Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: История
Размещена 27.11.2016. Последняя правка: 30.11.2016.
Просмотров - 4560

Эмиграция интеллигенции после революции 1917 года на примере творчества М. Цветаевой

Миклюкова Анастасия Михайловна

-

Академия архитектуры и искусств Южный Федеральный Университет

студент

Кравец В.С., кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация


Аннотация:
Данная статья рассматривает явление эмиграции в период революции на примере конкретной личности. Отвечает на вопрос о том, почему поэтесса Марина Цветаева оказалась в эмиграции.


Abstract:
This paper examines the phenomenon of emigration during the revolution for an example of the individual. It answers the question of why the poet Marina Tsvetaeva was in exile.


Ключевые слова:
революция; эмиграция; интеллигенция; литература; творчество.

Keywords:
revolution; emigration; the intelligentsia; literature; creativity.


УДК 94

В истории России эмиграция стала важным периодом. Основными причинами являются смена власти в результате Октябрьской революции, Гражданская война.

Эмигранты первой волны не только сохранили, но и преумножили почти все обыкновения русской культуры. Именно ими были вписаны многие сверкающие страницы в истории мировой литературы, науки, балета, театра, кино, живописи и т.д. Эмигранты первой волны считали свое изгнание принужденным и краткосрочным эпизодом, веря на скорое возвращение в Россию, после быстрого, как им казалось, крушения советского государства.

Актуальность темы связана с тем, что большинство граждан уезжает из России. Жизнь в стране ухудшается и удорожается, в результате чего Россию покидает её интеллектуальный потенциал – уезжают самые умные, активные и мобильные граждане.

Цель данной статьи: рассмотреть, как революции 1917 года повлияла на жизнь и творчество Марины Цветаевой, и понять, почему она была вынуждена покинуть Россию.

Революция 1917 года сильно повлияла на судьбу русской интеллигенции, творчество писателей, и тем самым способствовала определению тематики и проблематики их произведений. Писатели по – своему обрисовывали обстановку, стремились дать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происходивших событиях. Неизменное вмешательство партии в дела искусства (запрет свободы слова и печати) и преследование интеллигенции. Наиболее отчетливо это было заметно на примере культуры, которая разделилась на три лагеря:

  1. 1 – ый отказался принимать революцию и уехал за границу;
  2. 2 – ой состоял из числа тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив «певцами» новой власти;
  3. В 3 – ий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину. Их участь была разной: одни сумели приспособиться и выжить в условиях Советской власти; другие, возвратились, чтобы скончаться на родине естественной смертью; третьи покончили жизнь самоубийством; наконец, четвертые были репрессированы.

События Октябрьской революции 1917 года отразились в произведениях художественной литературы. Наверняка, нет ни одного жителя того времени, в памяти которого не сохранились бы картины всего происходящего. Революция затронула жизнь множества людей, в том числе и поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. [4]

1914 – 1916 годы были для Цветаевой довольно конструктивными. Она немало писала, печаталась в журналах, выступала на поэтических вечерах. Её имя становится известным. [5]

Осенью Цветаева едет к Волошину в Коктебель, чтобы побыть с сестрой, у которой погиб первый и второй супруги и младший сын Алеша. Там она оказывается свидетельницей того, как революционные солдаты крушили город и винные склады. Цветаева вернулась обратно в Москву, беспокоясь за детей и мужа, когда услышала об Октябрьском перевороте.

В 1915 году С. Эфрон (муж Цветаевой) ушел на фронт «братом милосердия» и, получив в 1917 году офицерский чин, оказался в западном полку в Москве. В 1918 году он отправился на Дон, где складывалась Добровольческая армия. Цветаева даже и предположить не могла, что увидит мужа только через четыре года разлуки.

Поэтесса не приняла революцию, она относилась к ней, как к неисправимой трагедии. Судьба Цветаевой сложилась очень непросто. Несколько лет ей пришлось провести за рубежом в эмиграции. Марина не приняла и не поняла Октябрьскую революцию, ставшую для нее символом бедствия, и в мае 1922 года совместно с дочерью уехала за границу к супругу.

Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Тема минувшей Гражданской войны заняла большое место в творчестве писателей. Так, внутрення перестройка произошла в поэзии С.А.Есенина и Н,Н, Асеева (в их произведения прочно вошла тема повседневной жизни).
 
Вся лирика Цветаевой в годы революции проникнута печалью и надеждой. В эмиграции, на чужбине, было написано немало стихотворений, центральная тема которых – тоска по родине.Обостряется взаимоотношение с эмигрантскими кругами, Цветаеву перестают печатать. Заключительный прижизненный сборник стихов «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922 – 1925 гг., вышел аж в Париже в 1928 году. [3]

Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой тяжелыми и драматичными. Марины жила в Москве, не имея практически никаких доходов. У семьи не было средств к существованию, приходилось продавать вещи, чтобы прокормиться. Поэтесса вынуждена была отдать дочерей в Кунцевский детский приют. Там девочки голодали и болели, потому в феврале 1920 года от недоедания умерла младшая дочь Ирина. Марина Ивановна чувствовала свою вину в гибели дочери и не могла себя простить. [2]

По завершении Гражданской войны с 1920 года поэтесса всеми возможными способами пыталась передать письма за границу Эфрону, надеясь, что они найдут своего адресата. После длительной разлуки, судьба наконец улыбается им, и они встречаются в Берлине.

Новым местом жительства для супругов становится маленькая деревенька под Прагой, где цены на продукты были минимальными. Жизнь была эмигрантская, тяжелая, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось поселяться в пригородах или ближайших деревнях.

1925 год ознаменовался для Эфрона и Цветаевой пополнением в семье. Марина рожает сына Григория, после чего они решают перебраться во Францию. Здесь их жизнь не становится слаще, так как единственными средствами к существованию оказываются пособие из Чехии и посильная помощь приятелей.

Адриана (старшая дочь Цветаевой) и Григорий поддерживают мысль возврата в Россию. В итоге, первой на родную территорию ступает Адриана Эфрон, ее отец возвращается следом за ней, но вновь вынужден бежать в следствие соучастия в политическом убийстве. В 1939 году Цветаева восстановила свое советское гражданство и прямиком за супругом и дочерью возвратилась на родину со своим сыном. [6]

Марина всего лишь мечтала, что возвратится в Россию «желанным гостем», но этого не случилось: муж и дочь под арестом, сестра Анастасия в лагере.

Происходившие события подкосили Марину Ивановну в 1939 году, она с сыном осталась одна, причем отношения с Григорием, разбалованным экзальтированным отношением матери, были неоднозначны. После эвакуации в Елабугу 31 августа 1941 года, на реке Кама, поэтесса повесилась в сенях домика, выведенного для них с сыном, написав в предсмертной записке «Я тяжело больна, это уже не я, люблю тебя безумно (сыну)».

Никто не знает, как бы сложилась ее жизнь, если бы не вся эта политическая ситуация в стране, Гражданская война, революция. Но в настоящее время Цветаева по праву считается одним из самых ярких представителей Серебряного века русской поэзии, ее стихи очень популярны, многие положены на музыку и стали известными романсами. [1]
Основным творческим методом литературы и искусства Советской России был социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность. Регламентация художествоенного творчества сдерживала развитие литературы и другие стороны искусства. В отличие от Советской России, в современной России происходят изменения в культурной сфере. Уничтожаются идеологические ограничения, которые способствовали развитию свободы творчества. Происходит переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Демократизация общества способстовали распространению разнообразных течений и стрилей в литературе и искусстве.  

Библиографический список:

1. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиографические очерки. – М.: Кн. Палата, 1993.
2. Кедров К. Россия – золотая и железная клетки для поэтесс //"Новые Известия" №66, 1998г.
3. Осоргин М. Поэт Марина Цветаева. – М.: Олимп, 1997.
4. Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность. - М., 1994.
5. Саакянц А.А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922). – М., 1986.
6. Эфрон Г., Дневники. В 2 томах. Том 2. 1941-1943 годы. – Вагриус, 2007.




Рецензии:

27.11.2016, 11:56 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Миклюковой А.М. носит описательный характер известных фактов биографии и семейной жизни М.И. Цветаевой. Ее написание оправдывается темой современной эмиграции из России, которая увеличилась после перестройки в СССР и трансформации России. Но в статье отсутствует необходимый научный анализ, не сопоставляется положение человека творческой профессии на Западе, в Советской и современной России. После доработки статью можно опубликовать.

29.11.2016 21:21 Ответ на рецензию автора Миклюкова Анастасия Михайловна:
спасибо, я постараюсь все исправить

8.12.2016, 17:39 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: "Актуальность темы связана с тем, что большинство граждан уезжает из России. Жизнь в стране ухудшается и удорожается, в результате чего Россию покидает её интеллектуальный потенциал – уезжают самые умные, активные и мобильные граждане". Формулировка актуальности, особенно первое предложение, не соответствует действительности. Судя по актуальности, скоро в стране останутся не самые умные и неактивные граждане. Согласен с Юлией Семеновной, что статью следует доработать (вернее переработать).
09.12.2016 20:20 Ответ на рецензию автора Миклюкова Анастасия Михайловна:
совершенно с вами не согласна. вы сами написали, что в стране скоро останутся не самые умные люди, а я о том и пишу, что весь потенциал страны покидает Россию

10.12.2016, 18:22 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Пример приведите. Это судя по предложенной Вами актуальности темы, а не по моему мнению. Если Вы считаете Ходорковского, Пономарева, Березовского и прочих интеллектуальным потенциалом России, то я полагаю туда им и дорога. А статью следует доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх