Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №42 (февраль) 2017
Разделы: Физическая культура
Размещена 09.02.2017.

Специальный курс по выбору «Документационные аспекты проектирования образовательной программы по физической культуре» для студентов выпускного курса

Баженова Анна Сергеевна

нет

ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко

лаборант, спортивный клуб института

Наговицын Роман Сергеевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО


Аннотация:
Была научно обоснована необходимость введения специального дополнительного курса по выбору «Документационные аспекты проектирования образовательной программы по физической культуре» для студентов выпускного курса. Изучение данного курса способствует повышению уровня подготовки к предстоящей трудовой деятельности и формированию положительного отношения к ведению документации.


Abstract:
It was scientifically proved the necessity of introducing special additional optional course "Documentary aspects of the design of the educational program of physical culture" for graduate students. Studying this course contributes to the level of preparation for the forthcoming work and a positive attitude to record-keeping.


Ключевые слова:
планирование; характеристика; ФГОС; календарно-тематическое планирование; годовой план-график; пояснительная записка; четвертное планирование; рабочая программа внеурочной деятельности.

Keywords:
planning; characterization; GEF calendar-thematic planning; annual plan-timetable; explanatory note; quarter-planning; the work program of extracurricular activities.


УДК 378.147.88

Введение

В современном обществе все чаще поднимается вопрос о том, что не хватает новых педагогических кадров, студенты, закончившие педагогические высшие учебные заведения не идут работать в школы, в том числе и студенты, обучающиеся по профилю «Физическая культура».  Изучив данную проблему, стали ясны причины этого явления: большинство студентов ответили, что не хотят идти работать в школу, потому что там нужно заполнять много документов. Особая функция учителей физической культуры состоит в том, что имеется необходимость в проектировании (планировании) уроков, сюда входят: подбор учебного материала и распределение его на определенные промежутки времени, составление конспектов урока[2]. На этой основе было изучено множество рабочих программ различных педагогических вузов, и стало ясно, что документационному обеспечению образовательного процесса уделяется мало времени, студенты имеют общие знания и плохую подготовку.

Цель исследования: разработать и экспериментально доказать необходимость курса по выбору «Документационные аспекты проектирования образовательной программы по физической культуре» для студентов выпускного курса.

Предмет исследования - курс по выбору «Документационные аспекты проектирования образовательной программы по физической культуре».

Объект исследования – процесс совершенствования знаний студентов выпускного курса о документационных аспектах проектирования образовательной программы по физической культуре.

Задачи исследования:

1. Определить методику реализации документационных аспектов проектирования образовательной программы по физической культуре с учетом компетенций в соответствии с ФГОС.

2. Выявить дополнительные курсы по изучению документационных аспектов проектирования образовательной программы по профилю «Физическая культура» в различных педагогических высших учебных заведениях.

3. Методически обосновать и экспериментально проверить эффективность специального курса по выбору для студентов выпускного курса «Документационные аспекты проектирования образовательной программы по физической культуре».

Результаты исследования:

Анализ различной литературы и информационных источников показал, какие документы должен заполнять учитель физической культуры[1]. Ими являются:

1. Календарно – тематическое планирование - это план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучение, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение[3]. Именно календарно – тематическое планирование гарантирует выполнение программ и предохраняет учащихся от перегрузок на учебе[4].

2. Пояснительная записка - это документ, позволяющий получить общие сведения об исследовательском проекте, календарно – тематическом планировании, рабочей программе  и прочей документации. Этот документ необходимо изучать, так как он входит в состав многих документов, которые может заполнять педагог. С помощью пояснительной записки можно получить краткую и обоснованную характеристику о сущности определенного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе.

3. Четвертное планирование составляется на основе годового плана распределения учебного материала, имеет развернутую форму по своему содержанию. Четвертной рабочий план удобен тем, что составляется на небольшой промежуток времени – на учебную четверть. Это позволяет более точно рассчитать выполнение программного материала.

4. Годовой план – график - это наиболее общий документ перспективного планирования, в котором систематизируется основное содержание учебной программы по физической культуре.

5. Поурочное планирование – это способ проведения урока согласно заранее составленному плану по проведению серии уроков. К поурочному планированию относятся планы – конспекты уроков.

6. Рабочая программа внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - это система организованных занятий физическими упражнениями, организуемой и проводимой школой с учащимися во внеурочное время. Рабочая программа внеурочной деятельности имеет схожую структуру с основной рабочей программой по физической культуре.

7. Характеристика – официальный документ, который отражает оценку личностных и деловых качеств личности. Данной документ был включен нами, потому что учитель физической культуры может являться, как и классным руководителем, так и наставником для практиканта. А в данных случаях умение написания характеристики является важным.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» с 2015 по 2017 гг. В эксперименте участвовали две группы, обучающиеся по профилю «Физическая культура», количество респондентов в каждой группе по 20 человек.

На первом этапе (2015 – 2016 гг.) осуществлялся анализ документации учителя физической культуры, первоисточников и электронных ресурсов по проблеме исследования, учебно – методической литературы по организации и планировании документации, создавалась эмпирическая и теоретическая база для формулирования проблемы и предварительных положений исследования.

На втором этапе(2016 - 2017 гг.) разрабатывалась методическая и мониторинговая основа исследуемой проблемы. Нами был создан тест из 30 вопросов, касающихся интересующих документов, который отражает уровень знаний студентов, далее, внедрялась методика совершенствования профессиональной подготовленности студентов, то есть прочитывались разработанные нами лекции. Затем, с помощью диагностических методик осуществлялась проверка эффективности разработанной методики совершенствования подготовленности, проводилась обработка и систематизация полученных результатов, обобщались результаты, подводились итоги исследования.

Заключение

В результате исследования предложена, апробирована и научно обоснована необходимость внедрения специального курса по выбору "Документационные аспекты проектирования образовательной программы по физической культуре" для студентов выпускного курса в педагогических высших учебных заведениях, которая заключается в изучении документационного сопровождения учителя физической культуры в школе.

Результаты исследованния показали существенную значимость введения и изучения данного курса, так как знания студентов выпускного курса по профилю "Физическая культура" о ведении и составлении специальной документации оказались на низком уровне. Экспериментально было доказано, что внедрение специального курса по выбору значительно повышает уровень знаний о документационных аспектах проектирования образовательной программы по физической культуре, что позволяет судить о том, что студенты являются более подготовленными к своей трудовой деятельности и отвечают требованиям профессиональному стандарту педагога.

Библиографический список:

1. Ашмарина, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.- 205 с.
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005.- 54 с.
4. Палагута, Т.А., Салова, Т.Н. Методические рекомендации по составлению и оформлению календарно – тематического плана / Т.А. Палагута, Т.Н. Салова - Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2012. - 7-8 c.
5. Профессиональный стандарт педагога. Режим доступа: http://vps-vrn.hostedu.ru/files/main/2014/01/Профстандарт%20педагога.pdf




Рецензии:

11.02.2017, 8:30 Гуляев Андрей Анатольевич
Рецензия: В исследовании предложена актуальная проблема по наполнению содержания профессиональной подготовки будущих педагогов, а именно предложена и экспериментально обоснована необходимость внедрения специальной дисциплины по выбору «Документационные аспекты проектирования образовательной программы по физической культуре» для студентов выпускного курса. В статье четко определено наполнение данного образовательного курса. Статья соответствует требованиям к таким видам работ. Рекомендуется к печати в журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх