Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №40 (декабрь) 2016
Разделы: Экономика
Размещена 26.12.2016.
Просмотров - 3691

Особенности и способы минимизации «теневой» экономики в Республике Беларусь

Гулевич Ольга Валерьевна

Белорусский государственный экономический университет, факультет финансов и банковского дела

студентка

Научный руководитель: Герасенко В.П., доцент, доктор экономических наук, кафедра национальной экономики и государственного управления, УО «Белорусский государственный экономический университет»


Аннотация:
В данной работе проведены следующие исследования и разработки: изучены масштабы теневой экономики в Республике Беларусь, состояние размеров теневой экономики в Республике Беларусь, рассмотрены методы борьбы с теневой экономикой, их эффективность и результативность.


Abstract:
In this article were conducted the following researches and developments: studied the scale of the shadow economy in the Republic of Belarus, the estimation of the state of the shadow economy size in the Republic of Belarus, discussed methods to combat the shadow economy of their efficiency and effectiveness.


Ключевые слова:
теневая экономика; экономическая преступность; масштаб; борьба; государственное регулирование.

Keywords:
shadow economy; economic crime; structure; evalution; government regulation.


УДК 33.334

Введение. В современном мире теневая экономика затрагивает практически все страны мира. Её уровень зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений. Развитие данного явления наносит серьёзные проблемы состоянию страны: снижение работоспособности кредитно-финансовой системы, ухудшение инвестиционного климата, разрушение социальной инфраструктуры общества, увеличение вывоза капитала за границу и развитие преступности. В итоге страдает экономическая, политическая и социальная среда, поэтому поиск эффективных путей борьбы с теневой экономикой – важная и неотъемлемая часть экономического развития страны.

Актуальность данной работы заключается в том, что теневая экономика стала в последнее время довольно распространённым явлением. Её воздействию подвергаются практически все сферы экономики мира, а единого способа борьбы с неё пока не выработано. На данный момент в мире очень велик процент теневых доходов – около 25 % ВВП, а эти средства могли быть применены на становление и развитие экономики, снижение социальной напряженности, повышение эффективности государственных финансов.

Целью работы является изучение аспектов теневой экономики, определение её масштабов и методов борьбы.

Материалы и методы: исследование выполнено на основании изученного материала, официальных статистических данных и научных статей отечественных и зарубежных ученых по соответствующей проблематике.

При выполнении работы были использованы методы сравнительного анализа, синтеза, табличный метод и обобщение полученных результатов.

Результаты. Процесс появления и развития такого экономического явления как теневая экономика показывает, что формированию данного процесса способствуют неблагоприятный экономический и инвестиционный климат в стране.

Проблемой данного вопроса является то, что изначально экономисты не отдавали должного внимания такому явлению как теневая экономика, считая её незначительной. На сегодняшний день органы статистики многих стран, к ним относится и Республика Беларусь, не учитывают нелегальную деятельность при расчёте валового внутреннего продукта. Причиной этого является  неполное отображение состояния данного сектора экономики при сборе и обработке информации стандартными методами. Теневая экономика, это явление, которое относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

По данным Национального статистического комитета в Республике Беларусь в 2015 году зарегистрировано 2 894 преступления против порядка осуществления экономической деятельности, что на 14,8% больше, чем в 2014 году. 

На развитие и процветание теневого сектора в Республике Беларусь влияют такие факторы как высокий уровень налоговых изъятий, неэффективность системы начисления и взимания налогов. Система, в которой значительная часть дохода изымается, может привести к увеличению доли теневой экономики. Экономические субъекты в основном стремятся увеличить свои доходы, они будут всячески стремиться уклоняться от уплаты налогов.

Становлению теневой экономики может способствовать большая роль государства в экономике. Это проявляется в том, что в Республике Беларусь велика доля государственного сектора в разных отраслях экономики. В свою очередь государство поддерживает данные предприятия, выделяя им дотации из бюджета на развитие. Часть выделенных денег может не дойти до пункта назначения благодаря чиновникам, которые через систему «дружественных» малых организаций получают государственные деньги.

Роль государства в развитии теневой экономики связана и с тем, что осуществляется чрезмерный контроль органами, сложные процедуры сертификации, получения лицензий и др. Все эти события ставят предприятия в зависимость от чиновников и дают последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Сложные условия ведения бизнеса сдерживают предпринимательскую инициативу и вынуждают заниматься незаконной предпринимательской деятельностью без официальной регистрации и уплаты налогов.

Уровень ставки налогообложения является одним из важнейших факторов, стимулирующих рост теневой экономики. Чрезмерно высокие налоги способствует сокрытию доходов, а предприятия не стремятся к развитию и дальнейшей деятельности. В некоторых странах на увеличение теневого сектора экономики влияет ставка подоходного налога. Примером являются Норвегия (28-40%), Австрия (максим. 45%), США (10-52%).

Усиленный государственный контроль в основном проявляется в административном вмешательстве практически во все сектора экономики, что может усложнять развитие производства. Вмешательство в процесс ценообразования, установление минимальной заработной платы или установление лимитов рабочего дня, отслеживание условий работы пенсионеров, инвалидов, подростков, может породить возникновение нелегальных рынков труда.

Политическая нестабильность и недоверие к государству содействуют переходу в теневой бизнес. Так как экономические субъекты не уверены в завтрашнем дне во избежание потерь, максимизации прибыли, они могут решить развиваться в теневом секторе экономики.

Размеры теневой экономики зависят от уровня экономического развития, уровня жизни населения, масштабов безработицы, неблагоприятного социального фона и степени доверия к государству.

Нестабильность в экономике является одной из причин ухода в теневой сектор. Кризисное состояние в экономике побуждает экономических субъектов искать более привлекательные пути дохода, которые могут оказаться вне легальных рамок экономики.

Неблагоприятный социальный фон влияет на развитие теневого сектора. Растущая безработица, невыплата заработных плат и социальных выплат могут подтолкнуть население к переходу в теневой сектор для получения,  по крайней мере, минимального дохода, соглашаясь в некоторых случаях с довольно негативными условиями труда: отсутствие больничных, отпусков и т.д. Для работодателей теневого бизнеса данная ситуация достаточно выгодна, т.к. они не несут ответственности за рабочих, в основном работа осуществляется по устной договорённости, и соответственно финансовая сторона приносит выгоды, хотя бы потому, что отсутствуют выплаты налогов.

Развитие теневой экономики также обусловлено правовыми нормами государства, в особенности законодательной базой, регулирующей данный аспект, её качественностью, эффективностью и результативностью. Важную роль играет уровень правового самосознания и ответственности.

Следует отметить, что одной из потенциально опасных, с точки зрения теневых отношений, зон в Беларуси может стать рынок ІТ-продуктов и услуг. Он развивается в стране бурными темпами. За 12 месяцев 2015 года по  сравнению с 2014 годом число выявленных преступлений в сфере высоких технологий увеличилось на 6,6 % (в 2015 г. – 2440, в 2014 г. – 2290). 

Количество преступлений за весь период с 2004 г. до 2014 г. значительно выросло. Однако в 2014 году оно уменьшилось по сравнению с 2013 годом (с 2558 до 2290). В 2015 г. данный показатель снова увеличился, но не достиг максимального значения 2013 года.

В Республике Беларусь сектор теневой экономики достаточно развит и занимает не малую долю в ВВП. Это можно проследить по данным таблицы 1.

Таблица 1. Размер теневой экономики в Республике Беларусь, в % к ВВП.

Показатель

Год

1995

2000

2002

2005

2006

2007

2008

2009

По национальным данным

38,4

29,4

28,0

34,4

34,1

33,1

31,1

33,5

По зарубежным оценкам

48.3

48.1

47.0

45.2

44.2

43.3

-

-

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3, 4].

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что зарубежная оценка размера теневой экономики разительно отличается от национальной. Это может быть объяснено тем, что были использованы разные методы расчёта, а также источники и качество информации. По статистическим данным в течение 1990-1998 гг. наблюдался резкий рост размеров теневой экономики: в 1990-1993 гг. её объём колебался в пределах 35% ВВП, в 1995 г. составлял 38,4%, в 2000 г. – уже 29,4%. В 2007-2009 гг. показатели теневой экономики увеличились. По оценкам Всемирного банка, в 2010 году в Беларуси размер теневой экономики составлял 46% от ВВП. В течение последних пяти лет уровень теневой экономики колебался в пределах 30–34% от ВВП по Беларуси.

В 2015 году уровень теневой экономики огласили представители Национального банка Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам. Они заявили, что доля теневой экономики в Беларуси «очень большая», оценив ее в 35% ВВП.

На сегодняшний день ситуацию с проблемой теневой экономики в Республике Беларусь можно оценить не очень оптимистично. Несмотря на то, что уровень теневой экономики является одним из самых низких показателей в СНГ, в Беларуси сектор теневой экономики достаточно развит.

Стратегией борьбы с теневой экономикой становится снижение её размеров до минимально возможного уровня. Это должно достигаться путём создания условий для сокращения теневых операций субъектов хозяйствования и усиления борьбы с коррупцией госаппарата. Поэтому стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать:

1)   совершенствование правовой основы и формирование эффективно регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса;

2)  более либеральное налоговое законодательство, упрощение условий хозяйствования для малого и среднего бизнеса;

3)  ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях. При этом следует рассмотреть возможность ограничения разрешительно-распределительных функций чиновничества.

Можно сделать вывод, что методы борьбы с теневой экономикой должны иметь частный характер и отличаться в зависимости от меры опасности, способа проявления и ущерба, наносимого экономике.

Обратим внимание на основные виды налоговых правонарушений, которые составляют основу теневой экономики Беларуси. К ним относятся умышленное сокрытие выручки, незаконное предъявление НДС к возмещению из бюджета, незарегистрированная предпринимательская деятельность, а также зарплата “в конвертах”.

Проект редакции обновленного Налогового кодекса, который вступил в силу в 2016 году, предусматривает ряд изменений для ужесточения мер по борьбе с теневой экономикой. В частности, специалисты разработали ряд мер для контроля лиц, сдающих недвижимость внаем.

Возможность сокращения теневого сектора экономики Нацбанк видит в повсеместной установке терминалов, позволяющих совершать безналичные платежи. К середине 2017 года терминалы такого типа планируется установить возле каждой кассы, принимающей наличные.

Характеризуя направления борьбы с теневой экономикой в Беларуси, следует отметить, что Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за такие экономические преступления как мошенничество; изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег или ценных бумаг; уклонение от уплаты таможенных платежей; уклонение от уплаты налогов; коррупцию и др.

Для сокращения теневого экономического оборота и привлечения в экономику Беларуси дополнительных средств целесообразно провести экономическую амнистию капитала (совокупность экономических и административных мер, которые направлены на легализацию финансов, заключенных в теневом секторе, создание благоприятных условий для возврата капитала, нелегально вывезенного за границу). Целью данного мероприятия является увеличение налогооблагаемой базы и улучшение макроэкономического положения.

Следует отметить, что административными методами вернуть находящиеся в «теневом обороте» средства практически невозможно. Требуются культурно-нормативные методы борьбы, которые предусматривают изменение социальных норм: выработку лояльности по отношению к государству, уважение к формальным правилам, преодоление стереотипных представлений о невозможности их соблюдения и нацеленности на непременный поиск обходных путей.

Также необходимо принять «этические кодексы» и «кодексы чести» – специальные нормативные правовые акты, содержащие морально-этические стандарты для государственных служащих, не охваченные действием соответствующих законодательных актов. Для поддержания этики и обеспечения надлежащего поведения в государственном секторе, помимо законодательства и административных наказаний, следует создать государственные органы, контролирующие поведение чиновников и защищающие их права, помогающие разрешать конфликты интересов.

Принятие «этических кодексов» и «кодексов чести» может быть применено в предпринимательской среде для появления к ней доверия и создания благоприятной деловой среды.

Однако использование только административных мер по борьбе с теневой экономикой мало. Должен применяться комплексный подход, основанный на взаимодополняемости средств борьбы экономического, административного, правового и воспитательного характера, а также одновременное и согласованное продвижение по всем основным направлениям противодействия теневой экономике. Выполнение данных действий является ключевым условием для создания конкурентоспособной национальной экономики с минимальным теневым сектором.

Вывод. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что такое экономическое явление как теневая экономика достаточно распространено в Республике Беларусь. Можно проследить тенденцию к увеличению размеров данного явления. На его развитие влияют такие факторы как высокий уровень налоговых изъятий, неэффективность системы начисления и взимания налогов, репрессивный характер системы налогообложения, большая роль государства в экономике.

Заключение. В Республике Беларусь осуществляется комплекс мер по борьбе с теневой экономикой. Теневую экономику практически невозможно полностью устранить, но можно реально сократить до «терпимых» пределов с помощью соответствующего государственного регулирования, обеспечения качественных условий функционирования предпринимательства, совершенствования системы налогообложения, ужесточения наказаний за ведение теневой деятельности. Таким образом, достижение реальных результатов в борьбе с теневой экономикой можно ожидать только благодаря эффективным комплексным мерам, затрагивающим все сферы экономики.  

Библиографический список:

1. Беларусь в цифрах. Республики Беларусь / под. ред. И.В. Медведева, И.С. Кангро, Ж.Н. Василевская и др. – Мн: Белстат Республики Беларусь, 2015. – 76 с.
2. Теневая экономика: мировые тенденции и реалии в Беларуси. Аналитический доклад / А.И. Лученок, М.В. Маркусенко, Н.Ч. Бокун [и др.]; под науч. ред. П.Г. Никитенко; Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009 – 83 с.
3. Управление по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx – Дата доступа: 18.11. 2016.
4. Schneider, F. Shadow economies all over the world [Electronic resource] / F.Schneider, A.Buehn, C.E.Montenegro. – Mode of access: http://www.elibrary.worldbank.org/ – Date of access: 19.11.2016.




Рецензии:

26.12.2016, 20:03 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации

27.12.2016, 0:36 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации без доработки.Она актуальна, в ней есть и особенности и способы минимизации теневой экономики.Только они завуалированы и не все могут их отыскать.Необходимо знать ключ из стратегии борьбы ,тогда мы найдем особенности,найдя которые найдем и способы.В этом случае статья уникальна и ее можно публиковать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх