида коммуникативной деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо), включать различные виды познавательной деятельности студентов.
Самостоятельная работа по иностранному языку может быть предложена в качестве видов деятельности, построенных тематически с использованием ряда интернет-источников, предложением англоязычных сайтов, с целью активизации языковых навыков студента. Однако, следует учитывать последовательность и преемственность языкового материала при структурировании работы студента.

Итак, внеаудиторная работа студента самостоятельно, может активизировать как навыки аудирования, так и грамматические навыки, соответственно повысить качество знаний иностранного языка. Рассмотрим модель самостоятельной работы студента с использованием интернета.
         1. Самостоятельный просмотр учебного видео по тематике урока в ютубе (ссылка на источник предлагается преподавателем) с разработанными преподавателем упражнениями. Текст, подобранный преподавателем, должен служить источником полезной и интересной дополнительной информации, мотивировать к получению дополнительных знаний.
Рассмотрим и обоснуем предложенные типы упражнений:
– на восстановление смыслового содержания текста посредством подстановки пропущенных лексических единиц (после просмотра видео в ютубе). Данное упражнение развивает память и способствует запоминанию как лексических единиц, так и клишированных фраз. Работая самостоятельно, студент не ограничен в количестве прослушиваний, что ведет к успешному выполнению задания;
– тест множественного выбора концентрирует память студента на узнавании и понимании как стандартной лексики, так и терминологии, более того, дает возможность проверить понимание как явной, так и скрытой информации.
– задание на завершение предложения или подстановку пропущенной фразы помогает в выражении собственных идей, учит пониманию когерентности предложений, частей текста друг с другом;
– задание на соответствие: дефиниция-слово, слово-дефиници – развивают память и активизируют коммуникативные навыки [4].
– ответы на специальные вопросы являются стимулом к самостоятельному высказывнию.
– задания, связанные с решением смоделированных ситуаций (симуляции), которые возможны в профессиональных ситуациях, являются эффективным способом приобретения профессиональных навыков.
2. Самостоятельное прослушивание песен (напр. сайт ESOL Couses) дает возможность студентам не только воспроизводить интонацию английской речи, предложен ряд  заданий на заполнение пропусков лексикой песни, можно закрепить желаемый результат прохождением он-лайн теста.
3. Развитие и активизация грамматических навыков может быть предложена преподавателем в качестве прохождения ряда разработанных тестов в системе он-лайн на специальных учебных сайтах (English Grammar Online, EnglishMediaLab и др.).
4. Ознакомление студентов с обучающими сайтами, содержащими радио-ресурсы на иностранном языке (Scientific American, BBC и Australia’s ABC Radio), аудиокниги, фильмы стимулируют студентов к аудиторной работе.
Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы также является одним из важных компонентов самостоятельной работы и включает систему оценивания с определением мер поощрения студента за ее качественное выполнение. Контроль, в той или иной форме, должен быть не столько административным, сколько полноправным дидактическим условием, положительно влияющим на эффективность СРС в целом.
Таким образом, творческий подход преподавателя, стимулирует творческое саморазвитие и процесс самообразования студента. Коммуникативные навыки формируются посредством активного включения студента в творческий процесс самостоятельной работы, повышением мотивационного фактора, решением определенных педагогических и методических трудностей в процессе обучения, умению оперировать учебным материалом.
Данная статья не охватывает всего спектра обучения языку путем организации самостоятельной работы студента, дальнейшего рассмотрения требуют вопросы методики организации и усовершенствования СРС в овладении коммуникативными навыками.
 

Библиографический список:

1. Гладилина Г. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://jdanova-ren.narod.ru/obob/gladilina.htm
2. Роджерс К. Р. Творчество как усиление себя / К. Р. Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С.164-168.
3. Слободян О. П. Творческое саморазвитие личности студентов педагогического колледжа в процессе изучения культурологических дисциплин : дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Луганский национальный педагогический ун-т им. Тараса Шевченко. - Луганск, 2004.
4. Фомина С. Б. Использование потенциала коммуникативной методики при обучении студентов неязыковых высших учебных заведений иностранному языку / С Б. Фомина // Электронный периодический рецензируемый научный журнал ≪SCI-ARTICLE.RU≫, 2015. – С.46–57. – №26 (октябрь) –323 с.
5. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 286 с.
6. Fomina S. B. Formation of foreign language communicative competence in teaching university students / S. B. Fomina // Zbior artykułow naukowych. Konferencji Miedzynarodowej Naukowo-Praktycznej "Peda-gogika. Naukowe Wyszukaj" (30.10.2015 – 31.10.2015) - Warszawa: Wydawca: Sp. z o.o. «Diamond trading tour», 2015.




Рецензии:

7.11.2016, 21:24 Филатова Владислава Игоревна
Рецензия: Статья посвящена актуальному вопросу. В ней описан современный способ решения застарелой проблемы. В неязыковых ВУЗах всегда было недостаточно аудиторных часов иностранного языка. Неудивительно, что многим его преподавание казалось почти безнадежным делом. Студенты, всё же повысившие свой уровень владения языком, должны были уделять немало времени самоотверженной самостоятельной работе, и в обязанности преподавателя всегда входила организация этой работы. Однако в отсутствие интересной, стимулирующей языковой среды заметное развитие было возможно, только если у студента имелась жесткая внутренняя мотивация и способность к строгой самоорганизации. А это возможно только на высоком уровне саморазвития личности , как справедливо постулирует автор статьи, а значит, лишь в единичных случаях. Современные преподаватели оказались в уникальных условиях, когда появилась возможность мотивировать и организовывать и студентов других уровней. Теперь возможно, владея новыми технологиями, сымитировать увлекательную, развивающую, способствующую личностному и профессиональному росту языковую среду за счёт средств интернета. Автор статьи убедительно, подробно и научно обоснованно описывает проблему, подводит нас к ее современному решению. Убеждает, что потенциал самостоятельной работы студента в современных условиях велик как никогда, но собственно описанию и анализу открывшихся возможностей уделено слишком мало места. Я считаю, что следует развернуть последнюю треть статьи, подробнее описав и проанализировав новые технологии организации самостоятельной работы. Эту часть стоит расширить с тем, чтобы уравновесить введение (композиционная причина) и уделить достойно раскрыть важную и очень интересную тему статьи (смысловая причина). Рекомендую статью к публикации при условии её доработки.

04.12.2016 22:22 Ответ на рецензию автора Фомина Светлана Борисовна:
Спасибо за рецензию. Я немного расширила описание модели приемами работы, однако целью моей статьи является обоснование и моделирование системы заданий в процессе обучения иностранному языку. Я предложила и обосновала пути решения проблемы, показала возможности использования интернета, привела примеры учебных сайтов, которые уже разработаны специально для изучения языка и практики. Считаю, используя предложенный вариант преподаватель может направить студента к нужному интернет-источнику согласно интересов и потенциала студента. С уважением.

20.11.2016, 14:44 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Считаю, что данная статья может быть опубликована уже в предложенном варианте: в данной работе последовательно и четко описана проблема и предложены пути ее преодоления. В работе нет готовых решений, однако указаны приемы работы, способствующие в каждом конкретном случае (с учетом уровня своих студентов и их способностей в организации самостоятельной подготовки) эффективности обучения и достижению наиболее высокого результата. Качественная статья, написанная хорошим научным языком и отвечающая всем требованиям, предъявляемым к работам такого уровня. С уважением, к.ф.н. Середа Е.В.
04.12.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Фомина Светлана Борисовна:
Спасибо!

9.12.2016, 12:31 Филатова Владислава Игоревна
Рецензия: Доработка статьи проведена, считаю, что она соответствует требованиям издания и может быть рекомендована к публикации.
16.12.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Фомина Светлана Борисовна:
Спасибо



Комментарии пользователей:

27.10.2016, 15:34 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Рецензию писать не буду, ибо имеет место быть противоречие. С одной стороны, статья написана хорошим языком и является научной, с другой стороны, в ней описана чистая фантастика, ибо я не знаю ни одного студента не языкового вуза и никогда о таких не слышал, которые бы выучили язык, изучая его в вузе. Пусть люди напишут, что они думают. А мне как то совестно, если я скажу нет, то у автора не будет публикации (может быть не будет), а работу он проделал большую, а если я скажу да, то погрешу уже против своих принципов.


31.10.2016, 8:22 Фомина Светлана Борисовна
Отзыв: Уважаемый Леонид Борисович, целью статьи является обоснование и моделирование системы заданий в процессе обучения иностранному языку в вузах разного профиля (о конкретно непрофильном вузе речи не было). Студенты профильных вузов изучают язык, и успешно, в стенах "Альма-матер". Более того, модель самостоятельной работы студента с использованием интернета была апробирована.


31.10.2016, 9:00 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Понимаете в чем дело, то, что я сейчас скажу, вызовет понятно Ваш протест, но я рассуждаю следующим образом. 1.Учить надо тому, чему можно научить. 2. Если научить нельзя, учить не нужно. 3. Учить, надо тому, что востребовано. 4. Научить иностранному языку в условиях современной высшей школы не возможно. 5. Де-факто, востребованность иностранного языка в большинстве случаев так же очень не велика, разумеется, иногда кому-то из ребят это нужно, но они находят свои способы. 6. Таким образом, я считаю этот предмет в принципе бессмысленным и не нужным, только как предмет по выбору, но не более того. Фактические результаты изучения иностранного в вузе предельно низкие (кстати это не только у нас так, в других странах очень похоже). Исходя из этого, для меня любая постановка вопроса о методиках обучения иностранному в не профильных вузах является бессмысленной. Однако повторюсь. Я не пишу рецензию на Вашу статью именно потому, что считаю статью не плохой. Для меня плох не Ваш текст, а сама постановка вопроса, который ставится в этом тексте. Сам предмет. Я понимаю сколь Вы будете не довольны моими словами. Но я никогда не пойму, зачем учить тому чему научить нельзя и что по сути вызывает у ребят только отторжение и желание получить оценку любым способом, лишь бы от них отстали.


31.10.2016, 21:43 Фомина Светлана Борисовна
Отзыв: Уважаемый Леонид Борисович, еще раз напоминаю, предметом статьи является исследование потенциала самостоятельной работы при обучении студентов высших учебных заведений иностранному языку. Напоминаю, что речи о непрофильном вузе, на котором Вы сконцентрировали внимание, не ведется, но хочу заметить, что модель самостоятельной работы студента с использованием интернета под умелым руководством преподавателя может как заинтересовать, так и мотивировать студента любого вуза, где изучению иностранного языка уделяется необходимое внимание. Что же касается профильных факультетов и вузов, именно самостоятельная работа студента, его самообразование и творческий подход приносят результат. Своей концепцией о невозможности изучения иностранного языка в вузах и сомнении в методиках обучения иностранному языку, Вы ставите под сомнение необходимость существования таких наук как методика, и смежной с ней педагогики(науки о воспитании, обучении и образовании). Что же касается востребованности иностранного языка, то, как показывает практика, все крупные компании заинтересованы в квалифицированных специалистах, владеющих иностранным языком. Очень жаль, что на Вашем пути не встретилось достойных педагогов по иностранному языку.


Оставить комментарий


 
 

Вверх