Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №45 (май) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 30.05.2017. Последняя правка: 29.05.2017.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2015-2016 ГГ.

Герасимчик Екатерина Андреевна

Полесский государственный университет

студентка

Новик Татьяна Владимировна, старший преподаватель, кафедра Банковского дела, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье на рассмотрение вынесены показатели реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2015-2016 годы, сделаны соответствующие выводы.


Abstract:
The indicators of the implementation of monetary policy in the Republic of Belarus in 2015-2016 are presented for consideration and the relevant conclusions are drawn in this article.


Ключевые слова:
Регулирование; обменный курс; потребительские цены; денежная масса; активы; пассивы; процентная ставка.

Keywords:
Regulation; exchange rate; consumer prices; money supply; assets; liabilities; interest rate.


УДК 336.76

Актуальность предоставленной темы обоснована тем, что одним из незаменимых критериев стабильного сбалансированного процесса формирования народного хозяйства является составление конкретно выявленной схемы денежно-кредитного регулирования. Монетарная политика, является комплексом процедур, который регулирует нормальную и типичную работу традиционной денежно-кредитной системы для формирования порядка хозяйственной конъюнктуры и достижения целей для наилучшего результата экономического развития страны. В совершенстве денежно-кредитная политика обязана обеспечивать экономический рост, полную занятость, стабильность цен - это ее важные и конечные цели.

Представленные ниже основополагающие тенденции определяют формирование денежно-кредитной сферы:

- урегулирование неустойчивости обменного курса белорусского рубля, который формируется исходя из спроса и предложения иностранной валюты;

- поддержание уровня эффективности, надежности и безопасности платежной системы;

- обеспечение процентных ставок на приемлемом уровне;

- поддержание золотовалютных резервов на экономически безопасном уровне для страны;

- снижение уровня инфляции;

- сохранение сбережений в национальной валюте;

- усовершенствование системы безналичных расчетов по различным платежам;

- стимулирование банков к наращиванию устойчивой ресурсной базы и активному участию в развитии экономики [1].

Развитие индустриальной политики государства представлялось явным увеличением уровня деловой и инвестиционной активной деятельности в большинстве отраслей, замедлением инфляционных процессов, выявлением направленности к номинальной ревальвации белорусского рубля [2].

Прирост индекса потребительских цен за сентябрь 2016 года составил 11,1 % против 11,9 % за сентябрь 2015 г. и 20,1 % за 2014 г. Наблюдается курс на снижение индекса на 0,8 и 8,2% соответственно (рисунок 1).

Меры монетарной политики в 2016 году были направлены на снижение инфляции до 12 %, поддержание стабильности в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке.



Рисунок 1 -
Динамика ценовых индексов в 2014-2016 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка

Акцентируя внимание на монетарных факторах инфляционное давление в этом году шаг за шагом слабеет. Это связано с понижением темпов роста предложения денег и со стабилизацией обменного курса государственной валюты. Тем временем обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю выступает в качестве главного показателя, а к доллару США – индикативного показателя монетарной политики.

Благодаря сравнительно благоприятной внешнеэкономической обстановке и направлению на лимитирование инфляционных процессов курсовой политики, официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю за 2016 г. вырос на 31,4% если сравнивать с аналогичным по времени периодом 2015-го года и на декабрь 2016-го составил 303,4 рубля за 1 российский рубль (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю за 2015-2016 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка

Официальный курс белорусского рубля к доллару США за 2016 г. повысился на 8,6% в сравнении с тем же периодом 2015 года и  на декабрь 2016 г. он составил 19 795 рубля, увеличившись с начала 2016 г. на 6,2%. (рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Официальный обменный курс белорусского рубля к     доллару США за 2015-2016 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка

Средняя рублевая денежная масса за январь-ноябрь 2016 г. составила 9 256,6 млн. рублей. Относительно января-ноября 2015 г. она снизилась на 3,2 %.

В начале ноября 2016 г. средняя рублевая денежная масса составила 10 148,1 млн. рублей, увеличившись в течение года на 882,6 млн. рублей, либо на 9,5 %. Основными причинами, повлиявшими на среднюю рублевую денежную массу стали рост срочных и переводных депозитов юридических лиц (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4 – Влияние на среднюю рублевую денежную массу в 2016 г.
Примечание – Источник: собственная разработка 

Средняя широкая денежная масса с начала 2016 г. сложилась в объеме 33,7 млрд.рублей. Относительно января-ноября 2015 г. ее прирост составил 4,4 млрд. рублей, или 15 процентов.

В ноябре 2016 г. объем средней широкой денежной массы составил 33,5 млрд. рублей, при этом увеличившись по сравнению с ноябрем 2015 г. на 4,4 процента.

Активы банков на 1 декабря 2016 г. составили 65,1 млрд. рублей и за ноябрь 2016 г. выросли на 1,6 млрд. рублей, или на 2,5 процента. Отношение среднего объема активов банков к ВВП в годовом исчислении за ноябрь 2016 г. составило 70,7 процента.

Требования банков и ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ к экономике с начала 2016 года выросли на 125,3 млн. рублей, или на 0,3 процента. За ноябрь 2016 г. требования банков и ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ к экономике увеличились на 492,4 млн. рублей, или на 1,1 процента.

Требования в государственной валюте выросли на 412,4 млн. руб., либо на 2,1 %, а в иностранной валюте - на 80 млн. руб., либо на 0,3 процента.

В структуре активов банков на 1-ое декабря 2016 г. сравнительно с 1 декабря 2015 г. отмечен рост долевой части требований к органам муниципального управления, Национальному банку Республики Беларусь и к нерезидентам. Снижение в годичном выражении наблюдалось в требованиях к субъектам хозяйствования-резидентам (рисунок 5).

 

 

Рисунок 5 – Структура активов банков РБ на 1 декабря 2016 г.
Примечание – Источник: [2], [3]. 

Относительно  пассивов банков по состоянию на 1-ое декабря 2016 г. наблюдалось повышение долевой составляющей средств и сбережений нерезидентов, средств и сбережений субъектов хозяйствования-резидентов, средств и сбережений органов муниципального управления. Тем временем уменьшилась долевая часть средств и сбережений физических лиц, средств и сбережений банковской системы и средств и сбережений нерезидентов (рисунок 6).



Рисунок 6 – Структура пассивов банков РБ на 1 декабря 2016 г.
Примечание – Источник: [2], [3].

По части процентной политики Национальный банк Республики Беларусь сохранил курс на становление уровня процентных ставок в экономике, который бы обеспечивал как финансовую и макроэкономическую стабильность, так и замедление инфляции.

Средняя процентная ставка по новым срочным депозитам в национальной валюте в ноябре 2016 г. составила 9,7 процента годовых.

Средняя процентная ставка по новым срочным депозитам физических в белорусских рублях в ноябре 2016 г. снизилась за месяц на 0,3 процентного пункта до 14,3 процента годовых.

Средняя процентная ставка по новым срочным депозитам юридических лиц в национальной валюте в начале ноября 2016 г. снизилась за месяц на 0,5 процентных пункта до 9,2 % годовых.

Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях в составе 20,9 % годовых, уменьшилась за месяц на 1 процентный пункт. Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в свободно конвертируемой валюте в начале ноября 2016 г. сформировалась в размере  8,1 % годовых.

Национальный банк в области процентной политики придерживается направления на установление в экономике уровня таких процентных ставок, которые бы обеспечивали финансовую и макроэкономическую стабильность, а также замедление инфляции.

Ставки по операциям предоставления ликвидности (кредит овернайт, сделки СВОП) в ноябре 2016 г. составили 23 процента годовых, ставки по операциям изъятия ликвидности (депозит овернайт) 11 процентов годовых. Ставка рефинансирования в ноябре составила 18 процентов годовых. Ставка однодневного межбанковского рынка в среднем за ноябрь составила 11 процентов годовых (рисунок 7).

 

Рисунок 7 – Динамика ставок в РБ за период 2015-2016 гг.
Примечание – Источник: собственная  разработка.

Национальный банк осуществлял процесс урегулирования банковской ликвидности при помощи стандартных операций (постоянно доступные депозиты и операции на открытом рынке) [2].

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

Реализация денежно-кредитной политики в Республике Беларусь осуществляется в целом удачно, свидетельством чего является понижение уровня ставки рефинансирования и налоговой нагрузки на организации, а еще сдерживание темпов инфляции.

Совершенствование такого рода составляющих системы государственного регулирования индустриальной политики Республики Беларусь как денежно-кредитная политика должно непременно выполняться исходя из увеличения их роли в регулировании экономики и необходимости поддержания предстоящего стабильного экономического будущего государственной экономики.

Монетарная политика Республики Беларусь в настоящий период времени направлена на обязательное достижение финансово-экономической стабильности, постепенное достижение нормального, согласно международным стандартам, уровня темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь отталкивается от того, что самым приемлемым является такая альтернатива монетарной политики, при которой не допускается резких колебаний в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Библиографический список:

1. Указ Президента Республики Беларусь от 03.10.2016 № 359 « Об основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» - Минск, 2016г. - 7 с.
2. Аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере РБ» - Минск, 2016г. – 53 с.
3. Аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере РБ» - Минск, 2015г. – 62 с.




Рецензии:

30.05.2017, 11:51 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья хорошо иллюстрирована и может быть опубликована.

21.08.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Герасимчик Екатерина Андреевна:
Спасибо большое за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх