Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: История
Размещена 29.11.2016. Последняя правка: 04.12.2016.

И.И. Сикорский: потерянный гений России

Иванова Екатерина Андреевна

студент

Академия архитектуры и искусств ЮФУ

студент 1 курса, Дизайн

Научный руководитель: Кравец Виктория Сергеевна кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону


Аннотация:
Данная статья рассматривает явление эмиграции в период революции на примере великого авиаконструктора, учёного, изобретателя, философа И.И. Сикорского.Анализ жизни и деятельности Сикорского отвечает на вопрос о том, как известный и гениальный авиаконструктор оказался изгнанником своей Родины и каких успехов он достиг находясь в эмиграции.


Abstract:
This article considers the phenomenon of emigration during the revolution on the example of the great aircraft designer, scientist, inventor, philosopher I. I. Sikorsky.Analysis of the life and work of Sikorski answers the question of how famous and brilliant aircraft designer was an exile of his homeland and what successes he achieved while in exile.


Ключевые слова:
авиаконструктор; эмиграция; революция; авиация.

Keywords:
aircraft; emigration; revolution; aviation.


УДК 94

Процесс эмиграции и социокультурной адаптации русских беженцев  прошёл в несколько этапов и завершился к 1939 году, когда у большинства эмигрировавших уже не оставалось возможности возвращения на родину. Основными причинами формирования русской эмиграции как устойчивого социального явления являются: первая мировая война, российские революции, гражданская война. Революция 1917 года является поворотным пунктом для формирования эмиграции и вызванная ею гражданская война, расколовшая население на два непримиримых лагеря.

Актуальность темы заключается в том, что, несмотря на эмиграцию и расставание с Родиной, великие деятели искусства не только не прекратили свою деятельность, но и стали успешными и величайшими людьми своей эпохи.

Целью данной статьи является рассмотрение явления социокультурной и творческой адаптации на примере великого авиаконструктора И.И. Сикорского.

Великий авиаконструктор родился в Киеве 25 мая 1889 года. С его именем связаны многие конструкторские достижения, выводившие мировую авиацию на новый уровень. Однако, как и многие его соотечественники, основатель многомоторной авиации И.И. Сикорский, был вынужден покинуть свою Родину в годы революции, потому что был признан предателем.

Начав учёбу в гимназии Киева, он поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Но вскоре покинул корпус для поступления в высшее учреждение, чтобы стать инженером. Однако, из-за последствий революции, учебные заведения практически не работали. Поэтому И.И. Сикорский уезжает в Париж, учиться в Технической школе.

Уже через год он возвращается на Родину и поступает в политехнический институт в Киеве. Одержимый идеей изобрести летательный аппарат, он забывает об учёбе. Поэтому диплом инженера Сикорский получит только в 1914 году за создание многомоторных воздушных кораблей. [1,с.176]

Свою работу Сикорский начинает с летающих моделей. Приехав во Францию и Германию в 1908-1909 гг., он берет консультации у передовых зарубежных и отечественных специалистов и покупает двигатель и все нужные части конструкции. А в 1909 году он собирает первый вертолет в России, который был доведён до живых испытаний. В 1910 году Сикорский сооружает второй вертолет по такой же схеме.

Настоящий успех пришёл в 1911 году,  был сооружен самолет С-5. На нём Сикорский, сдав экзамен на звание пилота, поставил 4 рекорда.

Вскоре был сделан модернизированный самолет С-6А, заслуживший Большую золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки. Также Сикорский был награждён Русским техническим обществом Почётной медалью «за полезные труды по воздухоплаванию и за самостоятельную разработку аэроплана своей системы, давшей хорошие результаты».

И.И. Сикорский получает одновременно два предложения из столицы: его приглашают на должность главного инженера военно-морской авиации и на должность конструктора воздухоплавательного отделения. Он принимает оба предложения и переезжает в Санкт-Петербург.

Благодаря этому событию Сикорский внёс значительный вклад в образование авиации русского военно-морского флота, поэтому он может смело называться одним из его основателей. В 1912-1913 гг. под руководством Сикорского в России впервые появилась такая техника, как гидросамолет; самолет; учебный самолет; серийный самолет и пилотажный самолет. Было возобновлено производство нескольких зарубежных самолетов. Поэтому, Сикорский считается основателем авиационной промышленности в России.

1913 год принес Сикорскому мировую известность. Были построены первые в мире многомоторные самолёты-гиганты «Русский витязь» и «Илья Муромец». [2,с.192]

За успехи в авиации, ещё в молодом возрасте Сикорский стал кавалером ордена Св. Владимира IV степени и национальным героем.

Начавшаяся революция сильно изменила жизнь Сикорского. С июня 1917 года на заводе прекратились работы. Самолёты новой конструкции не были доделаны. Участились забастовки и митинги. Недовольные рабочие и солдаты начали избавляться от офицеров и инженеров. Угрозы в адрес Сикорского поступали и раннее, так как он был известен своей приверженностью царю. Но с приходом к власти большевиков исчезли и последние надежды на возвращение к прежней жизни. Игорь Иванович Сикорский вынужден был уехать из России во Францию в 1918 году, что бы продолжать свое дело.

Однако оказалось, что у Франции не было средств на самолётостроение. И в 1919 году Сикорский отправляется в США, для поиска возможностей тяжёлого самолётостроения. Но, в США, как и в  Европе, авиапромышленность стремительно падала. И снова оказавшись не нужным, Сикорский остался без денег и был вынужден подрабатывать преподавателем математики в вечерней школе.

Идея Сикорского поднять собственное дело с мормонами в США провалилась, его обманули и лишили последних денег. Встретившись на концерте в Чикаго с Сергеем Рахманиновым, они вместе решили открыть авиастроительную фирму в США «Sikorsky Aero Engineering». Вначале фирма занималась конструированием самолётов и гидросамолётов, а потом переключилась на создание вертолётов.

В 1924 году был сооружен первый самолет S-29, который приобрел мировую известность. Это была плохая новость для большевиков, которые не ожидали такого успеха от ненавистного им Сикорского. Его имя в СССР было предано политической анафеме.

Популярность фирмы росла. До 1939 года было выпущено 15 типов самолетов. Машины Сикорского широко использовались как для военных, так и для гражданских целей.

Но для того, что бы фирма развивалась дальше, требовалось создание машины, пользующейся большим спросом. Была создана двухмоторная амфибия. Вскоре фирма Сикорского заполучила много заказов и крепко закрепилась на рынке. [3,с.280]

Сикорским создал такие  серийные амфибии как: пятиместная «летающая яхта», шестнадцатиместная амфибия и воздушный клипер S-40. Эти самолеты стали первыми в мире серийными пассажирскими авиалайнерами, использовавшимися на постоянных авиалиниях большой протяжённости.

Популярная авиакомпания «Пан Америкэн» сделала заказ на многомоторные пассажирские авиалайнеры, предназначенные для регулярных трансокеанских перевозок. Это сотрудничество способствовало прочному становлению фирмы Сикорского.

Позже была создана маленькая двухмоторная амфибия на основе четырехмоторного S-42. Она широко использовалась по всему миру и приобреталась многими странами, в том числе и СССР.

В 1937 году И.И. Сикорский разработал свой последний самолет. Им стала четырехмоторная «летающая лодка» S-44. Однако заказы на лодки и амфибии сильно падали. Сикорскому нужно было срочно «менять жанр», искать более перспективную нишу. И он выполнил эту задачу. В 1938 году была начата разработка принципиально нового и не ведомого ранее летательного аппарата - вертолета. И вновь Сикорский в третий раз начинал свою карьеру практически с ничего. [5,с.14-24]

В 1942 году был выпущен двухместный вертолет S-47, поступивший в серийное производство. Он являлся единственным вертолётом стран антигитлеровской коалиции, который использовался на фронтах Второй мировой войны. Акции И.И. Сикорского снова пошли вверх.

Свой лучший вертолет S-58 Игорь Сикорский создал в 1954 году. Уже в 1958 году его серийное производство поднялось до 400 машин в год.

Великий авиаконструктор ушёл на пенсию, но оставил за собой должность советника фирмы. Когда он покинул пост руководителя, это была процветающая фирма. Ни одна из вертолетных фирм-конкурентов не могла сравниться с ней по числу сотрудников, по технологическому и лабораторному оснащению, объёму и разнообразию поставляемой продукции, по количеству заказов.

В 50-60-х гг., благодаря постоянным консультациям с Игорем Ивановичем Сикорским на фирме были выпущены успешные вертолёты нового поколения.

В Америке высоко оценили вклад Игоря Ивановича в развитие авиации. Его имя было включено в Национальный зал славы изобретателей. И была присуждена почётная медаль Джона Фрица за научно-технические достижения в области авиации. Всего И.И. Сикорский получил свыше 80 почётных наград и дипломов. Среди них медали Давида Гугенхейма, Джеймса Уатта, диплом Национальной галереи славы изобретателей. В 1948 году ему была вручена редкая награда - Мемориальный приз братьев Райт. Сикорский был почётным доктором многих университетов.

Великий авиаконструктор и основатель мирового вертолётостроения долго оставался на недостижимой высоте. Под его руководством были созданы и доведены до серийного производства вертолёты всех существовавших классов. В США Сикорским было создано 17 базовых типов самолётов и 18 вертолётов, которые широко использовались во всем мире.

Никогда не скрывая своего негативного отношения к событиям, происходившим на Родине, Сикорский при этом оставался патриотом России. Он много сделал для пропаганды достижений русской науки и культуры в Америке, возглавляя Пушкинское и Толстовское общества, Общества русской культуры. Занимался богословием и философией. При его участии выходила газета «Голос русской монархической мысли». В ней он и как автор публиковал свои воспоминания о царской семье и многих людях из высшего круга российского общества начала ХХ века. Также оказывал финансовую и моральную поддержку различным политическим и общественным эмигрантским организациям. Выступал с разными лекциями и докладами.

Сикорский был очень религиозным человеком и способствовал развитию Русской Православной церкви в США. Написал ряд книг и брошюр, относящихся к наиболее оригинальным произведениям русской, зарубежной богословской мысли. [4,с.360]

Великий авиаконструктор И.И. Сикорский умер 26 октября 1972 года и похоронен в США. Его память увековечена во многих объектах, находящихся в России, США и на Украине.

Таким образом, И.И. Сикорский, оказавшись в эмиграции не по собственному желанию, не только не «сложил руки», а открыл собственную фирму, разработал никому неведомые ранее машины и оставил своё имя в мировой авиации на многие годы.

Библиографический список:

1. Катышев Г. И., Михеев В. Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. 1889-1972.-М.:-Наука, 1989. - 176 с.
2. Надеждин Н. Я. Игорь Сикорский: «Русский витязь» / Осипенко А. И..- М.: Майор, 2011. - 192 с.
3. Небо и Небеса Сикорского: Биографический очерк. Религиозные воззрения авиаконструктора Сикорского // Сикорский: Небо и Небеса: Религиозно-философские работы выдающегося авиаконструктора / Пер. архиепископ Александр (Милеант); Под общ. ред. архимандрита Сергия (Стурова). — СПб.: Издание храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, 2005. — С. 5-22. — 280, [8] с.
4. Сикорский Игорь Иванович (1889—1972) // Отечественные создатели новой техники: XVII—XX вв.: Популярные биобиблиографические очерки / Составитель З. П. Джинова; Худож. оформление: В. В. Покатов; ФГУ «Российская государственная библиотека», Науч.-исслед. отд. библиографии. — М.: Пашков дом, 2006. — С. 197-205. — 360 с.
5. Соболев Д. А. Рождение самолёта: Первые проекты и конструкции. - М.: Машиностроение, 1988.- 208 с.




Рецензии:

30.11.2016, 16:07 Ульянова Юлия Семеновна
Рецензия: Ульянова Юлия Семеновна. Автору статьи необходимо внимательно проверить приведенные в статье годы. Если Сикорский родился в 1889 г., то приехать во Францию и Германию до своего рождения он не мог. Военно-техническая карьера Сикорского И.И. свидетельствует о наличии в России творческих людей, хотя не все из них признали новый политический режим. Работа описательная, в ней нет объективного научного анализа причин социалистической революции 1917 г., которая произошла в интересах большей и беднейшей части общества России – рабочих и крестьян. В России за первые 12 лет XX в. произошли три революции и это говорит само за себя. Такие глубокие общенациональные формационные кризисы случаются, тогда, когда власть своевременно не предпринимает необходимых социально–экономических и политических реформ. Не существует общественно-экономической системы, которая принималась бы всеми, но у каждой есть свои «сильные» и «слабые» стороны, признавать которые необходимо. Поэтому, на мой взгляд, односторонне, с отрицательных позиций оценивать социализм нельзя. Статья, конечно, интересна тем, кто мало посвящен в историю авиации. Но требует доработки с научной точки зрения и более конкретных выводов.

04.12.2016 19:19 Ответ на рецензию автора Иванова Екатерина Андреевна:
Ошибки,допущенные в работе, исправлены.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх