Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: Менеджмент
Размещена 18.01.2017. Последняя правка: 23.01.2017.

Теоретические аспекты понятия экономики знаний

Никишина Анастасия Юрьевна

-

Южный Федеральный Университет

Магистрант

Новицкий В.В., студент, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет; Корсакова Т.В., доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра Менеджмента и Инновационных технологий, Южный федеральный университет, Россия


Аннотация:
В данной статье анализируется история термина «экономика знаний», исследуется влияние экономики знаний на функционирование экономик различных государств, а также даётся анализ взаимосвязи понятий «экономика знаний» и «общество знаний.


Abstract:
This article analyzes the history of the term "knowledge economy", examines the impact of knowledge economy on the functioning of the economies of various countries, as well as the analysis of the relationship is given by the concepts of "knowledge economy" and "knowledge society.


Ключевые слова:
управление знаниями; экономика знаний; экономика; знания; управление; организация; предприятие.

Keywords:
knowledge management; knowledge economy; economy; knowledge; control; organization; company.


УДК 338.24.01

Введение. Множество экспертов описывает современную экономику с позиции информационного развития. Причём нет чётких пределов между этапами возникновения и развития социально-экономических систем в границах информационного общества, как и нет пределов между индустриальной и информационной эпохами. Понятие «Экономика знаний» было введено в научный оборот учёным из США Фрицем Махлупом и описано в работе «Производство и распространение знаний в США», которая вышла в 1962 году и была переведена на русский язык спустя 4 года. На сегодняшний день этот термин используют для выявления типа экономики, где знания играют определяющую роль, а создание знаний – это источник роста.

Актуальность. Проблематика данной работы является весьма актуальной, поскольку современное общество уже по праву признано основанным на знаниях, а современная экономика считается «экономикой знаний», поэтому анализ управления знаниями на предприятиях и в организациях является необходимым для ведения рационального менеджмента, к тому же правильное функционирование системы управления знаниями в компании способствует повышению эффективности её работы.

Цели и задачи. К цели данной работы относится исследование теоретических аспектов, касаемых термина «экономика знаний». Задачами этой статьи являются: рассмотрение истории термина «экономика знаний», выявление учёных, которые ввели в обиход данное понятие, анализ влияния экономики знания на глобальную экономику и некоторые национальные экономики, исследование взаимосвязей между понятиями «экономика знаний» и «общество знаний.

Научная новизна данной статьи заключена в том, что рассматриваемая в данной работе проблема является относительно новой в современных научных исследованиях и требует тщательного анализа всевозможных теоретических аспектов темы «экономика знаний».

Фриц Махлуп предположил, что самая значимая отрасль современной экономики – это образование, многогранность которого можно наблюдать в его связях с производственной, научной, трудовой и информационной сферами [4]. Термины «экономика знаний» и «экономика, основанная на знаниях» стали означать такой тип экономики, где знания занимают решающую позицию. В таком значении термины были популяризированы, а не изобретены П. Друкером. Использование знаний для производства экономических благ стало ключевым моментом одной из глав его работы «Эпоха разрыва», написанной в 1968 году. В скором времени концепция «экономики знаний» стала известной, и её начали употреблять тогда, когда хотели обозначить новую стадию в развитии экономики, а также для того, чтобы определить, как множество высокотехнологичных предприятий, в частности, которые производят программное обеспечение, телекоммуникации и виртуальные услуги, и образовательных учреждений могло бы вполне реально способствовать ускорению динамики национальной экономики. На данный момент данная концепция расширилась и вышла намного дальше тех логических границ и того понимания, которые изначально представлял Друкер [5]. Расширенное понимание этой концепции стало связывать «экономику знаний» не с информационно-коммуникационными средствами или потоками результатов инновационной деятельности, а со всеми вопросами, связанными с информацией, знаниями, данными и их управлением. Возникает реальное общество знаний. Параллельно происходит изменение интерпретации экономики знаний в зависимости от направлений деятельности экономики и вопросов, которые требуют решения. Для каждой страны, прежде чем претворять в жизнь концепцию экономики знаний, необходима предварительная концептуальная разработка и развитие теоретической системы о строении данной экономики, её организационно-управленческой структуре и специфике влияния на различные сферы жизнедеятельности.

То, что экономическое развитие человека и знаний выдвигается на передний план, говорит о происхождении бесповоротного изменения факторов развития [5]. Труд, капитал и природные ресурсы сменяют информация, знания и потенциал человека. Сейчас рыночную стоимость товаров и услуг в развитых экономических системах складывают, по большей мере, из ресурса знаний. Причём необходимо, чтобы о теории экономики знаний общество было осведомлено. Важно прийти к массовому осознанию того, что экономика знаний не принадлежит только «науке знания», что лишь понимание и овладение всеми формами знаний будет способствовать росту экономики и созданию новых рабочих мест. Нынешняя экономика имела своё развитие на протяжении многих десятилетий, преимущественно, в направлении от «аграрной экономики» к «идейной экономике», известной как «экономика знаний».  В литературных источниках авторы часто обращают внимание на то, что существуют весомые различия между знаниями и традиционными ресурсами. Знания определяют в качестве общественного блага, поскольку они не уменьшаются по мере их использования, потребляются независимо от пространства, могут существовать одновременно в нескольких местах, ежедневно увеличиваются и при этом растут в цене именно потому, что находятся в изобилии, а не потому, что их не хватает.

Перетекание от «экономики производства» к «экономике знания» поспособствует стабилизации национальной и глобальной образовательной системы, так как она даёт учащимся необходимые знания и готовит их для широкого спектра рабочих мест [4]. Развитие образовательной системы в условиях экономики знаний превращается в один из ключевых факторов, который способствует росту экономики.

Некоторые страны прямо начинают специализироваться на экспорте образования. Например, в Австралии, чтобы получить высшее образование достойного уровня, нужно заплатить вдвое меньше, чем аналогичное образование в США.  И поскольку данное образование – на английском языке, профессоры Австралии имеют доступ и к достижениям США, и к достижениям Европы, то Австралия – единственное место для получения образования для азиатского общества. Также можно привести в пример Нидерланды, где функционирует около тридцати крупных ВУЗов на страну, в которой 12 миллионов населения. Большей частью студентов являются иностранные граждане, образовательный уровень там достаточно высокий, треть университетов имеет весьма высокий международный статус. Это существенный вклад в развитие государственной экономики [3].

Экономика знаний определяется как постиндустриальная экономика, в которой жизненные циклы товаров и услуг всё больше сокращены. Руководство организаций, которые производят товары и услуги с малой долей добавленной стоимости, будут ухудшать своё положение до тех пор, пока они не начнут создание и внедрение беспрецедентных инноваций. Нынешняя экономика находится на третьем этапе роста экономики знания (ЭЗ), где она трансформируется в особенный способ производства с определёнными экономическими отношениями [2].

Этапы становления экономики знаний 

Этап

Характеристика

Особенности

Этап I — 1969–1993 гг.

Первичный этап ЭЗ, характеризующийся внедрением в общество компьютерных сетей с определённой инфраструктурой

Компьютерами пользовались, в основном, как автономными системами, а ПО требовало специальных выделенных машин

Этап II — 1994-2001 гг.

Отличается созданием начального популярного графического браузера

Трансформация бизнес-процессов, создание электронной коммерции и электронного бизнеса

Этап III — 2002 – по настоящее время

Внедрение Интернета в массы, создание точки «P2P» связи.

Веб-интерфейс развивается, он становится более простым в использовании, а широкополосное принятие информации ускоряет её передачу

Как показывает таблица, этап-I отличается возникновением компьютерной сети с необходимой инфраструктурой, он, как первичный этап, включает пока ещё не видимую технологию для бизнеса, государства и общества. Компьютерами пользуются, по большей мере, тогда, когда необходимо работать в качестве автономных систем, которые ещё не были подключены к другим компьютерам. Программному обеспечению требовались специально выделенные машины, однако, распределённые вычисления уже находят другой подход, подчёркивающий сети и распространение программно-аппаратного обеспечения.

На этапе-II Интернет и Java начинают входить в массовое использование в 1994 году, когда вышел Mosaic и первый популярный графический браузер под названием Netscape. К нему был свободный доступ, что позволяло всем пользователям просматривать графику и текстовую информацию. Далее были созданы World Wide Web и обширная коллекция HTML-документов. Во время данного этапа браузер стал по сути интерфейсом для корпоративных систем. До этого клиенты должны были иметь специальное ПО для доступа к компьютерным данным. Этап-III ознаменовался появлением точки «P2P» связи. Интернет всё больше распространяется по всему глобальному сообществу. Люди не мыслят без него своей жизни. Интерфейс прост в использовании, а широкополосное принятие данных ускоряет процесс её передачи.

Анализ зарубежных и отечественных учёных в области экономики знаний, постиндустриальной экономики и информационной экономики представляет собой не абсолютно экономический анализ, а больше пограничное исследование, в котором общество нового типа, организация, технологии и управление являются неразрывно связанными понятиями, которые обладают взаимообусловленными признаками.

Развитие экономики и общества знания является единым процессом, сложно разделять анализ экономики и анализ общества, так как экономика во многом характеризуется качественными параметрами. Однако знания считаются симбиозом количественных и качественных характеристик, и трудно понять, что является преобладающим. Знания меняют экономику, технологии, людей и общество, в целом. Непосредственно знания количественно просчитать нельзя, для этого пользуются косвенными оценками. Например, 80% Валового национального продукта развитых стран составляют знания. Это означает, что вес товаров и услуг, которые произведены в сфере высоких технологий и информации, в общем объёме производства равен 80%. Знания измеряют и рыночной стоимостью решений, которые получают с их помощью [1].

Зачастую термин «экономика знания» используют в качестве синонима инновационной экономики. Но экономика знания может пониматься лишь в качестве высшего этапа развития инновационной экономики. Она фундамент и база общества знаний и информационного общества. Ключевым фактором в формировании и развитии экономики знания определяется человеческий капитал. Особенность развития такой экономики заключается в совершенствовании человеческого капитала, в совершенствовании качества жизни, в создании знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. С точки зрения социологии, это считается ежедневной революцией технологий, характерной для самый развитых стран мира, где создание знаний и высоких технологий является основным источником экономического роста.

Важно отметить, что слово «знание» – зависимое и определяющее сущность термина «экономика знаний», так что данный тип экономики, в основном, связывают с производством и хозяйственным распределением новых знаний [3]. Новое знание, которое представлено в различных формах, становится предметом купли-продажи, в т.ч. в формах, которые ещё нельзя назвать инновационными. К примеру, на глобальном уровне имеет своё развитие торговля идеями, эффективно работают ярмарки и биржи идей. Потребность в разделении понятий инновационной экономики и экономики знаний выявил академик Данилевич Я.Б., делая акцент на том, что ключевым фактором для экономики, которая основана на знаниях, считается понимание знания в роли прямого объекта – товара – и его дальнейшее продвижение на рынке, т.е. включение в рынок науки и учёных. В этом он заключает её отличие от экономики, которая основана на инновациях.

Business dictionary определяет ЭЗ так: это экономика, которая основана на оценке и торговле знаниями. Также в словаре отмечается, что в ЭЗ всё менее являются важными затраты на рабочую силу и такие экономические понятия, как недостаток в ресурсах и эффект масштаба. Примечательно, что в ЭЗ особое внимание уделяют использованию знаний в процессе производства экономических выгод. В Glossary of statistical terms определяется, что термин экономики знаний придумали для того, чтобы описывать тенденции в странах с развитой экономикой. Elearnspace раскрывает это понятие концептуальным образом, подчеркивая, что в более широком смысле ЭЗ понимают в качестве процесса, где компания объединяет мощные компьютеры и образованные субъекты для того, чтобы создавать богатство, и данная комбинация является новым явлением в глобальной истории, так как компании в экономике знаний ведёт конкуренцию за счёт способностей пользоваться научнотехнической и творческой базой, знанием и сетью [4].

В научных источниках можно найти немалое число толкований экономики знаний. ЭЗ можно охарактеризовать как превращение процесса создания и распространения новых знаний в фундамент создания ценностей экономики [2].

Результаты. Есть мнение, что ЭЗ – это более всеобъемлющее понятие, нежели информационная экономика, поскольку экономика знаний является отражением не только процессов, происходящих в отдельных сферах, но и экономики в целом. Параллельно с созданием параметров ЭК возникла концепция «общества знаний», которая показывает, что знания не только катализируют экономический рост, но и способствуют протеканию структурных изменений в обществе. Следует отметить, что эти две трактовки дополняют друг друга, поскольку, с одной стороны, знаниям присуща информационная природа, а, с другой стороны, любые данные базируются на существующих знаниях и навыках, что подтверждает фазы развития информационного обмена.

В некоторых странах лидеры приняли специальные программы, которые направлены на формирование ЭЗ. Например, в Австралии в 2000 году Правительство подготовило специальный доклад «Открывая будущее», который даёт правительственным органам и бизнес-компаниям рекомендательные советы по финансированию инновационных направлений работы. В Китае ЭЗ признали как государственную стратегию. Её сторонники, число которых растёт с каждым днём всё больше и больше, считают, что основой экономики знаний определяется образование.

Заключение. На современном этапе развития общества движущей силе экономики – конкуренции – присуща её неотделимость от знаний. Во многих странах на данный момент постоянно организовываются общенациональные саммиты по данной проблеме. Экономика знаний, которая возникла на рубеже 20 и 21 веков, особенна рождением новых фундаментальных проблем, категорий, критериев уровней социально-экономического прогресса и иерархии в глобальном позиционировании национальных экономик.

Библиографический список:

1. Бушуев А.В., Леженина Л.А. Информационный капитал в экономике знаний // Интернет-журнал Науковедение. 2012. – №4 (13)
2. Гоженко К. Н. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики // Terra Economicus. 2012. – №1-2 (Том 10)
3. Лаврова Н.А. Ресурсы формирования экономики знаний // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. – №5 (44)
4. Макаров В. В., Блатова Т. А. Информационно-коммуникационные технологии как индикатор развития экономики знаний // Российский гуманитарный журнал. 2014. – №4 (Том 3)
5. Тюкавкин И.Н. Экономика знаний // Вестник Самарского государственного университета. 2014. – №6 (117).




Рецензии:

18.01.2017, 11:50 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: "ЭК можно охарактеризовать как превращение процесса создания и распространения новых знаний в фундамент создания ценностей экономики [2]". Что такое ЭК поясните. Если это опечатка исправьте. После прояснения или исправления этого термина рекомендую статью к публикации. Замечание, не влияющее на рецензию, касательно табл. "Этапы становления экономики знаний", она больше похоже на развитие доступности знаний посредством электронных коммуникаций, хотя это возможно такое видение авторов статьи.

18.01.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Никишина Анастасия Юрьевна:
Прошу прощения, это опечатка!Уже исправлено.Спасибо большое за рецензию!

18.01.2017, 17:36 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия:  Статья рекомендуется к публикации.

22.01.2017, 14:27 Феофанов Александр Николаевич
Рецензия: Теоретические аспекты понятия экономики знаний Автор начинает с истории возникновения понятия «экономика знаний», но не упоминает об отечественных ученых и не говорит о состоянии вопроса в нашей стране. Исправить опечатку в основном тексте, 4-ом абзаце «Например, в Австралии, чтобы получить высшее образовательно достойного уровня, нужно заплатить вдвое меньше, чем аналогичное образование в США.». Что подразумевает автор под словосочетанием «массовое сознание»? Может имеется в виду массовое использование? Второй абзац после таблицы «Интернет и Java начинают входить в массовое сознание…». Интернет и Java – это технологии(инструмент), которые человек использует, если заложен другой смысл – поясните. Доработать. Д.т.н., проф. МГТУ "СТАНКИН" Феофанов А.Н.
23.01.2017 23:23 Ответ на рецензию автора Никишина Анастасия Юрьевна:
Уважаемый Александр Николаевич, в данной работе я совместно с соавторами решили рассмотреть историю "экономики знаний" с зарубежной точки зрения, отечественная история, касающаяся данного вопроса, будет проанализирована в моих последующих работах по этой теме, все опечатки исправлены согласно вашим замечания, спасибо за рецензию!



Комментарии пользователей:

18.01.2017, 17:47 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Чем отличаются знания от информации? Чем отличаются знания от компетентностей? Вот Абдеев Р. Ф. пишет, что современная экономика это экономика где главным товаром является информация и это достаточно понятно почему так. Но что такое знания, в статье о теоретических аспектах экономики знаний, почему-то нет. Ну дайте Вы базовые определения, ну хотя бы операциональные - свои. Ну этого же нет, что называется будьте любезны понимайте знания как хотите. И научрук - доктор наук.


Оставить комментарий


 
 

Вверх