Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 09.01.2017. Последняя правка: 07.01.2017.
Просмотров - 3034

К проблеме места и роли прокуратуры в Российской Федерации.

Костарнова Ирина Вадимовна

Студент

Северо-Кавказский Федеральный Университет

студент

Лесниченко И.П., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Юридического института СКФУ (г.Ставрополь)


Аннотация:
В данной статье освещается проблема определения значения прокуратуры в государственном управлении с помощью рассмотрения и анализа ее функций и принципов.


Abstract:
This article highlights the problem of determining the values of the prosecutor's office in the public administration with the help of the review and analysis of its functions and principles.


Ключевые слова:
прокуратура; функции; принципы; прокурорский надзор.

Keywords:
the prosecutor's office; function; principles; prosecutor supervision.


УДК 34.096

Введение. В юридической литературе споры о роли и месте прокуратуры России в системе российской государственности не прекращаются и не теряют своей актуальности. Среди проблем выделяют, в частности, вопросы о необходимости прокуратуры России, ее полномочиях и др.

Актуальность темы исследования. Как любое современное государство, Российская Федерация разрабатывает собственный механизм обеспечения правопорядка в стране и надзора за соблюдением Конституции РФ, законов и нормативно-правовых актов всеми субъектами правоотношений, а роль главного, компетентного и эффективного звена в этом механизме отведена прокуратуре РФ. Поэтому актуально рассмотреть вопрос, касающийся значения прокуратуры в государственном механизме нашей страны.

Цели и задачи: проанализировать деятельность прокуратуры и ее принципов; определить место и роль прокуратуры в системе государственного управления.

Научная новизна исследования заключается в анализе функций прокуратуры РФ и выявлении ее преимуществ на современном этапе механизма государства.

Прежде чем говорить о проблемном вопросе,поставленном выше,необходимо дать определение прокуратуры. «Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполением действующего законодательства» [1, с. 523].

Чтобы сделать правильные выводы о значении прокуратуры РФ,необходимо проанализировать ее функции по осуществлению прокурорской деятельности. Функции прокуратуры - осуществляемые в строго регламентируемых федеральным законодательством рамках вид деятельности, направленный на достижение поставленных перед прокуратурой РФ задач, которые заключаются в реализации прокуратурой ее полномочий. Прокурорский надзор - важнейшая функция прокуратуры. Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом этой деятельности являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, субъектами осуществления контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Выделяют два направления прокурорского надзора:

1) надзор за исполением законодательства;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами, осуществляющими оперативно-розызскную деятельность, дознание и предварительное следствие[1, с. 534]. Осуществляя данную функцию, органы прокуратуры реализуют статью 2 Конституции РФ, в которой закреплено плоложение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Особое внимание следует обратить на то, что проблема коррупции в органах власти приобрела масштабный характер. Кроме того, она стала причиной отказа от проведения государственных преобразований и реформ,а так же улучшения механизма государства. Ее последствия охватывают все сферы общественной жизни, что отрицательно сказывается как на обществе и государстве в целом, так и на отдельной личности. Для борьбы с коррупцией были приняты определенные меры. Так, одним из институтов, осуществляющих противодействие коррупции, являются органы прокуратуры. В современной России борьба с коррупцией стала основной задачей прокуратуры РФ. Прокуратура в процессе выполнения этой задачи осуществляет надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а также выполнением государственными и муниципальными лицами их служебных запретов, ограничений и обязанностей. Кроме того, прокуратура имеет определенные полномочия по реализации мер административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции. Она так же вправе осуществлять антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов. Роль прокуратуры РФ в проведении антикоррупционной политики велика, поскольку ее органы осуществляют профилактические мероприятия, выявляют и воздействуют на причины коррупции, устанавливают и анализируют уровень коррумпированности тех или иных органов государственной власти и местного самоуправления. Осуществляя данную деятельность, прокуратура основывается на нормах международного права, на федеральный закон о противодействии коррупции, а также на нормативные акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Проводя антикоррупционную деятельность, прокуроры выносят представления, протесты, предостережения и постановления. На освнове данных фактов нужно сделать вывод о том, что такая деятельность прокуратуры Российской Федерации приносит эффективные результаты в борьбе с проблемой коррупции. Из этого следует, что органы прокуратуры качественно и в полной мере реализуют данную задачу, что доказывает их огромное значение в управлении российским государством.

Указом Президента РФ от 20 октября 1993 г. введено еще одно направление прокурорской деятельности — координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, котороя связана с увеличением количества преступлений в стране и необходимостью усилить борьбу с нею. Данная функция реализуется посредством проведения координационных совещаний с другими правоохранительными органами, совместных операций, обмена необходимой информацией, разработки системы учета состояния преступности и раскрываемости преступлений и др. Прокуроры решают вместе с данными органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального строительства общества. К таким органам относят органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы внешней разведки и органы по контролю за оборотом наркотиков. Их взаимодействие дает возможность в полной мере обеспечить безопасность личности, общества и государства в целом.

Отдельно следует отметить такую функцию прокуратуры как регистрация и учет преступлений в целях выявления результатов борьбы с преступностью и прогнозирования динамики преступности в стране. Данную функцию прокуратура РФ реализует во взаимодействии с органами МВД, Министерством Юстиции, ФСБ и другими. Гаврилов Б.Я. утверждает, что правосудие начинается не с совершения преступления, а с их регистрации. Нет их учета - нет преступления, нет правосудия[3]. Данное высказывание в полной мере доказывает важность и необходимость данной функции прокуратуры.

Следующая функция - уголовное преследование, которое осуществляется стороной обвинения для изобличения обвиняемого в преступлении. А прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Оно выражается в осуществлении ряда действий на определенном этапе досудебного расследования. Например, в вынесении решений о направлении материалов в следственный орган или орган дознания, оспаривании незаконных, необоснованных и несправедливых приговоров. Данная функция обеспечивает справедливость досудебного следствия.

Помимо перечисленной выше деятельности, прокуратура выполняет другие функции. Конституционный принцип состязательности судебного разбирательства гарантируется путем участия прокурора в делопроизводстве. Это позволяет наиболее тчательно изучить обстоятельства конкретного дела, обеспечить защиту прав и законных интересов субъектов судопроизводства, повысить уровень справедливости и правильности судебных решений.

Шестая функция прокуратуры РФ заключается в контроле за соответствием расходов лиц, замещающие государственные должности, которая так же играет важную роль в функционировании механизма и аппарата государства.

Следует отметить, что нельзя отрицать значение следующих функций прокуратуры: функция уголовного преследования, функция участия в правотворческой деятельности, функция международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями. А также учесть то, что прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности по вопросам своей компетенции.

Осуществляя данные направления деятельности, прокуратура РФ основывается на следующих принципах: единство, централизация, независимость от федеральных и местных органов, законность и гласность. Так, единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы образовывают иерархичную систему, которая возглавляется Генеральным прокурором РФ. Они имеют общие цели, задачи, способы, меры и средства осуществления своей деятельности. Принцип единства заключается в том, что вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору и наоборот.

Независимость прокуратуры от местных органов означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов как на местном, так и на федеральном уровне.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции открыто для общества. Конечно же, нельзя забывать и о принципе законности, который является основополагающим в деятельности органов прокуратуры. Он заключается в исполнении Конституции РФ, законов и нормативно-правовых актов, конституций республик, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других законодательных актах, действующих на территории страны, всеми государственно-правовыми организациями и институтами, должностными лицами, гражданами и ,конечно же, прокуратурой Российской Федерации.

Заключение.Таким образом, изучая и анализируя основные функции прокуратуры, можно сделать вывод о том, что роль органов прокуратуры в функционировании государственно-правовых механизмах России велика. Более того, с усложнением задач в управлении государством и экономикой, появлением таких негативных явлений, как терроризм, коррупция значение деятельности прокуратуры будет возрастать. Поскольку данная деятельность направлена на реализацию главной задачи каждого государства - охрана прав и свобод человека и гражданина. Являясь важным инструментом в государственно-правовом механизме государства, прокуратура осуществляет координацию и организацию деятельности трех ветвей власти и обеспечивает их единство и взаимодействие. А ее обособленность от трех ветвей дает ей возможность при выполнении возложенных на нее функций быть самостоятельным, справедливым, правовым и независимым органом. Но только осуществляя рассмотренные выше функции в комплексе и взаимодействии, на основе приведенных принципов прокуратура Российской Федерации может по прову считаться эффективно действующим органом государственной власти. В этом и заключается особое значение прокуратуры в становлении и развитии государственности нашей страны.

Библиографический список:

1. Савюк Л.К. Правоохранительные органы. – М.: Юристъ, 2005.
2. Гаврилов Б.Я. Современная уголовная политика России. Цифры и факты. – М: Проспект, ТК Велби, 2008. – С. 142.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх