Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №49 (сентябрь) 2017
Разделы: Искусствоведение
Размещена 05.07.2017.
Просмотров - 2541

Произведения историко-революционного жанра в собрании Чувашского государственного художественного музея (к 100-летию Октябрьской революции)

Булганина Анастасия Николаевна

кандидат искусствоведения

БУ "Чувашский государственный художественный музей" Минкультуры Чувашии

научный сотрудник

Аннотация:
Исследуется музейная коллекция произведений историко-революционного жанра с целью ее систематизации и популяризации. Проанализирована работа художников над исторической темой и рассмотрен характер их творческой индивидуальности.


Abstract:
Researched the Museum's collection of works of the historical-revolutionary genre, with the aim of systematization and popularization. Analyzed the work of artists over the historical theme addressed the nature of their creative individuality.


Ключевые слова:
Чувашский государственный художественный музей; историко-революционный жанр; советское изобразительное искусство; чувашское изобразительное искусство.

Keywords:
Chuvash State Art Museum; historical-revolutionary genre; soviet art; сhuvash art.


УДК 75.044

Историко-революционный жанр в изобразительном искусстве возник как самостоятельный раздел исторического жанра, благодаря творениям крупных мастеров отечественной живописи, отражающих темы и образы революционной современности. За годы Советской власти художниками разных поколений и национальностей создано немало произведений, посвященных масштабным и значимым событиям – Октябрьской революции, Гражданской войне и крупному строительству социалистического общества.

В собрании Чувашского государственного художественного музея находятся около 50 произведений историко-революционного жанра советских и чувашских мастеров изобразительного искусства. Художественную летопись революции создают А.В. Моравов «Петроград. У ворот Петропавловской крепости в октябре 1917 года» (1920-е–1930-е), А.И. Баранский «Штурм Кремля Красной гвардией в 1917 году через Никольские ворота» (1947), В.С. Захаркин «Ф.Э. Дзержинский в штабе левых эсеров» (1952-1954), П.В. Сизов «Выступление М. Сеспеля на I съезде комсомола чувашской секции в 1920 году с обращением к Ленину» (1978) и другие.

Важное место в коллекции занимает известное произведение В.А. Серова «Ленин провозглашает советскую власть» (1949). Это одно из ранних авторских повторений художника, где за спиной лидера большевиков В.И. Ленина еще изображены советские руководители И.В. Сталин, Ф.Э. Дзержинский и Я.М. Свердлов. Картина, переданная в 1954 году приказом министерства культуры Российской Федерации, до сих пор требует отдельного и более глубокого изучения.

Множество произведений о «вожде, учителе и друге», председательствующем на съездах, бесчисленное количество его портретов появилось в 1930-1940-е годы, когда в советском изобразительном искусстве была «нарушена основа творческого процесса – свобода самовыражения художника, за все более жестким утверждением единственного стиля и образа жизни, декретировалась и единая художественная форма» [2, 226]. Иными словами, утрачивая всю полноту, сложность и многогранность выразительных средств, искусство становилось иллюстрированным и прямолинейным. К таким, например, относятся произведения Г.А. Ечеистова «В.И. Ленин» (1934), Г.С. Верейского «Портрет В.И. Ленина» (1939), П.А. Радимова «Выступление В.И. Ленина на 4 конгрессе Коминтерна» (1940),  В.Р. Иванова «Ленин на Пороховых» (до 1940), А.Н. Парамонова «Ленин в кабинете» (1940).

Позднее в историко-революционном жанре появляется глубокий лирический подтекст, ему стала присуща волнующая поэтичность и эмоциональность. Как и в предшествующие годы, огромное значение имела личность В.И. Ленина. Однако теперь он не изображался в сюжетах с каким-либо решающим событием гражданской войны или революционным действием. Художники больше стремились показать его человеческие качества и раскрывали различные грани образа.

Своеобразная культурная политика повлияла и на национальные республики. В связи с получением автономии при политической деятельности В.И. Ленина художники с огромным желанием и творческим воодушевлением посвящали свои произведения «вождю народов». Так, в 1935 году Н.К. Сверчков создал большое историческое полотно «Объявление автономии Чувашии». Исследователи, анализируя данное произведение, критично подходили к авторскому решению композиции картины. Отмечалась спешка в изображении фигур, отсутствие достоверности исторического факта. Возможно, автору, действительно, не хватило времени для глубокого изучения исторического материала в связи со скорым открытием юбилейной  выставки. Но, тем не менее, картина наполнена ярким светом, что  усиливает ощущение торжественности и праздничности исторического события. Позднее, в 1963 году, художник создал еще один вариант картины на эту же тему, которая по манере исполнения выглядит значительно слабее предыдущей. Она меньше по размеру, но ее композиция мало отличается от ранее написанной. А в цветовом решении полотна богатство палитры первого варианта заменено однообразием цветового строя.

Тема национальной истории глубоко проникла в творчество Н.К. Сверчкова. Вернувшись из Омска на Родину в 1934 году, он создал целый ряд произведений, в которых ощущается живая непосредственность рассказа, искренняя увлеченность темой, реалистическая достоверность и ясность образных характеристик. К примеру, интересна следующая картина автора «Передача колхозу Государственного акта на вечное пользование землей» (1935). Ее композиция выстроена таким образом, что автор сосредотачивает внимание зрителя на самом событии, происходящем в глубине левой половины картины. На переднем плане и в правой части холста художник создает целую галерею крестьянских типов – мужчин и женщин всех возрастов, детей. Иными словами, на праздничном собрании присутствует вся деревня – от юного пионера до седобородого деда. Ясное небо, ярко светит солнце, свежая пышная зелень – словно сама природа радуется тому, что свершается вековая мечта сельского труженика. Колористическое решение картины основано на сочетании интенсивных цветовых пятен, что характеризует стремление художника собрать цвет в большие звучные массы. Для передачи интенсивного солнечного света Н.К. Сверчков прибегает к обобщенному гармоничному сочетанию цветов, ведь живописное впечатление настоящего солнечного света можно создать правильными соотношениями тонов.

Стремление дать современную оценку историческому событию, верное понимание роли масс и личности в истории чувствуется в полотнах В.Д. Воронова «Приезд М.И. Калинина в Алатырь в 1919 году» (1937), М.А. Костина «Разъяснение крестьянам первого декрета о земле» (1955) и В.М. Макарова «Первая весть об Октябре в чувашской деревне» (1957).

Важное историческое событие – выступление Всесоюзного старосты    М.И. Калинина в Алатыре в мае 1919 года – выбрал для своей картины В.Д. Воронов. Посещение районов Средней Волги агитационно-инструкторским поездом «Октябрьская революция», который возглавлял М.И. Калинин, сыграло большую роль в мобилизации сил народов Поволжья на борьбу с Колчаком. После выступления Калинина на семитысячном митинге трудящихся города Алатыря и уезда его участники единодушно приняли резолюцию, в которой заявили: «Рабочий класс Алатыря, трудовое крестьянство и гарнизон Красной армии дают свое революционное слово, что они в последней революционной схватке с международным империализмом и внутренней контрреволюцией не отступят и будут защищать до последней капли крови Красное знамя социальной революции до тех пор, пока пролетарская революция не восторжествует во всем мире» [3, 36]. В произведении чувствуется стремление к исторической достоверности факта. В образе Калинина живописец попытался раскрыть убежденного и страстного пропагандиста ленинских идей.

Наиболее значительной стала его следующая картина «Ленин в Казанском университете» (1940-1942). Избранный художником момент ясно раскрывает основную мысль автора: единодушно возбужденная студенческая масса противостоит растерянной толпе профессоров и преподавателей. Весьма убедительно трактованы лицо и фигура Владимира Ульянова, отчего сюжет получает в его образе необходимую кульминацию. К сожалению, отдельные недописанные места разрушают общее благоприятное впечатление от полотна, оставшегося незавершенным из-за преждевременной кончины автора.

Заметное место в чувашском изобразительном искусстве заняло полотно В.М. Макарова «Ленин в селе Кокушкино» (1950). Используя метод прямого изображения, на вытянутом по горизонтали холсте автор изобразил Володю Ульянова, сидящего на бревнах, чуть ближе к левому краю картины. На заднем плане – деревенская изба, огороженная неровным дощатым забором, вдали – окраина села, где полосой идет дождь. Небо хмурое, цвета поблекли, и общий колорит картины серо-сиреневый, хотя сквозь облака уже проглядывает кое-где солнечный свет. Особенностью колористического решения картины является сопоставление доминирующего светлого пятна раскрытой книги на первом плане с созвучием цветов фона. Контрастное пятно создает определенный акцент, оттеняющий синеватые, охристо-красноватые мазки. Ощущение влажности воздуха передает внутреннее состояние юного революционера: смятение и тревожность.

Интересна по живописно-композиционному строю картина С.Т. Теребилова «В.И. Ленин с крестьянами» (1959). В ней показана оживленная беседа вождя революции с народом. Все внимание художник сосредоточил на лицах изображенных крестьян, слушающих Ленина внимательно и с большим уважением. Чувствуется, что его слова глубоко западают в их души. Небольшой размер полотна, камерный характер общей психологической трактовки – все это передает атмосферу непринужденной, деловой, серьезной беседы. Преобладание красновато-охристых и темно-коричневых цветов в полотне ярко выражают колорит двадцатых годов – нелегких дней страны. Художнику удалось передать «не гнетущее состояние людей, испытывающее величайшие трудности во всем, а ту убежденность, ту веру в их душах, которая двигала ими и придавала им силы» [1, 245].

Большая творческая работа велась чувашским художником Н.В. Овчинниковым, стремящимся воссоздать в живописи страницы жизни В.И. Ленина, раскрыть его исторические связи с Чувашией: «Подписание декрета об образовании автономии Чувашии» (1950), «В.И. Ленин в Горках» (1960), «В.И. Ленин в рабочем кабинете» (1960) и другие.

Одним из крупных и значительных произведений в творчестве мастера является «Первая борозда. В.И. Ленин на испытании первого советского электроплуга в октябре 1921 года» (1960). Созданное к 90-летию со дня рождения В.И. Ленина, оно в этом же году было показано на выставке «Советская Россия» в Москве. Позднее, в 1978 году, художник создал новый вариант картины, который и находится в музейной коллекции. По силе живописных достоинств она не уступает предыдущему произведению, однако несколько отличается по эмоциональному настрою. В образе В.И. Ленина чувствуется решительность и целеустремленность. Его общность с народом не столь выражена, как в первом исполнении.

Сюжетно-композиционным строем привлекают к себе внимание произведения художника П.Г. Кипарисова «Ленин среди комсомольцев на субботнике в Москве в 1920 году» (2-я пол. ХХ в.) и «О жизни. В.И. Ленин в Шушенском» (1967). Задачу слияния «вождя» с простым народом мастер решает иначе. В картине «О жизни. В.И. Ленин в Шушенском» автор изображает Ленина не среди огромной толпы, а наедине с крестьянином. Он создает глубокие психологические образы, объединяя их не только единой беседой, но и умело используя в картине приемы живописно-пластического языка: композицию, рисунок и цвет.

Совершенно иной характер работы над образом В.И. Ленина выбирает Н.К. Сверчков. Его полотна больше тяготеют к портретным композициям.  Достаточно большое внимание художник уделил не только изображению портретируемого, но и подробно написанному пейзажу. Так, автор создал несколько вариантов картины «В.И. Ленин в Разливе» (1969) и многочисленные эскизы к картине «В.И. Ленин и Н.К. Крупская» (1970). В них главный герой полон мечтаний и раздумий о будущем, он воодушевлен. А декоративность цвета в работах помогает настроить зрителя  на лиричный лад.

О годах юности братьев-революционеров повествует картина Н.П. Карачарскова «На распутье. Братья Ульяновы» (1969–1970). Композиция полотна выстроена таким образом, что вся живописная ткань словно пронизана духом революции, ее идеями и борьбой. Движение начинает сидящий на краю обрыва Владимир. Он собран и сосредоточен. В его задумчивых глазах видны глубокие размышления о будущем. В образе старшего брата передан волевой характер, стойкость и целеустремленность. Он не задумывается о своей дальнейшей судьбе и готов идти до конца. В широко расставленных ногах, во взгляде, устремленном вдаль, в развевающейся на ветру студенческой шинели на плечах – во всем чувствуется бунтарская сила.

Выразительно написан в картине пейзаж. Особое внимание привлекают громадные грозовые облака пунцового цвета, занимающие почти половину холста. Они символично сгущаются над революционерами, словно предрекая грядущие перемены в стране. Не случайно, на наш взгляд, выбрана художником и осенняя пора. Иссохшая трава, хрупкие березки, с которых порывистый ветер срывает последние листья, подчеркивают приближающийся конец старого и вселяют надежду на светлое новое. Цельность и завершенность полотну автор придает при помощи широких, густо наложенных мазков кисти, а холодные серо-голубоватые тона в сочетании с охристыми собирают его в единую живую композицию.

В 1960–1980-е годы художниками создано немало крупных произведений на историко-революционную тему. Этот период явился наиболее ярким и плодотворным для их творческой деятельности. В это время создают крупные полотна А.И. Бородин «Красная конница под Царицыном» (1980-1985), А.П. Бурлай «Красный Царицын» (1985), Ю.А. Бубнов «Чебоксарские комиссары. 1921-1924 гг.» (1987) и другие.

Смелым композиционным строем привлекает полотно «Чувашский поэт М. Сеспель организует революционные отряды среди крестьян против Колчака. 1919 год» (1985) П.Г. Кипарисова. Автор выбрал необычный формат картины – квадрат. Он так умело скомпоновал фигуры на холсте, что зритель сразу охватывает всю сцену, обращая особое внимание на главных персонажей – Михаила Сеспеля и собравшихся вокруг него крестьян. Чувашский поэт, взобравшись на телегу для лучшего всеобщего обозрения, как подобает агитатору, говорит речь. В позе его фигуры: широко расставленных ногах, жестах рук и прямой осанки – переданы уверенность и вдохновение. Художник умело выделил композиционный и зрительский центр картины. Неожиданное появление в селе красноармейцев оторвало крестьян от обыденной жизни. Они, погруженные в раздумья, внимательно вслушиваются в слова М. Сеспеля. Лица всех сосредоточены. Чувствуется, что красноречие и убедительность в словах поэта привлекли их внимание. Как и Н.И. Овчинников художник выискивал интересные типажи  для своих героев в близких ему людях. Автор умело объединил их общим эмоционально-психологическим характером. Картина художника отличается сдержанностью колорита. Голубовато-серые, коричневато-охристые и зеленоватые тона связывают композицию в единое художественное целое. Соглашаясь с мнением искусствоведов, в чувашском изобразительном искусстве такого масштабного подхода к трактовке образа поэта через реальное историческое событие еще не было.

Нельзя не отметить также произведение другого чувашского художника В.С. Гурина «Чапаевцы пришли» (1965), в котором показан выразительный образ героя гражданской войны. Он запоминается открытостью в характере, доброжелательностью взгляда и душевным отношением к людям. Одно из достоинств этой картины – близость героев картины тем простым людям, которые были участниками революции и борьбы за социалистическое переустройство страны. Художник добивается этого ощущения не только правдивостью и теплотой их образов, но и с помощью использования композиционных приемов – выдвигает фигуры на первый план. Кроме яркого образа Чапаева автор выделяет другую фигуру, в которой воплощает то новое, что стало характерно для советского народа. В крепком старике ощущается прирожденное чувство собственного достоинства и большая нравственная сила. Это передано живописцем свободной позой, суровым взглядом, поворотом головы, решительным жестом руки, сжимающей березовую трость. Общая холодная цветовая палитра картины помогает подчеркнуть атмосферу, созданную художником, а тонкие переходы одного цвета в другой придают полотну завершенность.

Другой чувашский художник П.В. Павлов строит произведения по принципу фронтальной композиции («Ополченцы Красной гвардии», 1969; «Красные пахари», 1977). Картина «Ополченцы Красной гвардии» написана в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Она экспонировалась не только на зональных и всесоюзных выставках, но и зарубежных (Болгария, Румыния, Венгрия, ГДР). Полотно, посвященное трудному, тяжелому времени после Октябрьской революции, принесло автору большой успех и признание. На первый взгляд в картине просматривается художественно-эстетическая программа «сурового стиля» 1960-х годов, однако в живописно-пластическом языке нет стандартизации образа типического героя и грубоватой экспрессии формы. Фактура полотна спокойная и плотная, мазки тонкие, аккуратные, плавно переходящие один в другой, детали тщательно проработаны. Многие исследователи изучали произведение П.В. Павлова. Каждый из них раскрывал новые грани картины, находил ее достоинства, что говорит о немалом мастерстве автора.

Таким образом, проведенный анализ работы художников над историко-революционным жанром показал, что их творческая деятельность над данной темой шла довольно сложно, но активно.

В 1920-е – 1930-е годы мастера были свидетелями революционных событий и политических преобразований в стране. Только создавая многочисленные исторические полотна, они могли выразить свои чувства и мысли в сложившейся ситуации. Центральное место в их творчестве занимал историко-революционный жанр, в котором воплощалась эпопея недавних событий. В стремлении создать серьезные исторические полотна мастерам чувашского изобразительного искусства часто мешало отсутствие своей живописной школы. В произведениях это сказывалось на слабости живописно-пластического языка. Однако выразительность образов героев произведений не намного уступала советским живописцам. В эти годы изобразительное искусство пополняется рядом выразительных исторических портретов общественных деятелей и политиков, среди которых главное место занимает портретное изображение В.И. Ленина. В чувашском изобразительном искусстве его образ появляется в сюжетных композициях, он изображается руководителем и организатором трудящихся масс.

Позднее образ В.И. Ленина начинает воссоздаваться глубоко человечным и близким к народу. Не пропадает интерес художников к созданию ленинианы и в 1960–1980-е годы. Художники находят новые методы и средства для раскрытия историко-революционной темы: меняют отношение к пространству полотна, приводят точное название исторического события.

Следует отметить, что в годы распада Советского Союза на смену историко-революционному жанру в изобразительное искусство приходит новая тема – историко-философская. Она приводит художников к использованию в произведениях символов, метафор и аллегорий, что позволяет им ярче, выразительнее и полнее выражать мысли, раскованнее передавать чувства, свободнее пользоваться художественным языком. Приятно осознавать, что в эпоху современных технологий не забываются страницы истории родного народа, сохраняются его корни и традиции.   

Библиографический список:

1. Григорьев А.Г. Образ В.И. Ленина в творчестве художников Чувашии // Ленин и чувашский народ. Учен. зап. ЧНИИ. Вып. 44. – 1974. – С. 244 – 253.
2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2007. – 407 с.
3. История Чувашской АССР. Т. 2. От Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1967.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх