Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 08.11.2016. Последняя правка: 07.11.2016.

Реализация проекта по формированию экологической культуры учащихся

Мингалеева Милеуша Талгатовна

кандидат педагогических наук

МОУ Октябрьский сельский лицей

учитель биологии

Аннотация:
В статье показана работа над проектом по формированию экологической культуры учащихся сельской школы.


Abstract:
The article shows the work on the project on formation of ecological culture of pupils of rural schools.


Ключевые слова:
экологическая культура; экологический проект.

Keywords:
ecological culture; environmental project.


УДК 373.1

Введение. Экологическая ситуация в мире, вызванная нарастанием глобальных экологических проблем: изменением климата, потерей биологического разнообразия, возрастанием техногенного ущерба для природы волнует всех граждан современного мира. Решение экологических проблем невозможно лишь техническими способами. Нужно изменение сознания людей, повышение их экологической культуры. В государственной программе Российской Федерации в области экологического образования на период до 2030 года поставлены цели, направленные на формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. 

Актуальность исследования вызвана возрастающей потребностью современной науки и практики в разработке методов и проектов для творческого развития личности, способного реализовать себя в экологически направленной деятельности.

Цель: показать работу над проектом по повышению экологической культуры учащихся.

Задачи:

  • рассмотреть критерии экологической культуры
  • охарактеризовать формы, способы экологической деятельности в школе
  • проанализировать уровни экологической культуры учащихся.

В сельской школе участвуя в экологической деятельности на опытном участке, вокруг пруда, на лугу, дети приобретают опыт по активному взаимодействию с природой, сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Экологическое воспитание является частью духовно-нравственного воспитания и уровень его развития прямо соотносится с общим развитием личности. Критерием эффективности учебно-воспитательной работы является возрастание у школьников интереса к учёбе и положительного отношения к школе в целом.  Экологическая культура личности - это интегрированная характеристика состоящая из ряда компонентов: когнитивного (знаниевого), аксиологического (ценностного) и праксиологического (деятельностного). В развитии экологической культуры особое место отводится ценностному компоненту. Экологическая ценность - понимание человеком важности отношения с природой. Критерием развитой экологической культуры нужно считать наличие соответствующих экологических знаний, умений и навыков, отношение к природе как к ценности и активную деятельность, направленную на созидание в окружающей среде. Диагностика уровня экологической культуры учащихся является обязательным компонентом, это первый шаг в технологии формирования экологической культуры личности, определяющее условие оптимизации данного процесса.

Проектная работа состояла из нескольких этапов:

1. Характеристика начального уровня экологической культуры учащихся основной школы.

2. Организация педагогических условий в рамках реализации педагогического проекта по формированию экологической культуры учащихся.

3. Анализ и оценка результативности работы.

Целью начальной диагностики было определение уровня экологической культуры по данным критериям: когнитивному, аксиологическому и деятельностному. Были использованы методики С. Н. Глазачева, С. С. Кашлева, А. А. Марченко, отличающиеся валидностью и надёжностью: «Отношение к природе и ее охране» (когнитивный компонент), «личностный тест» (ценностный), «экологическая этика, «проективный тест» (деятельностный компонент), анкетирование, в котором выявлялись знания детей по этноэкологии.  В результате диагностики было установлено, что прагматико-потребительский (очень низкий уровень) и репродуктивный (низкий уровень) сформированности экологической культуры составило около 40% в контрольной и экспериментальной группах, что является тревожным показателем, ценностно-когнитивный (средний уровень) составил более треть от общего и инициативно-созидательный уровень (высокий) выявлен менее чем у одной четвёртой испытуемых. 

В целях распространения идей воспитанию бережного отношения к природе своего края были проведен круглый стол по теме «Экологические проблемы нашего края». Для формирования экологической культуры на занятиях организовываются экологические игры, дискуссии, защита проектов по развитию территории социоприродного окружения школы; применяются элементы эколого-психологического тренинга. Наша школа постоянно находиться в гуще экологических событий, мы тесно общаемся с областным экологическим центром и следим за новыми проектами и конкурсами на будущее участие. В целом в экологическом воспитании заняты все школьники нашей школы, это очень важно для их личностного становления, воспитания нравственности, бережного отношения к родной природе. Мы участвуем в конкурсах «Вода-это жизнь» и «Берегите природу». Учитывая важность сотрудничества школьников со взрослыми и положительные результаты в воспитании экологической культуры школьников на занятиях по экологии, мы предложили идею создания экологического кружка со следующего учебного года. При подготовке внеклассного занятия учителем используются различные приемы: совместное обсуждение сценария, подбор исполнителей ролей, подбор литературы. Мероприятие должно быть живым и увлекательным, чтобы воздействовать на эмоциональную сторону детей. Но вместе с тем занимательность не должна заслонять познавательной ценности. Не просто развлекать детей, а максимально их активизировать. Большое значение имеет оформление мероприятия- экологического праздника. Для проведения конкурса должны быть разработаны критерии оценивания: научность выступления, артистичность, оценка творческих работ, качества и эстетичности.  Одной из эффективной формой работы по экологическому воспитанию являются экологические акции «Посади дерево», «Чистота вокруг нас», «Покормите птиц!». Особое внимание уделяется экологическим традициям местного народа. «Этический кодекс» народа и заповедь «Не навреди!» определяют отношение человека к окружающей природе, животным и растениям родного края.

Выводы: В ходе работы над проектом дети изучили богатство наследия татарского и русского народа в экологическом воспитании, обогатились знаниями и опытом общения с природой, расширили кругозор, познакомились с животным и растительным миром лесов средней полосы России; узнали о проблемах экологии нашей зоны, о причинах нарушения экологического равновесия. Диагностика уровня экологической культуры показала динамику в сторону повышения показателей.

Заключение. В результате участия в проекте дети овладели навыком безопасного поведения в лесу; овладели знаниями и умением рационального природопользования; усвоили виды деятельности человека, которые не приносят вреда природе; внесли посильный вклад в сохранение природы; научились видеть красоту окружающего природного мира. Наша школа постоянно находится в гуще экологических событий, мы тесно общаемся с областным экологическим центром и следим за новыми проектами и конкурсами на будущее участие.

Библиографический список:

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 480 с.




Рецензии:

8.11.2016, 8:50 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Проблема описанная автором представляется достаточно актуальной. Написано хорошим языком. Некоторым недостатком работы является излишняя лаконичность. Рекомендую к публикации.

9.11.2016, 1:59 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тема статьи актуальна, написана логично, хорошим языком, требования к структуре выдержаны. Рекомендую к печати.

9.11.2016, 9:11 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья выдвигает проблем, который являтся не столь актуальным.Одинако субординация двух тезисов в проблемной области, а именно проект и экологическая культура делает нужное чтоб разработать будушем плане интересная трактовка конструкта экологическая культура. Дополенния: 1.Объем.... 2.Нужно расмотреть связь э.к.с хпоцессе формирования экологической компетентности. 3.Обосновать целесообразность применения проектной деятельности при выборе подходящего проективного метода.Удачи! Рекомендуется к опубликованию после доработки.



Комментарии пользователей:

8.11.2016, 17:34 Козин Сергей Владимирович
Отзыв: Представленная работа хоть и не объемная, но составлена логично и понятно. Есть только нюансы, которые вызывают вопросы у меня!1)В тексте нет ссылки на используемую литературу, куда дели?2) Далее нужно внести конкретику, а в каком же собственно населённом пункте и школе эта реализация происходит? В тексте это неуказанно, к сожалению.3)Я бы ещё посоветовал сделать схематический рисунок для большей наглядности.


30.11.2016, 15:37 Глазырина Светлана Аркадьевна
Отзыв: Тема статьи актуальна и вполне детально раскрыта. Статья рекомендуется к публикации.


30.11.2016, 19:56 Мингалеева Милеуша Талгатовна
Отзыв: Спасибо!


3.12.2016, 14:44 Глазырина Светлана Аркадьевна
Отзыв: Желаю успехов в исследовательской работе.


Оставить комментарий


 
 

Вверх