Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №48 (август) 2017
Разделы: Правоведение
Размещена 25.07.2017. Последняя правка: 25.07.2017.
Просмотров - 2132

Правовое положение национальных меньшинств в документах Совета Европы и ООН

Старовойтова Снежана Сергеевна

магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет

студент

Ланко Дмитрий Александрович, кандидат политических наук, доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета


Аннотация:
В данной работе автор рассматривает правовое положение национальных меньшинств, акцентируя свое внимание на документах Совета Европы и ООН. Автор предпринимает попытку исследовать основные проблемы, с которыми сталкиваются различные национальные меньшинства. Изучая положение национальных меньшинств, автор рассматривает документы Совета Европы и ООН по данному вопросу. В заключении, автор проводит сравнение правовых актов Совета Европы и документов ООН и их реализации в отношении прав национальных меньшинств.


Abstract:
In this paper, the author examines the legal status of national minorities, focusing on the documents of the Council of Europe and the United Nations. The author makes an attempt to explore the main problems faced by various national minorities. Studying the situation of national minorities, the author considers the documents of the Council of Europe and the United Nations on this issue. In conclusion, the author compares the legal acts of the Council of Europe and the UN documents and their implementation with respect to the rights of national minorities.


Ключевые слова:
права человека; национальные меньшинства; ООН; Совет Европы; документы ООН; правовые акты Совета Европы.

Keywords:
human rights; national minorities; UN; Council of Europe; UN documents; legal acts of the Council of Europe.


УДК 341

Введение. В современном мире насчитывается множество многонациональных государств, например: Испания, Франция, Великобритания и другие. Многие государства испытывают трудности в отношениях с национальными меньшинствами. Сложность взаимоотношений государственного аппарата с национальными меньшинствами заключается в следующем: во-первых, политический аппарат испытывает трудности, связанные с тем, что государственная политика не всегда способна (на должном уровне) учитывать специфику национальных меньшинств (язык, религия, традиции и иные культурные ценности); во-вторых, политической элите представляется сложным выстроить конструктивный диалог с представителями различных этнических групп, создать все условия, чтобы представители различных национальностей, проживающие на их территории, обладали бы всеми правами и свободами, указанными в международных документах.

Также, некоторые сложности испытывают и национальные меньшинства, проживающие на территориях различных государств. Наиболее распространенной проблемой  национальных меньшинств является нежелание государства считаться с позицией национальных меньшинств. Частым примером является то, что государство проводит свою политику, не учитывая мнения граждан других национальностей.

Актуальность.  В период глобализации каждое государство, особенно малые страны, стремятся сохранить свой язык, традиции, обычаи, поэтому в первую очередь они уделяют внимание своим культурным ценностям, забывая порой о проживающих в стране этнических группах другой национальности.

Национальные меньшинства подвергаются угнетению или дискриминации с различной степенью интенсивности.  Проблемы, встающие перед ними  разнотипны:

- дискриминация: отвержение, связанное с принадлежностью к особой группе, например, индейцы в  Латинской Америке были безжалостно выброшены на обочину общества несколько веков назад и все еще являются чужаками в собственных странах: в Гватемале, Перу, Эквадоре, Боливии;

- культурный гнет: запрещение изучения родного языка в школе или использования его в печатных или аудио-визуальных материалах,  например, Алжир пытается запретить берберам говорить на их языке, лишить их языковой и культурной идентичности;

- экономический гнет: систематическое пренебрежение интересами меньшинства, например, возникающие сложности с трудоустройством национальных меньшинств во многих странах;

- физический гнет: массовое заселение территории меньшинства группой этнического большинства или оккупация территории меньшинства путем переселения населения, например, грузинизация Абхазии и Южной Осетии (заселение национальных автономий грузинскими переселенцами);

- геноцид: политика, проводимая с целью уничтожения всего меньшинства в целом, историческим примером может служить, геноцид евреев и цыган во время Второй мировой войны [7].  

Для стабилизации положения национальных меньшинств в государствах и выработки нормативных актов, которые закрепляют за национальными меньшинствами право на свободу и равенство, служат многие международные документы. Одним из самых значимых документов в данной сфере является Всеобщая декларация прав человека 1948 года. В данной декларации прописаны пункты, обеспечивающие человеку свободу и равноправие. В документе заверено, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, так и национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой принадлежит человек…» [8].

Из Всеобщей декларации прав человека 1948 года следует, что права человека не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением, если человек приговорен к уголовной ответственности. Кроме Всеобщей декларации прав человека, также, особой юридической силой обладает Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 года и вступившая в силу 4 января 1969 года. По состоянию 2010 года данный документ приняли 173 страны и 6 стран конвенцию подписали, но не ратифицировали. Акт гласит: «Государства-участники осуждают расовую дискриминацию и обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами»[1]. Следовательно, каждое государство, подписавшее документ должно уважительно относиться к представителям других национальностей и не ограничивать их в правах и в выборе. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Организация Объединенных Наций стремится предотвратить дискриминацию людей других национальностей. Однако, в современном мире существуют примеры, когда многочисленные группы людей или отдельные народы, ссылаясь на правовые акты, которые закрепляют право на самоопределение, стремятся приобрести суверенитет от того или иного государства. На сегодняшний день данный факт привел к масштабным противоречиям внутри многонациональных государств. Например, такие проблемы существуют в Великобритании, Испании, Бельгии и в других странах. Тем не менее, также существуют страны, которые юридически подчиняются данным законам, но в реальности занимают противоположную позицию. Например, страны Прибалтики, где ущемляются права русскоязычного населения. Исходя из этого, следует, что, в некоторых случаях, документы ООН способствуют образованию определенных групп, которые в дальнейшем будут стремиться к приобретению суверенитета и образованию нового государства, а в других случаях, документы не будут носить юридического статуса в государстве. Поэтому, в данном случае, важно найти середину, некий баланс, который будет способствовать, чтобы граждане других национальностей могли проживать на территории государства, где полностью осуществляются их права, согласно документам ООН, но при этом не нарушать территориальную целостность страны, в которой они проживают. 

Одним из наиболее многочисленных в отношении национальных меньшинств континентов является Европа. В странах Европейского Союза в целом проживает более 75 млн. жителей. Из общего числа 4,8 млн. человек относят себя к разным национальным меньшинствам [6]. Любая этническая группа обладает своими признаками и особенностями. На сегодняшний день национальные меньшинства стремятся обратить на себя внимание, требуя воплотить в жизнь свои цели на региональном, государственном уровнях.

По данным ЕС стало известно, что на Европейском континенте существует 220-230 автохтонных языков.  Также «по официальным данным ЕС наряду с  23 официальными языками Европейского Союза в Европе существует свыше более 60 региональных языков или языков меньшинств, число говорящих на которых составляет  40 миллионов граждан» [4]. Таким образом, можно утверждать, что в Европе существует свыше 80 языков, из которых малой частью являются  национальные языки государств, а большее число языков являются «языками без государства». Следовательно,  число говорящих на неофициальных языках превышает количество людей, которые разговаривают на официальных языках Европейского Союза.

Всплеск развития прав национальных меньшинств в Европе произошел в 90-ых годах XX столетия. Причиной этому послужило развитие этнических конфликтов на территориях, которые ранее принадлежали Советскому Союзу. Исходя из данных фактов, организация Совет Европы приняла ряд документов, которые устанавливают права и свободы национальных меньшинств. Одним из самых важных документов, является Рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств. Рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств является источником, в котором узаконены прерогативы людей другой национальности. Данный документ был подписан странами-членами Совета Европы в 1995 году, за исключением: Франции, Андорры, Монако и Турции, а также конвенция была подписана, но не ратифицирована Бельгией, Грецией, Исландией и Люксембургом. Необходимостью создания документа о правах национальных меньшинств послужили значительные перемены, произошедшие в конце двадцатого столетия: распад СССР, раздробление центральной и восточной Европы на мелкие государства, в которых часто возникали споры. Таким образом, создание конвенции было необходимо для сохранения стабильности мира и безопасности на европейском континенте.  Помимо конвенции, существует целый ряд других правовых актов, которые способствуют урегулированию прав национальных меньшинств в Европе.  В пример следует привести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятую в 1950 году, вступившую в силу с 1953 года, Европейскую социальную хартию, принятую в 1961 году, которая была пересмотрена в 1996 году. Оба документа выражают права и свободы каждого человека. Одной из отличительных черт Конвенции о защите прав человека и основных свобод является то, что данным документом предусмотрен  специальный орган – Европейский суд по правам человека, контролирующий исполнение государствами правил, установленных Советом Европы [2]. Таким образом, любой гражданин Европы, а также Французской Гвианы может обратиться в Европейский суд по правам человека, в случае, если его права и свобода будут ограничены. Европейская социальная хартия закрепляет все социальные права граждан. Также, данный документ должен быть обязательно исполнен странами, подписавшими хартию, так как один раз в два года каждая страна-участник обязуется предоставлять доклады об исполнении данной хартии. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что организация Совет Европы предоставляет большие полномочия людям других национальностей. Также они пристально контролируют исполнение принятых ими документов. Следовательно, Совет Европы уделяет большое внимание данной проблеме.

На сегодняшний момент документы, принятые Советом Европы служат некой базой для формирования законодательных актов государств-членов данной организации. Однако, по мнению адъюнкта Дальневосточного юридического института МВД России Васильевой Надежды Леонидовны «документы провозглашают лишь общие подходы, которые, безусловно, хотя и являются основополагающими, однако не могут привести к решению конкретных проблем» [1]. Из этого следует, что для полного предотвращения вопроса о национальных меньшинствах нужно принимать кардинальные меры, способствующие переменам в отношениях титульной нации и людей других национальностей.

Заключение. Проводя параллель между документами ООН и правовыми актами Совета Европы в отношении национальных меньшинств, можно заметить, что документы ООН в данном аспекте менее жестки, нежели правовые акты Совета Европы. Небезызвестно, что ООН является всемирной универсальной организацией, документы которой реализуются, как в развитых государствах, так и в странах третьего мира. Например, правовые акты ООН распространяются и на страны Африканского континента, которые, как известно,  значительно уступают в своем развитии странам Европы.

Документы о национальных меньшинствах Совета Европы обладают жесткими принципами. Помимо того, Совет Европы ведет пристальный контроль за их исполнением. Правовые акты Совета Европы, как известно, распространяются на государства-члены данной организации, среди которых многие обладают высоким жизненным уровнем. Поэтому, правовые акты Совета Европы рассчитаны на развитые и развивающиеся государства, где каждая страна может дать отчет о проделанных действиях в преодолении вопроса по реализации прав национальных меньшинств.

Библиографический список:

1. Framework Convention for the Protection of National Minorities CETS No.: 157 [электронный ресурс] URL: http://conventions.coe.int/Treaty/Commun/ChercheSig.asp?NT=157&CM=2&DF=10/27/2008&CL=ENG (дата обращения 03.04.2017).
2. Васильева Н.Л. Определение и содержание понятия национальные меньшинства в странах Европы // Дальневосточный юридический институт МВД России [Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/12_ENXXI_2011/Pravo/13_85771.doc.htm (дата обращения 01.04.2017).
3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (дата обращения 01.04.2017).
4. Европейская социальная хартия 1961 г., 1996 г. (дата обращения 01.04.2017).
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (дата обращения 01.04.2017).
6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (дата обращения 01.04.2017).
7. Национальные меньшинства Европы [электронный ресурс] URL: http://www.portal21.ru/news/3059/ (дата обращения 03.04.2017).
8. Шальян Ж. Национальные меньшинства в эпоху национальных государств [электронный ресурс] URL: http://www.hrights.ru/text/b4/Chapter12.htm (дата обращения 01.04.2017).




Рецензии:

24.09.2017, 13:37 Беляков Константин Иванович
Рецензия: Статья, без сомнения, актуальна, познавательна. Изложение и оформление отвечает требованиям. Статью Снежаны Сергеевны рекомендую к публикации.

24.09.2017, 13:39 Беляков Константин Иванович
Рецензия: Только не ясно, автор уже магистр или студент !?!? :)

24.09.2017 23:23 Ответ на рецензию автора Старовойтова Снежана Сергеевна:
Спасибо за рецензию. Автор является магистрантом.



Комментарии пользователей:

25.09.2017, 9:54 Беляков Константин Иванович
Отзыв: Магистрант, это еще не магистр :) Рекомендую исправить


25.09.2017, 19:11 Старовойтова Снежана Сергеевна
Отзыв: Исправлено:)


Оставить комментарий


 
 

Вверх