Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: История
Размещена 15.11.2016. Последняя правка: 28.11.2016.

С.В. Рахманинов в эмиграции: социокультурная и творческая адаптация

Иванова Екатерина Андреевна

студент

Академия архитектуры и искусств ЮФУ

студент 1 курса, Дизайн

Научный руководитель: Кравец Виктория Сергеевна кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону


Аннотация:
Данная статья рассматривает явление эмиграции в период революции на примере Сергея Васильевича Рахманинова, русского композитора, пианиста, дирижёра.Анализ жизни и творчества Рахманова отвечает на вопрос о том, как известный композитор жил в эмиграции. Как имя деятеля искусства связано с явлением эмиграции в период революции.


Abstract:
This article considers the phenomenon of emigration during the revolution by the example of Sergei Rachmaninoff, Russian composer, pianist, conductor.Analysis of the life and work Rakhmanova answers the question about how the famous composer lived in exile. As the name of the artist associated with the phenomenon of emigration during the revolution.


Ключевые слова:
эмиграция; композитор; революция; страна.

Keywords:
emigration; composer; revolution; country.


УДК 94

Процесс эмиграции и социокультурной адаптации русских беженцев в различных социальных условиях прошёл в несколько этапов и в основном завершился к 1939 г., когда у большинства эмигрантов уже не оставалась перспективы возвращения на родину. Основными причинами формирования русской эмиграции как устойчивого социального явления стали: первая мировая война, российские революции, гражданская война. Поворотным пунктом для формирования эмиграции явилась Октябрьская революция 1917 года и вызванная ею гражданская война, расколовшая население на два непримиримых лагеря.

Актуальность темы заключается в том, что, несмотря на эмиграцию и расставание с Родиной, великие деятели искусства не только не прекратили свою деятельность, но и стали успешными и величайшими людьми своей эпохи.

Целью данной статьи является рассмотрение явления социокультурной и творческой адаптации на примере С.В. Рахманинова.

Из чего следуют следующие задачи: рассмотреть процесс адаптации за рубежом С.В Рахманинова, с помощью теоретических и эмпирических методов исследования.

Сергей Васильевич Рахманинов русский композитор, пианист,дирижёр. Родился 20 марта 1873, Семёново, Новгородская губерния, умер 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США. В своём творчестве синтезировал принципы петербургской и московской композиторских школ и западноевропейской музыки, создал свой оригинальный стиль.

Революцию 1917 года Рахманинов тяжело переживает, не принимает её идеи, воспринимает как конец старой России и не видит возможности для дальнейшего творчества. После приглашения дать концерт в Швеции, он уезжает вместе с семьей. На Родину Рахманинов больше не вернулся.

В январе 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился в Копенгаген, где сыграл второй концерт с дирижёром Георгом Хёэбергом.  Поняв, что не сможет зарабатывать средства как пианист, начал усиленно тренироваться на фортепиано. Выступив в одиннадцати концертах до конца сезона, смог расплатиться с долгами.

В 1918 году Рахманинов вместе с семьёй отправился в Нью-Йорк, где был встречен с большим интересом. Начав концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по много концертов за сезон.[1]

До 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис продолжался около 10 лет. Многие его друзья связывают это с тоской по родине. Поэтому, несмотря на славу и приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русской прислугой и  предметами, напоминавшими ему о родине.

В 1926-1927 годах появляются новые произведения. Всего за рубежом Рахманинов создал шесть произведений, которые принадлежат к вершинам мировой музыки. Был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижёром.

Жизнь и творчество Рахманинова в эмиграции представляют собой уникальный пример успешной социокультурной адаптации. Именно там у него появилось множество занятий, таких как благотворительность, общественная деятельность, бизнес. Расширяется круг ранее существовавших связей, появляются новые знакомые. В концертной деятельности изменился стилистический и жанровый облик его композиторского творчества.[3,с.4-9]

Рахманинов постоянно поддерживал своих соотечественников и за границей Оказавшись в эмиграции более успешным, чем его коллеги, Рахманинов, пользуясь своим авторитетом в музыкальном мире, стремился помочь им в организации гастролей и получении заказов, оказывал материальную помощь. Рахманинов давал своим друзьям рекомендации при устройстве на работу. Денежную помощь получали от него Бунин, Глазунов, Григорьев и др. Желая улучшить материальное положение русских эмигрантов, помогал художнику К. Сомову и скульптору С. Коненкову получить заказы от фирмы Steinway. Особое участие Рахманинов проявил в судьбе М. Чехова, способствовав голливудской карьере актера.

Таким образом, несмотря на облик нелюдимого и замкнутого человека, Рахманинов в эмиграции не только не сократил, а расширил круг общения. Также условия эмиграции заставили сплотиться и ранее не общавшихся соотечественников.

В эмиграции Рахманинов проявил себя как общественный деятель. Его имя в составе учредителей, жюри или в качестве рекомендателя увеличивало престиж события. Рахманинов был значительной фигурой, это свидетельствуют знаки музыкальных обществ, которые стремились включить его имя в списки своих почетных членов или профессоров. Звания и награды, полученные Рахманиновым в эмиграции: Почетный Члены Академии Св. Цецилии в Риме (1920); Доктор музыки в Университете Небраски в Линкольне (1922); золотая медаль Королевского (1932, Лондон); Консерватории в Итака (1934). Об официальном признании Рахманинова говорят его частые выступления в Белом Доме. Большое значение имя Рахманинова имело для высших музыкальных учебных заведений, хотя непосредственного участия в их педагогической деятельности он не принимал, но, являясь членом Русского музыкального общества за границей, был связан с Русской консерваторией в Париже и в 1931 году принял звание ее почётного директора. В марте 1931 Рахманинов согласился дать своё имя Русской Народной Консерватории. Стремление музыкальных учебных заведений эмиграции заручиться поддержкой великого соотечественника понятно: в условиях большой конкуренции это было необходимым условием для поднятия престижа заведения.[6,с.192]

Избегавший публичности Рахманинов редко высказывал свои политические взгляды. Даже его эмиграция была лишена политической подоплеки: как композитора его волновала невозможность сочинять при сложившейся ситуации в России, как исполнителя - нестабильность концертной индустрии нового государства, как землевладельца - творящиеся беспорядки, шаткое материальное положение. Именно в этих аспектах им высказывались претензии к советской власти. В отличие от большинства русских эмигрантов, которые стремились примкнуть к всевозможным партиям, Рахманинов не состоял официально ни в одной из политических организаций. Но считать Рахманинова аполитичным не правильно. Ещё до революции он часто принимал участие в коллективных письмах-протестах и политических манифестациях, рисковав при этом работой в Большом театре. Намного меньше известно о политической деятельности Рахманинова в эмиграции. В это время наиболее скандальным политическим выступлением стало его участие в коллективном письме в редакцию «New York Times», направленном против известного писателя Рабиндранта Тагора, который восторженно отзывавался в американской прессе о системе образования в Советской России.

В благотворительной деятельности помимо посылок и денежных переводов, отправляемых в советскую Россию в годы Великой Отечественной войны, охваченный почти паникой за судьбу родины, Рахманинов давал концерты в пользу Советской армии, регулярно были благотворительные концерты в Париже, США доход от которых шёл в фонд Федорова, распределявшего эти средства нуждающимся. Также советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР. Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.[2,с.20-25]

Помимо этого, Рахманинов оплачивал обучение своих стипендиатов. Вся эта деятельность отнимала у него много сил, энергии и денег, однако являлась необходимой потребностью композитора, видевшего в этом свой долг перед менее успешными соотечественниками по обе стороны русской границы.

Творчество Рахманинова в эмиграции оказалось включённым в общемировой музыкальный контекст 1920-1940-х годов, основными тенденциями которого были неоклассицизм, конструктивизм джаз. В сочинениях Рахманинова стилистически их влияние отозвалось тяготением к использованию чистых тембров, также усложнением ладогармонического языка (расширение рамок мажоро-минорного мышления). Именно джаз оказал особое влияние на язык поздних произведений Рахманинова. Ещё одним важным изменением в стиле Рахманинова зарубежного периода можно считать сознательное конструирование русскости на уровне разных элементов музыкального языка. Генезисом русского стиля Рахманинова можно назвать стиль «кучкистов», который традиционно ассоциируется с понятием «русский стиль» и «нового направления» в русской духовной музыке. В эмиграции многие произведения Рахманинова подверглись существенной переработке. Многочисленные редакции произведений являются не только результатом неудовлетворенности композитора своей работой, а также откликом на реакцию публики и критики.[5,с.12]

Вслед за изменившимися социокультурными условиями жизни значительно изменились быт, специфика творческой деятельности и даже черты личности Рахманинова. Органично войдя в новую социокультурную среду, вместе с тем приобрел статус символа русской культуры в изгнании.

Специфика положения Рахманинова в эмиграции заключается в том, что для русского сообщества и западного мира он был выдвинут на роль главного символа сохранившейся русской культуры, но в тоже время готов был меняться и идти навстречу новым тенденциям окружавшего его социума.

Библиографический список:

1. Википедия. Рахманинов, Сергей Васильевич. [Электронный ресурс]. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Рахманинов,_Сергей_Васильевич
2. Воспоминания о Рахманинове / Сост. 3. Апетян. — Т. 1, 2. — 5-е изд., М.: Музыка, 1988.
3. Рахманинов Сергей Васильевич / Брянцева В. Н. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
4. Рахманинов Сергей Васильевич. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.
5. С.В Рахманинов. Из ранних документов. Музыкальный словарь. Проверено 1 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
6. С. В. Рахманинов. Альбом / Под ред. А. Кандинского. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 19. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх