Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 29.12.2016. Последняя правка: 28.12.2016.
Просмотров - 3016

Проблемы понятия «беженец» в российском законодательстве

Батисова Гульзифа Ильшатовна

нет

Башкирский государственный университет Институт пр

студент

Коновалова Е.А., старший преподаватель кафедры международного права и международных отношений Башкирского государственного университета Института права


Аннотация:
В данной статье рассмотрены проблемы определения понятия "беженец" в российском и международном законодательстве. Проанализированы разные международные соглашения, Конвенции, а также федеральные законы Российской Федерации, регулирующие вопросы, касающиеся беженцев.На основе проведенного исследования автором предлагается закрепить понятие "беженец" в новой формулировке в российском законодательстве.


Abstract:
This article describes the problems of defining the term "refugee" in the Russian and international legislation. Analyzed various international agreements, the Convention and the federal laws of the Russian Federation regulating issues relating bezhentsev.Na basis of the research the author proposes to consolidate the concept of "refugee" in a new wording in the Russian legislation.


Ключевые слова:
беженец; вынужденные переселенцы; мигрант

Keywords:
refugee; IDPs; migrant


УДК 34.047

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы, связанные с вынужденными переселенцами были, есть и останутся актуальными во всем мире. Чтобы проще было их регулировать, были созданы международное и национальное миграционное право. Но все же данная проблема, как выше отмечалось, не решена, из-за чего все чаще появляется необходимость модернизации, совершенствования нормативных актов, касающихся мигрантов как для исполнения международных правовых обязательств, так и для защиты суверенитета и безопасности государства. 

Актуальность темы. Как известно, недавно наша страна сама столкнулась с проблемой миграции, появившейся из-за событий на юго-востоке Украины. Тогда мирные жители покинули свои обычные места жительства и прибыли в нашу страну. Они хотели получить убежище в России. По данным МВД РФ (сводка на 16.11.2016 г.), за 2016 год на территорию Российской Федерации въехало 15 008 006 иностранных граждан, значительная доля которых приходится на граждан соседней страны [1]. 

Цель исследования. Россия - участник многих международных соглашений, которые касаются вопросов миграции иностранных граждан. Правовой основой деятельности нашего государства по оказанию помощи беженцам составляют как сами международные соглашения, так и наше национальное право [2]. Проанализировав действующее законодательство и практику, сделан вывод, что на сегодняшний день появилась необходимость модернизации иусовершенствования правовых основ, касающихся беженцев, вынужденных переселенцев, дополнение определения понятия «беженец». 

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

1) изучить нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы беженцев; 

2) изучить международно-правовые акты, регулирующие вопросы беженцев; 

3) сравнить международно-правовые акты и акты Российской Федерации, регулирующие вопросы беженцев; 

4) рассмотреть и сравнить определение понятия «беженец» в разных нормативно-правовых актах и дать ей наиболее верное определение. 

Научная новизна исследования. Проблемы определения понятия «беженец» волновали многих ученых. Данным вопросом активно занимались такие ученые, как Бекяшев Д.К., Иванов Д.В., Павлова Л.В., Селиванов А.В., Ионцев В.А. и другие. Наиболее фундаментальными являются работы, в которых определение понятия «беженец» рассматривается как ограничительное, то есть носит своего рода дискриминационный порядок. Об этом в своей работе пишет Искандеров Р.Р. 

Вопросы, связанные с беженцами, регулируются следующими международными соглашениями: Конвенция о статусе беженцев 1951 года [3] и Протокол, касающийся беженцев, 1967 года [4]. В национальном законодательстве также есть закон, регулирующий данный вопрос - Закон о беженцах 1993 года [5]. Также Россия является участником Соглашения стран СНГ от 24.09.1993 года «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» [6]. Видно, что российская система регулирования вопросов беженцев имеет триуровня: международная универсальная, международная региональная и национальная. 

Результаты исследования. При изучении норм, касающихся беженцев, можно задать вопрос о соответствии норм международного и национального права, не противоречат ли они друг другу? Первым же понятием, вызывающим вопросы, является само понятие «беженец». Проблема соотношения данного понятия в нормативно- правовых нормах различных уровней вызывает споры. В доктрине сложились две концепции: конвенционный и расширительный. Конвенционный объясняется тем, что в самой Конвенции 1951 года закреплено понятие «беженец» [7]. А последователи второй концепции считают, что первая концепция а наши дни не актуальна, так как не может регулировать современный институт беженцев и в связи с этим понятие «беженец» требует дополнения [8]. Мы согласимся с мнением сторонников второго подхода.

Определение понятия «беженец», данное в Конвенции 1951 года и в Федеральном законе «О беженцах» почти аналогичны по содержанию, только в Законе о беженцах есть критерий национальности, которое является основанием преследования, а также одним из условий получения статуса беженца. Данный признак был указан с целью упрощения получения статуса русскому населению, проживающему на территории государств-СНГ, потому что данный статус очень часто предоставляется данному категорию лиц по национальному признаку [9]. 

Третий документ, в котором есть понятие «беженец» - Соглашение стран СНГ «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам». Согласно соглашению, беженец - лицо, не имеющее гражданство страны, которое предоставляется ему убежище, вынужденное оставить свое обычное местожительства из-за насильственных или же иных форм действий по следующимпризнакам: расы, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности социальной группе из-за вооруженных или межнациональных конфликтов в отношении как самого данного лица, так и в отношении его близких.

В Решении Экономического суда СНГ «О толковании понятий «беженец», «мигрант», «вынужденный переселенец» применительно к вышеназванному Соглашению одним из условий получения статуса беженца является взаимозависимость совершения насилия, преследования или реальной опасности преследования при вооруженных или межнациональных конфликтах. 

То есть мы видим, что к понятию «беженец» еще дополнены новые признаки - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, жертвы преследования по признаку языка. 

Есть мнение некоторых ученых, что толкование понятия «беженец», данное в Законе о беженцах носит дискриминационный характер. Действительно некоторым людям приходится менять свое прежнее местожительства из-за военных агрессий, иностранных оккупаций, всякого рода катастроф (природного и экологического характера). Нельзя не согласиться с тем, что данные причины тоже являются опасными для жизни и здоровья людей [10]. Данное рассуждение становится особо важным в связи с масштабными миграционными процессами в России. Наша страна должна легализовать статус лиц, прибывающих на территорию России в массовом порядке. В законодательстве закреплены несколько вариантов: признание беженцем, предоставление ему временного или политического убежища, выдача разрешения на временное проживание, предоставление вида на жительство или принятие в российское гражданство, в том числе в упрощенном порядке. 

Лица, прибывшие из юго-востока Украины, по факту являются беженцами, так как они вполне обоснованно опасались стать жертвойвооруженного конфликта и не имели возможности воспользоваться защитой государства своей гражданской принадлежности в связи с таким конфликтом [11]. Согласно законодательству Российской Федерации мы не можем их признать беженцами, так как в Законе о беженцах нет вышеперечисленных признаков. Плюс ко всему, сложности прибавляет и то, что Украина не является участником Соглашения стран СНГ, поэтому исключается возможность применения его норм. В связи с этим прибывшие лица вынуждены иными способами легализовать свое нахождение на территории Российской Федерации. 

Вывод. Подводя итог, нужно сказать, что целесообразно будет дополнить определение понятия «беженец», которое содержится в Законе о беженцах, следующими признаками - «язык, жертва вооруженного либо межнационального конфликта» и закрепить в следующем виде: «Беженец - лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое в связи с реальными опасениями стать целью для преследования из-за гражданства, расы, национальности, языка, вероисповедания, принадлежности к определенной группе, политических убеждений, вооруженных или межнациональных конфликтов, вынужден покинуть свое прежнее местонахождение и не может или не хочет просить защиты у этого государства, либо является лицом без гражданства и также не хочет или не может вернуться в страну своего прежнего местонахождения или просить помощи у него.

Библиографический список:

1. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации // Официальный сайт МВД России, https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/8935162/ (Дата обращения 20.12.2016 г.).
2. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. - М.: Проспект, 2013. - 392 с.
3. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. // Бюллетень международных договоров. - 1993. - №9. - С. 6-28.
4. Протокол, касающийся статуса беженце, 1967 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. - №9. - С. 28-31.
5. Федеральный закон от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах» // Официальный сайт Гарант, http://base.garant.ru/10105682/#block_5 (Дата обращения 20.12.2016 г.).
6. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 5.
7. Павлова Л.В., Селиванов А.В. Международно-правовой статус беженца: пособие для студентов вузов. - Минск: Тесей, 2006. - 192 с.
8. Ионцев В.А. Вынужденная миграция. Международная миграция населения: Россия и современный мир. - М.: МАКС-Пресс, 2001. - 159 с.
9. Искандеров Р.Р. Правовой статус беженцев Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 2006. - 176 с.
10. Костыря Е.А. Экология и миграция: проблемы правового регулирования // Экологическое право. - 2006. - № 2. - С. 43-45.
11. Щеголева Н.А., Волков А.В. О необходимости совершенствования понятия «беженец» // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 2. - С. 152-156




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх