Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 26.05.2017. Последняя правка: 26.05.2017.

Оптимизация затрат в ОАО «РЖД» в условиях валютного кризиса

Малевич Владимир Дмитриевич

ФГБОУ ВО Уральский Государственный Университет путей сообщения

Студент

Пономарева Мария Сергеевна, старший преподаватель, Уральский Государственный Университет Путей Сообщения


Аннотация:
Данная статья посвящена изучению деятельности компании ОАО «РЖД» по оптимизации затрат.


Abstract:
This article is devoted to the study of the effectiveness of the company's activities by JSC Russian Railways.


Ключевые слова:
Оптимизация; затраты; кризис; санкции; инфляция; прибыль; реальный доход.

Keywords:
Optimization; costs; crisis; sanctions; inflation; profit; real income.


УДК 33

Актуальность. В условиях валютного кризиса и уменьшения реальных доходов населения спрос на услуги ОАО «РЖД» значительно снизился, как по грузовым перевозкам, так и по пассажирским. В данных условиях сложно увеличить прибыль, поэтому важным аспектом деятельности компании становится грамотная и эффективная оптимизация расходов.

Цель – изучить деятельность компании ОАО «РЖД»  по оптимизации затрат.

Задачи:

1 Охарактеризовать особенности валютного кризиса.

2 Рассмотреть конкретные действия компании и их эффективность.

Научная новизна заключается в систематизации принятых ОАО «РЖД»  мер по оптимизации затрат.

 В ходе хозяйственной деятельности организация осуществляет различные затраты, например, материальные, трудовые, финансовые. Вся сумма расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию – это и есть затраты. Они, приведенные в стоимостном эквиваленте, являются по факту себестоимостью и должны включаться в стоимость продукта.

После введения экономических санкций в отношении России из-за событий на Украине, а также стремительного снижения мировых цен на нефть, экспорт которой в значительной степени формирует бюджет России, курс российского рубля  резко упал по отношению к иностранным валютам.

Эти факторы привели к валютному кризису, который вызвал рост инфляции. Из-за высокой инфляции снизился потребительский спрос, что привело к экономическому спаду и росту уровня бедности[1].

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подтвердил заявление Центрального банка РФ от 31 октября 2014 года, о ослаблении рубля в результате снижения цен на нефть и введением экономических санкций в отношении России [2]. Введение Россией контрсанкций привело только к еще большему увеличению инфляции в конце года [3].

В условиях валютного кризиса и уменьшения реальных доходов населения спрос на услуги ОАО «РЖД» значительно снизился, как по грузовым перевозкам, так и по пассажирским. В данных условиях сложно увеличить прибыль, поэтому важным аспектом деятельности компании становится грамотная и эффективная оптимизация расходов.

ОАО «РЖД» реализовало все необходимые меры по сокращению затрат, в том числе проведено ужесточение удельных норм расхода топливно-энергетических ресурсов, совершенствование технологии работы, оптимизация численности, перенос индексации заработной платы на более поздний период, снижение объемов капитального ремонта.

Так, общий объем оптимизации расходов ОАО «РЖД» в 2014 году оценивается в размере 85,5 млрд рублей, в том числе за счет:

– оптимизации численности персонала на 3 %, переноса индексации заработной платы на более поздний период, снижения сумм отчислений в НПФ, а также применения режимов неполного рабочего времени (27,9 млрд рублей);

– продолжения работы по дальнейшему росту внутренней эффективности, в том числе за счет проведения жесткой ценовой политики, рационального использования материалов, а также снижения административных расходов (общехозяйственные договоры, командировочные расходы, расходы на услуги связи, коммуникационную и выставочную деятельность) (20,8 млрд рублей);

– формирования «отложенных» расходов по капитальному ремонту основных фондов (32,7 млрд рублей);

– совершенствования технологии работы, ужесточение удельных норм расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на производственные нужды (4,1 млрд рублей).

В ОАО «РЖД» был задействован режим неполной занятости (52,8 тыс. человек в ноябре против 122,5 тыс. человек в среднем в течение года) [4].

Компания продолжает вести непрерывную работу по минимизации материальных затрат при соблюдении заданных уровня качества продукции и сроков выполнения поставок и гарантирования устойчивости объемов их производства.

На постоянной основе ОАО «РЖД» осуществляет анализ текущих цен, регулярно проводит мониторинг отраслевых рынков, организует переговоры с действующими и возможными поставщиками продукции, для большего снижения уровня цен. Осуществляет поиск дополнительных источников поставок, прорабатывает возможности получения дополнительных скидок на весь ассортимент продукции, поставляемой по долгосрочным контрактам, по которым компания предоставляет поставки контрагентам гарантированного объема и на длительный период времени.

Таким образом, ОАО «РЖД» обеспечивает закупку ТЭР по более низким ценам. Несмотря на изменение рыночных цен, удалось принять меры по заморозке цен на дизельное топливо. В среднем удалось добиться снижения уровня цен на данный вид топливно-энергетических ресурсов в сравнении с официальными индексными показателями, опубликованными Росстатом.

Стоит еще отметить, что в результате снижения мировых цен, как на нефть, так и на нефтепродукты не привело к такому же понижению цен на российском рынке. Это можно объяснить тем, что стабильность экспортного паритета достигается за счет ежегодной индексацией акцизов и падения курса рубля к доллару.  Вместе с тем, в зимний период осуществляется закупка для нужд ОАО «РЖД» специальных (сезонных) марок дизельного топлива, продаваемых нефтяными компаниями по завышенным ценам.

Несмотря на это, в сложной геополитической обстановке, при высокой волатильности мировых цен на нефть, компании удалось осуществить приобретение нефтепродуктов по более низким ценам, так в среднем цены на ТЭР снизились на 2,5 %, по сравнению с их рыночным уровнем за 2014 год.

В результате сокращения расходов по перевозочным видам деятельности на 39,7 млрд руб. к первоначальному плану, компании удалось значительно нивелировать влияние инфляции. Рост себестоимости перевозок составил лишь 7,1 % (при уровне инфляции 15,5 % и индексе цен в промышленности 12,4 %). В результате прибыль от продаж в 2015 году выросла по отношению к 2014 году на 25,1 млрд руб. или на 43 %.

Также Компанией в 2015 году были внесены изменения в учетную политику в части применения учета хеджирования денежных потоков, что позволило существенно снизить влияние изменения курса рубля на финансовый результат за счет отражения значительной части курсовых разниц, возникающих вследствие переоценки валютной части кредитного портфеля, в капитале. Так, за счет применения учета хеджирования денежных потоков из общего объема отрицательных курсовых разниц в 91,8 млрд руб. основная часть (76 %, или 69,7 млрд руб.) была отнесена в добавочный капитал Компании, при этом фактическое отнесение на прибыль составило 22,1 млрд руб.

Предпринятые ОАО «РЖД»  меры по привлечению дополнительных объемов перевозок обеспечили значительно более низкие темпы снижения погрузки, чем падение ВВП и уровня промышленного производства в стране в 2015 году. Погрузка грузов снизилась на 1 % от уровня 2014 года при сокращении ВВП на —3,7 % и объема промышленного производства на —3,4 %. Компании удалось сохранить общий грузооборот на уровне 2014 года (2954,9 млрд ткм), а груженый грузооборот увеличился на 0,3 %.

РЖД сэкономила на закупках за девять месяцев 2016 г. 8 млрд руб., или 3,9 %. В аналогичном периоде 2015 г. показатель составил 3,9 млрд руб., или 1,7 %, отмечает представитель РЖД. Всего за 2015–2016 гг. компания снизила расходы на 100 млрд руб., добавляет он.

4 %-ное сокращение персонала (около 35 000 человек) помогло бы РЖД сберечь еще 25–60 млрд руб., пишет Deloitte. В компании раздут управленческий персонал. Его доля – 35%, тогда как в 2003 г. было 26,5%, констатирует Deloitte. Управленческий аппарат РЖД раздут, соглашается аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Увольнение до 25 000–30 000 лишних управленцев вкупе с автоматизацией операционных процессов позволит сэкономить не менее 20 млрд руб., говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. РЖД и так сокращает персонал, сказал представитель компании: «Среднесписочная численность работников по перевозочным видам деятельности в 2016 г. сокращена на 26 200 человек к уровню 2015 г.».

Более 35 млрд руб. можно сэкономить за счет ревизии масштабных проектов: строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, модернизации БАМа и Транссиба, развития инфраструктуры на подходе к портам Азово-Черноморского бассейна.

Совокупный объем материальных затрат РЖД (материалы, топливо, электроэнергия) по плану в 2017 г. превысит 532 млрд руб., а за счет повышения уровня конкуренции при конкурсных закупках, перехода на закупки топлива напрямую у крупнейших производителей и проч. экономия может составить не менее 16 млрд руб., подсчитал Бурмистров [5].

Заключение. ОАО «РЖД» предприняло большое число мер по оптимизации затрат, что позволило компании не только пережить кризис, но и сохранить спрос на уровне ниже сокращения ВВП. Но в компании остается еще большое число резервов сокращения расходов, такие как оптимизация управленческого персонала и более экономные закупки.    

Библиографический список:

1 Голодец увидела устойчивый рост бедности в России: Госэкономика: Финансы: Lenta.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/10/01/poor/ – Дата обращения (23.05.2017).
2 Сергей Берец, Виктор Нехезин. Медведев: дешевая нефть и санкции уронили рубль. BBC [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/russia/2014/12/141217_russia_rouble_measures – Дата обращения (23.05.2017).
3 О ключевой ставке Банка России. Центральный банк РФ (31 октября 2014). Проверено 25 декабря 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=31102014_133027dkp2014-10-31T13_15_16.htm – Дата обращения (23.05.2017).
4 Оптимизации расходов ОАО «РЖД» в 2014 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ar2014.rzd.ru/ru/financial-and-economic/cost-optimization-activities/ – Дата обращения (23.05.2017).
5 РЖД могла бы снизить расходы на 95–130 млрд рублей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/11/30/667479-rzhd-snizit-rashodi – Дата обращения (23.05.2017).




Рецензии:

27.07.2017, 18:22 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Малевича В. Д. приведены некоторые данные по оптимизации затрат ПАО «РЖД». Однако не очень понятно как это позволило «сохранить спрос на уровне ниже сокращения ВВП». Может быть были снижены тарифы? В статье даже не упоминается, что ПАО «РЖД» является естественной монополией. Как это повлияло на соответствующую деятельность. При ответах на данные вопросы статья Малевича В. Д. может быть рекомендована к публикации. С уважением, С.А. Яцкий.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх