Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №42 (февраль) 2017
Разделы: Спорт
Размещена 01.02.2017. Последняя правка: 31.01.2017.
Просмотров - 3478

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

Чухарева Иветта Владиславовна

Нет

ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко"", г. Глазов

студент 3 курса, кафедра физической культурой и безопасности жизнедеятельности

Наговицын Роман Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО


Аннотация:
В статье изучен теоретический, методический и практический материала по анализу возрастных особенностей при развитии гибкости детей 5-7 лет, а также проведено экспериментальное исследование в части анализа результатов гибкости на занятиях спортивными бальными танцами у участников экспериментальной группы.


Abstract:
The paper studied the theoretical, methodological and practical material for the analysis of age characteristics of flexibility in the development of children of 5-7 years, as well as an experimental study in the analysis of the results of flexibility in class ballroom dancing participants of the experimental group.


Ключевые слова:
бальные танцы; гибкость; дошкольный возраст; спорт.

Keywords:
ballroom dancing; flexibility; pre-school age; sport.


УДК 7.092  

Введение

Спортивные бальные танцы один из юных видов спорта, но при этом очень захватывающий. Каждый ребенок вступивший на этот нелегкий путь мечтает научиться танцевать как те, кто красуется на пьедесталах почета на мировых и российских соревнованиях. Современные спортивные бальные танцы стремительно развиваются.  Поэтому, увеличивается количество  требований, которым спортсмены должны придерживаться.  К  ним относятся не только лёгкость, музыкальность исполнения программы, но и огромного внимания, прежде всего, требует физическая подготовка танцора.

Многие спортсмены, не имея развитых физических качеств, выступают на турнирах, соревнованиях и чемпионатах. В настоящее время достигнуть успехов в спортивных бальных танцах, не имея высокого уровня развития гибкости, силы и специальной выносливости невозможно. Исходя из этого, спортивные бальные танцы признаны одним из видов спорта, который нуждается в разработке положений и программ спортивной тренировки.

Актуальность

Спортивные бальные танцы являются сложно - координационным видом спорта. Главной целью физической подготовки является гарантировать готовность к овладению очень сложными и эстетичными движениями тела и развивать функциональную мощь организма. Все же, исходя из личных наблюдений на турнирах и присутствуя на занятиях других тренеров из разных городов, работающими в различных спортивно-танцевальных коллективах, можно заметить, что комплексному развитию физических качеств до сих пор уделяется недостаточное внимание. Поэтому большинство танцоров имеют сравнительно низкий уровень физической подготовки, что мешает им достигнуть высоких результатов, они не могут в полной мере овладеть свои телом на 100 %.

Степень разработанности проблемы: отдельные аспекты проблемы развития физических качеств на занятиях спортивными бальными танцами представлены в исследованиях современных ученых (Андерсен Б[1], Басова Н.В., Байкова Л.А., А.Г., Бекина С.И.,       Борисова Н., Глазырина Л., Коротков И.М., Кузин В.В., Лазарева А.Г., Лебедева О.Е.,   Мур А., Рубштейн H., Степанов П.В., Сычугова В.А.. Однако целостной методики развития гибкости у детей 5-7 лет на занятиях спортивными бальными танцами на настоящий момент не достаточно разработано.

Цель исследования: комплексное изучение вопросов развития физических качеств (гибкость, сила, специальная выносливость) на занятиях спортивными бальными танцами

Задачи исследования:

1.  Изучить теоретический, методический и практический материала по поставленному вопросу.

2.  Выявить возрастные особенности при развитии гибкости детей 5-7 лет

3.  Обозначить методы развития гибкости

4.  Провести экспериментальное задание в части анализа результатов гибкости у участников экспериментальной группы.

Общая характеристика гибкости и подвижности суставов

Возрастные характерные черты – вот, то что следует принимать во внимание у ребенка 5-7 года с целью результативного формирования гибкости. У ребенка 4-8 года совершается неравномерное окостенение длинных костей. В данном возрасте мы можем отслеживать развитие изгибов позвоночного столба. При неверном формировании появиться поясничный лордоз. Лордоз – изгиб позвоночника, при котором его выпуклость направлена вперед. В связи с этим у ребенка возникает некорректная осанка (при ходьбе выставляется живот вперёд). Верные специфические упражнения предотвращают искривление позвоночника. При развитии детей частота дыхания уменьшается, и нарастает глубина дыхания, то что способствует улучшению лёгочной вентиляции. Масса мозга в этом возрасте практически сходится с весом мозга зрелого человека и растет примерно до1400 граммов. Активно формируется и сознание детей. Меняются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Процесс торможения стает наиболее мощным, но по-прежнему доминирует процесс возбуждения.

У 5-7-летних детей еще не оформлены мышцы. Вот отчего имеет место неравномерное формирование отдельных мышечных групп. Этим, у кого сильнее мышцы сгибатели, рационально направить внимание на формирование разгибателей и наоборот.

Существенная интенсивность обменных процессов, неэкономичность мышечных усилий, увеличенный энергорасход имеют все шансы привести к скорому утомлению. По этой причине нагрузки обязаны быть незначительного объёма и нести «дробный» характер, с частыми паузами с целью отдыха. Паузы предпочтительно выполнять в игровой форме, для того чтобы дошкольник немного отвлекся от усердной тренировки и расслабился. Механизмы регулирования сердечнососудистой и дыхательной систем, сейчас не идеальны. Частота пульса увеличивается, в том числе и при умеренной нагрузке, артериальное давление испытывает значительные колебания, дыхание становится учащённым и неглубоким. Однако функциональные возможности ребенка увеличиваются при естественном формировании и постоянных занятиях. К 8-9 годам ребята готовы переносить существенные нагрузки, однако проще адаптируются к упражнениям умеренной интенсивности.

Основные физические качества формируются неравномерно и находятся в зависимости от состояния функциональных систем ребёнка и его двигательного опыта. Характерной чертой данного возраста считается заметный перенос в формировании 1-го физического свойства на иные. Исходя из этого, необходимо увеличивать общую дееспособность спортсменов с помощью различных средств. Так же у ребенка 5-7 лет сложно удерживается внимание, его объём и устойчивость увеличивается со временем и не в полной мере. В ходе обучения следует применять новейшие, красочные и короткие раздражители.

Детки 5-7 лет еще не готовы различить что важно, а то что нет, зачастую фокусируют своё внимание на маловажных вещах. Вот почему в этом возрасте необходимо применять целостный способ обучения, изучать элементарные упражнения, использовать короткие и четкие объяснения. Мышление у ребенка данного возраста формируется от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Ребенок представляет красками, формами, звуками, чувствами вообщем…» писал К.Д. Ушинский, и призывал основываться  этими характерными чертами детского мышления.

Память представляет значимость в развитии ребёнка. Мозг в текущий промежуток обладает большой пластичностью, но учащиеся никак не могут распорядиться собственной памятью и следовать задачам обучения. Больших стараний стоит преподавателям формирование умений у ребенка самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации труда.

Данный возрастной промежуток оказывается бескрайним полем для развития нравственных качеств личности, потому что обучающиеся поддатлевы и многие вещи легко внушаемы им, они склонны к подражанию, многие из них простодушны, а главное – преподаватель для них является авторитетом.

Методы воспитания гибкости в исследовании

Для развития гибкости применяются следующие методы:

1) повторный;

2) игровой;

3) соревновательный;

4) комбинированный.

Экспериментальная часть исследования.

В своем экспериментальном задании я провела анализ развития гибкости на занятиях по спортивным бальным танцам. Контрольный эксперимент проходил на протяжении месяца.

Особыми средствами влияния на гибкость считаются физические упражнения, при исполнении которых амплитуда движения доводится вплоть максимума который определяется индивидуально и  не приводит к повреждениям писал Холодов Ж.К. Подобные упражнения называют - упражнения на растягивание (растяжка). При использовании внешних сил растяжка называется пассивной. Пассивные упражнения на гибкость включают:

- движения, выполняемые с партнёром;

- движения, выполняемые с  отягощение (резиновый эспандер);

- пассивные движения с использованием собственной силы;

- движения выполняемые  на снарядах, где отягощением  является вес собственного тела ( станок, шведская стенка, лавочка и т.д.).

Эксперимент проводился на детях из ТСК «Задоринка» среди  групп возрастом 5-7 лет. В эксперименте были использованы следующие тесты:

1. Оценка  гибкости происходит по общепринятой методике  – Дети стояли на скамейке и тянулись кончиками пальцев к полу. Положительный результат ("+"),то есть кончики пальцев находятся ниже скамейки,  отрицательный результат -  ( "-"), то есть кончики пальцев находятся выше скамейки(таблица 1). Измерения были проведены в начале месяца и в конце месяца - в контрольной и экперементальной группах. Методические указания: колени должны быть прямые.

2. Кроме того я оценивала угол в тазобедренном суставе - положение "продольный (правый) шпагат". Инструментом я выбрала циркуль, который использовался для измерения  углов. Он прикладывался на измеряемый участок тела и в соответствующем положении проецировался на транспортир. Методические указания: спина должна быть прямой, носочек правой ноги должен смотреть вперед, руки должны находится по обе стороны от ноги.

3. Угол  к горизонту  при наклоне вперед в  положении сидя – В качестве инструмента были выбраны те же инструменты: циркуль и транспортир. Циркуль так же приставляли к измеряемому участку тела ив соответствующем положении подносили к транспортиру. Методические указания: колени прямые, носочки направлены на себя, голова смотрит вперед, учащиеся должны пытаться обхватить стопу руками с внешней стороны и положить подбородок на колени, не сгибая колени.

4. Угол в суставе в поперечном  шпагате – оценивается так же, как и угол в положении «продольный (правый) шпагат». Методические указания: положение тела находится в центральном балансе, колени смотрят вверх, носочки направлены в стороны, спина прямая. (Таблица 1).

Таблица 1. Результаты в начале месяца.(ЭГ)

Испытуемые

Расстояние от кончиков пальце до скамейки при наклоне вперед (см).

Угол  к горизонту при вперед в  положении сидя (град).

в тазобедренном в продольном(правом)  (град)

Угол в суставе в поперечном  шпагате (град)

Б. А.

-10

30

120

140

Д. Е.

+2

20

144

130

И. М.

+5

15

160

171

Ч. М.

 0

25

175

180

М. С.

 0

35

172

175

П. С.

-5

25

162

171

З. П.

+8

10

175

180

Л. Р.

-7

45

150

145

С. А.

-10

40

146

156

К. К.

+3

20

173

165

(КГ)

Испытуемые

Расстояние от кончиков пальце до скамейки при наклоне вперед (см).

Угол  к горизонту при вперед в  положении сидя (град).

в тазобедренном в продольном(правом)  (град)

Угол в суставе в поперечном  шпагате (град)

А. С.

-3

15

120

140

Б. С.

+10

0

175

180

А. П.

-10

34

134

130

Б. Н.

 -2

17

171

176

В.  Д.

 +7

19

172

175

Д. С.

-14

31

135

126

Д.-а С.

+4

27

160

171

Ж. Ф.

-13

43

125

127

М. И.

-7

26

110

118

П. В.

+9

7

180

180

Тестирование проводилось тренером по спортивным бальным танцам, в котором приняли участие занимающиеся 2 младших групп.

По результатам тестирования физических качеств, были сформированы две группы детей: одна – (10 детей) – экспериментальная (ЭГ), вторая – контрольная (КГ), также 10 детей.

Анализ опытно-экспериментальной работы

Анализ полученных данных показал, что после применение данных упражнений в течение месяца у детей улучшились показатели гибкости необходимых для занятий спортивными бальными танцами.

В экспериментальной группе реализовались специально подобранная система 3-х занятий, за место 2.

В конце эксперимента всем детям были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической развитости. (Таблица 2)

Таблица 2. Результаты теста конец месяца.

Испытуемые

Расстояние от кончиков пальце до скамейки при наклоне вперед (см).

Угол  к горизонту при вперед в  положении сидя (град).

в тазобедренном в продольном(правом)  (град)

Угол в суставе в поперечном  шпагате (град)

Б. А.

-5

10

160

171

Д. Е.

+6

16

155

159

И. М.

+8

7

172

180

Ч. М.

+5

13

180

180

М. С.

+3

21

177

180

П. С.

-1

15

175

180

З. П.

+11

0

180

185

Л. Р.

-3

29

156

151

С. А.

-4

27

154

160

К. К.

+9

15

180

173

(КГ)

Испытуемые

Расстояние от кончиков пальце до скамейки при наклоне вперед (см).

Угол  к горизонту при вперед в  положении сидя (град).

в тазобедренном в продольном(правом)  (град)

Угол в суставе в поперечном  шпагате (град)

А. С.

-3

18

120

147

Б. С.

+13

0

175

180

А. П.

-13

34

138

130

Б. Н.

 -5

20

169

176

В.  Д.

 +7

19

170

175

Д. С.

-14

31

135

128

Д.-а С.

+6

23

160

168

Ж. Ф.

-13

47

130

127

М. И.

-7

30

115

118

П. В.

+7

5

180

180

Заключение.

Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно помогает воспитать здоровый дух, способствует в достижении успехов, помогает быть физически подготовленным к трудностям жизни. Физически развитые и правильно воспитанные дошкольники становятся основой здорового общества.

В рамках своего исследования  я проанализировала результаты занятий по спортивным бальным танцам в разрезе результатов развития гибкости. Все полученные мною результаты обработаны с учетом данных математической статистики и представлены в виде таблиц для более четкого визуального восприятия.

Также следует отметить, что тренерам не стоит выделять только такие физические качества как: координация, выносливость, быстрота, ловкость, сила. И уповать на артистические и техническое мастерство - этого не может быть без определенной базы в которую входит гибкость. Она является важнейшим физическим качеством в современных спортивных бальных танцах. Мастерство спортсмена зависит от синтеза всех этих качеств и исключать какой-то элемент, значит заведомо вписать себя в число проигравших.

Библиографический список:

1. Андерсен Б., Растяжка для каждого.- Минск: Папурри, 2002 – 224 с.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов: Экспресс, 2000. – 864 с.
3. Бекина С.И. Музыка и движение. - М.: Центр-экспресс, 2003. – 851 с.
4. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. - М.: Просвещение, 1979. – 151 с.




Рецензии:

21.02.2017, 12:30 Гуляев Андрей Анатольевич
Рецензия: Исследование И.В. Чухаревой посвящено решению проблемы повышения физического развития детей на основе реализации занятий спортивными бальными танцами. Авторы в работе детально показали проведение экспериментальной части исследования через анализ развития гибкости у участников экспериментальной группы. Исследователи предложили авторские методические рекомендации по важности развития у детей старшего дошкольного возраста такого физического качества как гибкость. Статья соответствует научным работам такого рода и рекомендуется к печати в журнале.

06.03.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Чухарева Иветта Владиславовна:
Большое спасибо, Андрей Анатольевич, за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх