Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 05.12.2016. Последняя правка: 05.12.2016.

Цифровые технологии и их роль в банковской системе в Республике Беларусь

Мельничук Дарья Николаевна

Полесский государственный университет

студент

Новик Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры банковского дела, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье были выявлены основные мероприятия по расширению использования цифровых технологий в Республике Беларусь.


Abstract:
The paper identified the major activities to increase the use of digital technologies in the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
цифровые технологии; дистанционное банковское обслуживание; Интернет-банкинг; платёжная карточка; инновационное развитие.

Keywords:
digital technology; remote banking; Internet banking; payment card; the innovative development.


УДК 336.71

Введение

В современном мире всё большее значение приобретают цифровые технологии. Республика Беларусь находится на одном из лидирующих мест среди европейских стран в отношении доступности финансовых услуг и распространения безналичных расчётов. На сегодняшний день в нашей стране разработан проект указа о развитии цифровых банковских технологий. Кроме того, подготовлена стратегия в данной сфере на 2016–2020 гг. Также в Минске в октябре текущего года прошёл XIII Международный форум по банковским информационным технологиям «БанкИТ’2016», в пленарной сессии которого Павел Каллаур, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, затронул вопрос о цифровых технологиях, которые, по его словам,  являются фактором экономического роста страны.

Актуальность темы

Цифровая трансформация, которая охватила уже все секторы экономики, имеет особенную актуальность для банковского сектора. Чтобы успешно конкурировать, банки стремятся разрабатывать для дальнейшего использования более эффективные ИТ-продукты. Исключительную важность имеет готовность банков постоянно развивать свой инновационный потенциал, непрерывно повышать квалификацию работников, управлять изменениями, а также совершенствовать структуру организации.

Кроме того, в декабре 2015 года Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 478 «О развитии цифровых банковских технологий», нормы которого созданы для развития цифровых технологий, снижения стоимости услуг и защиты потребительских прав [1].

Благодаря цифровой трансформации банки могут повысить эффективность работы, предоставить удобство обслуживания клиентам и повысить свой рейтинг среди отечественных и зарубежных банков.

Цели и методы исследования

Цель работы заключается в определении роли цифровых технологий для банковской системы Беларуси, рассмотрении проводимых мероприятий для расширения использования цифровых технологий в белорусских банках, законодательной основы данных мероприятий и выработке собственных выводов по данному вопросу.

В процессе работы проводились аналитические исследования, работа со статистической информацией, использовались информационные ресурсы.

Основная часть

В Республике Беларусь достигнуты значительные результаты в продвижении безналичных расчётов. На 1 июля 2016 г. было выпущено 12,6 млн. карточек, в том числе 41 % - платёжной системы БелКарт, 41 % - VISA,  15 % - MasterCard, то есть каждый житель Беларуси на руках имеет свыше одной платёжной карточки. Услуги ДБО физическим лицам в начале 2016 г. предоставляли около 21 банка, осуществляющих эмиссию карточек. Всего в этих банках обслуживалось свыше 11 млн. физических лиц (из них порядка 30 % клиентов являлись пользователями СДБО) и свыше 451 тыс. юридических лиц (услугами СДБО воспользовались 62 % всех пользователей). Граждане нашей страны в использовании платёжных карточек оказались активнее, чем, например, немцы, литовцы, поляки и чехи. Каждый четвёртый платёж в Республике Беларусь совершается безналичным путём.

Наиболее популярным среди каналов СДБО оказался интернет-банкинг (свыше 2,5 млн. пользователей, или около 77 % всех пользователей СДБО). Также достаточно популярными среди физических лиц можно назвать SMS-банкинг (свыше 1,2 млн. пользователей, или около 37 %), М-банкинг (свыше 0,7 млн. пользователей, или 21 %), ТВ-банкинг (свыше 0,001 млн. пользователей, или 0,3 %), иные каналы (USSD-банкинг, автооплата) (свыше 0,022 млн. пользователей, или 0,7 %) [2].

Интернет-банкинг наиболее распространён а Финляндии, Австрии, Испании, Корее, Швейцарии и Сингапуре. Тем не менее, его преимущественно используют не виртуальные, а традиционные банки. В Америке и Европе многие авторитетные банки инвестируют немалые суммы денежных средств в систему интернет-банкинга, что лишь подтверждает об целесообразности системы и её эффективности.

Белорусская банковская система в стране всё ещё лидирует в области информационных технологий, постоянно внедряя и используя новые продукты. В процессе достижения собственных целей, она может стать своеобразным локомотивом для остальных секторов экономики в области цифровой трансформации и, в то же время, повысить своё влияние на развитие информационного общества [3].

Таким образом, в Беларуси наблюдается положительная динамика в развитии цифровых технологий. Конечно, говорить о европейском уровне внедрения современных технологий не приходится. Однако уже хотя бы то, что доля безналичных операций с использованием банковских платёжных карточек за период с 2010 по 2015 гг. выросла на 26,7 п.п. говорит об эффективности проводимых в государстве мероприятий.

Разумеется, существуют также и проблемы. Они связаны как с рисками при использовании ДБО и цифровых технологий в целом, так и с ограниченностью финансирования, и с низкой финансовой грамотностью населения. По-прежнему остаётся обязательным личное присутствие клиента банка, например,  при открытии счёта в банке. А оформление документов исключительно в бумажном виде приводит к росту операционных расходов банков.

Вместе с тем, Национальный банк совместно с разработчиками делает всё возможное, чтобы минимизировать риски в работе межбанковской системы идентификации. Сейчас совершенно очевидно, что развитие в нашей стране цифровых банковских технологий позволит повысить конкуренцию между банками и качество услуг. В последние годы более важными критериями среди клиентов становятся скорость, удобство и простота выполнения операций. Кроме того, с переходом на цифровые технологии себестоимость оказания услуг снизится.

В качестве основных задач розничного рынка банковских услуг в стране можно выделить следующие:

  • интеграция каналов ДБО с использованием разнообразных устройств (стационарных и мобильных) и услуг;
  • использование сложных систем управления в работе с пользователями на основе технологий углубленной аналитики, которые позволяют тщательно проводить анализ клиентской базы, составлять прогнозы спроса на услуги, а также инициировать адресные предложения для пользователей;
  • взаимодействие платёжных сервисов с АИС ЕРИП;
  • надёжная защита информации.

Все перечисленные основные направления совершенствования финансового сектора следует учитывать в процессе разработки программных документов республиканского уровня, которые определяют развитие в сфере финансов и экономике государства информатизации и цифровой трансформации.

Не теряет своей актуальности усовершенствование подготовки специалистов в области информационных технологий для финансового и банковского секторов, организация непрерывного процесса повышения квалификации работников, в том числе посредством дистанционного и смешанного обучения.

Немаловажной остаётся проблема обеспечения эффективного взаимодействия разнообразных функциональных служб с подразделениями по информационным технологиям и между собой. В связи с нерешённостью указанной проблемы образуются другие, связанные с превращением бизнес-целей банков и финансовых организаций в стратегические цели для их ИТ-подразделений.

Особо актуальным является внедрение комплексных инфраструктурных ИТ-решений, так как они позволяют организовать доступное, непрерывное предоставление услуг, операционное совершенство и информационную безопасность.

С целью оперативного наращивания мощностей и обеспечения непрерывной деятельности стали использовать «облачные» технологии. Однако для расширения применения подобных технологий необходимо совершенствовать законодательство и создать сертифицированные провайдеры «облачных» услуг. Кроме того, всё больше внимания фокусируется на использовании наиболее успешных зарубежных практик управления ИТ, методикам оптимизации стоимости владения ИТ-инфраструктурой, управлению портфелем ИТ-проектов.

Заключение

Таким образом, непрерывное повышение инновационного потенциала, внедрение новых и улучшение существующих технологий в банковской сфере позволят банкам приобрести больше конкурентных преимуществ не только в краткосрочной перспективе, но и занять лидирующие позиции в разрезе устойчивого развития в мировом финансовом сообществе.

Результаты исследования

В результате исследования было проанализировано использование цифровых технологий для банковской системы Республики Беларусь и изложены основные мероприятия по расширению дистанционного банковского обслуживания.

Библиографический список:

1. Цифровая трансформация общества [Электронный ресурс] // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. - 2016. – URL: https://docviewer.yandex.by/?url=http%3A%2F%2Fwww.nal
og.gov.by%2Fuploads%2Fdocuments%2FStranitsy-iz-NB-47-18-12-2015-2.pdf&name=Stranitsy-iz-NB-47-18-12-2015-2.pdf&lang=ru&c=57fd1cca39e0 (дата обращения: 09.11.2016).
2. Стратегия развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – 2016. – URL: http://www.nbrb.by/Legislation/documents/DigitalBankingStrategy2016.pdf (дата обращения: 29.10.2016).
3. Актуальные тенденции в сфере банковских инноваций [Электронный ресурс] // Банковские инновации. – 2016. – URL: http://coinspot.io/world/aktualnye-tendencii-v-sfere-bankovskih-innovacij/ (дата обращения: 29.10.2016).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх