Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №40 (декабрь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 21.12.2016. Последняя правка: 20.12.2016.

Перспективы развития налогообложения самозанятости в РФ

Фаустова Дарья Ивановна

Липецкий филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ

Экономика и финансы

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Липецкий филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ


Аннотация:
В статье проводится анализ перспективы развития самозанятости, как нового режима налогообложения в РФ. Определяются основные направления совершенствования законодательства, необходимые для устранения имеющихся противоречий и привлечения максимального количества субъектов малого бизнеса.


Abstract:
The article is about of prospects for the development of self-employment, as a new tax regime in Russia. Determines the main directions of improving the legislation necessary to eliminate existing contradictions and to attract the maximum subjects of small businesses.


Ключевые слова:
налоговый режим; налогообложение; самозанятость; малый и средний бизнес.

Keywords:
tax regime; taxation; self-employment; small and medium businesses.


УДК 336.221.4

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Мировая история убедительно показывает, что для достижения сбалансированности эко­номики необходимо добиться того, чтобы раз­витие крупных корпораций происходило в сре­де, насыщенной малыми предприятиями. Так, например, в США субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), производят около 50% ВВП, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного на­селения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. МСП представляет собой основной генератор инновационных процес­сов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления.

На сегодняшний день одной из первостепенных целей, декларируемой в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», является создание благоприятных условий для развития сектора МСП. [1] В частности, Правительством РФ предлагается проведение ряда налоговых реформ, направленных на стимулирование граждан к выходу из «серой» (неформальной) экономики посредством регистрации в статусе «самозанятых лиц».

Цели и задачи написания работы сводятся к выявлению особенностей налогообложения и возможных экономических последствий от развития самозанятости, которая является одной из актуальнейших проблем налоговой системы РФ.

Научная новизна исследования обусловлена комплексным подходом к изучению перспектив внедрения нового налогового режима и разработкой практических рекомендаций.

Принятие мер по реформированию налоговой сферы обусловлено, главным образом, сокращением поступлений в бюджет и увеличением официального уровня безработицы. При этом на протяжении последних лет в России отмечается устойчивая тенденция роста неформальной занятости. Так, если в сентябре 2013 года число занятых «в серую» составляло чуть больше 14 млн человек, то в сентябре 2015-го — уже около 20 млн (примерно 24% от общего количества трудоспособного населения). [2] Основная масса нелегальных трудовых отношений, по данным Минтруда, наблюдается в строительстве и сельском хозяйстве, где привлекают работников к масштабным, но временным работам. Также нелегальный труд используется в сфере торговли и сфере услуг, где задействованы наличные деньги. [3]

Следует отметить, что основная масса граждан, работающих в неформальном секторе экономики, сознательно скрывает свои доходы от государства, что является прямым нарушением действующего законодательства о налогах и сборах (предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность).

По данным уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Титова, с 2012 года, после существенного увеличения страховых взносов, ряды индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) навсегда покинули более 700 тысяч человек. Сложные процедуры регистрации и уплаты страховых взносов физическими лицами, не имеющими работодателей и осуществляющими отдельные виды индивидуальной приносящей доход деятельности, во многих случаях приводят к тому, что такие лица не регистрируются в качестве ИП и не уплачивают налоги в бюджетную систему. [4]

Таким образом, государство не только недополучает общеобязательные законно установленные платежи, но и несет затраты на социальные обязательства перед указанной категорией граждан. В 2016 году эту ситуацию было решено исправить, выделив микробизнес в новую категорию «самозанятых». На сегодняшний день соответствующий проект закона еще находится в статусе обсуждения и доработки, однако, по мнению ряда экспертов, уже можно говорить о достигнутых принципиально новых положениях, которые в скором времени будут кодифицированы.

Трактовка самого понятия «самозанятость» косвенно приводится лишь в «Основных направлениях налоговой политики РФ…». [5] Исходя из самой цели выделения новой системы, самозанятость можно определить как осуществление гражданином РФ предпринимательской деятельности в рамках собственного дела без привлечения наемных работников.

В соответствии с рассматриваемым законопроектом, отличительными особенностями статуса самозанятого лица должны стать:

  • упрощенная процедура регистрации (система «одного окна»), которая осуществляется в уведомительном порядке в форме приобретения (покупки) соответствующего патента;
  • самозанятое лицо освобождается от исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ПФР и ФФОМС РФ), в связи с включением суммы указанных платежей в стоимость самого патента;
  • отсутствие требований о ведении налоговой отчетности и наличия контрольно-кассовой техники;
  • наличие возможности совмещения бизнеса с работой по трудовому договору, при этом само лицо привлекать к себе наемных работников не имеет права;
  • не требуется оформлять снятие с налогового учета (процедура автоматическая – через 5 дней после окончания срока действия свидетельства).

Что касается стоимости свидетельства, то его конечная цена не должна будет превышать 20 000 руб (на год). Из них платеж в Пенсионный фонд равняется 9 000 руб., 1 000 руб. - в Фонд обязательного медицинского страхования и еще 10 000 руб. уйдут в бюджет региона.

Кроме указанной стоимости патента никакие иные налоги самозанятым лицом оплачиваться не будут, а размер полученного дохода также не повлияет на стоимость свидетельства. При этом налоговая база, определяемая как денежное выражение предположительного годового дохода самозанятого лица за календарный год, не должна превышать 1 млн. рублей (в дальнейшем эта сумма подлежит индексации на коэффициент-дефлятор).

Таким образом, внедрение системы самозанятости позволит предпринимателям:

- легализовать свой бизнес по наиболее льготным условиям;

- оформить юридический статус, близкий к ИП (влечет получение прав на подачу рекламы, заключение договоров, отстаивание своих интересов в судебном порядке и т.д.);

- отчислять минимальную сумму налоговых платежей.

Соавторы законопроекта в Общественной палате РФ считают, что у новой системы есть все шансы вывести «из тени» до 11 млн микробизнесов.

Для государства главный плюс от развития самозанятости заключается в появлении значительного количества новых налогоплательщиков, а значит и дополнительных источников пополнения казны. Если хотя бы четверть из потенциальных 11 млн занятых приобретет годовой патент – это приведет к увеличению бюджета на 55 млрд руб. При этом само по себе отчисление самозанятыми на социальное обеспечение (ПФР и ФФОМС) минимизирует ежегодные затраты государства примерно на 2 млрд руб.

Также в перспективе из мелких предпринимателей могут «вырасти» средние или даже крупные бизнесмены. Таким образом, самозанятость станет «инкубатором» малого и среднего бизнеса, призванного стимулировать развитие частного сектора экономики.

Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества внедрения новой системы налогообложения, на сегодняшний день существует ряд нерешенных проблем, к которым можно отнести следующие:

- внесённый Минфином законопроект об урегулировании деятельности самозанятых предлагает освободить от налогов и страховых взносов только три категории работников: уборщиц, репетиторов и нянь. Подобное ограничение списка лиц может свести на нет саму идею «вывода из тени» подавляющего большинства мелких предпринимателей. Для достижения максимального эффекта необходимо расширение перечня специальностей минимум до 30 позиций, куда должны войти технологически простые нелицензируемые виды деятельности, связанные с предоставлением услуг населению (например, мастера по ремонту, фотографы, дизайнеры, таксисты, парикмахеры, заготовители ягод и грибов и т.п.); [6]

- предполагаемая стоимость патента (20 000 руб.) является довольно высокой для единовременной выплаты в ряде субъектов федерации, в связи с чем возникает необходимость пересмотра доли, причитающейся региональному бюджету. Следует отметить, что указанная в проекте закона сумма была назначена без какого-либо конкретного обоснования, о чем, в частности, заявлял зампред комитета Совета Федерации по регламенту В.В. Полетаев. [7] Для решения этой проблемы считается целесообразным проведение ряда консультаций (с участием представителей субъектов федерации, Общественной палаты РФ и Минэкономразвития), на которых была бы определена «справедливая», экономически обоснованная стоимость указанной доли патента. Цена «выхода из тени» является принципиально важным вопросом для самостоятельно занятых хозяйствующих субъектов, поэтому, исходя из декларируемой цели введения нового налогового режима, их нельзя рассматривать как очередной источник пополнения бюджетов и внебюджетных фондов;

- для снижения «ценового барьера» на получение патента также предлагается пересмотр самого механизма оплаты установленного взноса. Например, в случае необходимости, потенциальному предпринимателю можно предоставить право на внесение суммы частями за определенный период времени (при этом, сначала будут погашаться обязательства перед ФФОМС и ПФР, как наиболее приоритетные, а затем - отчисления в бюджет региона). Применение подобной меры обосновано достаточно весомой стоимостью патента, которая почти равняется средней российской заработной плате;

-во избежание конфликтных ситуаций и устранения возможности обвинения самозанятых лиц в осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, требуется пересмотр ряда положений законодательства о налогах и сборах, по действующей редакции которых «самозанятость» приравнивается к административному правонарушению, влекущему наложение штрафных санкций (статья 14.1 КоАП РФ). [8]

Таким образом, исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что введение самозанятости как нового режима налогообложения малого и среднего бизнеса может способствовать привлечению новых предпринимателей и выводу «из тени» значительного количества лиц, работающих незаконно. Корректное нивелирование вышеобозначенных проблем призвано обеспечить гармоничное развитие налогообложения и эффективное осуществление фискальной функции государства.

Библиографический список:

1. Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием условий для деятельности самозанятых» и проекта федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с созданием условий для деятельности самозанятых»
2. Интернет-журнал о малом и среднем бизнесе «Жажда»,[Электронный ресурс] URL: https://zhazhda.biz/base/patent-dlya-samozanyatyh (дата обращения: 06.12.2016)
3. Информационное агентство «РИА-Новости»,[Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/society/ 20161118/1481645792.html (дата обращения: 03.12.2016)
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001
5. Министерство труда и социальной защиты РФ,[Электронный ресурс] URL: http://www.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 06.12.2016)
6. Общественно-политическое интернет-издание «Газета.ру»,[Электронный ресурс]URL: https://www.gazeta.ru/ business/2016/02/16/8077541.shtml (дата обращения: 06.12.2016)
7. "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов"
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, С. 5489.




Рецензии:

21.12.2016, 19:44 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации

27.12.2016 16:16 Ответ на рецензию автора Фаустова Дарья Ивановна:
Спасибо,Рамиль Могатович!

21.12.2016, 19:53 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Статья хорошая, рекомендую к печати. Боровский В.Н.
27.12.2016 16:16 Ответ на рецензию автора Фаустова Дарья Ивановна:
Спасибо за рецензию

27.12.2016, 1:10 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Статья хорошая, рекомендую к публикации без доработки.Для меня проясните кому принадлежит термин самозанятости и в каком Кодексе дано его понятие
27.12.2016 16:16 Ответ на рецензию автора Фаустова Дарья Ивановна:
Понятие «самозанятость» приводится, в частности, в Распоряжении Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года").



Комментарии пользователей:

27.12.2016, 19:51 Федоров Владимир Анатольевич
Отзыв: этого мало чтобы пользоваться этим понятием, согласитесь.


27.12.2016, 22:42 Федоров Владимир Анатольевич
Отзыв: Владимир Путин считает, что самозанятых граждан, которые пока остаются в тени, нужно освободить от налогов на 2 года, дав им возможность легализовать свою деятельность. Об этом он заявил 21 сентября 2016 на заседании Совета по стратегическому развитию. Но не до конца ясными остаются общие вопросы: кто такие самозанятые граждане? Нарушители закона или легальные бизнесмены? И какие виды деятельности самозанятых граждан в 2016 году существуют в нашей стране? Кто такие самозанятые граждане? Вопрос о том, что такое самозанятость, дискуссионный. Источник: http://ppt.ru/news/134915


Оставить комментарий


 
 

Вверх