Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 21.01.2017. Последняя правка: 02.02.2017.
Просмотров - 8169

Особенности функционирования финансовых систем Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики

Куделько Ярослава Анатольевна

студентка

Донецкий национальный университет экономики и торговли им.Михаила Туган-Барановского

Институт учета и финансов

Канеева Инара Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского


Аннотация:
В статье представлено состояние финансовых систем ЛНР и ДНР; изучено влияния статуса «непризнанности» на вновь созданные республики; рассмотрены платежные системы непризнанных государств; определена основная задача для развития финансовой системы в условиях изоляции международным сообществом стран.


Abstract:
The article presents the state of the financial systems of the LPR and the DPR; studied the effect of the status of "unrecognized" in the newly established Republic; the payment system unrecognized States; the main task for the development of the financial system in isolation of the international community of Nations.


Ключевые слова:
финансовая система; непризнанность; платежные системы; непризнанные государства.

Keywords:
financial system; recognition; payment system; unrecognized States.


УДК 336:321.01

Введение

Понятие «непризнанность» для государства имеет не только политическое и юридическое толкование, но и рассматривается с экономической стороны, а именно как определённый этап развития национальной экономики, который проходят все страны. 

Под финансовой системой государства мы понимаем закрепленное законодательством устройство денежного обращения, включающее взаимодействие ее элементов. Формирование финансовой системы выступает основополагающим фактором стабильной экономики.

Актуальность: современная политика ДНР и ЛНР в условиях непризнанности направлена на развитие финансовых систем и процессов, связанных с ней, а также дальнейшее закрепление этих систем на законодательном уровне. А именно, проникновение в одну из моделей финансовой и политической систем признаваемых международным сообществом стран, которые имеют с ними исторические и культурные корни для обеспечения экономического роста и региональной безопасности.

Цель: рассмотреть финансовые системы непризнанных государств; определить особенности финансового состояния ДНР и ЛНР; определить задачу для дальнейшего развития финансовых систем в условиях международной изоляции и экономической блокады.

Для того, чтобы проанализировать финансовое состояние ДНР и ЛНР, следует рассмотреть особенности платежных систем непризнанных государств на постсоветском пространстве: Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия. Все они имеют разную степень признанности другими государствами, находятся на разных уровнях государственных институтов, финансовых систем и экономического потенциала, а также региональной безопасности.

Экономика НКР была полностью уничтожена во время Карабахской войны. Однако усилиями местного бизнеса, бизнеса Армении и армянской диаспоры восстанавливают экономическую жизнь республики. На сегодняшний день действует предприятия лесопереработки, изготовления ювелирной продукции, пищевой промышленности, легкой промышленности и др.

Приднестровская Молдавская Республика и Республика Абхазия имели достаточно выраженный план сближения с другими странами, что усиливалось ожиданиями в экономике и политике, а также региональной безопасности. Было замечено активное развитие их финансовых систем и платежных инструментов в отношениях с другими республиками на постсоветском пространстве. После признания Россией независимости Абхазии в августе 2008 года и отмены санкций за 1996г., Минрегион России совместно с правительством Республики Абхазия разработал Комплексный план содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия.

В отличие от других, Приднестровье не имело статуса автономии. Процесс формирования государства совпал во времени с созданием собственной экономической системы. Осуществление реального макроэкономического управления на территории Приднестровья связано с созданием собственной банковской и денежно-кредитной системы, проведением самостоятельной кредитной и валютной политики, формированием фискальной системы и разработкой бюджета. Поэтому экономическая система республики называется «малой открытой экономикой». От состояния внешнего сектора экономики зависят все основные макроэкономические, бюджетные и социальные показатели Приднестровской Республики.

Независимость Южной Осетии от Грузии первой признала Россия в августе 2008 года. Впоследствии примеру РФ последовали Никарагуа, Венесуэла и Науру. На сегодня Южная Осетия постепенно сближается с экономическим пространством РФ, активно развивает финансовые отношения в банковской сфере  с Абхазией, ДНР и ЛНР. Однако, ее «независимость» на практике все еще остается политическим инструментом и используется в международных отношениях.

ЛНР и ДНР заявили о своей независимости в 2014г. после государственного переворота на Украине. Они находятся на самой ранней стадии модернизации своих государственных и финансовых инструментов во время военных действий, разрыва хозяйственных связей и миграции местного населения.

С начала октября 2014 года по март 2015 года – были заложены основы новой финансовой системы республик в условиях непризнанности, включая налоговую и банковскую системы, систему статистического наблюдения, учета государственной собственности, финансовой отчетности субъектов предпринимательской деятельности и т.п. Становление финансовой системы началось непосредственно с образования Министерства Финансов – 16 мая 2014 г в ДНР и 25 ноября 2014г. в ЛНР. В этот период в основном произошла стабилизация деструктивных процессов в экономиках территорий и была преодолена нижняя точка падения.

С весны 2015 по настоящее время, формируются новые платежные системы ЛНР и ДНР, технологически связанные с Южной Осетией, Абхазией и Россией. Наблюдается постепенное сближение с экономическим пространством РФ, Южной Осетии и Абхазии. Созданы Центральный Банк ДНР и Государственный Банк ЛНР, сформирован бюджет, введены мультивалютные финансовые системы, выпускаются платежные карты. Собственной денежной единицы республики не эмитируют, однако официально российский рубль является расчетной единицей. 

На территории республик происходит прием коммунальных платежей; обмен валют (доллар, евро, гривна, российский рубль); все виды бюджетных платежей; внесение и снятие средств со счетов клиентов; открытие текущих счетов юридических и физических лиц; обслуживание бюджетных организаций; денежные переводы по Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике.

Как показывает практика, при заявлении о «независимости» новые государства встраиваются в одну из моделей  финансовой и политической систем признаваемых международным сообществом стран, которые имеют с ними общие национально-культурные или исторические корни, обеспечивающие рост их экономики. При этом финансовая поддержка таких государств требует соответствующих эффективных финансовых институтов и современных платежных систем, что обеспечивает легализацию доходов и роста капитала, сокращение теневого сектора и коррупции. Без функционирования современных платежных систем становится невозможно организовать устойчивое денежное обращение на территории ЛНР и ДНР, поэтому разработка платежной системы является основной задачей для республик. На данном этапе в республиках работает внутригосударственные платежные системы, то есть осуществляются переводы средств исключительно в пределах республик.

Однако, изоляция международных содружеств и экономические блокады усложняет решение данной задачи, так как это не только создание собственных финансовых технологий и инструментов, а и заимствование платежных инструментов у других стран или подключение к их финансовой инфраструктуре.

Решение этой проблемы можно найти в использовании локальных платежных систем на основе альтернативных средств расчетов для обслуживания операций на конкретной территории (поселка, города, района и т.д.). При этом введение АСР является инициативой местного сообщества, которое защищает свои экономические интересы и решает социальные проблемы.

Так же эффективным решением являются кооперации, то есть объединение нескольких участников хозяйственной деятельности в рамках отдельной территории для решения общих социально-значимых задач и проблем. Такая самоорганизация, как показывает практика, достигает максимума в кризисные периоды, при этом особое внимание уделяют потребительским кооперациям. В условиях отсутствия внешних источников заимствования средств создаются кредитные потребительские кооперативы для привлечения займов.

Заключение

Исходя из этого, можно сделать вывод, что на данном этапе развития ДНР и ЛНР финансовая система республики продолжает формироваться, определяя для себя новые пути развития и задачи для повышения эффективности финансовых отношений. Происходит формирование бюджетного плана. Разработаны платёжные и расчётные центры. Наладились финансовые отношения с Абхазией и Южной Осетией. 

Таким образом, состояние финансовых систем ЛНР и ДНР будет зависеть не только от принятых решений органами власти, которые направлены на интеграцию в финансовую и политическую сферу, но и от самого населения, местного самоуправления, предпринимателей в рамках локальных платежных систем, АСР, а так же форм коллективного финансирования.

Библиографический список:

1. Финансовая система Приднестровской Молдавской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=516517 (дата обращения: 27.12.2016).
2. Особенности становления платежных систем непризнанных республик (2015) [Электронный ресурс]. URL: https://riss.ru/analitycs/19522/ (дата обращения: 25.12.2016).
3. В ЛНР внедряют платежные пластиковые карты (2015) [Электронный ресурс]. URL: https://jpgazeta.ru/v-lnr-vnedryayut-platezhnyie-plastikovyie-kartyi/ (дата обращения: 11.01.2017).
4. Экономика Южной Осетии [Электронный ресурс]. URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/Экономика_Южной_Осетии (дата обращения: 05.01.2017).
5. ДНР сегодня. Особенности финансовой системы ДНР (2016) [Электронный ресурс]. URL: https://euroua.com/zona-ato/6521-dnr-segodnya-osobennosti-finansovoj-sistemy-dnr (дата обращения: 11.01.2017).




Рецензии:

4.03.2017, 13:19 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Статью необходимо публиковать обязательно. С уважением Боровский В.Н.

4.03.2017, 16:42 Трокаль Тарас Владимирович
Рецензия: Рецензент : Трокаль Т.В. кандидат исторических наук, Российский Новый Университет (РосНОУ) Статья безусловно рекомендуется к публикации, так как представляет неподдельный интерес. В нынешних условиях постепенного распада многих мировых политических и экономических блоков проблема непризнанных государств выходит на первый план. В статье подчеркнута экономическая и историческая близость ЛНР и ДНР с Россией. Что же касается замечаний других рецензентов по поводу данной статьи, то на мой взгляд, они не совсем обоснованы, поскольку экономическая жизнь упомянутых республик находится в стадии становления, и многие данные макроэкономической статистики на сегодняшний момент просто не представляется возможным проверить и подтвердить.



Комментарии пользователей:

22.01.2017, 9:43 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Хорошо, но мало. Язык очень хороший, очень понятный и не бытовой. Чего тут не хватает - реального анализа экономики этих республик. Не ясно - есть своя валюта или нет. Каковы механизмы финансового обмена с другими странами. Какой уровень производства и потребления. Уровень жизни людей, состояние экспорта и импорта. В общем нет собственно анализа самой экономики. Из статьи не очень понятно созданы в республике собственные платежные системы или используются уже существующие. Пишу комментарий, а не рецензию, ибо не экономист. Но мое мнение - надо все же доработать.


22.01.2017, 10:30 Назаров Равшан Ринатович
Отзыв: Рекомендуется к публикации!


2.02.2017, 10:58 Куделько Ярослава Анатольевна
Отзыв: На сегодня республики ДНР и ЛНР не предоставляют открыто информацию о состоянии экономики. Поэтому полностью проанализировать экономику не возможно на данный момент(отсутствуют данные о производстве и потреблении, состояние экспорта и импорта не известно).


Оставить комментарий


 
 

Вверх