Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Культурология
Размещена 07.03.2017. Последняя правка: 07.03.2017.

ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ УНИКАЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ

Мауль Татьяна Алексеевна

бакалавр

Академия строительства и архитектуры Донского Госуударственного Технического Унивеситета

студент

Клименко И.А., доцент, кандидат философских наук, преподаватель, Академия строительства и архитектуры Донского Государственного Технического Унивеситета, Сагалаев А.В., ст. ассистент Академия строительства и архитектуры Донского Государственного Технического Унивеситета


Аннотация:
В статье рассматривается проблема синтеза внешнего облика города с его внутренним развитием. Освещаются различные подходы к изучению проблемы, изучается российский и зарубежный опыт исследования. Город рассматривается как система визуальных коммуникаций, которая напрямую воздействует на общество и активно влияет на формирование связи «человек – городская среда».


Abstract:
The article discusses the problem of synthesis of the external appearance of the city with its internal development. Highlights different approaches to the study of problems studied by Russian and foreign study experience. The city is considered as a system of visual communication that directly affects society and actively influence the formation of communication "people ЁC the urban environment".


Ключевые слова:
дизайн; бренд; видеология; визуальная экология; коммуникации; универсальный дизайн; технологии.

Keywords:
design, brand, videologia, visual ecology, communication, universal design, and technology.


УДК 769.91

Введение

С началом XXI века графический дизайн все больше входит в нашу повседневную жизнь  и затрагивает  самые неожиданные ее области. Все мы привыкли видеть его проявления в рекламе, маркетинге, бизнесе, но что если задуматься о роли дизайна в жизни нашего города?

Если обратится к прямому значению слова, от англ. design означает проектировать, чертить, задумывать. Строго говоря, это деятельность по проектированию эстетических свойств различных изделий (преимущественно промышленных), а также результат этой деятельности. Считается, что в более широком смысле дизайн призван не только к художественному конструированию, но должен участвовать в решении более широких социально-технических проблем функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде, путём рационального построения её визуальных и функциональных свойств [1].

Актуальность.

Дизайн в городской среде это целая система взаимодействующих между собой  компонентов: реклама, вывески, элементы ландшафтного оформления, полиграфическая продукция в контексте города и даже сувенирная продукция. На сегодняшний день дизайн ставит перед собой задачи, связанные не только с решением материальных проблем, но и помогает человеку ощутить насыщенность собственного существования разнообразием возможностей, помогает ощутить обладание собственным богатым воображением. 

Цели, задачи, материалы и методы.

Целью данной работы является анализ облика  г. Ростова-на-Дону в контексте графическо и внедрения в городскую структуру бренд территории в целом. Реализация данной цели осуществляется с помощью решения следующих задач:

- провести анализ научной и учебной литературы по теме «Туристский бренд»;

- изучить различные подходы к идентификации городской среды;

- рассмотреть такие явления как «видеология», «универсальный дизайн», «визуальная экология» и выявить их  необходимость в современном мире;

- предложить рекомендации по продвижению спроектированного туристского бренда.

Методы исследования:

- анализ документов, статистических данных;

- анализ данных периодической печати, учебной литературы, практических пособий. 

Научная новизна.

Новизна данной  работы заключается в новом взгляде на особенности формирования облика города, формирование его уникальности и имиджа.

Дизайн существует для того, чтобы вносить в наш мир уникальность. Он является мощным катализатором эстетической  активности общества, что особенно актуально в городской среде.

Если обратить внимание на улицы города, можно увидеть, как меняются фасады зданий, реконструируются старые памятники архитектуры, воздвигаются новые монументы и все это делается для создания целостной, благоприятной картины города.  Ярким примером может стать недавние изменения затронувшие здание администрации г. Ростова-на-Дону: привычное архитектурное строение в холодных изумрудных оттенках сменило свой облик на благородные терракотовые гаммы, которые смотрятся гораздо гармоничнее в общем контексте улицы Б.Садовая. 

 

Рис. 1. Здание администрации г. Ростова-на-Дону на улице Б. Садовая до реставрации. Источник  «Яндекс. Картинки». 

Переулок Соборный был переквалифицирован в пешеходный сегмент, обустроен лавочками и украшен световыми элементами и стал функционировать как сквер для прогулок. Такие изменения вызвали мощный положительный резонанс среди горожан. 

 

Рис. 2. Переулок Семашко после проведенных работ. Источник  «Яндекс. Картинки». 

Такие меры принимаются местной властью для создания  эстетической целостности и структурированности территории, которая в свою очередь нацелена на привлечение инвесторов, туристов, новых жителей и квалифицированных мигрантов. Проявления визуальной идентификации города, его внешний вид напрямую  связаны с внутренними разногласиями и проблемами. Поэтому его позитивный облик небезразличен как местным властям, так и самим горожанам.

Мы ежедневно сталкиваемся с  проблемами комфортного существования в условиях городской среды. К наиболее значимым можно отнести проблему экологии, которая заключается не только в ухудшении качества почв, воздуха, воды, но и непосредственно окружающая нас среда.

Изучая специфику влияния дизайна на окружающую среду, нельзя не затронуть тему визуальной экологии, которая представляет собой совершенно новую  сферу экологических знаний, которая  изучает принципы создания материальных объектов в соответствии с «нормами зрения». Как известно, люди по восприятию информации делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов. Преобладающей  формой является визуальная система восприятия внешней среды (около 40 % людей), соответственно можно судить о высокой степени значимости визуальной экологии в современном мире, а решением задач в этой области должен заниматься непосредственно дизайнер. Законы композиции, колористики, правило «золотого сечения» и прочие каноны комфортного визуального восприятия окружающей среды должны быть с точностью учтены, ведь городская среда создается, прежде всего, для человека и его комфортного существования в ней.

Обращаясь к истории, стоит сказать, что первой, кто обратил свое внимание на развитие городов, была  Екатерина  II.  Императрица потребовала у Сената реестры городов, на что она столкнулась с проблемой отсутствия таковых. Это и послужило толчком к развитию: был составлен список городов Российской империи, увеличено их количество, а так же было налажено общее благосостояние населенных пунктов.   Городское  законодательство  Екатерины  II  было  сориентировано  на  перспективу  и определяло основные направления развития городской среды того времени. 

В современном мире больше внимания отводится визуальным коммуникациям: указателям, вывескам и, конечно же, рекламе. Все это, безусловно, является неотъемлемой частью создания облика города, поэтому существуют официально закрепленные правила, например Федеральный закон от 03.07.2016 N 281-ФЗ, позволяющие контролировать их внедрение и дальнейшее взаимодействие со средой.

Современный город это непрерывно развивающийся механизм, отражающий проблемы информационного общества. Он претерпевает различные изменения, наблюдает за новейшими открытиями, впитывает в себя актуальные проблемы и их решения – все это в контексте эпохи технологий и коммуникаций зачастую попросту не может  найти внешнего проявления.  Внутренний опыт должен синтезировать с внешним обликом. Именно для этого и существует дизайн, он призван решать такие проблемы и искать самовыражение в контексте различных технологических решений.

Технологии создают для нас свой ритм, свою динамику развития, рождают новые потребности и меняют саму структуру среды обитания. На сегодняшний день, дизайн сосредоточен на выявлении сущности городского пространства, используя для этого цифровую сеть. Главным вопросом остается то, каким образом современная практика дизайна организует техносферу, ту технологическую среду, в которой во многом преобразовываются социально-культурные процессы.

Таким образом,  первостепенной задачей дизайна здесь становится не проектирование городского оборудования, а изучение города в его потенциальном развитии, переосмысление его природы с целью создания новых свойств и характеристик городского пространства,  где доминирующей материей оказывается информация. Воплощение  мобильных и динамических свойства городской среды, поиск их гармоничной связь между информационной и физической составляющей урбанистической структуры – это и является основной задачей дизайна.  Общей целью проектной практики, несомненно, остается оптимизация городского пространства, гармонизация связи «человек – городская среда».

Довольно молодой является тема городской идентификации. Процесс создания собственного бренда территории, наглядно демонстрирует вышеупомянутую связь человека и городской среды.

В 2015 над созданием своего собственного имиджа активно думали не только города, но и регионы. Анализ этого явления помогает выявить актуальность и необходимость развития этого процесса в современном мире. 

 

Рис. 3. Логотип  проекта «Облик городов». Источник  «Яндекс. Картинки».

Московская область решает реализовать не очень масштабный, но амбициозный проект "облик городов", в рамках которого, разрабатываются  бренды городов Подмосковья. Стоит отметить, верный вектор и грамотный подход представления региона через города, а не наоборот. Развитие  территорий в данном направлении набирает все большие обороты. Однако самым успешным и ярким российским проектом по созданию целостного облика территории можно по праву назвать «Сочи -2014 ». Спланированный от А до Я визуальный стиль самого города и близ лежащих территорий (например Роза Хутор), является отличным примером создания целостного, полноценного и позитивного облика города.

Теоретические и практические аспекты создания таких «брендов городов» исследовали многие ученые: Котлер Ф., Асплунда К., Рейна И., Хайдер  Д., представившие свою концепцию, согласно которой в современном мире граждане становятся потребителями, а территории (города, регионы и страны) — товарами. Огромное значение имеют работы Саймона Анхольта, создателю термина «брендинг территорий». Он предлагает освещать уровень развития городской идентификации с точки зрения различных направлений, таких  как: туризм, экспорт, люди, культура, инвестиции, иммиграция. 

 

Рис. 4. Демонстрация бренда «City of Melbourn» на улицах города. Источник  «Яндекс. Картинки».

Обращаясь к зарубежному опыту, хочется отметить программу City of Melbourn, стартовавшую в 2009 году в Мельбурне. Это проект по изменению образа города, который начался со смены логотипа. Первый этап обошёлся организаторам в 240 000 долларов США. Главной целью изменений  было внесение дополнительных деталей в уже сформированный образ города, который носит звание инновационной и творческой столицы Австралии. Город должен был стать ещё и центром международного культурного туризма благодаря 19-ти дополнительным брендам, представляющим Мельбурн во всем многообразии культурного, креативного и стабильно развивающегося города. Результатом подобной программы стал значительный рост доходов мегаполиса, который за два годы вырос на 10% и превысил 55 миллиардов долларов США. За этот же период выросли и доходы от туризма. 

 

Рис.5. Бренд «Totally London» на улицах Великобритании. Источник  «Яндекс. Картинки». 

Столица Великобритании также попала в десятку удачно сменивших имидж городов мира. С 2003 года началось внедрение кампании Totally London в город. Этот проект обошелся в 74 миллиона фунтов стерлингов без учёта средств, затраченных на участие в бренде « Лондон Олимпийский». Изменения были приурочены с целью повышения туристической привлекательности Лондона, обращая внимание  на мультикультурность города. Уже в 2006-ом году внедренный  ребрендинг принес свои результаты: город стал восприниматься не просто как британская столица, а как город-космополит. Нельзя не причислить к достижениям кампании и 11,7 миллиардов фунтов инвестиций, привлечённых в Олимпиаду 2012-го года. 

Изучив различные подходы к идентификации облика города, стоит отметить необходимость присутствия понятия «универсальный дизайн». Это явление представляет собой концепцию создания окружающих условий, которые были бы наиболее пригодны к использованию каждым человеком, независимо от его возраста, пола или способностей. 

Теория универсального дизайна в настоящее время стала актуальной всем мире. Ее востребованность связана с точным  отражением реалий современного общества, где доступность — конечная цель, которая может быть измерена на соответствие нормативным требованиям и стандартам. 

Универсальный дизайн применяется в отношении как продуктов и окружающей среды, так и всех сфер профессиональной деятельности. Требования, предъявляемые к окружающей среде, распространяются на физические и технические объекты, создаваемые людьми.

Заключение, результаты, выводы 

Город существует как целостный живой организм: он активно выполняет свои функции, развивается и взаимодействует с населением. Одним из самых ярких фрагментов такого взаимодействия является период масштабных праздников, таких как Масленица, День победы или Новый год. Массовые праздники сопровождают нас и до сегодняшних дней, приобретая различные видоизменяясь, формы, но суть и значение именно для культурного воспитания граждан не теряет. Как правило, администрация города организует соответствующую атмосферу на всей территории города: световое сопровождение, баннерные растяжки на зданиях и щитах, конкурсы и культурные программы на улицах города. В совокупности, все эти действия помогают подчеркнуть
значимость массовых праздников, сплотить население и поддержать общий дух. Она так же связана с тем, что они объединяют как форма досуга все возрастные категории, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности. 
Массовый праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее сопереживание и настроение участников. И именно здесь как никогда актуален дизайн в своем проявлении. Ведь кто может представить себе празднество без распланированных зон, без специальных украшений, плакатов и баннеров. Дизайн помогает создать особый синтез между городом и населением, помогает раскрыть специфику территории, используя специальные символы и знаки, относящиеся именно к этой местности. 

Любой сквер, площадь, даже лавочка или фонтан, могут  преобразиться и стать частью концепции городского торжества или просто частью жизни города.

Библиографический список:

1. Дизайн / Москаева А. С., Зенкевич Е. П. // Дебитор — Евкалипт. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 8).
2. Техническая эстетика / Соловьёв Ю. Б. // Струнино — Тихорецк. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
3. Дизайн в визуальной среде современного город / Е.Л. Беляева // Техническая эстетика. – 1980. – № 6
4. Дизайн: русская версия / Н.В. Воронов; под ред. Г.В. Вершинина. – Тюмень, 2003
5. Дизайн для реального мира / В. Папанек. – М.: издатель Д. Аронов, 2004
6. О роли элементов дизайна в формировании художественного облика городской среды / С.О. Хан – Магомедов // Техническая эстетика. – 1980. – №6.




Комментарии пользователей:

11.03.2017, 15:30 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Мауль Т.А. содержательно интересная, написана доступно для понимания неспециалистами, имеет исторические и практические подкрепления, достойна публикации. Но желаемы такие предложения. Указать на увлечение в СССР строительством сходных, стандартных зданий, подключение ныне к государственному строительству частно-акционерного и личного. Стоит отметить трудности приукрашивания зданий ранних построек.


Оставить комментарий


 
 

Вверх