Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Социология
Размещена 13.05.2017. Последняя правка: 12.05.2017.
Просмотров - 2791

ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ)

Львова Александра Витальевна

магистрант

Тульский государственный университет

Социология и политология

Есина Татьяна Алексеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социология и политология», Тульский государственный университет


Аннотация:
Данная статья отражает современное состояние института приёмной семьи как социального института. Особое внимание уделяется главным проблемам, препятствующим успешному становлению института приёмной семьи в обществе.


Abstract:
This article reflects the current state of the foster family institution as a social institution. Special attention is paid to the main issues hindering successful development of the foster family institution in society.


Ключевые слова:
приёмная семья; социальный институт; общество; ценности.

Keywords:
the foster family; social institution; society; values.


УДК 316.35.023.4

Введение. В настоящее время российское общество переживает период  политической, экономической и социальной нестабильности. В связи с этим обостряется проблема воспитания и содержания детей, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Количество детей, лишенных родительской опеки и детей-сирот, в России остаётся значительным, хотя большинство устроены в детские дома и интернаты.

Актуальность. Одной из насущных проблем государства и общества является социальное сиротство и его последствия. Её решение является крайне важным для успешного развития современной России.  Собственный дом и благоприятные для ребёнка условия жизни способны создать приёмные родители, так как именно приёмная семья максимально приближает к реальности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В такой семье у ребёнка формируются необходимые навыки преодоления сложных жизненных ситуаций, надёжная психологическая защита, и, что немаловажно, традиции семейной культуры, ценностные  установки на последующее создание собственной семьи.

Цель. Осуществить целостный социологический анализ состояния института приёмной семьи и перспектив его развития в современном российском обществе для выработки соответствующих рекомендаций по оптимизации данного процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть социальную роль приёмной семьи в современном обществе через характеристику её основных функций;
  2. На основе социологических  исследований охарактеризовать состояние института приёмной семьи в Тульском регионе;
  3. Обосновать пути совершенствования института приёмной семьи в Тульской области.

Новизна: В результате проведенных  исследований определены характерные особенности состояния института приёмной семьи в Тульском регионе и его перспективы. Вместе с тем, в работе обоснованы рекомендации по оптимизации социально-демографической  региональной политики в отношении приёмных семей.

В современном обществе социализация ребёнка может успешно осуществляться только в полноценной семье. Такие учреждения как детские дома и интернаты не могут в полной мере обеспечить благоприятные условия для социализации детей, поскольку именно общение ребёнка с родителями играет важнейшую роль на этапах первичной и вторичной социализации. Многими учеными доказано, что дети, которые воспитываются в семьях, где их развитию уделяются значительное время и внимание, оказываются более адаптированными к социальным реалиям современного общества, чем те, кто проживает в интернатах.

По данным Министерства социального развития Тульской области уровень устройства детей-сирот на воспитание в семьи граждан ежегодно возрастает. Если на начало 2012 года было 5569 детей-сирот, то в 2015 – 4606, а на 1 апреля 2016 года количество сократилось до 4242 человек,  что показывает сокращение уровня социального сиротства в регионе более чем на 18% [1, с. 7]. Из этого следует, что приёмные родители стали активнее брать под своё попечение новых детей. Значительно сократилось количество детских домов, некоторая часть из них переориентирована в другие социальные учреждения [2].

В целях популяризации семейного устройства детей, лишенных родительского попечения, совместно со средствами массовой информации осуществляется подготовка и публикация соответствующих материалов. На сайтах Министерства образования и науки РФ, Первого канала телевидения, ГРК Радио России, благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам», благотворительного фонда «Измени одну жизнь» публикуются фотографии и сведения о детях, нуждающихся в передаче на воспитание в семью.

В целях ранней профилактики семейного неблагополучия, подготовки подростков к семейной жизни и сознательному родительству министерством образования Тульской области при участии уполномоченного по правам ребёнка в Тульской области проведена работа по подготовке и реализации регионального проекта «Основы семейной жизни». В учебно-тематический план курса вошли три основных раздела: «Семья как социальный институт», «Я и семья», «Психологический микроклимат в семье». Для определения приоритетных задач региональной социально-демографической политики по данному вопросу большое значение имеют социологические исследования, на основе которых можно принимать аргументированные решения, корректировать финансовую и организационную поддержку  работы с приёмными семьями.

Осенью 2016 года был проведен экспертный опрос для выяснения состояния института приёмной семьи в Тульской области. Были выяснены мнения сотрудников социальных служб, администрации и специализированных центров по работе в сфере семейных отношений – юристов, педагогов и психологов.  По результатам исследования лишь 8 специалистов из 35 признают актуальность проблемы сиротства в Тульской области, остальные 27 говорят о положительной тенденции снижения количества детей-сирот и увеличения приёмных семей. По словам экспертов, данная форма родительства отличается сложностью требуемых процедур оформления документов для передачи ребёнка в семью.

Вместе с тем, были выявлены главные проблемы, препятствующие успешному становлению  института приёмной семьи. Выяснилось, что наиболее частыми факторами, препятствующими приёму детей из воспитательных учреждений семьями, являются:

  1. Страх перед неизвестной наследственностью отметили 27 экспертов;
  2. Высокая ответственность –22 специалистов;
  3. Негативные стереотипы о детях-сиротах, сформировавшиеся у населения – 17 специалистов;
  4. Отсутствие специальных навыков и знаний по воспитанию детей с особыми потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ) – 12 специалистов.

В свою очередь, среди наиболее распространенных в массовом сознании стереотипов по отношению к детям-сиротам, эксперты выделяют: «Сироты несчастны и недолюблены», «Девиация у детей-сирот в крови», «Дурная наследственность», «Такие дети всегда держатся вместе, ценят своих». Подобные установки содержат негативные оценки, свидетельствуют о наличии серьёзных предрассудков в общественном мнении, когда такие дети воспринимаются как дополнительная нагрузка и угроза для нормального развития социума. Среди мотивов желания взять в свою семью ребёнка на воспитание были выявлены такие как  желание помочь ребёнку-сироте, стремление исправить собственный неудачный родительский опыт,  надежда на помощь и поддержку в старости, готовность кому-либо передать свою нерастраченную любовь, отсутствие собственных детей, решение материальных проблем за счет зарплаты приёмных родителей и другие.

Таким образом, данные статистики свидетельствуют о положительной тенденции снижения численности детей-сирот и увеличения количества приёмных семей в Тульской области. Региональная политика способствует этому путём создания специализированных учреждений, где оказывается социально-правовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и иная консультативная помощь, социального сопровождения приёмных семей; предоставления различного вида льгот и выплат.

Учёными доказано, что проживание ребёнка в закрытом учреждении ограничивает усвоение им социального опыта, существенно снижает количество и качество моделей поведения, доступных для усвоения. Процесс социализации сирот в детском доме характеризуется рядом особенностей - специфическими механизмами адаптивного поведения, наличием комплекса социальной неполноценности. В их формировании большую роль играют микросоциальные факторы, которые значительно отличаются у воспитанника сиротского учреждения. Специфика школ-интернатов состоит в том, что сироты живут, воспитываются и получают образование в одном учреждении, в замкнутом коллективе детей и сотрудников, что требует специальных социально-педагогических программ по их подготовке к  самостоятельной жизни. Кроме того, образовательная программа этих школ-интернатов существенно сокращена (например, из неё полностью изъяты такие предметы как химия, физика, иностранные языки и  др.).

Следовательно, целесообразно привлекать опытных приёмных родителей, имеющих социализировавшихся выпускников-приёмных детей, и развивать в этом направлении институт общественного наставничества, организовывать межведомственное взаимодействие по сопровождению замещающих семей, проводить мониторинг проблем и потребностей приёмных семей,  пропагандировать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  

Заключение: Главной целью комплексной работы современного государства и общества является устройство каждого ребёнка, оставшегося  без родительского попечения, в приёмную семью, где он будет окружен заботой и любовью замещающих родителей, чувствовать семейную поддержку в начале своего жизненного пути.

 

 

Библиографический список:

1. Зыкова Н.А. Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребёнка, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребёнка в Тульской области за 2015 год. 135 с.
2. Пояркова Е.Н. Тульские власти обеспечат всех детей-сирот жильем до 2016 г. [Электронный ресурс]. URL:http://ria.ru/society/20121119/91250411 (Дата обращения 23.04.2017)




Рецензии:

24.07.2017, 15:32 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Необходимо подробно привести методику опроса. Какие вопросы были заданы, почему именно такие и каковы результаты и почему такие. Мне не верится, что основные причины того, что не берут детей именно такие. Напрашиваются минимум еще две. 1. Отсутствие материальной базы. 2. Законодательные сложности усыновления. Об этом в статье не слова. Возможно это и можно публиковать, но только после доработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх