Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 10.05.2017. Последняя правка: 10.05.2017.
Просмотров - 3356

Управление внешним долгом Республики Беларусь

Железная Анастасия Николаевна

Полесский государственный университет

студентка

Научный руководитель: Давыдова Наталья Леонтьевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра банковского дела, Полесский государственный университет.


Аннотация:
В статье определена специфика системы управления внешним государственным долгом Республики Беларусь и проведён анализ ее структуры.


Abstract:
The article determines the specificity of the system of management of external state debt of the Republic of Belarus and the analysis of its structure.


Ключевые слова:
внешний государственный долг; управление внешним государственным долгом.

Keywords:
external public debt; management of external public debt.


УДК 336.276

Введение.

Все страны живут в долг, и не только слаборазвитые или развивающиеся, но и страны с развитой экономикой. Такие, как, например, США, Япония, Германия. В истории существуют разные взгляды по вопросу государственного долга.

Научная новизна заключается в проведении анализа внешнего гоударственного долга, нахождении недостатков и путей их решения в системе управления внешним долгом Республики Беларусь.

Актуальность заявленной темы обусловливается необходимостью поиска системы управления внешним государственным долгом для Республики Беларусь как одной из главных задач на сегодняшний день. Важность поиска объясняется тем, что с каждым годом наблюдается рост валового внешнего долга государства. При этом мы можем наблюдать, что некоторые из показателей обслуживания внешнего долга фактически достигли пороговых значений.

Целью статьи является рассмотрение внешнего государственного долга как экономической категории, анализ управления внешним государственным долгом Республики Беларусь, а также нахождение недостатков в системе управления внешним государственным долгом Республики Беларусь и обнаружение возможных способов её улучшения.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи изучения управления внешним государственным долгом Республики Беларусь:

* Осуществить общую и всестороннюю характеристику понятия внешнего государственного долга;

* Проанализировать управление внешним государственным долгом Республики Беларусь;

* Определить особенности в системе управления внешним государственным долгом Республики Беларусь;

Предметом исследования является управление внешним государственным долгом Республики Беларусь.

Объектом исследования - деятельность государства в лице уполномоченных государственных органов по управлению внешним государственным долгом РБ.


Вопросам формирования управления и внешним государственным долгом уделяется особое внимание во многих странах. Республика Беларусь не является исключением, поскольку построение грамотной и эффективной системы управления внешними государственными обязательствами является одним из ключевых аспектов в функционировании всей экономической системы страны и её конкурентноспособности на мировом рынке.

Валовой внешний долг Республики Беларусь - это невыплаченная сумма фактических текущих и необусловленных обязательств, представляющая собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами [1].

Система управления государственным внешним долгом заключается в оптимизации его структуры и динамики.

Цель системы управления состоит в поддержании внешнего государственного долга на безопасном уровне для страны, минимизации рисков невыполнения обязательств перед иностранными кредиторами, а также формирование положительной кредитной истории страны [2].

Для определения специфики системы управления внешним государственным долгом Республики Беларусь проведём анализ его структуры. На рисунке 1 структура валового внешнего долга за 2016 и 2017 гг.

 

Рисунок 1 – Структура валового внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения на 1 января 2016-2017 гг., %

Примечание – собственная разработка на основании источника [1].

На 1 января 2017 г. валовой внешний долг Республики Беларусь составил 37567,4 млн. долларов США, что на 691,1 млн. долларов (или 2,2%) меньше по сравнению с 1 января 2016 г (на 1 января 2016 года объём валового внешнего долга составил 38 258,5 млн. долларов США).

На 1 января 2016 г. краткосрочные обязательства сроком на  1 год и менее составили 29,98% от общего объёма внешних долговых обязательств. На 1 января 2017 г. произошло снижение объёма краткосрочных обязательств на 1,68%,  до величины 10632,8 млн долларов США в общем объёме валового внешнего долга Республики Беларусь. Долгосрочные обязательства сроком свыше 1 года (с учётом межфирменного кредитования)  на 1 января 2017 г. сложились в размере 26934,6 млн долларов США или 71,70% от общего объёма, что на 1,68% больше по сравнению с 1 января 2016 г.

Анализ структуры не показывает полной картины ситуации с внешним долгом в Республике Беларусь, проведем анализ динамики внешнего долга за период 2013-2016 гг. (Таблица 1).

Таблица 1 – Динамика валового внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения на период 2013-2016гг., млн. долларов США.

Показатель

На 1 января 2014 г.

На 1 января 2015 г.

На 1 января 2016 г.

На 1 января 2017 г.

Валовой внешний долг Республики Беларусь

39 621,1

40 023,8

38 258,5

37 567,4

Краткосрочный  (по остаточному сроку погашения)

15 641,3

14 524,4

11 469,6

10 632,8

Долгосрочный  (с учётом межфирменного кредитования)

23 979,8

25 499,4

26 788,9

26 934,6

Примечание – собственная разработка на основании источника [1].

На 1 января 2014 г. внешние обязательства Республики Беларусь сложились в размере 39621,1 млн. долларов США. В течение 2014г. произошёл незначительный рост валового внешнего долга на 402,7 млн. долларов США (или 1,02%) до уровня 40023,8 млн. долларов США. За 2015 г. незначительные снижения внешних долговых обязательств республики – по сравнению с 2015 годом в 2016 году на 1765,3 млн. долларов США (или 21,3%) и также с 2016 года по 2017 года ещё на 691,1 млн. долларов США. Валовой внешний долг Республики Беларусь сформировался на 1 января 2017 г. в размере 37567,4 млн. долларов США.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о снижении краткосрочных внешних долговых обязательств сроком 1 год и менее – с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. на 1116,9 млн. долларов США; с 01.01.2015 г. по 01.01.2016 г. на 3054,8 млн. долларов США; с 01.01.2016 г. по 01.01.2017 г. на 836,8 млн. долларов США.

Внешние долговые обязательства в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2016 г. снижались, а вот в период с 01.01.2016 г. по 01.01.2017 г. незначительно выросли на 145,7 млн. долларов США и на 01.01.2017 г. составили 26934,6 млн. долларов США.

Одним из основных недостатков в системе управления внешними долговыми обязательствами является отсутствие законодательной базы, определяющей сферу совокупного внешнего долга. Поэтому её формирование позволит максимально чётко определить границы полномочий органов Правительства, деятельность которых непосредственно связана с управлением внешним долгом.

Негативное воздействие оказывает также отсутствие единой системы учёта долговых обязательств. Она может быть решена путём создания единой учетной методологии, интегрированной базы данных и учетного центра по внешнему государственному долгу республики, которая позволит более оперативно получать достоверную информацию о внешнем государственном долге на практике и в результате повысит качество управленческих решений.

Неотработанная система продолжительной взаимосвязи системы управления внешним государственным долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой отрицательно влияет на систему управления внешним государственным долгом, что представляет собой один из основных факторов прироста внешних займов страны. Поэтому монетарную и фискальную политику необходимо разрабатывать в тесной связи с политикой управления внешним государственным долгом, находя более оптимальные пути реализации мероприятий по достижению намеченных результатов.

Таким образом, для оперативной и эффективной системы управления внешним государственным долгом существует необходимость в формировании оптимизированной модели, которая будет чётко устанавливать границы деятельности органов, осуществляющих управление внешним государственным долгом. Также уместно было бы рассмотреть вопрос о возможности концентрации функций управления валовым внешним долгом в руках единого государственного органа, который будет наделён необходимыми полномочиями.

Библиографический список:

1. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за 2016 год / [Электронный ресурс] Национальный банк Республики Беларусь – Режим доступа: https://www.nbrb.by/publications/BalPay/BalPay2016.pdf - Дата доступа: 06.04.2017
2. Концепция управления валовым внешним долгом Республики Беларусь : Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.05.2011 № 574/12 [Электронный ресурс] Совет министров Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/filea5d4324e022a508e.PDF - Дата доступа: 07.04.2017




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх