Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 05.06.2017.

Физическая и умственная работоспособность студентов и влияние на неё различных факторов

Киселева Анастасия Евгеньевна

бакалавр

Кемеровский Государственный Университет

студент

Глинская Наталья Сергеевна студентка 3 курса социально-психологического института Кемеровского Государственного университета. Научный руководитель: Шаньшина Галина Александровна, старший преподаватель кафедры спортивно-оздоровительных технологий КемГУ.


Аннотация:
В статье описаны объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов, изменение состояния организма под влиянием режимов и условий обучения, признаки утомления в процессе умственного труда, а также работоспособность и влияние на нее разных факторов.


Abstract:
The article describes the objective and subjective factors of learning and the reaction of the students' body to them, the change in the state of the organism under the influence of the conditions and conditions of training, signs of fatigue in the process of mental labor, and the availability and influence of various factors on it.


Ключевые слова:
работоспособность; утомляемость; студенты; физические упражнения; физическая активность.

Keywords:
working capacity; fatigue; students; physical exercises; physical activity.


УДК 612

Введение. Работоспособность – это умение человека осуществлять определенную деятельность в рамках установленных временных лимитов и параметров производительности. С одной стороны, она отражает способности биологической природы человека, служит признаком его дееспособности, с другой – выражает его общественную суть, являясь признаком успешности освоения требованиями какой-то определенной деятельности.

Специальные знания, навыки и умения, а также определенные  психофизические качества, такие как внимание, память, особенности сердечнососудистой и эндокринной систем –  это основа профессиональной работоспособности человека. Помимо этого, с целью преуспевания в деятельности, огромной ролью обладают и такие качества личности,  как смекалка, ответственность, честность и комплекс специализированных свойств, которые требует конкретная деятельность. Работоспособность находится в зависимости и от степени мотивировки установленной задачи, соответствующей способностям личности. Все это без исключения воздействует на эффективность работы и продуктивность труда.

В любой период работоспособность обусловливается влиянием различных внешних и внутренних условий, не только лишь по отдельности, но и в их совокупности. Данные условия возможно поделить на три главные категории: физиологические – общее положение состояние здоровья и многофункциональная готовность, сон, питание и др.; физические – действие  на организм посредством эмоций: уровень и вид освещения рабочего участка, температура в помещении, степень  шума и др.; психические – самочувствие, душевное состояние, мотивированность и др.

Юный возраст более благосклонен для физиологической и интеллектуальной работы. Наукой накоплены экспериментальные сведения о том, что непосредственно способности юного организма дают возможность ему преобразовывать и осваивать большой академический материал во время обучения и по-новому его реализовывать в наиболее взрослом возрасте.

Многочисленные изучения по исследованию характеристик мышления, памяти, стойкости интереса, динамики интеллектуальной трудоспособности в ходе производственной работы у приспособленных (тренированных) к регулярным физиологическим перегрузкам лиц и у неадаптированных (ненатренированных) лиц говорят, то что характеристики интеллектуальной трудоспособности непосредственно находятся в зависимости от степени общей и специальной физиологической подготовленности. Интеллектуальная работа станет в наименьшей мере подвергаться воздействию негативных условий, в случае если преднамеренно использовать ресурсы и методы физической культуры (к примеру, физкультурные разминки, активный отдыхи т. п.).

Физическая и интеллектуальная работоспособность считается обратным отображением состояния утомления – чем больше увеличивается переутомление, тем ниже падает работоспособность. Обычно, физиологический  процесс утомляемости приравнивается к  понижению функциональных способностей организма, которое провоцируется исполнением конкретного объема интеллектуальной и физической деятельность. Степень физической и интеллектуальной работоспособности обусловливается быстротой и характером утомления, то есть имеется состояние, которое появляется равно как результат деятельности при дефицитности восстановительных процессов в организме. Однако всегда как главный результат утомления считают понижение производительности труда, его эффективности.

Физическое переутомление появляется  как при местной, так и при общей физической перегрузке. Это связано с переменой функциональной активности нервных окончаний, с патологией функций передачи нервных импульсов, а кроме того с истощением функциональных запасов в мышце.

Умственное переутомление и взаимосвязанное с ним понижение работоспособности обладают собственными характерными чертами. При умственном утомлении уменьшается сила памяти, из-за чего стремительно пропадает из памяти все то, что недавно до этого было освоено. При продолжительном занятии умственной  работой в организме имеют все шансы появляться функциональные перемены, которые обуславливаются практически отсутствием физической активностью. Проявляется это в смещении в худшую сторону деятельности сердца, склеротических модификациях кровеносных сосудов, проявлений гипотонии, гипертонии, появлении неврозов. Помимо этого, уменьшается работоспособность абсолютно всех внутренних органов. Объясняется данное тем,  что с малоработающей мускульной системе в головной мозг поступает небольшой поток данных, а именно это и приводит к ослаблению детонаторного процесса и торможению в конкретных зонах коры больших полушарий. Появляется условие для высокой утомляемости, уменьшения уровней интеллектуальной и физической трудоспособности. Снижение мышечного тонуса ухудшает осанку.

Студенческий день учащихся насыщен внушительными интеллектуальными и эмоциональными перегрузками. Вынужденная рабочая поза, в которой мускулы удерживают тело в конкретном состоянии и  длительный  период времени напряжены, нередкие нарушения порядка работы и отдыха, ненормированные физические перегрузки – все это без исключения способно стать фактором утомления, которое накапливается и становится усталостью.

Для того чтобы это никак не произошло, следует один тип работы заменять другим. Физиологическая суть возобновления сил, на первый взгляд, достаточно проста. Однако уже после трудной физической работы шлейф утомления растягивается в несколько дней, а уже после усиленной интеллектуального работы – даже до двух недель. И почти никто не осознает, что каникулы длиной в неделю после экзаменационной сессии – очень небольшой срок для полного восстановления сил. И в случае, если никак не совершать предупредительных мер (повышение двигательной активности, времени нахождения на открытом воздухе  и т. д.), переутомление к окончанию второго семестра делается существенным. А это способно воспрепятствовать эффективной учебе.

Наиболее результативная модель отдыха при интеллектуальном труде – активный отдых в виде небольшого физического работы либо занятий физическими упражнениями. Рационально выбранный порядок трудового дня и физкультурно-спортивные занятия значительно могут помочь в снятии утомления.

Способность человека к продолжительному и напряженному труду во многом ограничивается его личными физическими способностями. Но физические возможности человека могут быть изменены под воздействием сосредоточенного использования средств физической культуры и спорта. Подобные занятия увеличивают степень функциональных способностей, физическую и психологическую стабильность; уменьшают заболеваемость; гарантируют значительную насыщенность и индивидуальную эффективность работы. Все это без исключения подчеркивает значимость для будущего профессионала заранее, уже во время обучения, позаботиться об обеспечении собственной физической и психологической готовности к интенсивному профессиональному труду.

Выводы. Обобщенные данные эффективного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние значительной работоспособности учащихся ВУЗов в учебно-рабочем деле, следующие: продолжительная поддержка работоспособности в учебном труде; ускоренная адаптируемость; эмоциональная стабильность к сбивающим условиям; успешная реализация учебных требований и приличная успеваемость; высокие дисциплинированность и организация в учебе, быту, отдыхе; разумное использование свободного времени с целью индивидуального и профессионального развития.

Необходимо отметить, что комбинация учебы со спортивными занятиями обязано обладать оптимальным балансом, который находится в зависимости как от личных качеств и возможностей отдельного лица, так и от условий учебного работы, быта и наличия спортивных баз.

Регулярные занятия физическими упражнениями, и, главное, учебно-тренировочные обучения в спорте, оказывают позитивное влияние на психические функции, с младенческого возраста формируют интеллектуальную и эмоциональную стабильность к напряженной деятельности.

Библиографический список:

1. Физическая работоспособность человека [Электронный ресурс] URL: http://medbiol.ru // Биология и медицина (дата обращения: 02.05.2017)
2. Работоспособность человека [Электронный ресурс] URL: http://www.up-pro.ru // Управление производством (дата обращения: 09.05.2017)
3. Особое состояние студентов во время экзаменов [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.org // Физическая культура студента и жизнь (дата обращения: 09.05.2017)




Комментарии пользователей:

7.07.2017, 14:25 Ульянова Юлия Семеновна
Отзыв: Ульянова Юлия Семеновна. В работе Киселевой А.Е. есть введение, заключение, но нет определений объекта, предмета исследования, задач, указания методике, которые отличают научную статью от реферата. Не указан ни один исследователь, который обращался бы к тому же вопросу, помог бы убеждению в том, что все сказанное исключительная продукция автора. Рукопись следует обогатить, чтобы ее ценность возросла.


8.07.2017, 15:35 Шошин Сергей Владимирович
Отзыв: Представленная на рецензирование рукопись является оригинальным и выполненным на актуальную тему исследованием. По итогам проверки, проведенной с использованием ресурса сайта: https://www.antiplagiat.ru/My/Cabinet, для рецензируемой рукописи характерно значение оригинальности текста в 94,52%. Рукопись может быть рекомендована для опубликования. Вместе с тем, в процессе дальнейшей научной работы автора ей можно рекомендовать, в частности: 1. В будущем подвергать рукописи своих работ более тщательной редакционной правке. Досадные опечатки, порой, производят весьма удручающее впечатление на читателей работы. 2. Формально, работоспособность не является напрямую признаком дееспособности. См., например: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/9e6e097ccc381775641f6a57435aa14a854c504c/. Хотя, можно предположить, что категории российского гражданского права несколько выходят за пределы предмета исследования рецензируемой рукописи.


11.08.2017, 11:32 Эрштейн Леонид Борисович
Отзыв: Эмпирики нет. Вывод очевиден. Ну где тут наука? Чтобы увеличить работоспособность надо заниматься физкультурой. Это не очевидно? Откуда у автора данные про переутомление? У всех ли студентов, ну и т.п.


Оставить комментарий


 
 

Вверх