Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 23.11.2016. Последняя правка: 23.11.2016.
Просмотров - 3455

Модель формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Мирошникова Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет шимени В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте

студентка магистратуры

Осадчая Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений,Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте


Аннотация:
В статье предлагается модель формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ. Подробно рассматриваются этапы формирования готовности, принципы и подходы, положенные в разработку модели, организационно-педагогические условия, при выполнении которых данная модель будет реализована.


Abstract:
In the article the model of formation of readiness of teachers to use ICT in the educational process of kindergartens is presented. The stages of formation of readiness, principles and approaches required in developing the model, organizational-pedagogical conditions under which the model will be implemented are analyzed.


Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии; воспитательно-образовательный процесс; дошкольное образовательное учреждение; ИКТ-компетентность; компьютер; интернет

Keywords:
information and communication technologies; educational process; preschool educational institution; ICT competence; computer; Internet


УДК:378.2
Введение.
Современное общество живет в веке нанотехнологий и интенсивного развития новых знаний.    Информационно-коммуникационные технологии дают возможность быстрее адаптироваться к многообразию информации. В образовании они  уже получили широкое распространение. Но, долгое время, это все относилось лишь к школьному образованию, дошкольные детские учреждения отставали в освоении возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Проблемы использования компьютерных технологий в образовательном процессе и необходимость подготовки педагогических кадров отражены в трудах Ю. К. Бабанского, В.П. Беспалько, В. С. Гершунского, С. А. Жданова, В. Г.  Кинелева,  О. А. Козлова, Г. А. Кручининой,  А. А. Кузнецова, Е. И. Машбица, В. М. Монахова, Е. С. Полат, Н. Ф. Талызиной, А. Ю. Уварова.

Отображение актуальности изучаемой проблемы находим в содержании нормативно-правовых актов. В соответствии с документом «ФГОС ДО», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умение применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Формулировка цели статьи. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что информатизация образовательного процесса позволит повысить его эффективность.   Компьютерные технологии могут стать большими помощниками при организации образовательного процесса, при работе с родителями и взаимодействии с социальными партнерами.  Это стало основанием  для разработки модели формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ. Целью статьи является анализ этапов формирования готовности, принципов и подходов, положенных в разработку модели, описание организационно-педагогические условий, при выполнении которых данная модель будет реализована

Изложение основного материала статьи. Множество дошкольных образовательных учреждений не могут в полной мере использовать возможности ИКТ, так как нет оборудования, и не все педагогические работники имеют навыки работы с компьютерами [4]. Поэтому, на начальном этапе внедрения ИКТ в ДОУ необходимо сформировать материально-техническую базу и подготовить воспитателей. Без этого практически невозможно изменить привычные стереотипы поведения в образовательном процессе.

Для эффективного внедрения ИКТ в ДОУ необходимо, чтобы каждый воспитатель умел работать с компьютером, знал его технические возможности и был готов применять их на практике [3]. Учитывая это необходимо формировать готовность воспитателей использовать ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

Для подготовки воспитателей была разработана модель формирования готовности воспитателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, которая представлена на рис. 1.

В основу разработки модели подготовки воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ были положены следующие дидактические принципы: принцип профессиональной направленности, принцип научности, принцип сознательности, самостоятельности и творческой активности, принцип наглядности.

 Формирование готовности воспитателей к использованию ИКТ основывается на таких подходах к обучению как, деятельностный, компетентностный, системный.

Предложенная модель формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ состоит из трех этапов – организационно-подготовительного, когнитивно-аналитического, креативно-деятельностного.

Цель первого этапа – формирование мотивационного компонента, который ориентирован на развитие мотивационной готовностивоспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ. Тут с помощью таких форм работы как активная лекция, презентация работы с использованием ИКТ на основе изучения и систематизации передового педагогического опыта формируется осознанная потребность изучать возможности информационно-коммуникационных технологий для эффективной педагогической деятельности.

В качестве критериев мотивационной готовности педагогов были выделены: осознание необходимости изучать возможности ИКТ для эффективной педагогической деятельности, устойчивый интерес к использованию преимуществ ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

Второй этап – когнитивно-аналитический – направлен на формирование содержательного компонента модели, который включает в себя развитие теоретической готовности воспитателей к реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения [1]. С помощью таких средств, как анкетирование, семинары-практикумы, оценка и самооценка воспитателей, анализа сложившейся ситуации были выделены критерии теоретической готовности воспитателей: информированность об основных программных продуктах ИКТ, знание различных видов электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для дошкольного учреждения.

На третьем этапе – креативно-деятельностном – был реализован технологический компонент модели, который направлен на развитие практической готовности воспитателей. Для практической готовности воспитателей очень важна организация процесса обучения. В целях организации отработки умений, обеспечивающих формирование готовности воспитателей к использованию ИКТ, были использованы такие средства как: составление портфолио, деловые игры, разработка и презентация конспектов занятий с использованием ИКТ, игровое проектирование [5].

В качестве критериев сформированности практической готовности педагогов были выделены: способность организовать образовательный процесс в ДОУ на основе средств ИКТ, способность разрабатывать некоторые виды ЭОР.

Реализации программы по формированию готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольного учреждения, содействуют разработанные организационно-педагогические условия:

  1. Обеспечение мотивации к изучению и использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
    1. Модернизация системы методической работы в ДОУ, как основы формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
    2. Создание необходимых условий для успешного овладения основными продуктами информационно-коммуникационных технологий.

Выводы. Проблема формирования готовности воспитателей к использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ является актуальной, поскольку ее решение обуславливает профессиональный рост современных воспитателей, что является важным заданием сегодняшней системы образования Российской Федерации. Компьютер перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении.

В результате реализации модели при определенных организационно-педагогических условиях мы получим сформировавшуюся готовность воспитателей использовать ИКТ в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Библиографический список:

Литература:
1. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-пресс, 1998 – 328 с.
2. Колин, К. К. Россия и мир на пути к информационному обществу /К.К. Колин // Открытое образование. – 2006. – № 4 – С.5-7.
3. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 133 с.
4. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
5. Цветкова, М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие / М.С. Цветкова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.





Рецензии:

23.11.2016, 14:39 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Отзыв. Не рекомендую к печати. 1. ИКТ для будущих воспитателей ДОУ необходимы в плане их саморазвития и повышения квалификации. Применение ИКТ воспитателем своем рабочем месте не совсем понятно. Можно ли организовать показ слайдов и обучающих фильмов для группы детей в ДОУ? Предусмотрено ли для этой цели оборудование? Есть ли в планах занятий такой момент? Может быть ИКТ используется для просвещения родителей? 2. В статье говорится, что не все педагогические работники имеют навыки работы с компьютером. Такое может быть? Значит Ваше исследование актуально для повышения квалификации пед.работников ДОУ? 3. Если студентка магистратуры проходила пед.практику в ДОУ, то могла бы заметить, что ИКТ воспитателя и родителя ограничивается смс-сообщениями. На родительских собраниях кроме орг.моментов никаких педагогических вопросов не обсуждается по причине: а) нет достаточного опыта и квалификации у воспитателя, чтобы обоснованно говорить о проблемах развития ребенка (оплата труда воспитателя настолько непривлекательна, что спрос с них небольшой), к тому же некоторые проблемы вообще лучше обсуждать тет-а -тет, б) родители не готовы долго слушать лекцию о воспитании в общем (информации достаточно в интернете). 4. В Вашем исследовании говорится о том, что ИКТ используется для взаимодействия с социальными партнерами. Кто они? Или речь идет о переписке по интернету? Итого-одни вопросы. Исследование сырое. Не прописаны противоречия, а значит и нет проблемы.

23.11.2016, 22:16 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Я не понимаю зачем воспитателю нужно использование ИКТ, это очень сомнительно. Конечно, группа в социальных сетях позволила бы объединить родителей. Но, тогда это и надо рассматривать: как, почему, зачем. В своей практической деятельности такое использование вряд ли им нужно. Понимаете, ну нет смысла тратить ресурсы на обучение воспитателей тому, что они могут делать в результате информального образования. Модель не видна, принципы очевидны. В таком виде это публиковать нельзя. И еще научная статья не диссертация. Напишите ее нормальным языком и сделайте картинку видимой.

26.11.2016, 11:09 Хазова Снежана Александровна
Рецензия: Считаю, что заявленная в статье тема исследования имеет право на существование, хотя, возможно, решаемая в нем проблема и имеет ограниченную актуальность (в частности, недостаточное владение педагогов ДОУ навыками работы на компьютере могут быть связаны с региональными, прежде всего, финансово-экономическими, особенностями). На мой взгляд, необходимо более убедительно обосновать, какие именно стороны профессиональной деятельности педагогов ДОУ нуждаются в сформированных у воспитателей знаниях и умениях в области использования ИКТ. Следующий момент касается оформления статьи. Во-первых, в названии не должно быть аббревиатур. Во-вторых, следует откорректировать название разделов: "Формулировка цели ИССЛЕДОВАНИЯ", "ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ". Далее, в работе встречаются стилистические и пунктуационные ошибки, которые необходимо исправить. В тексте иногда встречаются не научные выражения, например "могут стать большими помощниками" (об ИКТ) - данную фразу можно заменить, например, такой: "ИКТ обладают большим потенциалом в...". Следующий момент. Если в работе не приводятся (а) описание процесса реализации разработанной модели(кстати, в тексте почему-то указывается на реализацию программы, тогда как до этого описывается модель), (б) математико-статистические данные,свидетельствующие о действенности предложенной модели, то некорректно утверждать, что (а) "ее реализации содействуют разработанные организационно-педагогические условия" и (б) что "В результате реализации модели при определенных организационно-педагогических условиях мы получим сформировавшуюся готовность воспитателей использовать ИКТ в образовательном процессе дошкольного учреждения". При отсутствии экспериментальных данных, указанные положения могут только формулироваться в форме предположений: "мы полагаем", "на наш взгляд" и т.п. Работа требует доработки. Успеха.

6.12.2016, 15:54 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Тема актуальна и интересна. Однако не вполне понятны теоретические основания рассмотрения готовности. Я допускаю, что готовность может формироваться покомпонентно и поэтапно. В таком случае это необходимо обосновать. Практический компонент готовности необходимо детализировать, сформулировав умения, необходимые воспитателю, с определением того, какие задачи они решают. После тщательной доработки статья может быть доработана.

7.12.2016, 13:14 Плещев Владимир Васильевич
Рецензия: Не обнаружил никакого исследования в данной работе. Актуальность не раскрыта. Требуется доработки статья.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх