Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №49 (сентябрь) 2017
Разделы: Информационные технологии, Маркетинг, Экономика
Размещена 13.01.2017. Последняя правка: 12.01.2017.

TRACEABILITY В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Галашова Анна Ильинична

Университет ИТМО

студент-магистрант

Филиппов Владислав Александрович, студент-магистрант Университета ИТМО, кафедра маркетинга и коммуникаций, специальность инновационный маркетинг; Научный руководитель Соловьева Дина Витальевна кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммуникаций университета ИТМО


Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы связанные с анализом возможности применения принципа прослеживаемости в пищевой промышленности с помощью автоматизированной системы.


Abstract:
The article covers the analisis of opportunities of usability of traceability sistems in food production.


Ключевые слова:
прослеживаемость; анализ рынка; тренды.

Keywords:
traceability; market analisis; trends.


УДК 338.28

Введение. Применение принципа traceability в пищевой промышленности позволит обеспечить высокое качество выпускаемой продукции, а также контролировать бизнес-процессы на предприятиях в сфере пищевой промышленности. В рамках научной работы были проанализированы глобальные тренды, отечественный и зарубежный рынок автоматизированных систем прослеживаемости, выявлены преимущества внедрения автоматизированной системы прослеживаемости на предприятиях пищевой промышленности.

Актуальность разработки. Трассируемость - это способ реагирования на потенциальные риски, которые могут возникнуть в пищевых продуктах и кормах, чтобы гарантировать, что все продукты питания являются безопасными для употребления населением. Важно, что, когда национальные власти или пищевые предприятия определяют риск, они могут проследить по цепи поставки его источник, что позволяет быстро выявить проблему и изъять некачественные продукты до попадания к конечному потребителю. Кроме того, трассируемость обеспечивает предоставление точной информации общественности, тем самым минимизируя риски в торговле. Трассируемость процессов способствует принятию своевременных решений менеджментом и последующему снижению рисков нанесения ущерба потребителям и брендам компаний [1].

Технология. Предполагается разработка комплексной автоматизированной системы предназначенной для прослеживания пути продукта от природы до прилавка. Как технически реализовать отслеживание информации на всех стадиях производства продукции, представления у разработчиков нет. Планируется наносить на готовую продукцию QR-код, содержащий полную информацию о продукте (информацию о сырье, имя коровы, время дойки, имя доярки и стандартная информация штрих кода). Система должна интегрироваться с любым другим ПО, которое используется на предприятии. Предполагается модульное строение системы. Внедрение можно осуществлять не на всех конвейерах, возможно интегрирование лишь на производство премиум линейки.

Глобальные тренды. Власти развитых стран ставят проблему обеспечения высокого качества сырья и конечных продуктов общенациональной задачей. Наибольшего успеха в данном направлении достигли следующие страны: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Швеция, Соединенное Королевство, Швейцария и Норвегия (согласно исследованию, Institute of Food Technologists в 2014 году «Сравнение норм и требований трассибилити пищевых продуктов в разных странах»). Зарубежные страны разрабатывают систему обеспечения трассибилити преимущественно для следующих видов пищевого производства: хлебобулочные изделия, молочные продукты, мясная и рыбная промышленность, обработанные пищевые продукты, плодоовощная продукция.Заинтересованность бизнеса подтверждается отчетом AgFunder, согласно которому за первую половину 2016 года в исследования, связанные с обеспечением трассибилити в пищевой промышленности, было инвестировано 70 миллионов долларов. Согласно исследованию компании NewHope (2015 год), 5 трендов, формирующих новую мировую индустрию пищевого производства и продвигающих промышленность к «чистому бренду»:

  • безопасность
  • прозрачность
  • устойчивое развитие
  • достоверность
  • социальная ответственность

Экспертные мнения относительно рынка технологий трассируемости продукции:

  • «Мировой рынок систем прослеживаемости продукции согласно прогнозам, к 2020 году достигнет 14,1 млрд долларов». — Рынок прослеживаемости пищевых продуктов (технологий отслеживания). Глобальный отраслевой анализ, размер, доли, тенденции, возможности и прогноз, 2012 – 2020 (союзные исследование рынка).
  • «Компании, обратившиеся к новым технологиям в пищевой промышленности, растут в 3-4 раза быстрее традиционных, потому что все больше потребителей желают знать, откуда пришел продукт, где он был выращен и что в нем содержится». — Кен Росс, Президент Global ID Group

Прослеживание продуктов в России. В России на настоящий момент разрабатывается концепция контроля продуктов «от поля до стола», что отразилось в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р – «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года». [2] из задач развития стратегии является создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции. Что свидетельствует о заинтересованности государства в создании подобной системы. Однако правовое регулирование в сфере прослеживаемости до сих пор вызывает много критики со стороны экспертов. Недостаточно как законопроектов, касающихся трассируемости продукции, так и механизмов контроля соблюдения требований. Гарантия качества продукции решается установлением ГОСТ, ТУ и проверками надзорными органами, что не позволяет эффективно осуществлять прослеживаемость продукции по всей логистической цепи. Факторы актуальности создания системы трассируемости продукции для российского рынка: заинтересованность государства в обеспечении населения качественными продуктами (Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 1364-р – «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года». Одной из задач развития стратегии является создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции).

Заинтересованность конечного потребителя в системе. Согласно исследованию компании, NewHope в 2015 году, почти 9 из 10 потребителей во всем мире (86%) обозначили «прослеживаемость ингредиентов» как один из главных факторов, влияющих на покупку пищевой и косметической продукции. А около 6 из 10 покупателей (57%) проверяют состав продукта перед покупкой. Важность прослеживаемости продукции неоднократно отмечалась экспертами: “Вопросы, влияющие на качество и безопасность пищевых продуктов, в рейтинге главных требований покупателей. Почти две трети потребителей будут разгневаны, если компании производит продукты питания в опасных и антисанитарных условиях, в то время как половина будет крайне недовольна, если компания не сможет сообщить об ингредиентах, используемых при производстве”. — “От прозрачности до полного раскрытия” (октябрь 2013), Кон & Вулф. Бизнес уже среагировал на рост внимания населения к качеству потребляемых продуктов: увеличивается добровольное внедрение систем прослеживаемости. Например, в Северной Америке наибольшую популярность приобрели системы, подтверждающие отсутствие ГМО в продуктах. С помощью данной системы было сертифицировано более 22 000 продуктов. Продажи сертифицированной продукции выросли с нуля до более 7 млрд долларов в течение пяти лет. Продажи органических продуктов питания также растут. Опасения по поводу пестицидов, стимуляторов роста, а также ГМО стимулируют потребительский спрос. Продажа органических продуктов США в 2014 году составила 32 млрд долларов, что более 4 процентов от общего объема продаж продуктов питания [3]. Исследование Grand View Research, Inc. Observes показало, что мировой рынок органических продуктов питания и напитков будет расти ежегодно в среднем на 15,5% в течение 2016-2020 годов. Общий объем рынка органических продуктов составит по прогнозам около $ 212 млрд к 2020 году. Объем рынка органических продуктов в России неуклонно растет. По данным «Агроэкоинформ», потенциал рынка экологической продукции в России на 2020 год — 300 млрд рублей. Однако на данный момент доля хозяйств с органик-сертификатами на российском рынке - 0,1%.

Выводы: в процессе исследования была доказана актуальность разработки автоматизированной системы прослеживаемости для обеспечения полной прозрачности всех бизнес-процессов предприятия. Преимуществом системы является автоматизированное отслеживание и анализ девиантных форм поведения, прогнозирование, планирование, сбор информации о продукте с момента начала жизненного цикла, учет человеческого фактора. Таким образом функции системы распространяются не только на создание конкурентного преимущества за счет полной информации о продукте для конечного потребителя, но и на внутренний контроль бизнес-процессов организации с встроенными функциями аналитики аномального поведения.

Библиографический список:

1. ОБЗОР РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ [Электронный ресурс]// Openbusiness.ru: [2016]. URL: http://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-molochnoy-produktsii/ (дата обращения 10.11.2016 г.).
2. Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции до 2030 года [Электронный ресурс]// Сайт правительства РФ: [2016]. URL: http://government.ru/docs/23604/ (дата обращения 5.11.2016).
3. Comparison of Global Food Traceability Regulations and Requirements [Электронный ресурс]// Wiley Online Library [2016]: URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1541-4337.12101/full (дата обращения 8.09.2016).




Рецензии:

17.10.2017, 10:16 Зарипова Римма Солтановна
Рецензия: Удовлетворяет требованиям научной статьи. Рекомендую к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх