Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №39 (ноябрь) 2016
Разделы: Психология
Размещена 13.11.2016. Последняя правка: 05.12.2016.
Просмотров - 6060

Особенности тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Калинина Ксения Вячеславовна

ФГБОУ ВО "Удмуртский Государственный Университет"

Магистрант

Андреева Мария Владимировна,кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, ФГБОУ ВО Удмуртский государственный университет, г. Ижевск


Аннотация:
В статье представлены результаты исследования особенностей тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.


Abstract:
The article presents the results of studies of the anxiety of boys and girls of the senior preschool age.


Ключевые слова:
дошкольник; мальчик; девочка; тревожность.

Keywords:
preschool; boy; girl; anxiety.


УДК 159.9

Актуальность. Повышенная тревожность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В настоящее время детский сад становится одним из определяющих факторов в развитии личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в этот период жизни. Тревожность является распространенным симптомом неврозов и психозов, а также приводит к развитию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройств эмоциональной сферы личности.

О проявлении таких личностных качеств, как зависимость, застенчивость, боязливость, тревожность результаты исследований достаточно противоречивы (в основном зарубежных). Одни исследователи (Б. Фагот, Дж. Каган, X. Мосс, Б. Дж. Уайтинг и др.) утверждают, что данные качества в большей степени присущи девочкам. Другие исследователи считают, что в раннем и младшем дошкольном возрасте данные черты проявляются в поведении как мальчиков, так и девочек, но по мере взросления, под влиянием преобладающих в обществе гендерных стереотипов и социальных ожиданий окружающих, данные качества закрепляются в поведении девочек [1].

Прихожан же утверждает, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах [2].

Цель исследования: изучение особенностей тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Исследовать уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить наличие или отсутствие различий в уровне тревожности между мальчиками и девочками  старшего дошкольного возраста.

По сравнению с девочками мальчики хуже выходят из стрессовых состояний из-за их относительной эмоциональной слабости, с трудом перестраиваются, и долго обрабатывают эмоционально заряженную информацию, поскольку не могут справиться с эмоциями и перевести их в слова так же быстро, как девочка. Мальчики вообще более эмоционально уязвимы, поэтому требуют повышенного внимания и чуткости со стороны родителей и педагогов. Девочки склонны делиться своими переживаниями с другими и открыто выражать свои эмоции, тогда как мальчики замыкаются в себе или становятся агрессивными и раздражительными. Девочки обращаются за помощью словами, а мальчики это делают действием [2].

Дж. Грэй [3] утверждает, что независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам – заботы. Мальчик доволен собой, когда может действовать самостоятельно. Добиваясь чего‑то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. В современных условиях у большинства родителей нет времени для того, чтобы ждать этих проявлений самостоятельности, и они делают все за своих детей сами. Предлагая помощь девочке, взрослые дают ей понять, что она им не безразлична, что о ней заботятся, любят, но мальчик может воспринять предложение о помощи как оскорбление. Он увидит в этом намек, что родители не доверяют ему, не верят, что он может справиться с этим самостоятельно. Отсюда у мальчика может возникнуть неуверенность, тревожность. Предложение помощи девочке – это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно – жест доверия.

На основе проанализированных литературных источников нами была сформулирована гипотеза: мальчики более тревожны, чем девочки, в силу их меньшей склонности делиться своими переживаниями и подавления их эмоций взрослыми.

Теоретико-методологической основой послужили работы А.М. Прихожан, освещающие проблему тревожности дошкольников и психолого-педагогические труды, раскрывающие вопросы различий мальчиков и девочек (Дж. Грэй, Н.Ю. Ерофеева, А.М. Прихожан).

Мы решили выяснить, у кого в современном обществе уровень тревожности выше – у мальчиков или девочек старшего дошкольного возраста. В нашем исследовании принимали участие 46 воспитанников старшей и подготовительной групп в возрасте 5-7 лет. Среди них 22 мальчика и 24 девочки.

Для выявления уровня тревожности мальчиков и девочек использовался тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки, представляющий собой набор картинок (отдельно для мальчиков и девочек) с изображением типичных для ребенка жизненных ситуаций. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Ребенку необходимо сделать выбор. По количеству негативных выборов определяется уровень тревожности ребенка.

Результаты диагностики представлены на рисунке 1. Как видно из диаграммы, уровень тревожности имеет следующие результаты: средний уровень – 59% среди мальчиков и 71% среди девочек, высокий уровень – 41% среди мальчиков и 29% среди девочек. Низкий уровень тревожности среди испытуемых не обнаружен.


Уровень тревожности

Рис. 1. Уровень тревожности у мальчиков и девочек

Для выявления статистически значимых различий между мальчиками и девочками мы использовали U-критерий Манна – Уитни. Результаты сравнительного анализа тревожности мальчиков и девочек представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа агрессивности мальчиков и девочек

Показатель

U-критерий Манна – Уитни

Уровень значимости

Тревожность

213

p>0,05

Как показывают данные, по количеству негативных выборов статистически значимые различия между мальчиками и девочками в уровне тревожности отсутствуют. Это может быть объяснено следующими причинами:

  • основная часть педагогов в детских садах – женщины, которые не могут дать мальчикам мужской пример, поэтому мальчики и девочки воспитываются и обучаются в одинаковых условиях в рамках ДОУ.
  • Наша выборка была гетерогенной (в нее вошли дошкольники как из городских ДОУ, так и из сельского детского сада). Нами было обнаружено, что различия наблюдаются у городских детей (у мальчиков уровень тревожности выше, чем у девочек (U=78,5; р≤0,05)), а в общей выборке различий не обнаружилось. Уровень тревожности сельских дошкольников оказался значительно выше, чем у городских. Но сравнительный анализ городских и сельских дошкольников не входил в цель нашего исследования.

Таким образом, гипотеза нашего исследования не подтвердилась: уровень тревожности не имеет значимых различий у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Библиографический список:

1. Ерофеева Н.Ю. Основы гендерной педагогики: учеб. пособие. Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2012. 695 с.
2. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. М.: Флинта, 2011. 176 с.
3. Грэй Дж. Дети с небес: уроки воспитания. М.: София, 2009. 384 с.
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2008. 304 c.




Рецензии:

16.11.2016, 10:18 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Тема актуальная и своевременная.Видимо,проведена большая работа ,однако желание максимально сжать объем работы сослужили автору плохую службу.В таком виде работу нельзя публиковать.

17.11.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Калинина Ксения Вячеславовна:
Спасибо за резению. Постаралась учесть Ваши рекомендации и написать статью более подробно

29.12.2016, 6:46 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Замечательно, в таком виде статья рекомендуется к публикации.
29.12.2016 8:08 Ответ на рецензию автора Калинина Ксения Вячеславовна:
Спасибо!

29.12.2016, 12:08 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Результаты и выводы эксперимента представляют интерес. Статья рекомендуется к публикации.
29.12.2016 18:18 Ответ на рецензию автора Калинина Ксения Вячеславовна:
Спасибо за рецензию

8.01.2017, 19:36 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи в настоящее время является весьма актуальной и значимой. Результаты экспериментального исследования представляют интерес для родителей и педагогов ДОУ. Статья рекомендуется к публикации
09.01.2017 10:10 Ответ на рецензию автора Калинина Ксения Вячеславовна:
Спасибо



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх