Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: История
Размещена 13.11.2016. Последняя правка: 17.11.2016.

Жизнь и творчество художника Г.И. Чорос-Гуркина в период эмиграции.

Кудяшева Анастасия Леонидовна

Академия архитектуры и искусств ЮФУ

Студент

Научный руководитель: Кравец Виктория Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений Южного федерального университета.


Аннотация:
Данная статья рассматривает явление эмиграции в период революции на примере конкретной личности. Анализ творчества Г.И. Чорос – Гуркина отвечает на вопрос о том, каким образом гениальный алтайский деятель, вдруг оказывается изгнанником. Как имя деятеля искусства связано с явлением эмиграции в период революции.


Abstract:
This article considers the phenomenon of emigration during the revolution by the example of a particular individual. Analysis of the works of G. I. Choros – Gurkina answers the question about how brilliant the Altai worker, suddenly finds himself an exile.As the name of the artist associated with the phenomenon of emigration during the revolution.


Ключевые слова:
эмиграция; художник; творчество; картина; страна.

Keywords:
emigration; painter; art; painting; country.


УДК 94

Процесс эмиграции является особым периодом в истории России. Основными причинами этого явления в советские годы стали: гражданская война, русская революция (1918-1922 г. принято считать первой волной эмиграции), формирование новой политической системы. Немаловажной чертой миграции является и ее сущность. Характер этого явления может быть добровольным или принудительным. Особенно актуально для периода революции, насыщенного явлениями принудительных мер, насилия и жестокости, четко проявившими себя в процессах миграции интеллигенции. Следовательно, данный период во многом предопределил многие черты современной экономики, политики и общественности страны.

Актуальность темы связана с тем, что каждый человек, как и знаменитый художник Г.И. Гуркин, должен знать, изучать свой край с его бытом и традициями. Герой статьи дает пример будущему поколению, возможность открывать искусство вновь, смотреть на него с других сторон, касаясь разных граней.

Целью данной статьи является рассмотрение жизненного и творческого пути художника Г.И. Чорос-Гуркина в период эмиграции. Данная статья предопределяет следующую задачу: рассмотрение влияния эмиграции на жизненный и творческий путь художника Г.И.Гуркина, с помощью теоретических и эмпирических методов исследования.

Эмиграция коснулась многих знаменитых деятелей искусства. Не исключением был и художник из Горного Алтая Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Как знаменитый алтайский деятель стал вдруг «врагом народа»? Чтобы ответить на поставленный вопрос, рассмотрим биографию художника. Григорий Иванович вырос в обычной крестьянской семье города Улала. Большой интерес к творчеству появился у него еще в школе. Благодаря А.В.Анохину он был вольнослушателем Академии художеств, в классе А.А.Киселева. С 1905 года мастер поводит выставки по всей Сибири, его работы проникнуты красотой Алтая. В 1907 г., благодаря этим выставкам, о нем говорили, как о первом сибирском живописце. Самые знаменитые картины: «Хан Алтай», «Ледоход», «Озеро горных духов».  [1, с.27] Григорий Иванович так же был известен как литератор. Его участие в общественной деятельности, в годы гражданской войны, повлияло на его дальнейшую судьбу. Как известно, в 1917 г. художник возглавляет Каракорум (Алтайская окружная управа). Основной идеей было развитие своего региона. Однако, Гуркин был обвинен в желании отделения Алтая от государства. После этого он был арестован, но вскоре освобожден, поскольку доказательств по обвинению было недостаточно. Художник понимал, что находиться на Родине опасно, поэтому взяв своих сыновей в 1919 г. направился в Монголию. Трудности не заставили себя ждать. Еды не хватало, жуткий холод, ну и конечно постоянные переживания за своих детей. Несмотря на все эти удары судьбы Гуркин не сдавался и продолжал свою творческую деятельность. В период эмиграции художник проявляет себя как исследователь, изучает археологические памятники, делает этнографические зарисовки. Во время его пребывания в 1920–1925 гг. в Монголии и Танну‐Туве обогащается графическое наследие: эскизы, сцены быта, культовые обряды, мотивы орнамента и одежды. Работа художника «Белый Бурхан», написанная 5 января 1919 г., является примером зарисовки. При изучении графики Гуркина выяснилось, что он делал многочисленные наброски различных археологических памятников Монголии и Тувы: курганов и наскальных рисунков. Примером изображения художником каменных изваяний служит работа «Из эпохи бронзового века», написанная 19 марта 1919 г. Сложный период эмиграции обогатил его наследие монгольскими и тувинскими изображениями: «В хуре Далай хана», «Праздник в хуре Уланком» 2 июня 1920 г. В 1921 г. художник отправился в столицу города Тувы – Кызыл, вместе с отрядом руководителя тувинских партизан Сергея Кочетова, совершавшего на тот момент рейд по Монголии. В 1923 г. Григорий Иванович устроился на престижную работу. Он разрабатывал декорации для постановок Народного дома города Кызыла. В этом же году Гуркиным написаны великолепные картины с пейзажем Тувы. К таким относиться работа «Обо на перевале» 1924 г. Эдоков в книге «Возвращение мастера» описал картину следующим образом: «она отличается исключительным мастерством выполнения. Картина написана чистыми, прозрачными, как бы звенящими, красками. Может быть, именно в этом полотне художнику удалось наиболее полно выразить свое чувство, свое представление о природе страны, в которой ему пришлось провести четыре года жизни. На картине изображен перевал — небольшая плоская поляна на вершине горы. На первом плане — невысокий курган, сложенный из серых камней, на нем укреплены палки с разноцветными лентами. Но не жертвенник является основной темой картины. Главное здесь — открывшийся с перевала пейзаж: растворившаяся в синей дымке древняя, сказочная по красоте страна синих гор с ее густыми, бескрайними лесами, могучими реками, тихими, задумчивыми глазами озер. Огромным поэтическим чувством пронизано это полотно». Пребывание в Монголии обогатило живописную палитру художника. Его работы, как ежедневник отражали события, связанные с ним. В этот момент, на Родине художника, Алтай выделили в автономную Ойротскую область. В мае 1924 г. Григорий Иванович пишет заявление Ойротскому обкому ВКП (б), поясняющее мотивы его политических действий: «В жизни своей я был кровным защитником всех интересов своей родины: самоопределения и автономии алтайского народа. Стоял за все его лучшее, национальное. За его законное право народа. Стоял за все его лучшее, национальное. За его законное право быть равным и свободным в семье великих народов. За сохранение его национальной культуры, языка и быта. За его новое создание и развитие в области своей экономической жизни, искусства и науки. Я, как неразрывная часть его национального духовного тела, чувствовал и знал и боролся против только насилия и несправедливости…»[2, с. 6-7] Спустя несколько месяцев им было написано письмо в Москву, художник говорит о своем желании вернуться в родные края, а вскоре уже получает положительный ответ и едет на Алтай. Участие Гуркина в политике дополняло его творческую деятельность. Его работы выражают невероятную красу и возвышенность Сибири. Это подпитывало интеллигенцию, говорило о способности культурного развития населения. Желание занять достойную роль на ряду с Москвой и Петербургом. Деятельность Гуркина, следовательно, являлась знаком культурного своеобразия Сибири, за признанием которого следовали изменения в отношениях между центром и провинциями. Стоит отметить то, что мастерство художника заявило о своеобразии Алтайского края, сделало его всеобщим достоянием. Вернувшись в родные края, Григорий Иванович преподает в художественной школе, занимается иллюстрацией учебного пособия. Так же публикует свои стихотворения в прозе. В 1937 году Гуркин был арестован и расстрелян по обвинению в организации подпольной националистической группы. По версии работников спецслужб: "Он стал японским шпионом еще в 1901 году, когда приехал в Петербург поступать в Академию художеств. Завербовал его Г.Н.Потанин, посмертно зачисленный чекистами в агенты японской разведки. Вся работа Гуркина на посту председателя Горной думы, затем Каракорум-Алтайской окружной управы протекала под руководством японской разведки и в интересах Японии. Главная причина его возвращения из Тувы - стремление продолжить контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти. С этой целью он организовал Блок алтайских националистов, который вместе с контрреволюционными националистическими организациями Хакасии, Тувы, Горной Шории ставил задачей создание буржуазного государства в границах старого Джунгарского ханства под протекторатом Японии"[3]

Русская эмиграция оказалась беспрецедентным явлением не только для внешнего мира – как предупреждение о мировом наступлении коммунизма; и не только потому, что она существует как политический феномен уже три четверти века. Она уникальна и для своей страны – потому, что уникально ситуация, сложившаяся на родине: впервые в истории, была предпринята попытка переделки человека, бытия, устроения человеческого общества на утопических принципах, в которые человек не вмещается и его можно втиснуть только насилием – отсюда невиданные жертвы и разрушения. [4, с. 113] В статье были рассмотрены жизнь и творчество художника Г.И. Чорос-Гуркина в период эмиграции. Можно сделать вывод о том, что несмотря на сложный период в своей жизни, художник продолжает писать картины и прославлять свой край. Период эмиграции увеличил художественное наследие Гуркина. Никакие трудности не смогли победить любовь художника к своему ремеслу. Поставленная задача выполнена в полном объёме. Практический результат работы – это использование разработанных материалов на уроках при изучении данного вопроса, проведение внеклассных мероприятий.

Библиографический список:

1. Киндикова Н.М. Тюркские литературы: проблемы взаимодействия. / М.: Горно-Алтайск РИО Горно Алтайского госуниверситета,2012. 27 с.
2. Назаров М. Миссия русской эмиграции. / М.: Москва, 1994. – С. 6-7.
3. Новые исследования Тувы // Электронный информационный журнал. - 2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.tuva.asia/ (дата обращения: 09.11.2016).
4. Романов К. Большая коллекция русских художников. / М.: Белый город, Москва, 2008. 113 с.




Рецензии:

15.11.2016, 12:35 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Работа Кудяшевой А.Л., посвященная жизни и творчеству Г.И. Чорос-Гуркина, является примером студенческой реферативной работы и заслуживает похвалы с точки зрения интереса к истории родного края. Вместе с тем заявленная в названии тема в работе не раскрыта. Так сформулированное название предполагает анализ работ Чорос-Гуркина, написанных в период эмиграции, или анализ явления эмиграции через призму творчества Чорос-Гуркина. В статье же идет речь о жизненном и творческом пути художника в период революционной трансформации российского общества. Может быть, статью стоило назвать соответствующим образом? Ведь периоду эмиграции в ней отведено только несколько предложений, которые информируют читателя о том, что Чорос-Гуркин был в эмиграции, испытывал многочисленные трудности и писал там картины. Не совсем понятно, каким образом в статье подтвердилась гипотеза о том, что «изучение явления эмиграции в период революции на примере творчества Г.И. Чорос-Гуркина, повышает интерес к культуре как Алтайского края, так и своего, формирует историческую, этнографическую память, уважения к разным видам искусства». Во-первых, никаких доказательств Кудяшева А.Л. не приводит, а просто ограничивается констатацией фактов из жизни Г.И. Чорос-Гуркина, во-вторых, положение о том, что краеведение способствует формированию исторической памяти и интереса к истории, вряд ли можно считать гипотезой, потому что это общепринятое мнение, которое не нуждается в доказательствах, в-третьих, подобные гипотезы подтверждаются не фактами из жизни выдающихся людей, а педагогической практикой и социологическими исследованиями. В связи с этим необходимо пересмотреть выводы к работе и сформулировать их в соответствии с содержанием. Кроме этого в работе встречаются опечатки, а некоторые предложения недостаточно четко сформулированы. Статья может быть опубликована только после внесения поправок.

15.11.2016 20:20 Ответ на рецензию автора Кудяшева Анастасия Леонидовна:
Ошибки,допущенные в работе, исправлены.

16.11.2016, 0:06 Низовцев Николай Александрович
Рецензия: Полностью разделяю позицию предыдущего рецензента. Заявленное название темы абсолютно не коррелируется с проблемой, вынесенной автором. Сам автор пишет, что задача работы - "рассмотрение влияния эмиграции на жизненный и творческий путь художника Г.И.Гуркина..." Вместе с тем при прочтении статьи становится ясно, что это не более как краткий биографический экскурс уважаемого деятеля алтайской культуры. Сама же эмигрантская тематика его творчества, по сути, ограничивается следующим: "Пребывание в Монголии обогатило живописную палитру художника. В его работах, как в ежедневнике отражались события, связанные с ним". Соответственно и выводы, сформулированные в заключительном абзаце работы, выглядят оторванными от основного текста, умозрительными, лишенными конкретики. Вызывает некоторые нарекания стилистическое и пунктуационное оформление работы. Но это мелочи, легко устранимые. В связи с выше изложенным представляется, что в данном виде работа не может быть рекомендована к публикации. Автору следует внести коррективы и пересмотреть название и вынесенные задачи.
16.11.2016 17:17 Ответ на рецензию автора Кудяшева Анастасия Леонидовна:
Спасибо, что указали на мои недочеты. Ошибки, допущенные в работе исправлены.

16.11.2016, 21:11 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Кудряшевой А.Л. представляет собой работу студенческого уровня и определенно интересна для краеведов и всех, кто интересуется живописью. Однако следует указывать хронологические рамки всех исторических событий начала XX в., как это принято в исторических работах, исправить допущенные грамматические ошибки. Выводы, сделанные автором весьма спорные, хотя и отражают мнение значительной части нашего современного общества, которая выросла и сформировала свою общественную позицию в иной общественной системе, чем социалистическая. Тем не менее, после уточнения хронологических рамок событий, связанных с революционными кризисами начала прошлого века, и внесения исправлений, на которые справедливо указали рецензенты, статью можно публиковать.
17.11.2016 13:13 Ответ на рецензию автора Кудяшева Анастасия Леонидовна:
Исправления внесены.

25.11.2016, 12:02 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх