Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 24.04.2017. Последняя правка: 24.04.2017.

Влияние занятий физической культурой на уровень зрения студентов медицинского университета

Мингазова Юлия Маратовна

Оренбургский Государственный Медицинский Университет

студент

Богдалова Евгения Юрьевна, старший преподаватель кафедры физической культуры Оренбургского Государственного Медицинского Университета


Аннотация:
В статье описаны уровни физического и психического здоровья студентов, имеющих патологии зрения, а так же механизмы воздействия упражнений на состояние здоровья студентов. Определена направленность комплекса упражнений на улучшение зрения студентов.


Abstract:
In the article the level of health and physical training of students have been estimated. The regularities of influence of some exercises on the students ’ health have been revealed. The attitude of a complex that aims at the overall strengthening of health and improvement of students ’ organs of vision has been determined.


Ключевые слова:
студенты; зрение; близорукость; дальнозоркость; астигматизм; физическое воспитание; комплекс упражнений; здоровье.

Keywords:
students; vision; short-sightedness; long-sightedness; astigmatism; physical education; complex of exercises; health.


УДК 13058

Введение 

Среди учащихся ВУЗов в последние десятилетия растет количество людей с заболеваниями глаз. Патологии зрения находятся на втором месте после заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Притом, имея даже самые небольшие отклонения в зрении, учащиеся получают освобождения от занятий физической культуры, что лишь ухудшает состояние их здоровья.

Существует 5 базовых функций органов зрения: центрального зрения; периферического зрения; бинокулярного зрения; цветового ощущения; светового ощущения.

Необходимо заметить, что центральное зрение задействовано в большинстве случаев на теоретических семинарах и на лекциях. В то время как на занятиях по физической культуре чаще задействуется периферическое зрение, световое и цветовое ощущение. В исследованиях [3, 8] выявлено , что во время выполнения специальных упражнений в ходе подвижных и спортивных игр у студентов повышается качество зрительного и осязательного контроля за исполнением упражнений.

По данным исследований у учащихся наиболее часто проявляются незначительные зрительные отклонения - близорукость, дальнозоркость, астигматизм, мы сделаем акцент на их описании и способах замедления их развития и их профилактики.

Чаще всего у обучающихся наблюдается близорукость. В источниках замечено [3, 4, 6, 8], что близорукость в четыре раза больше наблюдается в семьях, в которых данное заболевание отмечалось в нескольких поколениях, это означает что на развитие близорукости могут повлиять такие факторы как: генетическая предрасположенность, сопутствующие патологии, несоблюдение правил работы на близком расстоянии. На данный момент миопия и распространена весьма широко и зависит от специфики зрительных нагрузок, общественных и географических критериев [8]. Так же замечено, что учащиеся высших учебных заведений, недостаточно физически подготовленные, больше предрасположены к прогрессированию патологии, чем у обучающиеся физически развитые. Для улучшения состояния здоровья зрительного аппарата некоторые авторы [3, 5, 8] дают следующие рекомендации: комплексное развитие адаптационных возможностей повышение активности дыхательной и сердечнососудистой системы, улучшение работы аккомодационного аппарата глаз.

Гиперметропией страдают студенты так же довольно часто. Существует три степени развития данного заболевания: слабая степень - до 3 Д; средняя -от 3 до 6 Д; высокая - свыше 6 Д [1, 4]. Однако, как замечено указанными источниками,  дальнозоркости не сопутствуют биоорганические отклонения сетчатки, следственно у учащихся нет противопоказаний к занятиям физической культурой.

Так же у студентов наблюдается астигматизм. Патология может сочетать в одном глазу несколько типов рефракции или различных уровней рефракции одного типа. Источники [1, 3] указывают на 3 типа данной патологии: простой - сочетание нормального зрения в одном глазу с близорукостью или дальнозоркостью в другом; сложный - присутствие в обоих глазах близорукости или дальнозоркости, но разной степени выраженности; смешанный - сочетание близорукости в одном глазу с дальнозоркостью в другом.

Для улучшения зрения при астигматизме авторы рекомендуют данные методы: очковую коррекцию, коррекцию контактными линзами, хирургические вмешательства [3, 8].

Многие источники [7, 8] указывают на то, что зрение опирается на ранее увиденные образы, то есть обладает памятью. Изображение, запечатленное в нашей памяти, мы узнаем значительно легче, чем что-то ранее не встречавшееся. Опираясь  на изученную литературу, можно судить о том, насколько большую роль играет зрение в жизни человека, в особенности студентов. 

Актуальность 

Учитывая то, что нарушения зрения все более часто наблюдается у студентов, вопрос о профилактике и лечении зрительных патологий выходит на лидирующие положения.

Цель исследования - рассмотреть влияние занятий физической культурой на состояние органов зрения студентов высшего учебного заведения.

Задачи 

-рассмотреть различные патологии органов зрения

-проанализировать рекомендации различных авторов по поводу улучшения зрения 

-объяснить содержание программы занятий для студентов специальной медицинской группы со зрительными патологиями.

Научная новизна основывается на значении правильного режима физической нагрузки для людей людей отклонениями зрения.

Практическая часть

Для достоверности эксперимента учащиеся были разделены на три группы по десять человек. С каждой группой занятия физической культурой были проведены по различным программам. Для первой группы были подготовлены упражнения для мышц глазного яблока и связок, а также мышц хрусталика.

Комплекс упражнений для 2 группы включал лишь базовые задания.

Для третьей группы была подготовлена программа, включавшая в себя не только базовые и специальные упражнения для мышц глазного яблока и хрусталика, упражнения для дыхательной системы и на растяжку и релаксацию.

Из большого набора заданий адаптивного физического воспитания для решения как базовых, так и специальных задач мы включили в программы всех групп такие:

1. Бег, ходьба, упражнения в динамике.

2. Специальные задания для мышц зрительного аппарата.

3. Базовые задания без предметов, с предметами (мячи, обручи, скамейка, тренажеры).

4. Спец. задания - для всего тела.

В начале эксперимента все группы прошли обследование. По состоянию здоровья и по уровню физической подготовленности группы не имели существенных различий.

С каждой группой были проведены занятия в ходе семестра (четыре месяца) по два занятия в неделю.

Результаты

В конце исследования каждая группа также прошла медосмотр, в ходе которого была проведена проверка степени физ. подготовленности.

Сравнивая экспериментальные группы с контрольной, можно отметить отличие и в физическом развитии и в уровне физической подготовленности. Например, рост, вес, а также ЖЕЛ учащихся основной , контрольной группы выше, нежели у студентов специальной медицинской группы с отклонениями зрения.

У испытуемых специальной медицинской группы намного хуже такие показатели как: сила кисти (на 55-115 Н), сгибание и разгибание рук в упоре (в 11-14 раз), точность движений (бросок теннисного мяча в цель в 1,6-1,9 раза), гибкость (на 44-55 мм), прыжки в длину с места (на 0,19-0,24 м). Так же не высока и двигательная активность в течение суток (на 6-8 км).

В то же время отмечается, что у испытуемых третьей группы в итоге исследования почти сравнялись с теми же показателями группы контроля.

Заключение

Профилактика и коррекция, направленные на улучшение двигательных способностей, оказались эффективными, как и было замечено другими источниками[1, 3, 5], 

При этом исследования в больнице указали на то, что повышение адаптивной способности проявилось не только  в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, но и в зрительном аппарате (у третьей экспериментальной группы почти до нормальных показателей).

Библиографический список:

1. Барис Дж. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса / пер. с англ. П.А. Самюров. 3-е изд. Минск: Попурри, 2008. 160 с.
2. Галимов Г.Я., Садовский В.А. Формирование профессонального здоровья студентов в системе физического
воспитания высшей школы // Вестник Бурятского госуни-верситета. 2012. Спецвыпуск А. С. 49-53.
3. Демирчоглан Г.Т. Как сохранить и улучшить зрение. Донецк, 1997. 185 с.
4. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов высших учебных заведений. 3-е издание, испр. и дополн. М.: ВЛАДОС, 2004. 419 с.
5. Лотоненко А.В., Гостев Г.Р., Гостева С.Р., Григорьев О.А. Культура физическая и здоровье. М., 2008. 447 с.
6. Стрельникова Н. Еда, которая лечит зрение. СПб.: Веды, 2010. 288 с.
7. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
8. Шкарлова С.Н., Романовский В.Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 200 с.




Рецензии:

25.04.2017, 20:19 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Роботу рекомендую доработать Расширить литературный обзор. Желательно поправить стиль (см. например, задача «рассмотреть влияние занятий физической культурой на состояние органов зрения студентов высшего учебного заведения», а в аннотации «В статье описаны уровни физического и психического здоровья студентов, имеющих патологии зрения»), указать методы сбора информации, привести сравнительный анализ в таблице. Не ясно, в каких измеряемых величинах проводилось исследование. Работа может быть опубликована после исправления замечаний.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх