Магистрант
Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет
Студент
Чиков Михаил Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет
УДК 338.367
Введение. Бережливое производство - концепция управления, направленная на повышение качества вида деятельности и основанная на сокращении всех существующих видов потерь. Этот процесс опирается на все этапы производственной деятельности – от планирования и производства до реализации продукции.
Философия бережливого производства начинает все сильнее проникать на рынки производства. Об этом говорит не только активность в медиа и повышение активности соответствующих тренингов, но и существующие проекты предприятий по внедрению производственных систем, основанных на концепции бережливого производства.
Актуальность. Бережливое производство - это система управления предприятием, которая может поднять его конкурентоспособность, сократить показатели затрат предприятия, повысить финансовые показатели и вывести предприятие на новый уровень.
Цели и задачи.
Целью данной статьи является описание концепции бережливого производства, а также рассмотреть японскую модель менеджмента как первоисточник концепции бережливого производства, провести анализ возможностей внедрения и функционирования бережливого производства на предприятиях России.
Задачи:
Основная часть. Бережливое производство – концепция организации и управления при которой продукция изготавливается в четком соответствии запросов потребителя. При этом система производства опирается на стремление к сокращению затрат на производство, рабочую силу, материальные и временные реусрсы.
В настоящее время существуют различные подходы относительно к содержанию и роли концепции бережливому производства.
Философия бережливого производства выделяет 7 видов потерь [4]:
Бережливое производство берет свое начало в 1980 годах, когда японские легковые автомобили вышли на рынки США и заняли передовые позиции на рынке автомобилестроения. Специалисты в сфере автомобилестроения США занялись исследованиями причин данного феномена. С этой целью был организован исследовательский проект под названием «Автомобили» при поддержке Технологического Института города Массачусетс. Руководителями проекта были Джеймс Вумек, Дэниел Рус и Дэниел Джонс. В 1985 году проект стал развиваться быстрыми темпами, и значительная часть мирового рынка автомобилестроения была исследована за пять лет [2].
В ходе исследования образовался термин “lean production. Результаты проекта, затраты на который составили более пяти миллионов долларов, были опубликованы в книге «Машина, которая изменила мир», авторами которой являлись Вумек, Рус и Джонс. Авторы заключили, что новая организационная система опирается на систему организации производства японской компании “Toyota”. Все методы и инструменты бережливого производства берут свое начало из производственной системы “Toyota”. Компанию “Toyota” и её производственную систему признано считать первоисточником и эталоном бережливого производства [3].
Вумек и Джонс изложили сущность концепции бережливого производства в пяти принципах:
Тайити Оно заявлял в своих трудах, что производстенная система "Toyota" опирается на 2 принципа: принцип автоматизации и система JIT.
Принцип автономизации или автоматизация с элементом интеллекта. Автономизация подразумевает исключение перепроизводства и предотвращает появление дефектной продукции на производстве.
Принцип «точно вовремя». Гласит о том, что все необходимые для создания продукции детали должны появлятся на производственной линии строго в нужный производственный момент. В результате, предприятие сводит к нулю повяление складских запасов.
Опираясь на концепцию бережливого производства, все действия при производстве следует рассматривать с точки зрения потребителя. Нужно понимать: создает определенное действие ценность для покупателя или нет. Внедрение бережливого производства на производстве способствует удовлетворенности потребителя в большей мере и позволяет использовать меньшее количество ресурсов при создании продукции, при этом создавая ее за более короткий промежуток времени.
Наиболее часто используемые инструменты и методы бережливого производства [1]:
1. Картирование потока создания ценности;
2. Вытягивающее поточное производство;
3. Канбан;
4. Кайдзен - постоянное улучшение;
5. Система 5S - концепция формирования эффективного рабочего места.
6. Система SMED - быстрая переналадка оборудования;
7. Система TPM - общий уход за оборудованием;
8. Система JIT – система «точно вовремя»;
Концепцию бережливого производства в России начали применять в автомобилестроении. После чего инструменты и методы бережливого производства были применены в отраслях непрерывного производства и затем в сфере торговли, услуг, сельском хозяйстве, медицинских учреждениях здравоохранения, военной обороне и государственном аппарате.
При помощи концепции бережливого производства совершенствуют сферы услуг и процесс коммуникации между потребителем и поставщиком, оптимизируют процесс доставки и обслуживания. Для продвижения философии бережливого производства регулярно проводятся международные и региональные конференции. Многие страны имеют государственную поддержку при распространении идей бережливого производства [7]. В текущее время высокой конкуренции и кризиса, предприятия всех стран стремятся использовать лучшие технологии, создавая при этом качественную и недорогую продукцию и услуги, которые будут максимально удовлетворять потребителя.
Одна из самых серьёзных проблем внедрения концепции бережливого производства на предприятиях России – это осознание у людей важности и преимуществ данной концепции [5]. Концепция бережливого производства основывается на том, что работник на предприятии должен выполнять ту работу, которая имеет наибольшее значение в данный период времени. Иными словами, работник должен быть универсальным: сейчас выполнять одну работу, завтра другую. В России большинство людей привержены думать, что если они имеют определенную специальность, то не должны заниматься ничем другим. Они не хотят учиться новому и подстраиваться под предприятие. Поэтому концепция бережливого производства имеет проблемы с применением в России учитывая менталитет людей.
Японский менеджмент от русского отличается тем, что несет в себе факт создания для работников не только материальных, но и моральных стимулов для сохранения таких ценностей, как корпоративный дух, гордость за свои результаты, умение радоваться труду совместных усилий. В основе японского менеджмента лежит человеческий фактор, стремление выстроить гармонию в процессе производственных отношений между работниками, присвоить труду творческий характер.
Японский менеджмент имеет простую систему, не содержит в себе лишних органов управления и не приемлет бюрократической стороны производства. Японская модель управления склонна к простоте и ясности в принятии решений. Основой девиз японского менеджмента: сокращать потери и упрощать производство. Особое значение имеет время смены философии производства. Здесь стоит отметить, что в компании «Toyota» концепция бережливого производства зародилась в момент кризиса и угрозы банкротства компании. Японские компании раньше других столкнулись с необходимостью производить для общества, нацеленно переходя на экономию большинства ресурсов и сокращению времени производства. Так и зародилось бережливое производства в японии [6]. Производство, которое нацелено на сокращение всех возможных потерь при этом производя проудкцию, которая несет в себе максимальную ценность для потребителя.
Заключение. Бережливое производство - концепция менеджмента, основанная на оптимизации бизнес-процессов с максимальной ориентацией на потребителя и с учётом мотивации каждого работника. Бережливое производство составляет основу новой философии менеджмента, является одной из форм нелинейного менеджмента, целями которого являются: минимизация трудозатрат, минимизация сроков создания новой продукции, минимизация издержек производства.
Проанализировав текущую ситуацию в России, можно сделать вывод, что в России уже выявлены реальные успешные попытки внедрения концепции бережливого производства, имеются дальнейшие возможности для внедрения, хотя они достаточно ограничены и имеют барьеры в сознании людей. Японские компании раньше других предприятий других стран столкнулись с необходимостью производить для общества, нацеленного на экономию почти всех видов ресурсов. Отказ от потребительства в том виде, в каком оно существует сейчас в индустриальных странах, становится не только важнейшим фактором их нормально развития, но и условием выживания всего человечества. А это значит, что путь, на который встали японские компании, стратегически абсолютно верен.
Рецензии:
25.03.2017, 13:56 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Статья хорошая, тема экономии ресурсов безусловно важна. Но в названии указано сравнение, как ведущая нить. Одна из целей звучит как "провести анализ возможностей внедрения и функционирования бережливого производства на предприятиях России." А сравнения нет как такового и анализ российской практики производства не проведен. Поэтому после небольшого количества опечаток и несоответствий названия, целей и текста статьи, рекомендую к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий