Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Управление и организация
Размещена 31.03.2017. Последняя правка: 31.03.2017.

Зарубежный опыт управления водными ресурсами на сельских территориях и перспектива ее применения в РФ

Мамлеева Кристина Радиевна

ФГБОУ ВО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Студент

Гарифуллина Альбина Фатиховна, кандидат политических наук, доцент, зам. декана по воспитательной работе факультета информационных технологий и управления в ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»


Аннотация:
В статье отражены развития управления водными ресурсами на сельских территориях в США, Канаде, Японии, странах Европы. Приведены положительные стороны зарубежного опыта и предложено применение его в РФ.


Abstract:
The article describes the development of water management in rural areas in the United States, Canada, Japan, Europe. Given the positive foreign experience, and proposed its application in Russia.


Ключевые слова:
водоснабжение; канализация.

Keywords:
water supply; sewerage.


УДК 65

Введение

В большинстве развитых стран управление водными ресурсами на сельских территориях взаимосвязано со всеми видами хозяйственной деятельности. При этом охрана и использование водных ресурсов на сельских территориях является составляющим экологической политики и комплексного планирования, поскольку вода является экологически важным продуктом, источником жизнедеятельности людей, общественным богатством и, наконец, средством функционирования и развития экономики. Усилия, предпринятые за последние 30-40 лет в США, Японии, странах Западной Европы в области управление водными ресурсами на сельских территориях, принесли весьма значительные результаты. Поэтому накопленный в США, Канаде, Японии, странах Европы и других государствах полезный опыт, безусловно, заслуживает пристального внимания [1].

Цель данной статьи – изучить зарубежный опыт управления водными ресурсами на сельских территориях и выявить перспективу ее применения в РФ.

Задачи:

- рассмотреть зарубежный опыт управления водными ресурсами на сельских территориях;

- выявить перспективу применения зарубежного опыта в РФ.

Общая природоохранная политика стран Евросоюза (далее – ЕС) базируется: 1) типичности проблем экологии; 2) обязательности совместно принятых решений; 3) единых мерах по борьбе с загрязнением в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте во всех странах.

В ЕС реализуется переход от отраслевого, покомпонентного принципа ООС к комплексному и от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению. Принцип «платит тот, кто загрязняет» объявлен основным инструментом стимулирования природоохранной деятельности. Тем не менее, государство берет на себя значительную часть расходов промышленных компаний на борьбу с загрязнением. Государство также оказывает финансовую помощь в природоохранных мероприятиях в форме низкопроцентных ссуд, кредитов, премий на природоохранные инвестиции, оплаты экспортных пошлин, финансирует природоохранные исследования, разработки мало и безотходных технологий, строительство и реконструкцию предприятий по переработке отходов, меры по повторному использованию отходов. Широко распространены налоги на загрязнение, особенно на сброс сточных вод и водоподготовку. Агентства водной сферы составляют общую системы водохозяйственной деятельности, привлекая к управлению все население, они взаимодействуют с комитетом соответствующего гидрографического бассейна (водным парламентом) в рамках комплексных программ по использованию вод, к которым относятся: 1) пятилетний план деятельности агентства по водным ресурсам, где определены задачи по восстановлению водных ресурсов и финансовые средства (план рассматривается комитетом гидрографического бассейна); 2) директивные схемы и программы обустройства и управления водными объектами. Агентства по водным ресурсам, играя по сути двойную (экологическую и экономическую) роль по обустройству водных источников, представляют технические и финансовые средства не заказчикам и не подрядчикам, а тем общественным и частным физическим лицам, которые выполняют работы, представляющие общественный интерес. На практике агентства взимают с потребителей следующие виды платежей: 1) за ухудшение качества воды (загрязнение); 2) за водопользование (в т.ч. потребление); 3) за изменение водного режима. [5].

При этом принимается в расчет по отношению к водопользователям стоимость затрат на восстановление водных объектов от загрязнения. Каждое агентство, наряду с различными мерами по воздействию на потребителей, проводит работу по образованию, просвещению и информированию населения о состоянии водных объектов, об их правах и обязанностях в отношении использования вод, охраны и восстановления водных объектов, тем самым мобилизуя общественность на сохранение природных ресурсов и изменение отношения людей к воде.

При этом следует отметить, что роль государства заключается, прежде всего, в регламентации и контроле на всех уровнях деятельности агентств. Декретом Государственного Совета Франции дается определение загрязнений, подлежащих налогообложению или поощрению за их устранение, а также устанавливаются пределы взимания налогов и выплаты вознаграждений.  В Германии провозглашена цель водохозяйственной политики - восстановление и поддержание экологического равновесия национальных водоемов. Такая экологическая политика считается необходимым условием для долговременного и гарантированного снабжения людей хорошей водой.  Германией проведен значительный пересмотр общего законодательства, после чего выведена потребность расширения системы управления в области водной сферы и были предложены поправки в законы. В этих законах акцент делается на превентивные меры и применяется такое понятие, как «загрязнитель платит за ущерб» и правило – «наилучшая доступная технология». [3].

Так же в законе перечислены требования для сбросов (нормы выбросов), которые применимы на всех землян, но существуют и более строгие в случае сточных вод, содержащих токсичные вещества.

В настоящее время все нормы распространяются также на промышленных пользователей коммунальных канализационных систем. Закон о плате за сточные воды требует оплачивать сброс сточных вод пропорционально количеству содержащихся в них загрязнителей.

Особо строгие меры в Германии были введены для защиты ресурсов подземных вод. Любой забор воды рассматривается нарушением баланса подземных вод, которое может привести к местным и региональным изменениям экосистем и к нанесению ущерба таким системам, поэтому лицензии на использование вод выдаются крайне редко. [1].

Так же в законодательстве установлены требования, предъявляемые к трубопроводам для транспортировки и установкам для переработки вредных веществ.

Для реализации национальной политики в области использования и охраны водных ресурсов для речных бассейнов разрабатываются долгосрочные программы, в которых определяются основные направления экологической и технической политики регулирования водными режимами, включая проблемы.

В Японии главным Законом в водной сфере является Закон об охране окружающий среды, который направлен на предупреждение и устранение нарушений качества природных ресурсов. [2].

В этом Законе описаны основы природоохранной деятельности государства:

1) стандарты качества окружающей среды;

2) организация наблюдений и контроля, разработка и реализация государственных программ, научные исследования;

3) бюджетно-финансовая деятельность.

Особенности японского экономического нормирования заключаются в том, что в них заложены следующие критерии и уровни:

1) уровень связи человека с элементами естественной природы;

2) уровень социальной комфортности среды обитания человека и др.

Стандарты Японии для водной сферы (показатели):

1) качества вод и озер, водоемов;

2) показатели качества морской воды;

3) концентраций или запрет на присутствие в водной сфере особо опасных элементов;

4) качество питьевой воды.

В исполнении решений Япония старается возложить основные затраты (до 80 процентов) на местную власть. Для этого широко используются методы экономической стимуляции деятельности организации в водной сфере. [5].

Так, в целях повышения материальной заинтересованности организаций в использовании очистного оборудования в Японии используются государственные финансовые и кредитные корпорации. Кредитование носит целевой и довольно льготный характер: по времени до 20 лет, по процентам - 5...7 % годовых.

Местная администрация устанавливает размер платы за выбросы в среду, за счет компенсационных пособий. Средства, связанные с загрязнением водной среды, делятся по двум фондам. Методы Японии действуют так, чтобы организациям было выгоднее тратиться на очистку воды, нежели оплачивать нарушения стандартом качества водной среды.

Заключение

Таким образом, в статье мною была рассмотрена зарубежная практика управления водными ресурсами на сельских территориях и выявлены перспективы ее применения в РФ.

Библиографический список:

1. Комаров, И.В. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления [Текст] : учебник / И.В. Комаров. -М.: РАГС, 2017 -263 с.
2. Лексин, В.В. Региональные программы в новейшей реформационной [Текст] : учебник / В.В. Лексин. -М.: Норма, 2017 -235 с.
3. Maleva,T.K. RUSSIAN PENSIONS SYSTEM: INERTIA FOR THE SURVIVAL OR STRATEGY OF DEVELOPMENT [Текст] / T.K. Maleva // Economical legal bases of functioning of regions/ - М, 2017-. С.114-116.
4. Syromyatnikova, O.P. The concept of the eco-economic system as a management object [Текст] / O.P. Syromyatnikova // Filial State Volga-Vyatka Academy of State Service. – 2017. – P.1-8
5. Baldock, J.P. Social Policy [Текст] / J.P. Baldock // Oxford University Press. – Oxford, 2015.-С. 18-21.




Рецензии:

4.05.2017, 14:52 Кокуева Жанна Михайловна
Рецензия: Статья нуждается в доработке - не решена вторая заявленная задача - рекомендации по применению зарубежных практик в РФ.

4.05.2017, 15:36 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Зарубежный опыт управления водными ресурсами на сельских территориях и перспектива ее применения в РФ (Мамлеева Кристина Радиевна") НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации: 1)Тема, аннотация, ключевые слова, содержание не представлены в смысловом единстве; 2) Источники не идентифицируются как научные; 3) Заключение, введение и цель также разобщены; 4) научный результат и его научная оценка автором, в сравнении с известным НАУЧНЫМ ЗНАНИЕМ, отсутствует. Автору рекомендуется снять статью, при повторной попытке - предварительно ознакомить с научным руководителем.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх