Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 04.04.2017. Последняя правка: 16.04.2017.

Обучение английскому языку взрослых людей

Серебряникова Марина Анатольевна

кандидат педагогических наук

Российский экономический университет им. Плеханова (Усть-Каменогорский филиал)

доцент

Аннотация:
Статья посвящена обучению английскому языку взрослых людей. В ней рассматриваются особенности обучения английскому языку взрослых. Автор дает рекомендации по изучению английского языка в таком возрасте.


Abstract:
The article is devoted to English language training to adults. It deals with the features of English language teaching of adults. The author gives some recomendations on studying the English language at this age.


Ключевые слова:
обучение английскому языку; формы; методы; средства и способы обучения; взрослый человек.

Keywords:
English language training; forms; methods; means and ways of training; adult.


УДК 372.881.111.1

На сегодняшний день владение английским языком – необходимость, для того чтобы быть успешным в современном мире. Оно является основным требованием при приеме на работу. Взрослые люди должны постоянно повышать свою квалификацию, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда, поскольку конкурентоспособность современного специалиста определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. Владение иностранным языком – необходимое условие его профессионализма, которое позволяет работать с информацией, доступной во всем мире, а также общаться с коллегами в разных странах.

Поскольку роль английского языка в современном мире изменилась,
то появилось большое количество взрослых людей, стремящихся им овладеть. Его изучение приобрело массовый характер. Однако, необходимо отметить, что в настоящее время недостаточно разработаны теоретическая и методическая основы обучения взрослых английскому языку. Обучение взрослых строится на традиционных педагогических принципах без учета возрастных особенностей, а преподаватели не имеют никакой андрагогической подготовки.

Как в таком случае сделать процесс изучения языка быстрым и эффективным?

Для ответа на этот вопрос мы использовали комплекс методов исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, целенаправленное наблюдение и анализ учебного процесса, а также изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Основными источниками для написания статьи стали труды педагогов и психологов по исследуемой проблеме, а также диссертационно-монологические исследования. Методологическую основу исследования составили научные труды И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, Е.С. Полат, Н. Д. Гальсковой, Е. И. Пассова, А.К. Марковой, А.Н. Леонтьева и др.

Рекомендации по изучению английского языка в таком возрасте, данные в статье, помогут выбрать каждому свою методику изучения иностранного языка и совершенствованию языкового уровня в целом.

Изучением особенностей процесса восприятия и усвоения новой информации взрослыми занимается педагогическая наука – андрагогика. Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности. [4]

Кто же такой «взрослый человек»? Толковый словарь С. И. Ожегова дает следующее определение: взро́слый — это «человек, достигший зрелого возраста». [4]

Ю. Н. Кулюткин характеризует взрослого человека, как «социально сформированную личность, способную к самостоятельному и ответственному принятию решений в соответствии с нормами и требованиями общества. Это субъект общественно-трудовой деятельности, ведущий самостоятельную жизнь, производственную, общественную, личную. Он самостоятельно принимает решения, активно регулирует свое поведение» [2. с. 36].

Таким образом, человека можно назвать взрослым, если он обладает: физической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, а также экономической независимостью; имеет богатый жизненный опыт и высокий уровень самосознания. Взрослый человек самостоятельно определяет цели своей учебной деятельности, выбирает формы, методы, средства и способы обучения, а также сам регулирует учебный процесс, оценивает и корректирует результаты своей деятельности.

Согласно ряду исследований, психологические функции взрослых обучающихся имеют ряд особенностей, учет которых необходим при обучении.

Произвольное внимание у взрослого человека приобретает особенно важное значение, т.к. в течение жизни ему приходится получать информацию, которая не вызывает интереса, но необходима для учебной, производственной и общественной деятельности. Развитое произвольное внимание людей зрелого возраста позволяет им сосредотачиваться длительное время на учебном материале [1. с. 11].

Что касается памяти у взрослых людей, то в результате исследований, проведенных Ж.Л. Витлиным, Е.И. Степановой, наибольшие изменения обнаружены в кратковременной вербальной (словесной) памяти по зрительной и слуховой модальности. Наиболее высокие показатели в развитии вербальной кратковременной памяти на слух приходятся на возраст 18-30 лет и низкие с постоянным снижением - на возраст 31-40 лет. В возрасте 18-35 лет вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством и снижением уровня развития от 36 до 40 лет. После 40 лет происходит снижение уровня развития памяти. В связи с этим, при обучении языку взрослых необходимо использовать наглядность. С возрастом замедляется быстрота реакции, а также быстрота и гибкость мышления. Это предъявляет особые требования к приемам, методам, средствам и образовательным технологиям обучения людей в этом возрасте.

Анализ психолого-педагогических исследований данной проблемы позволил заключить, что взрослые имеют богатый жизненный опыт, целеустремленность и склонность к анализу. Они характеризуются особой учебной мотивацией, а также отличаются прагматическим отношением к образовательным услугам.

Изучение английского языка взрослым людям представляет сложную задачу. Они часто начинают учебу, а потом бросают ее из-за чувства страха или языковых барьеров. Тем не менее любой взрослый сможет освоить язык при правильном понимании особенностей своего восприятия, способов закрепления и воспроизведения материала в процессе обучения. Поэтому язык для взрослых должен преподаваться интенсивно и эффективно. Основными условиями успешного обучение английскому языку взрослых, на наш взгляд, являются:

- андрагогическая поддержка взрослых, изучающих английских язык;

- опора на субъектный опыт каждого участника процесса обучения;

- максимальная индивидуализация обучения;

- практико-ориентированная  направленность занятий;

- наличие внешней и внутренней мотивации.

Существует несколько способов обучения английскому языку взрослых: индивидуальные занятия, групповые и самостоятельное изучение.

Индивидуальное обучение, по нашему мнению, самый эффективный способ обучения языку. Он подходит тем, кто начинает изучение «с нуля». При такой форме обучения преподаватель занят только вами, вы можете в любой момент попросить объяснить непонятный материал еще раз, и не задерживаться долгое время на том, что дается легко.

Групповые занятия в языковой школе или на курсах английского языка для взрослых имеет свои преимущества: постоянная практика живого общения с партнерами по группе. Однако в группе вам не будет хватать пристального внимания преподавателя, такого как при индивидуальном обучении.

Если вы занимаетесь самостоятельно, то вас некому контролировать и исправлять ошибки, поэтому этот способ обучения не приемлем на начальной стадии обучения языку. Самостоятельное обучение возможно для тех, кто уже имеет определенный запас лексики и грамматики, способен употреблять их в речи, умеет воспринимать иностранную речь на слух, и ему нужно лишь совершенствовать данные навыки.  Самостоятельно можно совершенствоваться только после постановки произношения и овладения базовым грамматическим строем языка.

Максимальных результатов в изучении языка можно достичь, на наш взгляд, если объединить несколько способов обучения. Например, обучение в группах можно объединить с самостоятельными занятиями или вовсе перейти на индивидуальное обучение.

В настоящее время существует множество курсов и языковых школ по обучению языку. Они предлагают эффективные методики, которые позволяют максимально облегчить и ускорить процесс обучения. Однако наибольшее эффективным считается коммуникативный метод и интенсивные методики обучения иностранным языкам. Коммуникативный метод направлен на развитие у обучаемых умения практически пользоваться живым языком и призван обучать не манипулированию языковыми средствами, а осознанному соотнесению этих структур с их коммуникативными функциями. Реализация этого метода осуществляется посредством игровых технологий (деловые и ролевые игры), презентаций, бизнес-тренингов, кейсов, дискуссий в группах, выполнения проектов, мультимедийных приложений, аудио и видеокурсов, ознакомлением с культурой, традициями и бытом англоязычных стран.

Чтобы помочь людям в изучении иностранных языков в нашем городе существуют курсы по обучению языкам “Bright Future” и “Langberry”, языковые школы: “Cambridge certificate”, “Forward school”, а также множество языковых центров для взрослых: “Queen”, “English Up&Up”, “Best”, “Global Link”, “Just English” - предлагающие программы по изучению разговорного английского языка, для бизнеса или для использования в узкоспециализированной сфере.

Но не каждый взрослый может себе позволить изучать язык на языковых курсах или в языковом центре: одни - из-за загруженности на работе, другие - из-за языковых барьеров и т.д. Поэтому мы предлагаем наименее затратный, но не менее эффективный способ изучения иностранного языка посредством Интернета. С его помощью появилось много новых, интересных способов для эффективного изучения языка в любое удобное для вас время. Если вы любите читать – читайте книги на иностранном языке. При этом, старайтесь выбирать книги по своему уровню. Если вы любите смотреть фильмы – смотрите фильмы. Если любите слушать музыку – слушайте ее. Здесь есть возможность слушать подкасты на английском;  записаться на уроки английского по Скайпу с русскоговорящим преподавателем или носителем языка; слушать музыку на английском; смотреть шоу программы и сериалы на английском и многое другое.

Главное, чтобы занятия были регулярными, а вы были мотивированы на получение положительного результата. Стоит практиковать разговорный язык и набирать словарный запас постепенно. Разговаривая с первых дней, день за днем, язык сам научится строить грамматически правильные предложения.

В голове взрослого человека должна складываться концепция языка  в целом. Обучение должно быть основано на достижении результата, который взрослый должен отчетливо осознавать. Ведь если он не почувствуете прогресса, ему станет неинтересно, и его желание учиться пропадет. Эффективным средством для преодоления сопротивления может послужить тот факт, что даже если человек совсем не изучал английский язык, сам того не подозревая, он уже знает несколько десятков слов, таких как: Vanish, Fairy, Tide, Head and Shoulders, shopping, yes, no, hot dog, body, marketing, management и многие другие. Также этому могут послужить необычные занятия и конкретные результаты (умение общаться на чужом языке во время путешествий, на переговорах) в завершении обучения.

Изучение английского языка нужно начать с прохождения теста на знание языка для того, чтобы определить уровень владения им. Такой тест легко найти в Интернете. После этого вы легко сможете найти материал, подходящий именно вам. Так, начинающим на уровне Beginner можно начать со специальных обучающих видео из учебных пособий на Youtube, поскольку такие ролики доступны для понимания. Очень часто взрослым сложно поставить правильное произношение из-за того, что артикуляционный аппарат утратил гибкость в связи с возрастными изменениями. Здесь можно отработать

произношение и интонацию без всякого стеснения, произнося звук столько раз, сколько потребуется.

А люди с уровнем Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate, Advanced могут смотреть фильмы и сериалы, такие как: Extra, Living English, The Jungle Book, The Holiday, Friends, Harry Potter, Matrix, Doctor Who, Pirates of the Caribbean. Конечно, незнакомые слова будут встречаться, но они не помешают вам понять сюжет. Если вы испытываете сложности с восприятием речи на слух, то начните просмотр тех видео, что уже видели на русском языке. Конечно, незнакомые слова будут встречаться, но они не помешают вам понять сюжет. На начальном этапе изучения языка обязательно используйте английские субтитры и не забывайте выписывать новые слова, фразы, а возможно и предложения (если они вас заинтересовали) с переводом. Затем эту лексику необходимо выучить и снова несколько раз пересмотреть видео. Во время просмотра также следует повторять слова и фразы за героями, стараясь им подражать. После просмотра фильма можно его воспроизвести (пересказать), обязательно употребив при этом новый лексический материал.

Если вы хотите посмотреть фильмы или сериалы с субтитрами, обратитесь к сайту ororo.tv. Для тех, кто любит смотреть фильмы или несколько серий телесериалов подряд, существует сайт hamatata.com. Как только вы привыкните к звучанию английской речи, попытайтесь смотреть фильмы без субтитров, на таких сайтах, как: primewire.ag и solarmovie.is.

С помощью данного способа изучения английского языка вы увеличите словарный запас (слова, фразовые глаголы, сленг), разовьете навык восприятия английского языка на слух, а также познакомитесь с юмором и особенностями культуры страны изучаемого языка. Ведь изучая язык таким образом, вы обучаетесь и развлекаетесь одновременно.

Для тех, кому английский нужен для путешествий будут полезны: курс английского языка Е.И. Игнатовой “EnglishforCommunication. IntensiveCourse [5] и «Экспресс-метод» Илоны Давыдовой [6], которые предназначены для практического овладения английским языком, т.е.  для того, чтобы научиться воспринимать речь на слух, пользоваться языком без переводчика в повседневном общении, читать несложные оригинальные тексты, правильно выражать свои мысли устно и письменно, овладеть основами грамматики. Заниматься по ним могут взрослые начиная с уровня Pre-Intermediate. Материал этих курсов состоит из диалогов на темы повседневного общения. Работать с ними предлагаем следующим образом: слушать и пытаться понять о чем идет речь; слушать и повторять за диктором; прослушать текст  просматривая текст (электронной) книги; прослушав отдельные отрывки – попытаться их воспроизвести; заучивать диалоги наизусть. Также существует курс английского языка по методу доктора Пимслера [7], который предназначен для начинающих изучать английский язык. Работа по нему сводится к прослушиванию, повторению, запоминанию и заучиванию слов, фраз и предложений.

В усвоении грамматики английского языка вам поможет экспресс-курс английского языка «Полиглот» Д. Петрова [8]. Занимаясь по этому методу, всего  за 16 часов вы научитесь говорить по-английски правильно употребляя грамматику английского языка, понимать речь на слух и избавиться от страха разговаривать на чужом языке. Работать с ними предлагаем таким образом: просмотреть фильм (одну часть); просмотреть, повторить (слова и выражения) и сделать записи незнакомых слов и таблиц по грамматике; выучить этот материал; затем снова просмотреть (проговаривая новые слова и фразы про себя); попробовать употребить изученные лексику и грамматику в речи.

Большой популярностью на сегодняшний день пользуется курс изучения английского языка «EnglishGalaxy[9], поскольку он разработан для обучения разговорному английскому для всех уровней. Автор курса очень подробно разбирает на практике лексику (разговорные фразы, фразовые глаголы и др.) и грамматику английского языка с самого нуля. Данный курс интересен тем, что автор обучает лексике и грамматике на всех уровнях: Beginner, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate, Advanced. Работать по данному курсу очень просто: вы смотрите, слушаете и проговариваете материал урока; смотрите во второй раз и записываете новый материал; учите записанное; закрепляете материал повторным просмотром и пробуете употребить изученные лексику и грамматику в речи.

Для того, чтобы освоить иностранный язык, нужно выучить большое количество незнакомых слов. Как же это сделать, если, как мы уже говорили, после 40 лет происходит снижение уровня развития памяти?

Мы предлагаем запоминать слова с помощью ассоциаций. Как показывает практика, ассоциативное (инстинктивное) запоминание на базе необычных, надолго врезающихся в память ассоциаций очень эффективно. Например, если вы напишите слово giraffe так, что буквы ff будут напоминать вытянувших шеи жирафов, то написание этого слова запомнится вам надолго.

Также следует использовать метод фонетических (звуковых) ассоциаций. Для этого нужно подобрать к иностранному слову созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном языке. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Затем необходимо составить небольшой сюжет. Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК".

Для того, чтобы закрепить лексический и грамматический материал нужно общение. Для этого, на сайтах для изучающих языки или на сайтах знакомств можно найти себе друга или подругу, с которыми можно будет вести переписку на английском или даже звонить друг другу.

Разговаривайте на английском языке как можно чаще и пытайтесь употреблять в своей речи новые слова и фразы. Главное – не бояться делать ошибки. И конечно, чем больше времени вы будете заниматься английским языком, тем быстрее вы добьетесь  результата.

  Таким образом, успешное обучение английскому языку у взрослых зависит от мотивации и упорства обучаемого, а также методики обучения подходящей именно ему. Занимаясь иностранным языком ежедневно, можно достаточно быстро его освоить.

Библиографический список:

1. Витлин Ж.Л. Методические рекомендации по учету психологических особенностей взрослых в процессе обучения иностранному языку/ Разраб. Ж.Л. Витлина. АПН СССР. НИИ общ.образования взрослых. Л.: Изд-во НИИ общ.образования взрослых, 1976. 110 с. 2.Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 123 c. 3.Росляков Сергей. Как освоить английский? Особенности обучения взрослого человека. // ШколаЖизни.ру 2010. URL: https://shkolazhizni.ru/school/articles/35229/ (Дата обращения: 25.03.2017). 4.http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=3119 (Дата обращения: 6.04.2017). 5.http://www.vipbook.pro/audio/obuch_audio/98137-ignatova-tn-english-for-communication-angliyskiy-dlya-obscheniya-audiokurs.html (Дата обращения: 9.04.2017). 6.http://nnm.me/blogs/sheeeezo/audiokurs_ekspress-metod_ilony_davydovoy (Дата обращения: 9.04.2017). 7.http://englishdig.ru/metod-doktora-pimslera.html (Дата обращения: 9.04.2017). 8.http://englishtexts.ru/misc/poliglot-angliyskiy-za-16-chasov (Дата обращения: 13.04.2017). 9.https://www.youtube.com/watch?v=PFjb0TtbX14 (Дата обращения: 13.04.2017).




Рецензии:

4.04.2017, 20:15 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к опубликования.Основания: 1.Изучение иностранным языкам не подчинено гносеологическим критерием "подходящего возроста". 2.Филогенезис взрослых отличается константными компенентами по отношению "возприятия концептуализаций языка".Взрослые изучают язык на основе ежедневных динамизированных моделей. 3.Автор статьи удачно защитает тезу, связанной с групповой форме обучения.Взрослые люди являются динамическая част общественного социума.Групповая мотивация в процессе изучания иностранного языка самый лучший методологический прийом обучения. 4.Процесс адаптивного применения языка у взрослых на много лучше чем у систематически занимающими ся людьми.Причина в наличие свободного времени и формирование активного зрительского статуса. PhD Георги Клинков

05.04.2017 16:16 Ответ на рецензию автора Серебряникова Марина Анатольевна:
Большое спасибо за рецензию.

4.04.2017, 20:26 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Все это замечательно. Но в статье начисто отсутствует какая-либо научная новизна вообще. Не понятно, что предлагает автор. Если автор покажет что нового в его тексте, то статью можно публиковать, но я почему-то сомневаюсь, что он это покажет.
06.04.2017 17:17 Ответ на рецензию автора Серебряникова Марина Анатольевна:
Уважаемый Леонид Борисович! Большое спасибо Вам за рецензию. В данной статье нами были выделены и обоснованы (возможно не очень четко) основные условия успешного обучение английскому языку взрослых людей. Таковыми, на наш взгляд, являются: - андрагогическая поддержка взрослых, изучающих английских язык; - опора на субъектный опыт каждого участника процесса обучения; - максимальная индивидуализация обучения; - практико-ориентированная направленность занятий; - наличие внешней и внутренней мотивации.

9.04.2017, 14:15 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Конечный вывод о том, что успешное обучение языку зависит от мотивации, упорства и индивидуально подходящей методики не вызывает сомнения. Однако отсутствуют сравнительные возможности методик изучения английского языка взрослыми. В статье не выражен оригинальный научный компонент. Статья может быть опубликована после доработки.
16.04.2017 0:00 Ответ на рецензию автора Серебряникова Марина Анатольевна:
Большое спасибо за рецензию. Переделала с учетом Ваших замечаний.

9.04.2017, 21:26 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Статья имеет ненаучный, поверхностный характер. Отсутствуют научная новизна и авторский подход к решению проблемы. В таком виде статья не рекомендуется к публикации. После исправления статья может быть рекомендована к публикации.
16.04.2017 0:00 Ответ на рецензию автора Серебряникова Марина Анатольевна:
Большое спасибо за рецензию. Переделала с учетом Ваших замечаний.



Комментарии пользователей:

5.04.2017, 8:08 Лазаренко Дмитрий Витальевич
Отзыв: Рецензировать статью, в которой автор приводит определение понятия из Википедии...нет научного интереса и желания.


7.04.2017, 8:48 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Уважаемая Марина Анатольевна. Прошу не обижаться, но в том, что Вы сказали нет ничего нового. Ну давайте здраво. Опора на опыт обучающихся один из основных принципов андрагогики, например у Змеева это есть, да в вообще в любом учебнике, индвидуализация обучения в принципе один из общих принципов обучения, как такового, равно как и ориентированность на практику, понятно почему - они взрослые им не до общего развития, им нужен практический, конкретный результат, в данном случае владение языком на определенном уровне. Про мотивацию и говорить не приходится, мотивация это ведь побуждение, да? Если они не имеют побуждения, они вообще не будут изучать язык, зачем бы? Другое дело, что сама проблема и правда есть. Проблема с методами обучения, с организацией, с характером сопротивления. Это бы вскрыть и получилась бы хорошая статья.


Оставить комментарий


 
 

Вверх