-
Академия архитектуры и искусств Южный Федеральный Университет
студент
Кравец В.С., кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
УДК 94
В истории России эмиграция стала важным периодом. Основными причинами являются смена власти в результате Октябрьской революции, Гражданская война.
Эмигранты первой волны не только сохранили, но и преумножили почти все обыкновения русской культуры. Именно ими были вписаны многие сверкающие страницы в истории мировой литературы, науки, балета, театра, кино, живописи и т.д. Эмигранты первой волны считали свое изгнание принужденным и краткосрочным эпизодом, веря на скорое возвращение в Россию, после быстрого, как им казалось, крушения советского государства.
Актуальность темы связана с тем, что большинство граждан уезжает из России. Жизнь в стране ухудшается и удорожается, в результате чего Россию покидает её интеллектуальный потенциал – уезжают самые умные, активные и мобильные граждане.
Цель данной статьи: рассмотреть, как революции 1917 года повлияла на жизнь и творчество Марины Цветаевой, и понять, почему она была вынуждена покинуть Россию.
Революция 1917 года сильно повлияла на судьбу русской интеллигенции, творчество писателей, и тем самым способствовала определению тематики и проблематики их произведений. Писатели по – своему обрисовывали обстановку, стремились дать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происходивших событиях. Неизменное вмешательство партии в дела искусства (запрет свободы слова и печати) и преследование интеллигенции. Наиболее отчетливо это было заметно на примере культуры, которая разделилась на три лагеря:
События Октябрьской революции 1917 года отразились в произведениях художественной литературы. Наверняка, нет ни одного жителя того времени, в памяти которого не сохранились бы картины всего происходящего. Революция затронула жизнь множества людей, в том числе и поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. [4]
1914 – 1916 годы были для Цветаевой довольно конструктивными. Она немало писала, печаталась в журналах, выступала на поэтических вечерах. Её имя становится известным. [5]
Осенью Цветаева едет к Волошину в Коктебель, чтобы побыть с сестрой, у которой погиб первый и второй супруги и младший сын Алеша. Там она оказывается свидетельницей того, как революционные солдаты крушили город и винные склады. Цветаева вернулась обратно в Москву, беспокоясь за детей и мужа, когда услышала об Октябрьском перевороте.
В 1915 году С. Эфрон (муж Цветаевой) ушел на фронт «братом милосердия» и, получив в 1917 году офицерский чин, оказался в западном полку в Москве. В 1918 году он отправился на Дон, где складывалась Добровольческая армия. Цветаева даже и предположить не могла, что увидит мужа только через четыре года разлуки.
Поэтесса не приняла революцию, она относилась к ней, как к неисправимой трагедии. Судьба Цветаевой сложилась очень непросто. Несколько лет ей пришлось провести за рубежом в эмиграции. Марина не приняла и не поняла Октябрьскую революцию, ставшую для нее символом бедствия, и в мае 1922 года совместно с дочерью уехала за границу к супругу.
Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Тема минувшей Гражданской войны заняла большое место в творчестве писателей. Так, внутрення перестройка произошла в поэзии С.А.Есенина и Н,Н, Асеева (в их произведения прочно вошла тема повседневной жизни).
Вся лирика Цветаевой в годы революции проникнута печалью и надеждой. В эмиграции, на чужбине, было написано немало стихотворений, центральная тема которых – тоска по родине.Обостряется взаимоотношение с эмигрантскими кругами, Цветаеву перестают печатать. Заключительный прижизненный сборник стихов «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922 – 1925 гг., вышел аж в Париже в 1928 году. [3]
Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой тяжелыми и драматичными. Марины жила в Москве, не имея практически никаких доходов. У семьи не было средств к существованию, приходилось продавать вещи, чтобы прокормиться. Поэтесса вынуждена была отдать дочерей в Кунцевский детский приют. Там девочки голодали и болели, потому в феврале 1920 года от недоедания умерла младшая дочь Ирина. Марина Ивановна чувствовала свою вину в гибели дочери и не могла себя простить. [2]
По завершении Гражданской войны с 1920 года поэтесса всеми возможными способами пыталась передать письма за границу Эфрону, надеясь, что они найдут своего адресата. После длительной разлуки, судьба наконец улыбается им, и они встречаются в Берлине.
Новым местом жительства для супругов становится маленькая деревенька под Прагой, где цены на продукты были минимальными. Жизнь была эмигрантская, тяжелая, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось поселяться в пригородах или ближайших деревнях.
1925 год ознаменовался для Эфрона и Цветаевой пополнением в семье. Марина рожает сына Григория, после чего они решают перебраться во Францию. Здесь их жизнь не становится слаще, так как единственными средствами к существованию оказываются пособие из Чехии и посильная помощь приятелей.
Адриана (старшая дочь Цветаевой) и Григорий поддерживают мысль возврата в Россию. В итоге, первой на родную территорию ступает Адриана Эфрон, ее отец возвращается следом за ней, но вновь вынужден бежать в следствие соучастия в политическом убийстве. В 1939 году Цветаева восстановила свое советское гражданство и прямиком за супругом и дочерью возвратилась на родину со своим сыном. [6]
Марина всего лишь мечтала, что возвратится в Россию «желанным гостем», но этого не случилось: муж и дочь под арестом, сестра Анастасия в лагере.
Происходившие события подкосили Марину Ивановну в 1939 году, она с сыном осталась одна, причем отношения с Григорием, разбалованным экзальтированным отношением матери, были неоднозначны. После эвакуации в Елабугу 31 августа 1941 года, на реке Кама, поэтесса повесилась в сенях домика, выведенного для них с сыном, написав в предсмертной записке «Я тяжело больна, это уже не я, люблю тебя безумно (сыну)».
Никто не знает, как бы сложилась ее жизнь, если бы не вся эта политическая ситуация в стране, Гражданская война, революция. Но в настоящее время Цветаева по праву считается одним из самых ярких представителей Серебряного века русской поэзии, ее стихи очень популярны, многие положены на музыку и стали известными романсами. [1]
Основным творческим методом литературы и искусства Советской России был социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность. Регламентация художествоенного творчества сдерживала развитие литературы и другие стороны искусства. В отличие от Советской России, в современной России происходят изменения в культурной сфере. Уничтожаются идеологические ограничения, которые способствовали развитию свободы творчества. Происходит переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Демократизация общества способстовали распространению разнообразных течений и стрилей в литературе и искусстве.
Рецензии:
27.11.2016, 11:56 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Статья Миклюковой А.М. носит описательный характер известных фактов биографии и семейной жизни М.И. Цветаевой. Ее написание оправдывается темой современной эмиграции из России, которая увеличилась после перестройки в СССР и трансформации России. Но в статье отсутствует необходимый научный анализ, не сопоставляется положение человека творческой профессии на Западе, в Советской и современной России. После доработки статью можно опубликовать.