студент
Академия архитектуры и искусств ЮФУ
студент 1 курса, Дизайн
Научный руководитель: Кравец Виктория Сергеевна кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
УДК 94
Процесс эмиграции и социокультурной адаптации русских беженцев в различных социальных условиях прошёл в несколько этапов и в основном завершился к 1939 г., когда у большинства эмигрантов уже не оставалась перспективы возвращения на родину. Основными причинами формирования русской эмиграции как устойчивого социального явления стали: первая мировая война, российские революции, гражданская война. Поворотным пунктом для формирования эмиграции явилась Октябрьская революция 1917 года и вызванная ею гражданская война, расколовшая население на два непримиримых лагеря.
Актуальность темы заключается в том, что, несмотря на эмиграцию и расставание с Родиной, великие деятели искусства не только не прекратили свою деятельность, но и стали успешными и величайшими людьми своей эпохи.
Целью данной статьи является рассмотрение явления социокультурной и творческой адаптации на примере С.В. Рахманинова.
Из чего следуют следующие задачи: рассмотреть процесс адаптации за рубежом С.В Рахманинова, с помощью теоретических и эмпирических методов исследования.
Сергей Васильевич Рахманинов русский композитор, пианист,дирижёр. Родился 20 марта 1873, Семёново, Новгородская губерния, умер 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США. В своём творчестве синтезировал принципы петербургской и московской композиторских школ и западноевропейской музыки, создал свой оригинальный стиль.
Революцию 1917 года Рахманинов тяжело переживает, не принимает её идеи, воспринимает как конец старой России и не видит возможности для дальнейшего творчества. После приглашения дать концерт в Швеции, он уезжает вместе с семьей. На Родину Рахманинов больше не вернулся.
В январе 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился в Копенгаген, где сыграл второй концерт с дирижёром Георгом Хёэбергом. Поняв, что не сможет зарабатывать средства как пианист, начал усиленно тренироваться на фортепиано. Выступив в одиннадцати концертах до конца сезона, смог расплатиться с долгами.
В 1918 году Рахманинов вместе с семьёй отправился в Нью-Йорк, где был встречен с большим интересом. Начав концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по много концертов за сезон.[1]
До 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис продолжался около 10 лет. Многие его друзья связывают это с тоской по родине. Поэтому, несмотря на славу и приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русской прислугой и предметами, напоминавшими ему о родине.
В 1926-1927 годах появляются новые произведения. Всего за рубежом Рахманинов создал шесть произведений, которые принадлежат к вершинам мировой музыки. Был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижёром.
Жизнь и творчество Рахманинова в эмиграции представляют собой уникальный пример успешной социокультурной адаптации. Именно там у него появилось множество занятий, таких как благотворительность, общественная деятельность, бизнес. Расширяется круг ранее существовавших связей, появляются новые знакомые. В концертной деятельности изменился стилистический и жанровый облик его композиторского творчества.[3,с.4-9]
Рахманинов постоянно поддерживал своих соотечественников и за границей Оказавшись в эмиграции более успешным, чем его коллеги, Рахманинов, пользуясь своим авторитетом в музыкальном мире, стремился помочь им в организации гастролей и получении заказов, оказывал материальную помощь. Рахманинов давал своим друзьям рекомендации при устройстве на работу. Денежную помощь получали от него Бунин, Глазунов, Григорьев и др. Желая улучшить материальное положение русских эмигрантов, помогал художнику К. Сомову и скульптору С. Коненкову получить заказы от фирмы Steinway. Особое участие Рахманинов проявил в судьбе М. Чехова, способствовав голливудской карьере актера.
Таким образом, несмотря на облик нелюдимого и замкнутого человека, Рахманинов в эмиграции не только не сократил, а расширил круг общения. Также условия эмиграции заставили сплотиться и ранее не общавшихся соотечественников.
В эмиграции Рахманинов проявил себя как общественный деятель. Его имя в составе учредителей, жюри или в качестве рекомендателя увеличивало престиж события. Рахманинов был значительной фигурой, это свидетельствуют знаки музыкальных обществ, которые стремились включить его имя в списки своих почетных членов или профессоров. Звания и награды, полученные Рахманиновым в эмиграции: Почетный Члены Академии Св. Цецилии в Риме (1920); Доктор музыки в Университете Небраски в Линкольне (1922); золотая медаль Королевского (1932, Лондон); Консерватории в Итака (1934). Об официальном признании Рахманинова говорят его частые выступления в Белом Доме. Большое значение имя Рахманинова имело для высших музыкальных учебных заведений, хотя непосредственного участия в их педагогической деятельности он не принимал, но, являясь членом Русского музыкального общества за границей, был связан с Русской консерваторией в Париже и в 1931 году принял звание ее почётного директора. В марте 1931 Рахманинов согласился дать своё имя Русской Народной Консерватории. Стремление музыкальных учебных заведений эмиграции заручиться поддержкой великого соотечественника понятно: в условиях большой конкуренции это было необходимым условием для поднятия престижа заведения.[6,с.192]
Избегавший публичности Рахманинов редко высказывал свои политические взгляды. Даже его эмиграция была лишена политической подоплеки: как композитора его волновала невозможность сочинять при сложившейся ситуации в России, как исполнителя - нестабильность концертной индустрии нового государства, как землевладельца - творящиеся беспорядки, шаткое материальное положение. Именно в этих аспектах им высказывались претензии к советской власти. В отличие от большинства русских эмигрантов, которые стремились примкнуть к всевозможным партиям, Рахманинов не состоял официально ни в одной из политических организаций. Но считать Рахманинова аполитичным не правильно. Ещё до революции он часто принимал участие в коллективных письмах-протестах и политических манифестациях, рисковав при этом работой в Большом театре. Намного меньше известно о политической деятельности Рахманинова в эмиграции. В это время наиболее скандальным политическим выступлением стало его участие в коллективном письме в редакцию «New York Times», направленном против известного писателя Рабиндранта Тагора, который восторженно отзывавался в американской прессе о системе образования в Советской России.
В благотворительной деятельности помимо посылок и денежных переводов, отправляемых в советскую Россию в годы Великой Отечественной войны, охваченный почти паникой за судьбу родины, Рахманинов давал концерты в пользу Советской армии, регулярно были благотворительные концерты в Париже, США доход от которых шёл в фонд Федорова, распределявшего эти средства нуждающимся. Также советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР. Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.[2,с.20-25]
Помимо этого, Рахманинов оплачивал обучение своих стипендиатов. Вся эта деятельность отнимала у него много сил, энергии и денег, однако являлась необходимой потребностью композитора, видевшего в этом свой долг перед менее успешными соотечественниками по обе стороны русской границы.
Творчество Рахманинова в эмиграции оказалось включённым в общемировой музыкальный контекст 1920-1940-х годов, основными тенденциями которого были неоклассицизм, конструктивизм джаз. В сочинениях Рахманинова стилистически их влияние отозвалось тяготением к использованию чистых тембров, также усложнением ладогармонического языка (расширение рамок мажоро-минорного мышления). Именно джаз оказал особое влияние на язык поздних произведений Рахманинова. Ещё одним важным изменением в стиле Рахманинова зарубежного периода можно считать сознательное конструирование русскости на уровне разных элементов музыкального языка. Генезисом русского стиля Рахманинова можно назвать стиль «кучкистов», который традиционно ассоциируется с понятием «русский стиль» и «нового направления» в русской духовной музыке. В эмиграции многие произведения Рахманинова подверглись существенной переработке. Многочисленные редакции произведений являются не только результатом неудовлетворенности композитора своей работой, а также откликом на реакцию публики и критики.[5,с.12]
Вслед за изменившимися социокультурными условиями жизни значительно изменились быт, специфика творческой деятельности и даже черты личности Рахманинова. Органично войдя в новую социокультурную среду, вместе с тем приобрел статус символа русской культуры в изгнании.
Специфика положения Рахманинова в эмиграции заключается в том, что для русского сообщества и западного мира он был выдвинут на роль главного символа сохранившейся русской культуры, но в тоже время готов был меняться и идти навстречу новым тенденциям окружавшего его социума.
Рецензии:
4.01.2017, 13:44 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Ивановой Екатерины Андреевны написана с объективных позиций, без подверженности идеологии, показывает потерю русского народа от эмиграций за рубеж. Но вместе с тем иллюстрирует и выгоду от показа народам других стран ценностей лиц родного государства. Статья достойна публикации.
4.01.2017, 14:05 Джумагалиева Куляш Валитхановна
Рецензия: Статья, посвященная эмиграционному периоду жизни Рахманинова, в целом раскрывает поставленную цель исследования. Однако требует некоторой доработки. Есть грамматические и технические ошибки, которые необходимо исправить. после доработки статью можно разрешить к публикации. Автору желаю дальнейших успехов.
17.05.2017, 8:38 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: После исправления технических ошибок можно рекомендовать к публикации.
Комментарии пользователей:
21.12.2016, 19:07 Кудяшева Анастасия Леонидовна Отзыв: Спасибо автору за работу. Узнала много новых фактов. |