нет
ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко
лаборант, спортивный клуб института
Наговицын Роман Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО
УДК 378.147.88
Введение
Студенты нового поколения – это главный ориентир и резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия нашей страны. В связи с этим необходимо решение проблемы организации физкультурно-спортивного воспитания обучающихся не физкультурно-спортивной направленности в педагогическом вузе с помощью модернизации содержания предмета «Физическая культура» как дисциплины, направленной на поддержание здоровья обучающихся, совершенствования физкультурно-спортивных знаний и модернизации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в вузе [4,5].
Актуальность
Актуальность проблемы реализации физкультурно-спортивного воспитания обучающихся педагогических вузов и физкультурно-спортивной деятельности в вузе обусловлена значимой ролью физкультурно-спортивного воспитания и спорта в развитии современного общества на основе ориентира на особую необходимость активизации физкультурно-спортивной деятельности для формирования здорового и физкультурного образа жизни населения и здорового стиля жизни обучающихся [3].
Исследование опирается на следующие фундаментальные работы: методология и методы современной организации физкультурно-спортивного воспитания в образовательных организациях (Ж.К. Холодов, В.А. Щеголев и др.); работы, посвященные проблемам реорганизации в различных направлениях физкультурно-спортивного воспитания (М. Я. Виленский, Ю. М. Николаев [2] и др.); формирования физкультурно-спортивного воспитания личности и спортизация данной сферы деятельности (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева [1] и др.); исследования влияния спортивной специализации на развитие личностных качеств (А.В. Чесноков, С.М. Гордон, Е.П. Ильин); труды о формировании профессионально-прикладной физической культуры средствами физкультурно-спортивного воспитания и спорта (Л.П. Матвеев, В. М. Наскалов, М.А, Петраков и др.); докторские исследования по ведущим направлениям реализации физкультурно-спортивной деятельности в различных образовательных организациях (С.С. Аганов, В.С. Макеева, Н.Н. Малярчук, Р.С. Наговицын, С.Г. Наговицын, Т.В. Скобликова, Г.М. Соловьев, В.В. Становов, И.С.Сырвачева, М.М. Чубаров, В.Г. Шилько и др.).
Цель исследования: выявить и обосновать модели реализации физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе.
Задачи исследования:
1. На основе анализа направлений физической культуры и методологических подходов смоделировать реализацию физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе.
2. Научно обосновать модельные основы реализации физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе в контексте изучения апробации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся не физкультурно-спортивной направленности.
Научная новизна исследования:
В работе определены модели физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе: здоровье-сберегающая; здоровьеразвивающая; индивидуально-дифференцированная; социально-ориентированнная.
Результаты исследования:
В исследовании выявлены модельные основы реализации физкультурно-спортивного воспитания обучающихся в контексте охвата всех существенных аспектов решаемой проблемы:
1. Здоровье-сберегающая, направленная на поддержание необходимого уровня физкультурно-спортивного развития и здоровья населения через ведение физкультурного образа и стиля жизни и формирования физкультурно-спортивного воспитания личности на основе внедрения информационных технологий. Внимание обучающихся не физкультурно-спортивной направленности в контексте этого направления акцентируется на том, какие личностные качества вырабатываются у обучающихся не физкультурно-спортивной направленности в процессе реализации различных видов физкультурно-спортивной деятельности.
2. Индивидуально-дифференцированная через увеличение общего уровня знаний обучающихся не физкультурно-спортивной направленности педагогического вуза по различным уровням образованности о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом на основе интерактивных технологий. Индивидуально-дифференцированное применение физических упражнений, игр, закаливания в зависимости от состояния физкультурно-спортивного здоровья и физкультурной образованности обучающихся не физкультурно-спортивной направленности требует серьезного врачебного контроля, и в первую очередь правильного и своевременного распределения учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой.
3. Социально-ориентированнная направлена на разностороннее воспитание патриотизма, нравственности и обеспечения преемственности в осуществлении физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения и удовлетворения физкультурных потребностей населения в условиях стремительно меняющейся жизни, увеличением темпов научно-технологического прогресса на всех уровнях современного социума, внедрения новых федеральных государственных стандартов, активизацией социальных перемен, влияющих на обучающихся различных уровней образовательно-воспитательной сферы, которому необходимо адаптироваться к современным изменениям в условиях жизнедеятельности.
4. Здоровьеразвивающая ориентирована на дифференцированное совершенствование процесса развития физических качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, и ловкость) в аспекте разработки физкультурно-спортивного контента, нетрадиционных физкультурно-оздоровительных и спортивных методик, новых видов спорта и физических упражнений, отвечающих современным запросам подрастающего поколения, направленных на гуманизацию и индивидуализацию учебно-оздоровительного процесса с учетом инноваций, творчества, инициативы и интересов подрастающего поколения.
Основными направлениями исследования выступают системный, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный и технологический подходы; реализация гуманистической педагогики и педагогики инновационного и интерактивного обучения; научно и методически обоснованного управления процессом правильной организации процесса физкультурно-спортивного воспитания обучающихся не физкультурно-спортивной направленности педагогического вуза; успешность исследования достигается при соблюдении принципа культуросообразности воздействия, взаимосвязи и взаимообоснованности интеллектуального и деятельностного составляющих физкультурно-спортивной деятельности.
Эффективность исследования будет достигаться при соблюдении следующих педагогических условий: организация физкультурного пространства на основе интеграции четырех взаимодополняющих и взаимосвязанных подпространств: образовательного, внеучебного, медиа и семейного [4; 5].
В исследовании использовались методы теоретического исследования: сбор информации, подбор материала, логико-содержательный анализ физкультурно-спортивной, психолого-педагогической, анатомо-физиологической литературы и электронных ресурсов по проблеме исследования, учебно-методической и методологической литературы по практической реализации методов, форм и элементов содержания физкультурно-спортивного воспитания современных физкультурно-спортивных технологий в обучении; обобщение передового российского и зарубежного физкультурно-спортивного опыта; синтез теоретического и эмпирического материала; методы эмпирического исследования; методы математико-статистической обработки полученных экспериментальных данных [6].
1 этап исследования (2015-2016): исследование организации занятий физической культурой и физкультурно-спортивной деятельности обучающихся не физкультурно-спортивной направленности в педагогических вузах. Разрабатывались, теоретически обосновывались основы обучения физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе через детальное изучение научной литературы, различных методических разработок, систематизацию физкультурно-спортивных исследований в области образовательно-воспитательной сферы и организации физкультурно-спортивного воспитания в педагогических вузах.
2 этап (2016-2017): проводится экспериментальная проверка практической реализации моделей обучения физкультурно-спортивного воспитания на базе педагогических вузов Удмуртской Республики (ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» и Глазовский инженерно-экономический институт). Здоровье-сберегающая модель реализации физкультурно-спортивного воспитания поэтапно внедряется в содержание программы по физической культуре со студентами, имеющими ослабленное здоровье, группы лечебной физической культуры, а также оздоровительные группы спортивного клуба и управления внеучебной и социальной деятельности института «Стретчинг», «Дыхательная гимнастика», «Скандинавская ходьба» и т.д. Здоровьеразвивающая модельная установка внедряется в секции спортивных клубов институтов: «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Тяжелая атлетика», «Настольный теннис», «Фитнес», «Калланетика», «Аэробика», «Стретчинг» и т.д. Индивидуально-дифференцированная модель охватывает реализацию физкультурно-спортивного воспитания на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» со студентами 1, 2 и 3 курсов обучения. Социально-ориентированнная модель реализации физкультурно-спортивного воспитания внедряется на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» со студентами 4 курсов обучения, а именно по модулю «Профессионально-прикладная физическая подготовка», а также в различных спортивных секциях спортивного клуба институтов военно-прикладного характера «Рукопашный бой», «Парапланеризм», «Туризм», «Основы самообороны», «Самбо», «Дзюдо» и т.д. В этот период активно осуществляется сбор отзывов, рецензий, актов внедрения, методических указаний и наработок, замечаний предложений по доработке исследования.
Заключение.
В результате исследовании предложены, апробированы и научно обоснованы модельные основы к организации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся не физкультурно-спортивной направленности педагогического вуза и проведению занятий физкультурно-спортивного воспитания в педагогическом вузе, основанные на разработке модельных характеристик обучения физической культуре.
Результаты исследования создают новую методическую базу по реализации физкультурно-спортивного воспитания обучающихся не физкультурно-спортивной направленности, физкультурного и здорового образа жизни молодежи в условиях распространения информационных технологий и качественно изменяют современные представления в целях:
- своевременного и качественного удовлетворения запросов общества в сфере массовой физкультурно-спортивного воспитания и спорта с учетом потребностей, интересов, мотиваций и ориентированных целевых аудиторий;
- популяризации физкультурного образа и стиля жизни среди различных социальных и возрастных групп населения; организации и подготовки населения к выполнению норм "Готов к труду и обороне";
- мониторинга и самоконтроля за результатами маркетинговой физкультурно-спортивной деятельности.
Результаты научной работы создают базу для модернизации физкультурно-спортивного образовательно-воспитательной сферы в аспектах совершенствования содержания, структуры и мониторинга обязательной учебной дисциплины «Физическая культура».
Рецензии:
11.02.2017, 15:58 Гуляев Андрей Анатольевич
Рецензия: В исследовании отражена проблема реализации физической культуры обучающихся и в целом физкультурно-спортивной деятельности в педагогическом вузе. В работе систематизирован процесс формирования физической культуры студентов по различным моделям: здоровье-сберегающая; здоровье-развивающая; индивидуально-дифференцированная; социально-ориентированная. Результаты исследования имеют практическую значимость. Научная статья соответствует работам такого рода и рекомендуется к печати.
26.02.2017, 18:58 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Тема статьи актуальна и написана научным языком. Вопрос физического развития студентов вуза действительно актуален. По структуре соответствует требованиям и рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
8.02.2017, 14:27 Жарков Александр Валерьевич Отзыв: В статье встретил следующие замечания: Если есть задачи исследования, то должны быть выводы! Построить более логически текст, с четкой последовательностью текста. Расширить литературный обзор и список литературных источников. Не рекомендую статью в печать. Нужно доработать! |