Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Искусствоведение
Размещена 01.04.2017. Последняя правка: 16.04.2017.

Образ Петра Великого в медальерном искусстве

Короткова Екатерина Павловна

бакалавр художественного образования

ГБОУ ДО ЦВР Приморского района СПб

Педагог дополнительного образования

Аннотация:
В статье рассматриваются памятники медальерного искусства с изображением Петра Великого.


Abstract:
This article covers the issue concering the works of medal arts. There are described medals with the images of Peter the Great on them.


Ключевые слова:
Медальерное искусство; медали; монеты; Петр I.

Keywords:
medal art; medals; coins; Peter I.


УДК 737

Произведения медальерного искусства в допетровской России сильно уступали зарубежным образцам. Но нельзя не заметить, что и у русских монет, медалей были свои традиционные особенности.

Медали и монеты, связанные с Петром I можно условно разделить на четыре группы: созданные по заказу Софьи, во время правления самого Петра I, по желанию иностранных правителей и медальеров, а также медали появившиеся благодаря потомкам царя.

Достаточно оригинальны медали раннего Петровского времени, так называемые “золотые”. Первая медаль на которой появилось изображение Петра I, относится ко времени регентства Софьи. По заведенному обыкновению правительница наградила всех без исключения участников Крымских походов 1687 и 1689 годов. Будущему императору тогда уделили скромное место на реверсе медали, которое он покорно делил со своим старшим братом. Обособленный, более крупный портрет царевны Софьи изображен на аверсе и воспринимается как превалирующий. После того, как власть вырвалась из рук Софьи, многие позволили себе утверждать, что в этих "золотых" было устремление царевны принизить царское достоинство братьев, тем самым определить себя на первое место.

На вышеупомянутых золотых медалях, в изображении Петра I, как и других персонажей мало портретного сходства, изображения полностью подчинены стилю русской парсуны.

Став правителем государства, Петр I озаботился производством “новообразцовых” монет. Допетровская Москва пользовалась серебряными копейками, которые выбивались на заготовках из кусочков расплющенной дротины. Серебряная копейка была единственным номиналом денежного обращения огромной страны, в первые годы правления Петра I, до 1700 года.

Долгожданный механизированный монетный двор открылся к началу 1700 года в Москве и располагался он в одном из помещений Кремля.

В 1701 году под сводами старых зданий Хамовного (ткацкого) двора Кадашевской слободы Замоскворечья открылся второй монетный двор, который назвали Адмиралтейским из-за его подчинения этому учреждению.

Монеты нового образца проектировались задолго до открытия первого монетного двора. Правителя интересовало то, каким он предстанет на монетах. И уже в 1699 году были вырезаны две пары пробных штемпелей. На оттиске первой пары - традиционная парсунная композиция с портретным изображением Петра I в царском платье и шапке Мономаха — прямое подражание стилю Софьиных "золотых".

Автор второй пары, намеренно следуя традициям западной монеты, изобразил царя по-новому. Ранние монеты 1700-х годов, дают нам понять, как нелегко было для русского мастера отрешиться от вековых традиций. Насколько чужд и непривычен был для наших умельцев заимствуемый с Запада тип героизированного портрета с его аксессуарами — лавровым венком, доспехами, пышными складками мантии.

По изображениям на этих штемпелях видно насколько резкие перемены происходили в России. Петр I не желал, чтобы его изображали царем страны застрявшей в средневековье, он хотел поставить себя в один ряд с цивилизованными правителями европейских государств.

Путешествуя по Европе, Петр I неизменно интересовался всем, в том числе и монетными дворами. Реформы монетного дела не заставили себя ждать. В решении технических и художественных вопросов нельзя было обойтись без опыта Западной Европы.

"Великое посольство" — длительное зарубежное путешествие царя и его сподвижников, на которое Европа откликнулась множеством медалей. Молодой русский царь своей активностью, любознательностью, оригинальностью и смелостью, привлекал к себе внимание иностранных граждан.

Зарубежные медальеры охотно воспроизводили эпизоды из жизни русского царя, который тем временем закрепил за собой славу триумфатора. И вот он "царь московитов" в лаврах победителя, с Викторией, предстает на медали в память взятия Азова (1696), исполненной известным амстердамским медальером Яном Боскамом. Даже на кратковременный визит "Великого посольства" в Саксонию, крупнейшая мастерская Христиана Вермута (1661-1739) откликнулась несколькими медалями. Самая внушительная по размерам из них воспроизводит живописный портрет, где Петр I представлен в экзотическом для европейца осыпанном каменьями облачении с отделкой из меха.

Изящные медали той же мастерской, посвященные странствованию русского царя по странам Европы, изображают его на оборотной стороне в виде странствующего Геракла. Такое сопоставление, поначалу казалось случайным комплементом.Но в дальнейшем современники и потомки находили аналогии: подавление стрелецкого мятежа — расправа Геракла с Гидрой; Северная война и государственная эмблема Швеции , возвращает нас к образу Геракла — победителя Немейского льва.

Примечательно то, что Западноевропейские медали, освещавшие события российской истории, чаще выпускались без какой-либо инициативы со стороны русского правительства. Это не случайно, в ходе Северной войны авторитет России заметно возрастал. Также Запад с интересом наблюдал за решительной деятельностью русского царя. Ярким примером признания недюжинной личности русского царя служит медаль 1715 года работы Х. Вермута. Многозначительная надпись, посвященная Петру Великому гласит: “Пока отложив скипетр, подобно мастеровому сам обучается ремеслам, из ничтожества становится величайшим”. Отражающаяся в этом портрете легенда, опережая события, называет Петра I Императором и Отцом отечества - в духе титулатуры Древнего Рима: эти высокие звания Сенат присвоил Петру несколькими годами позже, по случаю  окончания Северной войны.

Позже Петр I не раз посещал Европу с дипломатическими миссиями. Так как слава его с каждым годом росла, художники и медальеры, пользуясь случаем, рисовали портреты с натуры, а готовые произведения насыщали символами Императора- Победителя.

При Петре I Россия менялась стремительно. Перенимая традиции Запада, царь понимал, что престиж государства зависит от многих факторов, но рассказать об успехах можно лишь с помощью искусства. Монеты и медали — это своеобразное средство массовой информации.

Северная война была делом всей жизни Петра I. Победа в затяжной войне также способствовала переменам в самосознании россиян. Россия гордилась cвоим царём, весь мир им восхищался. Уже никто не сомневался, что героизированное изображение правителя оправдано.

С целью пропаганды успехов и укрепления престижа России за рубежом он заказывает серию медалей на события Северной войны, знаменитому немецкому медальеру Филиппу Генриху Мюллеру (1654-1719). При дворах всей Европы существовало мнение, что сделать медаль у Мюллера — признак хорошего тона. Англия, Австрия и Швеция, имевшие прекрасно оснащенные монетные дворы и искусных медальеров, предпочитали поручать Мюллеру наиболее ответственные заказы. Для этой серии медальером были созданы три вида портретов Петра I, все они похожи и имеют незначительные различия. Изображая Петра I, Мюллер уделяет особое внимание атрибутам монарха-воина, победителя: лавровый венок, доспехи, плащ подбитый горностаем застегнут на плече аграфом и весь этот образ обрамляет круговая легенда. Мюллер работал в Германии, куда ему был отправлен гипсовый медальон с профильным изображением Петра I,скорее всего работы С.Гуэна.

Мифологические персонажи в медалях европейских мастеров, часто отождествлялись с российским императором. Мы уже говорили о Геркулесе как символе победы над Швецией. В.Ю. Матвеев заметил, что образ Нептуна, в искусстве петровского времени, олицетворяет персону самого Петра I.

Развитие медальерного искусства в петровское время во многом зависело от инициативы самого царя. После его смерти трон переходил из одних рук в другие, это нанесло заметный урон всем начинаниям первого российского императора. Несмотря на это уже в годы правления Анны Иоанновны, задумались над созданием серии медалей об истории жизни Петра Великого. Но тогда этот замысел не реализовался.

Прямая наследница Петра I, Елизавета поддержала идею создания вышеупомянутой серии. К разработке данного проекта подошли серьёзно. 20 января 1754 года на заседании Академии наук с программой медалической истории России выступил М.В. Ломоносов. Михаил Васильевич сам сочинил три проекта медали: в память рождения Петра, восшествия его на престол и зарождение флота. Осуществление получил лишь проект лицевой стороны последней медали.

Одновременно с Ломоносовым над первыми проектами ретроспективных медалей Петра I работал Я.Я.Штелин. Его разработки на те же темы были осуществлены. Начиная с середины XVIII в. вплоть до своей сметри Штелин пользовался чуть ли не единоличным правом проектирования русских медалей.

Штелин составил перечень недостающих сюжетов. Через некоторое время в Сенат был передан список всех уже имеющихся медалей и тех которые необходимо изготовить для полноты истории жизни Петра Великого. Примечательно, что в статье А.Н. Алексеева, приводятся точные цифры : уже имеющихся было 40, планировалось увеличить до 150 —180.

Также мы можем узнать из воспоминаний Штелина, что он подготовил перечень всех требующихся медалей на события петровского времени, свыше 100 штук, сочинил реверсы первых 20. Именно эти проекты были переданы графу Шувалову и представлены императрице. Но позже они пропали. Штелин создал довольно хорошую копию пропавших рисунков и их описания, но в 1759 они погибли в пожаре.

Первоначальные проекты считались утраченными до настоящего времени. В отделе письменных источников Государственного Исторического музея, среди материалов коллекции П.И. Щукина, находится рукопись под названием “Медали на знатнейшие приключения геройской жизни и достохвального государствования Петра Великаго императора и самодержца всероссийского и прочая, и прочая, и прочая”.

Таким образом, информация Я. Штелина о попытке проектирования серии медалей в царствование императрицы Елизаветы Петровны получила документальное подтверждение.

К трём медалям, созданным по уже упоминавшимся проектам Штелина, позднее добавились ещё две: в память усмирения стрельцов и основания ордена Андрея Первозванного.

Серия Мюллера, пользовавшаяся неизменной популярностью, многократно возрождалась несколькими поколениями русских медальеров. Иванов, работая над лицевым штемпелем серии медалей, создает собственный тип иконографии Петра I. Иванов изображает Петра величественным, уверенным в себе, не стремясь показать его суровым.

Юдин занимался возобновлением изношенных штемпелей выпусков первой половины 18 века, пожалуй, даже больше, чем Иванов. Петр в исполнении Юдина мало чем похож на первоначальный портрет императора работы Мюллера. Юдин создает портрет зрелого правителя, можно предположить,что за основу были взяты поздние петровские медали.

Работая над медалью в память 100-летия Петербурга К. Лебрехт одну из сторон медали посвятил основателю города. Портрет Петра I на аверсе является новой ступенью осмысления образа, к которому многократно обращались медальеры. Это не порывистый юноша медалей Ф. Алексеева, не суровый государь с медали на смерть Петра, не любезный монарх медалей Т. Иванова и С. Юдина. Величественностью облика Петра подчеркнуто значение личности, которую потомки осознали как одно из выдающихся явлений российской истории.

Императорский профиль Петра I многократно повторялся в произведениях медальерного искусства. В 1838 году А. Лялин по рисункам Ф. Толстого вырезал штемпеля для медали в память открытия Петербургского университета в здании XII коллегий, с портретом Петра на реверсе.

Во время правления Николая II неоднократно повторялось изображение двух императоров на одной стороне медали, самого Николая II и Петра I. Чаще всего такая композиция встречается на памятных медалях в честь юбилейных событий Петербурга.

Вот некоторые из них: 1903 год, медаль в память 200-летия Петербурга, А. Васютинский, М. Диллон, Ф. Бухгольц; 1911 год, медаль в память сооружения моста Петра Великого (Охтинского) в Петербурге, Ж. Монтадон; В 1911 году Медаль в память 200-летия Сената, два профиля императоров (Николая II, Петра I ) окружает надпись-двухсотлетие правит сенат.

На медалях этого типа оба императора серьёзны, решительны и даже суровы. За Николаем II изображен Петр I, его голову традиционно венчает лавровый венец.

Современные медальеры воссоздавая портрет Петра I, пользуются опытом прошлых веков, но при этом смело экспериментируют с образом Великого Императора. Так, на одной из медалей посвященных 300-летию Российского флота, Петр I изображен не возвышенным венценосцем, а настоящим морским волком. Голову его покрывает не привычный для нас лавровый венок, а его любимая треуголка.

Идея о создании памятной медали «Небываемое бывает» - 300 лет спустя, появилась неожиданно и принадлежит она заведующему отделом Государственного Эрмитажа«Дворец Меншикова», В.В. Мещерякову.

В канун 300-летия Петербурга Владимир Мещеряков решил изготовить необычные юбилейные почтовые конверты, на которых были бы изображены и царь Петр I, и его друг Александр Меншиков. В монетном дворе Санкт-Петербурга эту идею подхватили, но решили не останавливаться на изображении для конверта и разработали медаль.

Над эскизом работал главный художник Санкт-Петербургского монетного двора Александр Васильевич Бакланов. Также в этой работе принимали активное участие студенты скульптурного факультета Академии художеств имени И.Е.Репина.

На аверсе одной из медалей изображен Петр Великий со своим другом Александром Меншиковым, Это вызвало большой интерес специалистов. Впервые в медальерном искусстве подданный изображен вместе с царствующей особой. Поначалу, даже мысль о возможности изобразить на одной медали и Петра I, и Меншикова вызвала сомнения, дискуссии профессионалов.

Однако найденный компромисс заключался в том, что на аверсе медали изобразили двух исторических деятелей — Всероссийского царя Петра Первого и его близкого друга Александра Меншикова, участвовавших в одной баталии, победивших и прославивших этим свои имена. Эта общая победа позволила появиться медали "Небываемое бывает"-300 лет спустя.

Наверное, интерес к личности Петра I никогда не угаснет. И светлые исторические события, которые так или иначе связаны с его именем, постоянно будут напоминать о роли Петра I в развитии Российского государства.

Библиографический список:

1. Алексеев А.Н. «Медальерная история» Петра Великого в проектах Я. Штелина. — статья в сборнике — Материалы и исследования отдела нумизматики. СПб.,2006.[T.] XXXI. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. — 56-63 с.
2.Балуева Т. Впервые вместе на медалях //Главный нумизматический портал «Золотой червонец» [СПб], 2010. URL: http://gold10.ru/article/15974/ (дата обращения 20.11.2013)
3.Гаврилова Л.М. Русская историческая мысль и медальерное искусство в эпоху Екатерины II – СПб.: «Горный институт им. Г.В. Плеханова",2000.–256 с.
3. Щукина Е.С. Медальерное искусство Западной Европы XV-XVII веков. Краткий путеводитель – Ленинград: Аврора, 1978. — 32 с., ил.
4.Щукина Е.С. Два века русской медали: Медальерное искусство в России 1700-1917 гг. — М.: «ТЕРРА», 2000. — 272 с.
5.Щукина Е.С. Серия медалей Ф.Г. Мюллера на события Северной войны в собрании Эрмитажа. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006. — 144 с.
6.Щукина Е.С. Коллекция русских медалей XVIII века барона Томаса Димсдейла. Возвращение в Россию–М.: Империя, 2010. –152 с.
7.Русская памятная медаль. Медальерное искусство в России. //Проект русская монета , 2014. URL: http://www.russkaya-moneta.ru (дата обращения 13.05.2014)




Комментарии пользователей:

13.04.2017, 15:28 Панкова Екатерина Анатольевна
Отзыв: замечательная статья!


Оставить комментарий


 
 

Вверх