Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 14.03.2017. Последняя правка: 13.03.2017.

Понятие межпоколенной преемственности в контексте межпоколенных отношений

Хмельницкая Анна Игоревна

магистрант

Карагандинский государственный университет

кафедра психологии

Амирова Бебисара Аубакировна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Карагандинский государственный университет


Аннотация:
В статье рассматривается понятие межпоколенной преемственности в контексте процесса "усвоения".


Abstract:
The article considers the concept of intergenerational continuity in the context of the "assimilation" process.


Ключевые слова:
семья; преемственность; система; межпоколенная связь.

Keywords:
family; succession; system; intergenerational communication.


УДК 159.9

Введение. На сегодняшний день существует проблема межпоколенных отношений как в семье, так и в обществе в целом. Возрастает продолжительность жизни человека, «старения» населения.

Актуальность. Социальная  неустойчивость в современном мире накладывает отпечаток на взаимоотношения поколений и требует от психологов, социологов и других специалистов  работы по их восстановлению.

Цель: изучение и анализ понятия межпоколенной преемственности.

Задачи:

  • Проанализировать  психологическую и психотерапевтическую литературу, посвященную межпоколеннной тематике.
  • Дать понятие межпоколенной  приеемственности

Научная новизна.

Определены типы межпоколенных связей, существующие  в семье, согласно которым выделены семьи с сохранной преемственностью, с нарушенной преемственностью и семьи с односторонней передачей.

Мы рассматриваем межпоколенное воспроизводство как процесс, который  предполагает  повторение потомками опыта предков. При этом межпоколенное воспроизводство рассматривается в двух направлениях. Во-первых, опыт предков выступает условием личностного развития потомков. Во-вторых, опыт предков как функциональная модель (образец, пример, который моделируется в индивидуальном поведении).

Межпоколенная преемственность - это передача и усвоение потомками опыта предков, при которых собственный опыт потомков не повторяет опыт предшественников, но содержит его наиболее ценные, полезные элементы. Ключевым в понимании феномена «межпоколенной преемственности» является процесс «усвоения». При этом, процесс усвоения опыта предков проходит в несколько этапов:

  • первый этап. Восприятие потомками опыта предков, которое включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому.
  • второй этап. Осмысление опыта предков направлено на раскрытие его смыслового содержания и проникновение в него.
  • третий  этап. Закрепление опыта предков предполагает его воспроизведение в опыте потомков.
  • четвертый. Овладение осмысленным опытом предков предполагает его включение, интеграцию в непосредственный жизненный контекст потомков, в котором он (опыт предков) обретает иные качества.

Говоря о процессе межпоколенной преемственности, нужно особо отметить его осознанность, поскольку данный процесс: включает как передачу предками «переработанного и осмысленного» опыта, так и усвоение опыта потомками, которое также происходит осознанно.

Оценивая характер связи между поколениями в семье, мы рассматриваем в качестве критерия создания типологии семей - сохранение/нарущение межпоколенной преемственности. Выбор данного критерия обусловлен рядом причин. Во-первых, преемственность  является осознанным процессом, и, в силу этого, более доступным для изучения. Во-вторых, именно от осознанности в межпоколенном контексте зависит эффективность функционирования как семьи в целом, так и каждого ее члена в отдельности.

Межпоколенная   преемственность   в    семье    представляет   собой процесс взаимной передачи, усвоения и использования материальных и духовных ценностей, опыта предшествующих и сосуществующих поколений. При этом опыт трактуется в широком значении, как «любые явления и события, которые пережил человек; общее количество знаний». Условием изучения процесса межпоколенной преемственности является рассмотрение ее лишь в ряде наиболее значимых сфер. Мы рассматриваем «преемственность в воспитании», «преемственность семейных ценностей», «сохранность традиций».

Рассмотрим семьи с разными типами преемственности:

Семьи с сохранной преемственностью в качестве решения межпоколенных конфликтов выбирают компромисс. Такие семьи характеризуются «двусторонней» связью между поколениями; учитываются интересы и старшего и младшего поколений. В сложной жизненной ситуации младшие члены семьи пользуются советами старших, но решения принимают самостоятельно.

Семьи с односторонней передачей разрешают конфликтные ситуации между поколениями лишь учитывая интересы и мнения старшего поколения (интересы младшего поколения не рассматриваются).

Семьи с нарушенной преемственностью, решая межпоколенные конфликты, предлагают как самостоятельное решение проблем младшим поколением (не привлекая прародителей), так и решение проблем младшим поколением, при котором интересы старшего поколения не рассматриваются.

Вышесказанное позволяет нам сделать ряд выводов.

 Выводы:

  1. Межпоколенные отношения характеризуются противоречивостью. С одной стороны, в настоящее время наблюдается нарастание конфликтности вплоть до максимального межпоколенного разрыва. С другой - отмечается влияние старших поколений на развитие личности внуков, поддержание стабильности в семье, формирование способности эффективно преодолевать трудности. Межпоколенные отношения обладают высокой ресурсностью, но при этом могут стать источником возникновения неврозов у детей и ослабления адаптивных способностей семьи.
  2. Анализ психологической и психотерапевтической литературы, посвященной межпоколеннной тематике, показал, что личностные проблемы и семейные дисфункции возникают, когда снижается осознанность межпоколенных процессов. И, напротив, даже тяжелые психологические и психосоматические состояния нормализуются в случае «проработки» межпоколенной проблемы.
  3. Рассматривая связь между поколениями в контексте системного подхода, мы понимаем под межпоколленной связью - двусторонний процесс передачи и принятия опыта, как в направлении от предков к потомкам, так и от потомков - предкам. Таким образом, межпоколенная связь включает в себя процессы межпоколенного воспроизводства, межпоколенной преемственности и передачи опыта от младшего поколения к старшему. Осознанностью характеризуется преемственность, поскольку она включает в себя как передачу предками переработанного и осмысленного опыта, так и усвоение опыта потомками, которое также происходит осознанно.
  4. Сохранение преемственности влияет не только на личностные особенности человека, но и на эффективность функционирования семьи в целом. В этой связи в качестве критерия типологии семей с различной межпоколенной связью необходимо использовать сохранность преемственности.

Заключение:

Таким образом, связь между поколениями в семье многоаспектна. Она включает в себя как осознаваемые, так и неосознаваемые составляющие. От сохранения осознанности в межпоколенном контексте во многом зависит успешность функционирования как семьи в целом, так и каждого ее члена в отдельности. Этим обусловлен выбор «межпоколенной преемственности», как осознанного процесса, в качестве критерия создания типологии семей с разным характером связи между поколениями.

Библиографический список:

1. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально политический журнал. - 1995. - №4. - С. 101-109
2. Сапоровская М.В. Теория и практика исследования межпоколенной связи в семейном контексте // Психологические исследования: электрон, научн. журн. - 2009. - №3 - http: www.psvstudy.ru
3. Крюкова Т.Д., Петрова Е.А.. Семейные ресурсы совладающего поведения: значение прародителей и предков // Психология и практика: сб. науч. статей / под ред. Крюковой Т.Л., Хазовой С.А. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - С. 12-22.




Рецензии:

14.03.2017, 18:30 Лазаренко Дмитрий Витальевич
Рецензия: В постановке актуальности нет статистических данных, отсутствуют ссылки на нормативные документы. Первая поставленная задача посвящена анализу психотерапевтической литературы - в результате в библиографическом списке имеем всего 3 источника, из которых ни одного психотерапевтического. В тексте статьи не упоминается ни одной фамилии ученого, занимавшегося проблемой связей между поколениями. Результаты как категория статьи не выделена и не обсуждается. Авторами не проводится переход от анализа понятия "межпоколенная связь" к термину "межпоколенная преемственность". В нескольких словах присутствуют опечатки (лишние буквы в словах), есть нарушения в оформлении списка научных источников, как то - отсутствие точек, наличие лишних пробелов и т.п. Таким образом, статья нуждается в значительной доработке и не рекомендуется к публикации.

24.03.2017, 7:12 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Имеет смысл серьезно поработать над содержанием статьи.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх