Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Социология
Размещена 25.05.2017. Последняя правка: 26.05.2017.

Психологические теории девиантного поведения

Петрухина Ольга Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Студентка

Токарева Юлия Михайловна, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России


Аннотация:
Статья посвящена исследованию специфики девиантного поведения. Рассматривается психологический подход к изучению девиации. Статья включает описание нескольких теорий и направлений, существующих в области исследования девиантного поведения. Данная статья представляет интерес для специалистов в области социологии девиации.


Abstract:
The article is devoted to the specifics of deviant behavior. In the work it is considered the psychological approach to the study of deviance. The article includes a description of several theories and tendencies that exist in the study of deviant behavior. This article is of interest to specialists in the sphere of the sociology of deviance.


Ключевые слова:
девиантное поведение; психологический подход; теория; личность; социальные нормы.

Keywords:
deviant behavior; psychological approach; theory; personality; social norms.


УДК 316

Введение

Девиантное поведение обычно рассматривается с нескольких сторон. Во-первых, девиантным поведением называют некие человеческие действия, не соответствующие фактически сложившимся в обществе стандартам. Во-вторых, девиантное поведение определяют, как социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческой деятельности и не соответствует официально установленным в обществе нормам.
Не только угнетающие социальные условия и дезадаптивные биологические особенности человека повышают вероятность формирования девиантности. Гораздо большее влияние на развитие девиации оказывают психологические особенности людей.

Актуальность и практическая значимость работы обусловлена недостаточной изученностью возникновения внутренних противоречий социальными и биологическими теориями, поскольку действительными причинами отклоняющегося от нормы поведения выступают личностные особенности и психологические механизмы девиантности.

Цель: изучение психологических теорий девиантного поведения.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме;
  • Исследовать общие закономерности всех теорий;
  • Сделать вывод о значимости психологических теорий девиантности.

Научная новизна статьи в том, что в наши дни приоритетным развитием считается именно психологический подход к девиантному поведению. Но в рамках данного подхода объединяются множество различных теорий, направлений и взглядов на природу девиантности, и все вышеперечисленное интегрирует общее представление о ведущей роли личности. В своей статье же я рассмотрю лишь часть теорий, показав, на мой взгляд, наиболее важные направления, объясняющие суть девиантной личности.

Основная часть

Виктор Франкл наряду с другими психологами вывел в своё время новое смысловое поле психологии, связанное с усвоением моральных норм. Это поле получило название экзистенциально-гуманистического направления. Специфическими человеческими характеристиками называют, в первую очередь, духовность, свободу и ответственность. Духовность человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей. Проблемы поведения, называемые девиацией, тем или иным образом, связаны с дефицитом вышеуказанных качеств (как правильно, с проявлениями бездуховности). Согласно В. Франклу основная мотивация людей – это стремление к смыслу, без которого попытки выживания в некоторых ситуациях просто невозможны. Тогда позиция девиантной личности выступает предопределенной. То есть человек не рассматривает себя как режиссера своей судьбы, вследствие чего он не сопротивляется различным (природным, социальным и психологическим) детерминантам определять свой жизненный путь. Люди, не имеющие высокой цели в жизни, с большей степенью вероятности станут искать смысл в наркотиках, алкоголе или беспорядочных половых связях. Ещё одним примером могут быть криминальные группировки, члены которых думают лишь о собственной выгоде, не обращай внимания на то, какими средствами она будет получена.

К рассмотренному разделу психологии тесно примыкают гуманистические теории, в частности, клиент-центрированная психология Карла Роджерса. Главное место в ней занимают понятия самости и самоактуализации. Карл Роджерс рассматривает самость в качестве организованного гештальта, образа своего «Я», вечно находящегося в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самоактуализация же объясняется как определенное стремление личности к росту и развитию. У девиантной личности процесс самоактуализации заблокирован. Преградой могут служить как искаженные представления о самом себе (неверный гештальт), так и противоречивый опыт, некий внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок окружающего общества. К примеру, такая сексуальная девиация как нарциссизм, проявляющаяся в виде самолюбования, завышенной самооценки, повышенного интереса к собственной внешности и телу, чаще всего возникает в результате искаженного образа своего «Я».

По мнению Эриха Фромма, желая установить гармонию между собой и природой, человек вынужден преодолевать различные противоречия, не зависящие от его воли: конфликт стремления к реализации всех возможностей и недостатком средств для их осуществления; противоречия между чувством одиночества и чрезмерной связанности с другими людьми в обществе. Человек не способен устранить все объективные противоречия, но может по-разному на них реагировать; кто-то «бежит от свободы», кто-то связывается с миром через любовь и труд. Некоторые личности отказываются от собственного «Я», тогда крайним выражением становится садомазохистский комплекс. Некоторые полностью усваивают тот тип личности, который предлагает им социум, утрачивая индивидуальность. А некоторые отчуждают мир через его разрушение. В отличие от садизма, такая разрушительность не стремится к господству, но она превращает все живое в мертвое. Кто не слышал о российском художнике Петре Павленском? Нельзя назвать его выходки современным искусством, скорее это девиация, выраженная в бунте. Но что могло стать причиной этого? Думаю, он просто не может преодолевать противоречия, которые встречаются у него на жизненном пути.

Фриц Риман связывает различные типы личности (в том числе и девиантную) с характерными личностными страхами и соответствующей реакцией на них. Такой взгляд основывается на четырех типах личностных страхов, с которыми сталкивается каждый человек в течение всей жизни. Это страх потери своего "Я", одиночества, страхи перед изменением и неизменностью. Можно заметить, что все они носят, как правило, парный характер - первый со вторым и третий с четвертым – (несмотря на противоположность видов). Указанные виды страха-  индикатор духовной и интеллектуальной зрелости личности. В случаях девиации реакция на эти страхи нарушена. 

Психодинамически ориентированная индивидуальная психология Альфреда Адлера - одна из наиболее популярных в наши дни. Адлер сделал акцент на то, что в детстве человек переживает собственную слабость и беспомощность, на основе которых формируется чувство неполноценности, которое в дальнейшем можно компенсировать. При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности. Случаи нарушенного поведения в данном случае не редкость. Зачастую в коллективах встречаются такие конфликтные люди, которые постоянно всех задевают, указывая на недостатки человека. Психологами давно доказано, что это люди с комплексом неполноценности. В качестве девиантной личности можно указать террориста, являющегося хорошим примером сочетания ненормальной установки и непреодоленного комплекса неполноценности.

Стоит кратко упомянуть и экологическую теорию. Она рассматривает взаимодействие системы человек-среда. Такая девиация как преступность может возникать тогда, когда отсутствует определенная стабильная нормативно-ценностная система с поддерживающими социальными институтами. В качестве примера возьмем некий городской район, где из-за высокой степени миграции населения не успевают образовываться устойчивые соседские общины, которые могли бы осуществлять эффективный неформальный контроль поведения людей.

Когнитивное направление, во главе которого стоял Аарон Бек, и рационально-эмотивная теория Альберта Эллиса берет за основу нарушенного поведения неприспособленные мыслительные схемы людей. Интерпретация стрессовых ситуаций и тревожных состояний в целом определяет поведение человека. К примеру, при депрессии печаль преобразуется в чувство всеобщей потери и поражения. На уровне поведения в данном случае возникает отказ от активности и динамики. Другая ситуация может восприниматься чрезмерно угрожающе, что спровоцирует чувство тревоги, а затем — агрессию или избегание. Все маньяки когда-то сами были жертвами каких-то обстоятельств. Это либо недолюбленные дети, либо мстительные взрослые. Но все их поступки- это результат той самой неверной интерпретации какого-то стресса.

Формируется мнение, что отдельные научные направления и теории, объясняющие девиантное поведение, в целом не противоречат друг другу, а взаимно дополняют общую картину представлений. Можно заметить, что в результате мы не обнаружили определенной линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо одним конкретным механизмом.

Вывод

Отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов — биологических особенностей, социальных условий и психологических причин. Стоит отметить, что психологические причины в основном преобладают над остальными факторами, влияющими на формирование такого поведения. Оно может быть следствием бездуховности, формироваться в результате отсутствия целей в жизни или под влиянием искаженных представлений о самом себе и окружающем мире. Продолжать этот перечень можно долго. Психологических причин, безусловно, много. Именно поэтому стоит задумываться о таких тонкостях девиации хотя бы с той целью, чтобы искореняя определенные ситуации, оказывающие негативное влияние на поведение людей, потенциальных преступников становилось со временем меньше, а искусство оставалось искусством со своей моралью. 

Библиографический список:

1. Можаров Н. С. Асоциальное поведение в детском возрасте: биопсихосоциальная концепция // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. - С. 100.
2. Можаров Н. С. Влияние перинатальных факторов на формирование девиантного поведения детей и подростков // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. - С. 94.
3. Оруджев Н. Я. Кататимно-имагинативная психотерапия девиантного поведения у подростков // Инновационные достижения фундаментальных и прикладных медицинских исследований в развитии здравоохранения Волгоградской области : матер. 57-й регион. науч.-практ. конф. - Волгоград, 2010. - С. 186-187.
4. Оруджев Н. Я. Особенности перинатального периода у детей и подростков с девиантным поведением // Волгоградский государственный медицинский университет. Сборник трудов научно-практической конференции профессорско-преподавательского коллектива, посвященной 80-летию Волгоградского государственного медицинского университета. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2015. - С. 160-162.
5. Хвостунов К. О. Социальная работа с молодежью в контексте демократизации отечественной педагогики и образования [Текст]: монография / Хвостунов К. О., Латышев Д. В., Чижова В. М.; Минздравсоцразвития РФ, ГОУ ВПО ВолГМУ . - Волгоград : РRosto , 2008 . - 208 c. . - Библиогр.: с. 182-202




Рецензии:

25.05.2017, 21:13 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это реферат, причем плохой. Ничего нового в этом нет, теории не все. Например ценностной теорией о которой я писал (да и не только я) тут нет. Экологической тоже нет. К публикации не рекомендуется.

26.05.2017 18:18 Ответ на рецензию автора Петрухина Ольга Андреевна:
Уважаемый, Леонид Борисович, спасибо, что уделили своё внимание моей работе! Во введении я указала, что "в статье рассмотрю лишь часть теорий, показав, на мой взгляд, наиболее важные направления" (в этом и есть отчасти моя научная новизна). Именно поэтому были представлены не все теории. Я очень старалась, но это моя первая работа, поэтому, видимо, не всё так гладко. Вы посчитали, что материала недостаточно-я дополнила,добавив пару теорий. Мой взгляд в отношении теорий Вас не удивил лишь потому что я солидарна с авторами, ранее затрагиваемыми психологические теории девиации. Большое спасибо за замечания, постараюсь исправиться!

28.05.2017, 14:53 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Уважаемая Ольга Андреевна. Основная беда Вашего текста вовсе не в том, что там изложены все теории, или не все теории. А в том, что научная статья предполагает наличие какой-либо новизны. А Ваша тема априори такой новизны не предполагает, Вы все равно будете писать о том, что уже говорили другие. Это хорошая тема для реферата, но я теряюсь в догадках что же нового можно написать о психологических теориях объясняющих девиантное поведение.
30.05.2017 19:19 Ответ на рецензию автора Петрухина Ольга Андреевна:
Действительно, Вы правы. Очень жаль, потому что данная тема была мне очень интересна в плане её изучения и написания работы.

30.05.2017, 23:43 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Попробуйте дать критический анализ изложенных теорий и дать их сравнительную характеристику и изложите ваш взгляд, какой теории придерживаетесь лично Вы и почему. Тогда на мой взгляд наука там будет. Но сделать это для студента будет не просто.
31.05.2017 16:16 Ответ на рецензию автора Петрухина Ольга Андреевна:
Большое спасибо Вам за совет!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх