Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 18.04.2017. Последняя правка: 13.04.2017.

ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ

Гмир Наталья Геннадьевна

студентка 3-го курса

Полесский государственный университет

кафедра Банковского дела

Ливенский Валентин Михайлович, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной работе представлен анализ динамики и структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг., а также выделены пути достижения сбалансированности бюджета в Республике Беларусь.


Abstract:
This article presents the analysis of the dynamics and structure of revenues of the consolidated budget of the Republic of Belarus for 2014-2016, as well as highlighted ways of achieving a balanced budget in the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
консолидированный бюджет; налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления; структура доходов консолидированного бюджета; динамика доходов.

Keywords:
consolidated budget; tax revenue; non-tax revenue; gratuitous receipts; the structure of consolidated budget revenues; income dynamics.


УДК 336.14

Важным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Посредством бюджета правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера, состава, а также соотношения бюджетных доходов и расходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Такая роль бюджетных доходов обуславливает актуальность данной темы.

Объект исследования – консолидированный бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования – доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Цель работы: на основании проведённого анализа, выделить пути достижения сбалансированности бюджета в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. Анализ структуры и динамики налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета за 2014-2016 гг.;
  2. Выявить основные проблемы формирования доходной части консолидированного бюджета;
  3. Представить способы решения выявленных проблем.

Центральным показателем государственного бюджета выступает величина его доходов. Сумма доходов обусловливает размер расходов государства, направленный на развитие экономики, социальной сферы и в конечном итоге воздействует на уровень жизни населения страны.

Анализ доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2016 г. показал, что они увеличились по сравнению с 2015 г. на 7,1 % в номинальном выражении (в реальном выражении- уменьшились на 0,7%) и увеличились по сравнению с 2014 г. на 30,1 % в номинальном выражении (в реальном выражении – уменьшились на 22,2 %) (рисунок 1). 



Рисунок 1- Динамика доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг.

Примечание –Источник: [1,2]

Исходя из рисунка 1, удельный вес консолидированного бюджета в ВВП в 2016 г. составил 30,2 %, уменьшившись по сравнению с 2015 г. на 0,4 процентных пункта, а по сравнению с 2014 г. увеличившись на 2 процентных пункта.

Анализируя структуру доходов консолидированного бюджета, можно отметить, что бюджетные доходы формируются за счёт налоговых поступлений (рисунок 2).

 

Рисунок 2- Структура доходов консолидированного бюджета за 2014-2016 гг., в %

Примечание- Источник: собственная разработка на основании данных [1,2]

Исходя из рисунка 2, можно отметить, что в 2016 г. налоговые доходы составили 83,7 % всех поступлений в консолидированный бюджет, что на 0,1% больше по сравнению с 2015 г., а по сравнению с 2014 г. налоговые поступления уменьшились на 2,5 %. Если рассматривать налоговые доходы в млрд. руб., то в 2016 г. они составили 23,8 млрд. руб., что по сравнению с 2015 и 2014 гг. больше на 1,6 и 4,9 млрд. руб. соответственно.

Неналоговые доходы в 2016 г. составили 16,3 %, что на 0,1 % меньше по сравнению с 2015 г., а по сравнению с 2014 г. неналоговые поступления увеличились на 2,5 %. Если рассматривать неналоговые поступления в бюджет в млрд. руб., то в 2016 г. они составили 4,4 млрд. руб., что по сравнению с 2015 и 2014 гг. больше на 0,2 и 1,99 млрд. руб. соответственно.

В консолидированный бюджет, кроме налоговых и неналоговых поступлений, зачисляются безвозмездные поступления. Безвозмездные поступления в 2016 год составили 0,26 млрд. руб., что по сравнению с 2015 г. больше на 0,16 млрд. руб.

Рассмотрим более подробно структуру консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг. (таблица 1).

 

Таблица 1- Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг., в процентах к ВВП

Наименование показателя

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Доходы- всего:

100

100

100

Налоговые доходы:

86,2

83,6

83,7

из них:

Налоги на прибыль и доходы

24,5

22,9

22,8

в том числе:

Подоходный налог с физ. лиц

14,6

13,9

13,8

Налог на прибыль

9,1

8,2

8,2

Налог на собственность

4,4

4,6

5,6

Налоги на товары (работы, услуги)

46,6

39,4

41,1

в том числе:

НДС

31,8

27,3

28,9

Акцизы

9,7

7,3

7,7

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

8,4

14,7

12,0

Неналоговые и прочие доходы

13,8

16,4

16,3

Примечание- Источник: собственная разработка на основании данных [3,4]

Исходя из таблицы 1, в структуре доходов консолидированного бюджета в 2016 г. по сравнению со структурой 2015 г. увеличилась доля налогов на товары (работы, услуги) на 1,7 %, а по сравнению с 2014 г. уменьшилась на 5,5%. Противоположная ситуация наблюдается по налоговым доходам от ВЭД, а именно уменьшение на 2,7 % в 2016 г. по сравнению с 2015 г. и увеличение на 3,6% по сравнению с 2014 г. Доля налогов на доходы и прибыль с 2014 по 2016 гг. постепенно уменьшалась и в 2016 г. составила 22,8 %.  В структуре бюджетных доходов также можно наблюдать увеличение удельного веса налога на собственность - с 4,4 % до 5,6 % от общей величины доходов.

Значительную роль в составе налоговых поступлений занимают шесть основных налогов - налог на добавленную стоимость (34,5%), подоходный налог (16,5%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (14,4%), акцизы (9,2%), налог на прибыль (9,7%), налога на собственность (6,7%).

Наглядная интерпретация вышесказанного представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3-Струтура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2014- 2016 гг., в %

Примечание- Источник: собственная разработка на основании данных [1,2]

В структуре консолидированного бюджета 57,7 % приходится на доходы республиканского бюджета и 42,3 % - собственные доходы местных бюджетов. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам представлено на рисунке 4.

 

Рисунок 4- Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за 2016 г. (без учёта безвозмездных поступлений)

Примечание- Источник: [2]

Исходя из рисунка 4 видно, что акцизы и налоговые доходы по ВЭД зачисляются в республиканский бюджет, в то время как налоги на собственность и подоходный налог – в местные бюджеты.  Налог на добавленную стоимость и налог на прибыль распределяется между республиканскими и местными бюджетами.

Сопоставление бюджетных доходов и расходов за 2016 г., показывает, что консолидированный бюджет в этом периоде исполнен с профицитом в размере 1,2 млрд. бел. рублей, или 1,3 % к ВВП (за 2015 г. – 1,8% к ВВП, за 2014 г.- 1% к ВВП).

Полученный бюджетный профицит, который был исполнен в анализируемый период говорит о том, что государство не эффективно использует бюджетные средства, либо реализует меры по экономии бюджетных средств.

В Республике Беларусь существует круг проблем, связанных с формированием доходной части государственного бюджета. Основными из них является:

  • Устаревшая нормативная база, требующая совершенствования;
  • недостаточно эффективная реализация некоторых программ, финансирование которых предусмотрено из государственного бюджета, о чём свидетельствуют отчеты, предоставляемые распорядителями бюджетных средств. Решить данную проблему позволит переход к финансированию наиболее приоритетных, эффективных и результативных государственных программ, а также совершенствование системы мониторинга и оценки эффективности бюджетных программ;
  • необходимость эффективного формирования доходной части бюджета, путём совершенствования существующей системы налогообложения и установления оптимального уровня налоговой нагрузки общества.

Бюджетная система любого государства, в том числе и Республики Беларусь, должна стремиться к сбалансированности бюджета.

С целью достижения сбалансированности бюджета в Республике Беларусь можно проводить мероприятия, которые, в свою очередь, будут стимулировать приток денежных средств в бюджет, а также способствовать сокращению государственные расходов.

Такими мероприятиями являются:

- расширение круга налогоплательщиков одновременно с совершенствованием налогового законодательства;

- оптимизация расходов бюджета,

- развитие рынка государственных ценных бумаг, который будет способствовать финансированию расходов государства без увеличения денежной массы в обороте, а значит и без роста инфляции;

- привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций, что позволит решить задачи как фискального, так и экономического характера.

 Таким образом, разработка и реализация мер, которые будут направлены на управление размером бюджетного дефицита/профицита, на повышение эффективности доходов и расходов, на совершенствование налогового законодательства, будут способствовать социально–экономическому развитию Республики Беларусь.

Библиографический список:

1. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронные ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: январь-декабрь 2015 года. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2015/yd2015.pdf – Дата доступа: 08.04.2017.
2. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронные ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: январь-декабрь 2016 года. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2016/yd2016.pdf – Дата доступа: 08.04.2017.
3. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Аналитическое обозрение "Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь": январь 2016 г. – Минск, 2016. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2016_01_ot.pdf – Дата доступа: 08.04.2017.
4. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Аналитическое обозрение "Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь": январь 2017 г. – Минск, 2017. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2017_01_ot.pdf – Дата доступа: 08.04.2017.





Рецензии:

18.04.2017, 15:47 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: На сегодняшний день анализ исполнения федерального бюджета является актуальной задачей. Изучение его динамики и структуры позволит в будущем предотвратить негативные тенденции и способствует принятию эффективных решений для управления бюджетом. Материал статьи вполне соответствует уровню современных достижений научного знания. Практические результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшей работы в изучении проблемы увеличения доходной части консолидированного бюджета. Достоверность приводимых сведений подтверждаю Стиль изложения материала хороший Рекомендую публикацию статьи в представленном виде, С уважением Боровский В.Н.

18.04.2017 23:23 Ответ на рецензию автора Гмир Наталья Геннадьевна:
Владимир Наумович, спасибо за Ваш отзыв.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх