Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №45 (май) 2017
Разделы: Менеджмент, Экономика
Размещена 29.05.2017. Последняя правка: 29.05.2017.

Дебиторская задолженность: инструкция по оптимизации

Черникова Алина Игоревна

Бакалавр экономических наук

Самарский Государственный Экономический Университет

Магистрант (действующий)

Вишнякова Ангелина Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладного менеджмента


Аннотация:
Возможность предоставлять товары и услуги на условиях отсрочки платежа всегда является важным конкурентным преимуществом. Однако, дебиторской задолженности, как впрочем, и другим активам предприятия, необходимо постоянное управление и мониторинг.для эффективного использования. В ситуации экономического кризиса многие предприятия сталкиваются с разного рода проблемами по нехватки оборотных средств. В этой статье сформулированы несколько шагов, которые помогают повысить эффективность управления дебиторской задолженностью.


Abstract:
The ability to provide goods and services on a deferred payment basis is always an important competitive advantage. However, receivables, as well as other assets of the enterprise, need constant management and monitoring for effective use. In a situation of economic crisis, many enterprises are faced with various kinds of problems in the shortage of working capital. In this article, several steps are formulated that help improve the management of receivables.


Ключевые слова:
оптимизация; дебиторская задолженность; отсрочка платежа; бизнес; стратегия.

Keywords:
optimization; accounts receivable; deferred payment; business; strategy.


УДК 338.2

Введение:
С переходом экономики России на рыночные отношения одной из проблем стало обеспечение эффективного управления оборотными средствами на уровне предприятий.  Дебиторская задолженность занимает существенную долю в общей сумме оборотных средств у большинства организаций, поэтому важно уделять внимание управлению этим видом активов. В современных реалиях рынка субъекты финансово - хозяйственной деятельности довольно часто сталкиваются с проблемами возникновения дебиторской задолженности и, как следствие, ее взыскания. Этот процесс обусловлен наличием сильных рисков при проведении взаиморасчетов между контрагентами по результатам хозяйственных операций. К появлению дебиторской задолженности  приводит наличие договорных отношений между контрагентами, когда момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) и их оплата не совпадают по фактору времени. Актуальность данной темы в том, что одной из главных задач финансового менеджмента на предприятиях является эффективное управление дебиторской задолженностью, которое должно быть направлено на оптимизацию ее размера, обеспечение своевременной уплаты долга, а также на изменение структуры дебиторской задолженности и ее рефинансирования. Научная новизна данной статьи в том, что я разрабатываю определенную комплексную инструкцию по тому, как нужно оптимизировать работу с просроченной дебиторской задолженностью, которая будет давать эффект на практике.

Для того, чтобы добиться главной цели данной статьи, а именно определить, как и какими методами можно эффективно управлять дебиторской задолженностью на предприятии, важно выполнить следующие задачи:

  • Определить что такое дебиторская задолженность  и ее роль в жизни фирмы;
  • Выявить основные причины просрочки платежей и возникновения дебиторской задолженности;
  • Составить инструкцию по оптимизации дебиторской задолженности.

Для большинства компаний дебиторская задолженность  является результатом ведения бизнеса, что приведет к оплате клиентов за купленный товар или оказанную услугу. Однако у компании может отсутствовать  явная стратегия по управлению дебиторской задолженностью. Предприятие теряет деньги, не зная, что причинами могут быть несвоевременное отслеживание оплат, слабый или несуществующий процесс разрешения спора по вопросам отсрочки платежей и многие другие. Управление дебиторской задолженностью является одной из самых распространенных причин дефицита денежных средств.[1]

Дебиторская задолженность входит в тройку самых крупных активов компании. Согласно недавнему исследованию, каждый третий малый бизнес борется за то, чтобы собирать платежи от клиентов, в то время как целых 43% имеют текущие счета, свыше 90 дней просрочки. В долгосрочной перспективе, компаниям, которые не могут получить оплату от своих клиентов вовремя, вынуждены брать определенные суммы из своих денежных резервов или обращаться к внешнему финансированию. В результате, владельцы имеют меньше денег на руках, чтобы управлять операциями, платить работникам вовремя и в конечном итоге эффективно развивать собственный бизнес.

Управление дебиторской задолженностью организуется в рамках процесса управления финансами и состоит из планирования, учета и контроля. Предоставление отсрочек - это дополнительный бонус, который получают клиенты фирмы. Но важно понимать, что оказывать её имеет смысл только для самых важных контрагентов, целевых, не распыляя ресурсы предприятия на другие непроверенные сегменты рынка. Есть некоторые способы для компании улучшить состояние своей дебиторской задолженности и увеличить в итоге общий денежный поток. [2]

  1. Компании необходимо учитывать свои маркетинговые приоритеты при работе с задолженностью. Такая методика должна учитывать три важных фактора: прогноз динамики ёмкости рынка, итоговые результаты компании в прошлом периоде и приоритетные цели, которые компания ставит перед собой на будущий период. [9]
  2. Дебиторскую задолженность нужно учиться планировать и измерять. Данную проблему должно помочь решить своевременное снабжение информацией для планирования и контроля.
  3. Важно соблюдать  процедуру принятия решения о предоставлении отсрочки новому клиенту. Всегда начинайте с проверки его соответствия установленным критериям. Этому может способствовать различные системы проверки контрагентов, например платная платформа «Контр.Фокус». Отделу по экономической безопасности предоставляется полный отчет по нынешнему состоянию компании, по которому можно сделать вывод стоит ли допускать отсрочку платежа или же нет. [3]
  4. Поддерживайте здоровые рабочие отношения и заводите устойчивые связи с самого начала. Если вы хотите избежать просрочек, стремитесь также и сами выполнять свои обязательства вовремя, развивайте тесные рабочие отношения со всеми своими бизнес-клиентами. Также просто сделайте несколько личных звонков в финансовые отделы.
  5. В наш век технологий, некоторые фирмы, к сожалению, до сих пор используют обычную почту РФ для отправки срочных документов. Если же вы хотите ускорить процесс выставления счетов-фактур, то можно рассмотреть возможность их отправки по электронной почте, используя некий шаблон. В то время как отправка обычной почтой может привести к тому, что ваши счета-фактуры будут отложены еще на несколько дней.[4]
  6. Предлагайте несколько методов оплаты по счетам. Если вы хотите, чтобы вам платили вовремя, то дайте вашим клиентам как можно больше вариантов, например, некоторые предпочитают оплачивать счета через PayPal или с помощью кредитной карты. Кроме того, вы, возможно, захотите рассмотреть вопрос об использовании электронного перевода средств (ППТ), которая позволяет клиентам совершать переводы со своего банковского счета на ваш при наличии необходимых реквизитов.
  7. Управление дебиторской задолженностью может занять много времени и энергии. Одним из вариантов сокращения рабочей нагрузки при повышении денежного потока является найм аудиторской компании для обработки ваших финансов.[6]
  8. Изначально установите четкие правила и информируйте Ваших клиентов о всех деталях, прежде чем подписывать какие-либо соглашения.
  9. Тщательно подготовьте и проверьте необходимый пакет документов, сопровождающих сделку.
  10. Разработайте и внедрите программу по работе с просроченной задолженностью.. Сама по себе она может варьироваться в зависимости от ряда обстоятельств, но принципы ее построения не должны быть изменены, а именно:
  • Все действия вашей компании по реализации процедуры взыскания задолженности должны немедленно доходить до высшего руководства компании-должника.
  • Для каждой категории клиентов должна быть придумана система санкций, которая варьируется в зависимости от суммы долга и длительности просрочки платежа. [6]
  • При ухудшении ситуации по работе с компаней-должником, должен привлекаться более высокий уровень лиц, принимающих решения.
  • Обязательно фиксируйте все факты контактов и переговоров.

В данном бизнес-процессе взыскания задолженности должно быть зафиксировано решение одного главного вопроса: продолжать или нет отгрузки при наличии просроченной дебиторской задолженности.

Необходимо отметить, что динамика и структура дебиторской задолженности во многом определяется эффективностью мониторинга и контроля за исполнением платежных поручений. Важно учитывать все промежуточные итоги по предварительному, текущему и последующему контролю за дебиторской задолженностью. [8]

Предварительный контроль:

  • Определение возможности коммерческого кредитования
  • Формирование кредитной политики предприятия
  • Разработка платежного календаря  и др.

Текущий контроль:

  • Незамедлительная отгрузка покупателю
  • Напоминание дебиторам о сроках погашения
  • Контроль поступления денежных средств и др.

Последующий контроль:

  • Сопоставление плановых и фактических показателей дебиторской задолженности
  • Оценка влияния дебиторской задолженности на общее финансовое состояние
  • Корректировка бюджета и др. [7]

Соответственно все предложенные мероприятия и шаги исключительно индивидуально для различных предприятий. Главное найти верные именно для вашей фирмы, составить прогноз для ситуации в будущем, какое вероятностное значение дебиторской задолженности может быть у вас, как эффективно высвободить свободные денежные средства и не допустить появления безнадежных долгов.[10]

Заключение: Анализ дебиторской задолженности позволяет сделать вывод, имеет ли предприятие проблемы с дебиторами. Главным же вопросом становится - присутствует ли рост просроченной задолженности. Эффективное управление дебиторской задолженностью требует применения системного и комплексного подхода, который нельзя свести к решению каких-либо проблем, взятых отдельно. Для эффективного усиления контроля за дебиторской задолженностью целесообразно разрабатывать и утверждать регламент об управлении и своевременном контроле за ней, в котором следует подробно расписать алгоритм работы с задолженностью. Он должен ориентироваться на своевременное обнаружение просроченной задолженности, процедуры по ее взысканию и назначение ответственных лиц за выполнение вышеуказанных мер. 

Таким образом, любая работа, которая связана с дебиторской задолженностью, требует разработки регламента принятия решений более детализировано, позволяющего оценить выгоду и риск, а также сравнить их между собой.

Библиографический список:

1. Артеменко В. Г., Остапова В. В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. – 5-е изд., переизд. – М.: Омега – Л, 2013.
2. Бабичев С.Н., Лабзенко А.А. Факторинг.- М.: Издательство: Маркет - ДС.2011.
3. Войко А.В. «Оценка влияния дебиторской задолженности на формирование финансовых результатов предприятия» // Финансовый менеджмент. -2010. -№ 4.
4. Жикин A.B. Роль факторного анализа в обосновании потребности предприятия в управлении дебиторской задолженностью // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2011. -№ 1.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Н.П. Кондраков. - 7-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
6. Петров А. М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности // Современный бухучет, 2014. - № 9.
7. Рогова Е.М., Афанасьева А.М. Управление дебиторской задолженностью предприятий машиностроительного комплекса. –pСПб., 2015.
8. Соколова Н. А. Управление дебиторской задолженностью: способы истребования обязательств // Бухгалтерский учет, 2015. - № 9.
9. Стражев В.И. Теория бухгалтерского учета.-M.: Издательство: Высшая школа.2012.
10. Сутягин В. Ю.Дебиторская задолженность: учет, анализ, оценка и управление: Учебное пособие / В.Ю. Сутягин, М.В. Беспалов. - М.: ИНФРА-М, 2014.




Рецензии:

29.05.2017, 17:40 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Статья хорошая, рекомендую к публикации. С уважением Боровский В.Н.

31.05.2017 7:07 Ответ на рецензию автора Черникова Алина Игоревна:
Очень приятно, спасибо!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх