Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №41 (январь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 24.01.2017.
Просмотров - 1905

Проблемы и тенденции осуществления налогового планирования на предприятиях, использующих транспортные средства

Агафонов Данила Сергеевич

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)

студент

Колесников Виктор Викторович, кандидат экономических наук, доцент, Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и госу-дарственной службы при Президенте РФ


Аннотация:
В статье рассматриваются основные способы оптимизации нагрузки по транспортному налогу, определяются проблемы и перспективы развития налогового планирования.


Abstract:
The article is about the main ways to optimize the load on the transportation tax, determined by the problems and prospects of development of tax planning.


Ключевые слова:
налоговое планирование; оптимизация; транспортный налог; налогообложение.

Keywords:
tax planning; optimization; transport tax; tax.


УДК 336.225.66

На современном этапе развития рынка, характеризующимся увеличением плотности и конкуренции, в частном секторе экономики возрастает роль рационального управ­ления хозяйственной деятельностью.

Постоянный рост потребностей государства в пополнении бюджета, дефицитного по окончании 2015 года, стал причиной увеличения налоговой нагрузки на бизнес, выражающейся в введении новых налогов и сборов (например, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн), а также повышении налоговых ставок (рост акцизов на бензин и дизельное топливо).

Цели и задачи написания работы сводятся к выявлению основных способов оптимизации нагрузки по транспортному налогу. Научная новизна исследования обусловлена комплексным подходом к изучению проблем и перспектив развития налогового планирования, а также разработкой практических рекомендаций для предприятий, использующих транспортные средства.

Планирование как функция управле­ния состоит в стремлении заблаговременно учесть все возможные факторы и обстоятельства, которые могут оказать влияние на работу предприятия, с тем, чтобы наилучшим образом обеспечить подходящие условия для функцио­нирования и развития.

Успешный результат осуществления этой задачи во многом зависит от решения вопроса, связанного с поиском легальных путей, позволяющих достигать оптимального уровня налогообложения. Таким образом, становится очевидной необходимость осуществления на предприятии налогового планирования, под которым следует понимать законную деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического управления бизнесом, направленного на выявление возможности налоговой экономии и учета налоговых последствий в деятельности организации.

К процедурам налогового планирования главным образом относятся следующие элементы:

-     сбор и систематизация информации по проблемам налогообложения (мониторинг законодательства о налогах и сборах);

-     текущее налоговое планирование и контроль за своевременным исполнением налоговых обязательств;

-     экспертиза экономических проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства (расчет и оценка последствий внедрения того или иного проекта);

-     разработка и осуществление мероприятий по минимизации отчислений в виде налогов и сборов.

Среди инструментов осуществления налогового планирования наиболее распространено применение:

-    налоговых льгот, прямо предусмотренных законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%);

-    оптимальной формы договорных отношений при реализации продукции через посредников (комиссионеров); [1]

-    управления стоимостью сделок (увеличение покупных и снижение продажных цен по операциям с контрагентами);

-    специальных налоговых режимов, предусмотренных статьей 18 Налогового кодекса РФ, и особых систем налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход); [2]

-    льгот, предусмотренных международными договорами и соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Все вышеперечисленные процедуры и методы, как правило, применяются на предприятии в совокупности, а их разработка носит комплексный характер, составляющий целостную систему стратегического налогового планирования. Таким образом, оптимизация налогообложения призвана максимально уменьшить затраты на общеобязательные платежи и тем самым способствовать сохранению финансовых ресурсов организации. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.

Рассмотрим некоторые способы оптимизации нагрузки по транспортному налогу, актуальные для предприятий, работающих в области грузоперевозок и оптовой торговли, где основными средствами являются грузовые машины. Привлекательность схем планирования конкретно транспортного налога заключается в сравнительно небольшой затратности (в отличие от налога на прибыль или НДС) и меньшем риске с точки зрения негативных последствий при проведении налоговых проверок.

1. В связи с тем, что налоговой базой является характеристика мощности транспортного средства, считается целесообразным проведение переосвидетельствования или переоборудования двигателя в сторону понижения количества лошадиных сил при наличии следующих условий: [3]

-    заявленная производителем мощность имеет «пограничное» значение для определения налоговой ставки;

-    планируется долгосрочное использование транспортного средства;

-    затраты на получение заключения о снижении мощности двигателя окупятся фирме в ближайшие несколько лет.

Так, например, снизив показатель мощности с 270 л.с. до 250 л.с., экономия по транспортному налогу в отношении грузового автомобиля, зарегистрированного в Липецкой области, составит 5 360 рублей за год (примерно 30%). Градация расчета суммы транспортного налога (с выделением «пограничных» значений ставок) представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Расчет транспортного налога для единицы грузовой техники (по ставкам Липецкой области на 2016 год)

 

Налоговая база (мощность двигателя транспортного средства, л.с.)

200

210

220

250

260

270

Налоговая ставка, руб.

40

52

52

52

68

68

Сумма налога, подлежащего уплате, руб.

8 000

10 920

11 440

13 000

17 680

18 360

2. Так как величину транспортного налога устанавливают законодательные органы субъекта федерации, получение налоговой выгоды возможно в результате регистрации транспортного средства в регионе с меньшей налоговой ставкой. Например, разница в сумме налога на грузовую машину с мощностью 250 л.с. может составлять примерно 1 750 рублей (или 13,5%) в Липецкой и Московской областях. Информация по налоговым ставкам, применяемым в некоторых регионах Центрального федерального округа, представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Ставки транспортного налога в некоторых регионах ЦФО

Налоговая ставка, руб.

Налоговая база (мощность двигателя транспортного средства, л.с.)

200

210

220

250

260

270

Рязанская область

40

60

60

60

85

85

Липецкая область

40

52

52

52

68

68

Смоленская область

39

47

47

47

52

52

Московская область

33

45

45

45

58

58

Таким образом, применив две описанные выше процедуры, уже можно сократить нагрузку по транспортному налогу примерно на 36%.

3. Следует учитывать, что действующее налоговое законодательство прямо предусматривает перечень спецсредств, которые не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу (например, тракторы, самоходные комбайны, молоковозы…). При этом транспортные средства должны быть зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и использоваться при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. [4]

4. Применение ставки 0% по транспортному налогу также возможно для отдельных категорий физических лиц (например, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; лиц, признанных инвалидами I-II групп и т.д.). Для того, чтобы воспользоваться данной налоговой выгодой, необходимо соблюдение следующего условия: транспортное средство зарегистрировано на физическое лицо, пользующееся льготами, а организация берет у него машину по договору аренды. [5]

При внедрении на предприятии рассмотренного механизма оптимизации нагрузки по транспортному налогу, важно не забывать об элементарных мерах безопасности, грамотном документальном оформлении, а также учитывать судебную практику региона в отношении отдельных методов налогового планирования.

На сегодняшний день осуществление налогового планирования подвержено ряду негативных факторов, существенно осложняющих процесс принятия управленческих решений хозяйствующим субъектом.

Основная проблема практического характера связана с чрезмерной сложностью построения отечественной налоговой системы, которая выражается в огромном количестве нормативных документов, включая тысячи писем и разъяснений, иногда противоречащих друг другу. [6]

Также, согласно данным опроса международного аудиторско-консалтингового агентства «Ernst & Young Global Limited», 77% участвовавших в исследовании компаний отмечают, что основной проблемой правового регулирования деятельности предприятий являются частые и непредсказуемые изменения российского нормативно-правового поля, которые могут производиться в течение года вне всякой привязки к финансовому и налоговому периоду (что, безусловно, затрудняет возможность средне- и долгосрочного налогового планирования). [7]

Еще одной проблемой, сопряженной с законодательным регулированием, является принятие Приказа ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@, который содержит критерии для оценки хозяйствующим субъектом риска привлечения к ответственности (включая уголовную) при наличии определенных параметров деятельности (например, опережающего темпа роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров/работ/услуг). [8] Таким образом, на предпринимателей ложится дополнительная нагрузка по мониторингу указанных в законе критериев, а у  налоговых органов появляются новые основания для проведения выездной налоговой проверки.

Указанные трудности осуществления налогового планирования стали причиной для формирования особого рынка услуг, предоставляемых аудиторскими, кон­салтинговыми и бухгалтерскими фирмами в области налогового консульти­рования, разработки индивидуальных схем оптимизации и минимиза­ции налогообложения. Вознаграждение за подобные услуги взимается пропорционально воз­можной налоговой экономии и длительности её получения. По мнению ряда экспертов, спрос на налоговое консультирование резко возрастает в условиях экономического кризиса, боль­шую популярность приобретают разработанные под конкретного клиента схемы по защите полученных доходов. Фактически имеет место появле­ние такого направления деятельности как налоговый аудит.

Другим немаловажным фактором, влияющим на направления разви­тия налогового планирования, становится процесс глоба­лизации, стимулирующий стремление субъектов российского предприни­мательства к сотрудничеству с бизнесом иностранных государств, а также размещению капиталов в зарубежных экономиче­ских зонах, более благоприятных для налогообложения.

Развитие планирования и оптимизации налогообложения предприятий на современном этапе можно считать как вынужденную меру, обеспечивающую не получение сверхприбылей, а, скорее, «выживаемость» бизнеса в условиях сокращения экономики РФ. [9] Основные проблемы рассматриваемой области сводятся к всевозрастающей налоговой нагрузке и чрезмерной «зарегулированности» бизнеса.

В целях минимизации нормативного давления на предпринимателей, Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (КСИИ) уже обратился в Правительство с предложением ввести на ближайшие 1-2 года мораторий на разработку и введение в действие любых новых законодательных инициатив, существенно меняющих условия ведения бизнеса на территории РФ. [10] Таким образом, для создания благоприятного инвестиционного климата, а также условий, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства, государству необходимо адаптировать действующее налоговое законодательство, учитывая вышеобозначенные проблемы.

Библиографический список:

1. Деге В.О. Совершенствование налогового планирования в РФ // Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник», [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2014/632/2399 (дата обращения: 01.01.2017)
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г., изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013 г.) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000 г., № 32, ст. 3340
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2016) // «Парламентская газета», N 151-152, 10.08.2000
4. Приказ МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового ко-декса Российской Федерации» // «Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», N 6, 2003
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России (ФНС РФ), [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 01.01.2017)
6. Слепов А.В. Тенденции развития налогового планирования // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. №17-2. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-nalogovogo-planirovaniya (дата об-ращения: 01.01.2017)
7. Международная аудиторско-консалтинговая компания «Ernst & Young Global Limited», [Электронный ресурс] URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-investment-climate-in-russia-2015-rus/$FILE/EY-investment-climate-in-russia-2015-rus.pdf (дата обращения: 01.01.2017)
8. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // «Документы и комментарии», N 12, 13.06.2007
9. Финансовый портал «Investing.com», [Электронный ресурс] URL: http://ru.investing.com/analysis/ (дата обращения: 01.01.2017)
10. Информационное агентство «Интерфакс», [Электронный ресурс] URL: http://www.interfax.ru/business/428913 (дата обращения: 01.01.2017)




Рецензии:

4.03.2017, 16:52 Трокаль Тарас Владимирович
Рецензия: Рецензент : Трокаль Т.В. кандидат исторических наук, Российский Новый Университет (РосНОУ) Статья написана грамотным научным языком, представляет безусловный интерес и рекомендуется к публикации. В статье подчёркнуто, что оптимизация налогообложения способствует действительному сохранению финансовых ресурсов организации.

4.03.2017, 20:57 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Хорошая статья необходимо опубликовать. С уважением Боровский Владимир Наумович



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх