Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 24.04.2017. Последняя правка: 23.04.2017.

Проблематика формирования расходов государственного бюджета и поиск основных направлений их оптимизации в Республике Беларусь

Орляк Юлия Юрьевна

студентка 3-го курса

Полесский государственный университет

Кафедра Банковское дело

Гончарик Екатерина Викторовна, Киевич Александр Владимирович, профессор, доктор экономических наук, кафедра финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной работе раскрыта экономическая сущность и роль расходов государственного бюджета, указаны направления их оптимизации.


Abstract:
This article describes the economic essence and role of the state budget expenditures. The directions of their optimization are indicated.


Ключевые слова:
бюджетная система; бюджет; государственные расходы; показатели государственных расходов; оптимизация; финансовые ресурсы; бюджетные процедуры.

Keywords:
budgetary system; budget; government expenditures; indicators of state expenditures; optimization of financial resources; budgetary procedures.


УДК 336.5

Данная работа является актуальной на сегодняшний день, потому что сосредоточение финансовых ресурсов происходит с помощью расходов бюджета впоследствии развиваются необходимых сферы промышленности, национальный доход перераспределяется между различными сферами общественной деятельности. Ускорение темпов научно-технологического прогресса, обновление материально-технической базы общественного производства, финансирование государственных инвестиционных и инновационных программ осуществляется при правильном распределении бюджетных средств.

Объектом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.

Предмет – государственные расходы Республики Беларусь за 2011-2015 гг.

Цель работы – изучение экономической сущности государственных расходов и порядка их нормативно-правового регулирования, выявление проблем использования расходов госбюджета и поиск путей оптимизации расходов.

Задачами исследования являются:

  1. Изучение основ формирования расходов государственного бюджета;
  2. Поиск проблем и направлений оптимизации использования государственных расходов.

Государственный бюджет необходим для экономики. Каждым экономическим и социально-политическим институтом осуществляется разработка плана сбора доходов и использования расходов. Расходы бюджета являются денежными средствами, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства [1, с.14].

Очень важной задачей для страны является обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджета. Данная связь характеризуется как количественном соответствием расходов доходам, так и влиянием, которое они оказывают друг на друга. Экономические возможности государства определяют объём расходов государственного бюджета, который ограничивается жёсткими рамками поступающих в бюджет доходов. Важно установить определённый уровень бюджетных расходов и сроки использования денежных средств, что обеспечит решение многих социально-экономических задач с учётом минимальных затрат.

Как показывает практика, на современном этапе для экономики Беларуси не легко обеспечить рациональное и эффективное использования бюджетных средств. Это подтверждается тем, что за ряд лет государство ежегодно расходует практически все полученные бюджетные доходы (рисунок 1). 

Рисунок 1 – Динамика изменения основных показателей финансов и денежно-кредитной системы, в трлн. руб.

Источник: собственная разработка на основе [2-6]

Анализ представленной диаграммы позволяет сделать вывод, что, несмотря на полученный профицит бюджета, его значение в рамках государства незначительно. В связи с этим финансирование важнейших статей расходной части бюджета, таких как образование, здравоохранение, культура, важные социально значимые проекты, сверх установленных минимальных норм, не представляется возможным.

Ещё одним камнем преткновения является нерациональная структура расходов бюджета (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура расходов консолидированного бюджета, в % от общей суммы расходов

Источник: собственная разработка на основе [2-6]

Наибольшая доля государственных расходов Республики Беларусь ежегодно направляется на финансирование общегосударственной деятельности и национальной экономики, в то время как финансирование иных статей расходов крайне ограничено. Данное обстоятельство обуславливает недостаточное обеспечение развития стратегически важных отраслей хозяйствования, что, в свою очередь, не позволяет республике конкурировать с лидирующими державами на мировом рынке. Также ввиду ограниченной поддержки новейших инновационных технологий, разрабатываемых в мире, их внедрение происходит со значительным опозданием, что является причиной отставания республики в технологическом плане.

Для Республики Беларусь насущной проблемой является поиск дополнительных источников финансирования. В экономике, во время негативных явлений, дефицит государственного бюджета является серьёзной угрозой для полноценного развития общества, так как ухудшает состояние денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

Так как финансирование расходов республики происходит из государственного бюджета, одним из способов их увеличения является, соответственно, увеличение доходов бюджета. Проанализируем зависимость расходов государственного бюджета от величины доходов и спрогнозируем возможную величину расходов при увеличении доходов бюджета до 300 трлн. руб.
Расчёты проведём на основе следующих данных: доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь в 2011-2015 гг. были профинансированы в следующем размере (таблица 1).

Таблица 1 – Величина расходов и доходов бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг.

Источник: собственная разработка на основе [2-6]

На основании данных, представленных в таблице 1, построим корреляционное поле и определим вид зависимости между доходами и расходами бюджета (рисунок 3). 

Рисунок 3 – Зависимость между расходами и доходами государственного бюджета Республики Беларусь за 2011-2015 гг.

Источник: собственная разработка на основе [2-6]

По расположению точек видно, что между рассматриваемыми показателями существует линейная зависимость. Исходя из этого, уравнение парной регрессии будет иметь вид:

 

где  – оценка условного математического ожидания М (У/Х); Во, В1 – эмпирические коэффициенты регрессии (оценки ß0 и ß1).

По методу наименьших квадратов определяем оценки Во и В1:

Таким образом, уравнение парной линейной регрессии для рассматриваемых данных имеет вид: 

Для анализа силы линейной зависимости между доходами и расходами бюджета рассчитаем коэффициент корреляции (rxy):

Полученный коэффициент позволяет сделать вывод о сильной положительной линейной зависимости между рассматриваемыми показателями.

Далее проверим гипотезы о статистической значимости найденных коэффициентов регрессии (таблица 2).

Таблица 2 – Проверка значимости найденных коэффициентов регрессии 



Источник: собственная разработка на основе [2-6]

Так как  t (В1) > tкр, то гипотеза Но отклоняется в пользу альтернативной Н1, что подтверждает статистическую значимость коэффициента регрессии В1. И наоборот, так как  t (В0) < tкр, то о статистической незначимости В0 не отклоняется. Таким образом, свободным членом уравнения регрессии можно пренебречь. 

Полученный коэффициент позволяет сделать вывод о весьма тесной связи между рассматриваемыми показателями.

Произведённые расчёты подтверждают наличие тесной связи между доходами и расходами бюджета и позволяют рассчитать перспективную величину расходов бюджета при увеличении доходов бюджета до 300 трлн. руб.:

Таким образом, в результате увеличения доходов государственного бюджета до 300 трлн. руб. представится возможность увеличить расходы бюджета до 276 трлн. руб.

В дополнение, среди основных направлений оптимизации государственных расходов в Республике Беларусь можно выделить:

1) развитие человеческого потенциала, повышение предпринимательской инициативы и активности, инновационное развитие экономики, создание новых наукоёмких, высокотехнологичных производств, устойчивое развитие регионов обеспечение концентрации средств государственного бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах, недопущение дублирования мероприятий, финансируемых за счёт средств бюджета;

2) расширение сферы применения программно-целевого метода бюджетного планирования, которые будут охватывать все направления деятельности и полный объём бюджетных средств, которые выделяются на его финансирование;

3) увеличение роли и ответственности получателей бюджетных средств и распорядителей за целевым использованием и рациональностью их расходования;

4) повышение заинтересованности государственных органов в активизации платных услуг в бюджетной сфере (образование – увеличение количества предлагаемых образовательных услуг на платной основе; здравоохранение – расширение спектра оказываемых платных услуг и т.п.);

5) изменение системы стипендиального обеспечения в сторону ещё большей дифференциации её размера в зависимости от уровня успеваемости учащихся и студентов, обучающихся за счёт средств бюджета, так как действующая система стипендиального обеспечения не стимулирует получение более качественного образования, а становится социальной выплатой практически всем (более чем 90%) учащимся и студентам [7].

6) выработка и реализация мероприятий по оптимизации государственных расходов на основе непрерывного анализа их эффективности будет способствовать безусловному выполнению расходных обязательств бюджета, концентрации средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития государства, что в конечном итоге станет предпосылкой для улучшения уровня жизни населения и устойчивого экономического роста.

Изменяя бюджетную политику, необходимо создать макроэкономические условия для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижать налоговую нагрузку и повышать жизненный уровень населения. Реструктуризация системы управления государственными финансами способна вызвать повышение эффективности использования бюджетных средств, сократив реализацию неэффективных проектов и программ. В этой области необходимо перейти к целевым методам бюджетного планирования, а именно, к бюджетированию государственных бюджетных средств. Данные меры способны обеспечить сбалансированность бюджетов различных уровней и устойчивость бюджетной системы страны, а также выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности системы государственного финансирования.

Заключение

Таким образом, одним из главных инструментов экономической политики государства выступают государственные расходы. Бюджет Республики Беларусь указывает на необходимость развития экономики и социальной поддержки всех слоёв населения, являясь многоплановым инструментом экономики. При разбалансированности экономики на первый план выдвигается двуединая задача, а именно сокращение бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных средств. Главной проблемой при решении данной задачи является то, что порой во время неоправданного роста бюджетных расходов ещё не создано непреодолимых преград. Оценить бюджетные расходы с позиций их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднительно из-за отсутствия необходимой нормативной базы. Кроме того, следует обратить внимание на разработку эффективного плана действий на будущий год с учётом реальных потребностей общества и экономики в целом, тщательно изучать динамику государственных расходов прошлых лет, грамотно выделять денежные средства, контролировать процесс их использования, проводить постоянный анализ основных макроэкономических показателей, осуществлять взвешенную бюджетную и налоговую политики.

Библиографический список:

1. Национальный статистический комитет Беларуси [Электронный ресурс] / Официальная статистика / Публикации / Статистические издания / Сборники / Финансы Республики Беларусь, 2015. – Режим доступа https://vk.com/doc138156546_437075186?hash=b6ba32aeb8cb3b461d&dl=3f1f09558c80b5f3a5. – Дата доступа: 15.03.2017.
2. Министерство финансов Республики Беларусь университета [Электронный ресурс] / Бюджетная политика / Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» / январь-декабрь 2011 г. – 15 с.
3. Министерство финансов Республики Беларусь университета [Электронный ресурс] / Бюджетная политика / Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» / январь-декабрь 2012. – 15 с.
4. Министерство финансов Республики Беларусь университета [Электронный ресурс] / Бюджетная политика / Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» / январь-декабрь 2013. – 15 с.
5. Министерство финансов Республики Беларусь университета [Электронный ресурс] / Бюджетная политика / Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» / январь-декабрь 2014. – 11 с.
6. Министерство финансов Республики Беларусь университета [Электронный ресурс] / Бюджетная политика / Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» / январь-декабрь 2015. – 24 с.
7. Трофимчук Н.Н., Основные направления оптимизации государственных расходов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rep.polessu.by/bitstream/112/4937/1/84.pdf. – Дата доступа: 15.03.2017.




Рецензии:

13.05.2017, 20:05 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Рецензия: Работа хорошая,данные наглядно представлены в виде графиков и таблиц.Выявлены основные направления оптимизации государственных расходов Республики Беларусь и проведен анализ бюджета в том числе доходов и расходов.Тема статьи актуальна.Рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх