Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Архитектура
Размещена 28.10.2016. Последняя правка: 28.10.2016.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АТРИУМНОГО ТИПА ЗДАНИЙ

Гончарова Ксения Васильевна

Академия маркетинга и социально - информационных технологий ИМСИТ

студент

Научный руководитель: Мирошникова Вера Михайловна, доцент кафедры дизайна Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (г. Краснодар).


Аннотация:
В данной работе кратко изложена история формирования планировочного типа атриумов. Автором выделены сходства и различия между палаццо, галереей, пассажем и атриумом. Рассмотрена типология и классификация атриумов при архитектурном конструировании современных построек. На основе обзорного анализа современных зданий атриумного типа, автор выдвигает гипотезу дальнейшего развития данного планировочного типа на основе новых архитектурных технологий.


Abstract:
In this paper we summarized the history of the formation of the type of planning atriums. The author highlighted the similarities and differences between the palazzo, gallery, arcade and atrium. We consider the typology and classification of atriums at the architectural design of modern buildings. Based on the reviews of the modern buildings atrium-type, the author puts forward a hypothesis for further development of this type of planning based on new architectural technologies.


Ключевые слова:
античная архитектура; атрий; этрусский, четырехколонный, римский атриумы; палаццо; типология и классификация атриумных зданий; «буферное мышление»; микроклимат современных атриумов; закрытый и открытый тип атриума; современная архитектура.

Keywords:
ancient architecture; atrium; etruscan, four column, roman atrium; palazzo; types and classification of buildings atrium.


УДК 72.05

Введение

С каждым годом, современные архитекторы, все чаще проектируют атриумы, к  данной практике обращаются в большей степени зарубежные зодчие, однако с недавних пор данная идея завоевала популярность  у отечественных архитекторов.  Причиной малой популярности использования данной архитектурной конструкции, является не полное использование потенциала и функциональности атриумных пространств.

Актуальность.  Упоминания о строительстве атриумов впервые появляются в Древней Греции. С течением веков, как любой материальный объект, атриумы видоизменялись, стали выполнять, не присущи им раньше функции и задачи. В настоящее время строительство атриумов с каждым годом становится все более популярным. Данная тенденция прогрессирует так активно, благодаря выполнению эстетических и материальных аспектов. При грамотном выполнении инженерных, архитектурных расчетов, данные пространства помогут сохранить финансы на энергоресурсы и газовое отопление. Приведенные выше аргументы создают особую привлекательность планировки атриумного типа  при проектировании современных высотных зданий.

Целью данного исследования является систематизирование знаний о истории формирования атриумов и определение возможных перспектив развития данного типа на основе новейших архитектурных технологий. Теоретической базой для данной работы стали исследования в области истории архитектуры, дизайна, искусства, культурологи.

Научная новизна. Выбранная нами тема, позволяет более подробно ознакомиться с типологией и классификацией атриумных пространств при  проектировании высотных зданий.

Перед изучением проектирования современной архитектуры атриумов, следует дать понятие «атриума» и ознакомиться с историческими аналогами данного планировочного типа.

Атриум – один из древнейших архетипов архитектурной композиции – представляет собой двор, вокруг которого, группируются разнообразные по функции помещения. Атриумные формы могут быть любой конфигурации: прямоугольные, квадратные, круглые и т.д. Комнаты и залы примыкают к атриуму с одной или нескольких сторон, и это позволяет организовать удобную взаимосвязь помещений самого разного характера и придает им в целом композиционную представительность.

Впервые предшественников современных атриумов начали строить в Древней Греци, в период между V и II веками до н.э. На периферии между жилых пространств начали появляться атрии. Они представали собой открытые внутренние дворики вокруг, которых располагались колонны. В этот временной период трансформация атрия была небольшой. В первых постройках центральную часть занимал очаг, позже очаги заменяли неглубокими четырехугольными бассейнами, над которыми находилось отверстие для стока дождевой воды.  

В античной архитектуре существовало три вида атриумов, такие как: этрусский, четырехколонный, римский. Данные постройки регулировали микроклимат жилища и являлись парадными помещениями античных домов. В будущем стали строиться ближневосточные дворы, древнеримские форумы, храмы и театры, именно они и стали прототипами современных атриумов.

В эпоху Римской империи по основному типу формообразования строились четырехстенные атриумы. По типу размещения в объемно-планировочной структуре здания такие атриумы относятся к встроенным, по типу регулирования микроклимата - охлаждающие.

Параллельно с развитием атриумов, развивались палаццо. Их формы и планировки между собой были похожи, однако имелось значительное различие.

Палаццо - в итальянской архитектуре — дворец, городской особняк, частный дом. Классическое палаццо представляло собой трех, реже двух или четырех этажное здание, выходившее фасадом на улицу. Его композиционным центром был внутренний двор, обнесенный арочными колоннадами. На первом этаже палаццо были расположены служебные помещения, на втором – парадные, а на  третьем – жилые помещения [1].

Внешний вид раннего палаццо, отличался замкнутостью и монолитностью общего объема, а так же суровостью внешнего облика, в противовес легкости конструкций и открытости атриумов. Однако с течением веков видоизменялись и формы палаццо. Так построенное в XIX веке  творение архитектора Сэра Чарльза Берри, здание  лондонского джентельменского «Реформ-клуба» (1841 г.) стало основоположником внешнего вида современных атриумов. Композиция данного атриума, за основу держала форму и план  римского палаццо Фернезе. Однако архитектор внес нововведение тем, что перекрыл внутренний двор металлическим остекленным сводом. Так с 1841 года, начался новый этап конструирования атриумных пространств. По типу регулирования микроклимата атриумы XIX века были согревающими, по типу размещения в объемно-планировочной структуре – пристроенными.

После невероятного успеха лондонской постройки атриумы активно входят в экстерьеры городов Европы и США. Промышленная революция, подарила миру знания о том, как из стекла и металла можно создавать грандиозные по площади объемы. Появляются новые типы общественных пространств – промышленные выставки, оранжереи, павильоны, перекрытые большепролетными остекленными настилами в сочетании с филигранными металлическими системами. Оранжереи пристраивались к загородным домам, что бы создать светлые территории с искусственным климатом. Данное планировочное решение было создано в связи с необходимостью для общества публичных пространств, защищенных от уличной суеты и неблагоприятной погоды. В середине XIX века появляются новые типы пространств – линейные, подобные атриумам, перекрытые стеклянной конструкцией улицы – аркады и галереи, пассажи [2].

Данные типы архитектурных форм, так же являлись предшественниками современных атриумов. Пассажи, аркады и галереи имели горизонтально развитое пространство, в то время как атриумы «росли» вверх по вертикальной плоскости.  Атриумы включены в структуру здания, тогда как переходы могли быть самостоятельным объектом в архитектурной среде.  Следующее отличие современных атриумов заключается в функциональном значении. В отличие от атриумов данные постройки главным образом служили для пешеходных и коммерческих целей, в то время как функции атриума, как общественного пространства, значительно шире. Основная их функция – защита внутренних пространств от неблагоприятных природных воздействий, но чтобы солнечный свет проникал в помещение как можно в больших количествах и максимально долго, материалом ограждения служило светопрозрачное стекло.

Исходя из этих трех функциональных базовых принципов, сложилось общепринятое понимание современной конструкции атриума используемого в высотных зданиях.

Атриум в высотном здании – значительное по размеру многоуровневое пространство, объединяющее два или более этажей, расположенное в структуре высотного здания, развитое в вертикальном направлении и разделенное с внешней средой пропускающей естественный свет ограждающей конструкцией [3].

Самым главным событием в развитии современных атриумов стало создание английским инженером и архитектором Терри Фарреллом и Рольфом Лебенсом в 1980 году концепции «буферного мышления». Суть данной концепции заключалась в том, что ориентированный в наиболее благоприятную с точки зрения солнечных лучей и господствующих ветров сторону атриум за счет содержания большого количества воздушных масс служит буферной зоной между наружным и внутренним пространствами.

Благодаря разработке концепции «буферного мышления», в строительство атриумов стал внедряться принципа двойного ограждения. Этот принцип в свою очередь подразделяется на типы регулирования микроклимата: согревающий, охлаждающий и трансформируемый.

Тип согревающего атриума особенно незаменим для стран, где преобладает холодная погода. Благодаря свободному проникновению солнечных лучей, температура воздуха в нем выше, чем в окружающей атмосфере, примерно на 3-5 градусов. Если использовать согревающий атриум, можно значительно уменьшить расходы на отопление в ближайших помещениях.

Охлаждающий тип атриумаимеет место быть там, где климат жаркий и влажный. Данное помещение становится конструкцией затенения и  атриум является своего рода системой средств затенения, так же резервуаром охлажденного воздуха. Когда же климат  наоборот теплый и влажный, атриум выстраивают так, что бы появилось сквозное проветривание.

Трансформируемый атриум эффективен при защите от летнего перегрева помещений, а также используется при отопительном сезоне. Основной особенностью такого атриума является система средств затенения наружного остекления. Основная цель - пропуск солнечных лучей зимой, когда угол подъема солнца над горизонтом небольшой, и препятствовала прямому попаданию солнечных лучей летом, когда солнце стоит высоко.

Благодаря реализации концепции «буферного мышления», пространства атриумов выполняют целый ряд существенных для жизнедеятельности человека и эксплуатаций зданий функции: повышение естественной освещенности, улучшение воздухоомена, роль климатического буфера; повышение тепловой эффективности зданий, «солнечное» отопление.

По типу расположения в структуре высотного здания, атриумы подразделяются на закрытый и открытый тип. Закрытый тип – это атриум с верхним освещением, состоящий из нескольких переходящих друг в друга объемов; Открытый тип – это атриум освещенный с одной или несколько сторон здания, объединяющий два или несколько высотных объемов.

По типу формообразования атриумы можно классифицировать как: одностенный; двустенный; трехстенный;  четырехстенный; линейный; множество одноуровневых атриумов; подиумного типа; соединяющие несколько высотных зданий; внутренный вертикальный атриум с включением горизонтальных объемов; система вертикальных атриумов, расположенных по периметру.  

В различные временные эпохи атриумы отличались характером пространства. В 1966 -1987 гг. преобладал  характер  «городской площади – пъяцца». Данный прием объединял несколько зданий, создавая «вертикальный вестибюль», который формировал вход в здание, освещал надземные и подземные этажи, объединял пересадочные этажи вертикального транспорта. Такие  планировочные решения атриумов часто используют как «зимние сады».

В 1987-2005 гг. – формируется характер атриумных пространств наподобие «вертикальных коммун-соседств», объединяющих группы помещений на разных этажах здания. С 2005 г. – проектируются атриумы наподобие «вертикального города», атриумы – «свето- и воздуховоды».

Задачи, решаемые при помощи конструкций атриумов в высотных зданиях в период с конца XX – начала XXI веков, в содействии составляют единую систему, совершенствующую архитектуру этих зданий. Эта система становится главным критерием при их проектировании.

Диаграмма 1. Использование функциональных особенностей, влияющих на формирование атриума

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ АТРИУМА

Заключение

Возникнув в период античности, атриумный тип зданий в современном архитектурном проектировании не теряет своей актуальности. Благодаря развитию новых технологий в строительстве архитектурных сооружений, атриумы все больше набирают популярность в настоящее время, что подтверждают многочисленные реализованные проекты торговых, деловых, развлекательных и других типов зданий. Причиной частого обращения современных архитекторов к планировочному решению атриума в высотных зданиях является совокупность функциональных, эстетических и технологических средств в организации пространства. Комплексный подход при проектировании атриума, как единой взаимосвязанной структуры, позволяет максимально оптимизировать внутреннюю среду как на пространственно-композиционном уровне, так и на уровне решения рациональных задач функционирования современного здания.

Библиографический список:

1. ArchiNews. // Список архитектурных терминов : [Электронный ресурс]. © 2010 ArchiNews.ru URL: http://archinews.ru (Дата обращения: 25.10.2016)
2. Р. Саксон – М.: «Стройиздат», 1987.
3. «Архитектон: известия вузов» . // «Атриумные пространства в высотных зданиях. этапы развития» : [Электронный ресурс]. М., № 28 Декабрь 2009. URL: http://archvuz.ru (Дата обращения: 15.10.2016)
4. Известия КГАСУ: [Электронный ресурс]. М., 2003–2016 URL: http://izvestija.kgasu.ru/ ( Дата обращения: 17.10.2016)
5. «Архитектон: известия вузов» . // «Атриумные пространства в высотных зданиях. этапы развития» : [Электронный ресурс]. М., «Архитектон: известия вузов» № 27 Октябрь 2009 URL: http://archvuz.ru/ ( Дата обращения: 24.10.2016)
6. Мирошникова В. М., Мирошников В. В. Социокультурные аспекты современного формообразования в дизайне/Мирошникова В. М., Мирошников В. В., //Путь науки. 2014. № 10 (10). С. 111 — 113.
7. Чалая А. И. Упрощение формы, как основная тенденция развития современного дизайна / Чалая А.И.//Вестник ИМСИТ. 2015. №1 (61). С. 64 — 66.
8. Магай А.А., Гордина Е.Ж. Принципы формообразования атриумных высотных зданий [Электронный ресурс] / А.А. Магай, Е.Ж. Гордина // Архитектон: известия вузов. – 2007. – №4 URL: http://archvuz.ru (Дата обращения: 19.10.2016)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх